История раввина : «Как вы можете жить без религии ? »



Несколько лет назад молодой ортодоксальный рав­вин, приехавший из-за рубежа, позвонил мне и попро­сил о консультации. Он сказал мне, что в данный момент обучается специальности психотерапевта экзистенци­ального толка, но испытывает известный конфликт меж­ду своими религиозными взглядами и психологически­ми идеями, изложенными в моих книгах. Я согласился принять его, и через неделю в мой кабинет зашел при­влекательный молодой человек, с длинной бородой, пронзительными глазами и пейсами. На нем была ер­молка и нелепые теннисные туфли. Первые полчаса мы говорили общими фразами — о его желании стать пси­хотерапевтом и о конфликте между его религиозными убеждениями и моими формулировками в «Экзистенци­альной психотерапии». Поначалу он был весьма почти­телен, но постепенно его манера менялась, и он начал высказывать свои убеждения с таким пылом, будто хо­тел обратить меня в свою веру. (Это был не первый ви­зит миссионера в моей жизни.) Голос его все повышал­ся, темп речи ускорялся, и я, к сожалению, потерял тер­пение и высказался гораздо резче и неосторожнее, чем обычно.

— Раввин, на самом деле вас беспокоит только од­но, — прервал я его. — Между нашими взглядами дейст­вительно существует антагонизм. Ваша вера в вездесу­щего, всеведущего персонализированного Бога, кото­рый наблюдает за вами, защищает вас и разрабатывает проект вашей жизни, несовместима с самой сутью экзи­стенциальной позиции, на которой стою я. Она заключа­ется в том, что мы — свободны, одиноки и случайным образом заброшены в равнодушную вселенную. И мы смертны.

— С вашей точки зрения, — продолжил я, — смерть не есть конец. Вы сказали мне, что смерть — всего лишь ночь между двумя днями и что душа человека бессмерт­на. В таком случае желание стать экзистенциальным психотерапевтом является для вас проблемой, ведь на­ши воззрения диаметрально противоположны.

— Но как же вы, — откликнулся он с выражением глубокой озабоченности на лице, — как вы-то можете
жить без этих убеждений? И без всякого смысла? — Он погрозил мне указательным пальцем. — Подумайте хо­рошенько. Как вы можете жить без веры в существо, высшее, чем вы сами? Это невозможно, говорю я вам. Это же существование во тьме. Животное существова­ние. О каком смысле может идти речь, если все обречено на исчезновение? Моя религия дарует мне смысл, муд­рость, мораль, божественную помощь и учит, как надо жить.

— Рабби, я не считаю вашу реакцию рациональной. Все эти блага — смысл, мудрость, мораль, умение
жить — не зависят от веры в Бога. Ну, конечно , религи­озные убеждения помогают вам чувствовать себя спокойно, комфортно, вести добродетельную жизнь. Имен­но для этого и придуманы религии. Вы спросили меня, как я могу без этого жить. Я считаю, что живу хорошо. Я руководствуюсь доктринами, которые предложили люди. Я верен клятве Гиппократа, которую давал, как и любой врач. Я посвятил себя тому, чтобы лечить людей и помогать им расти духовно. Моя жизнь освящена мора­лью. Я испытываю сочувствие к окружающим. У меня хо­рошие, полные любви отношения с семьей и друзьями. Для того чтобы установить границы морали, мне вовсе не нужна религия.

— Как вы можете говорить такие слова? — перебил он. — Я глубоко скорблю о вас. Бывают моменты, в ко­торые я понимаю, что вряд ли смог бы жить без моего Бога, без ежедневных ритуалов, без моей веры.

— А у меня бывают моменты, — ответил я, оконча­тельно потеряв терпение, — когда я думаю, что, если бы мне пришлось посвятить свою жизнь вере в невероят­ное, тратить время на выполнение 613 каждодневных ритуалов и прославлять Господа, который только и ждет наших восхвалений, — я бы, пожалуй, задумался, а не повеситься ли мне!

На этом месте раввин потянулся к своей ермолке. О нет, о нет, подумал я, он же не собирается ей швырять­ся... Я зашел слишком далеко! Непозволительно дале­ко! Под воздействием эмоций я сказал больше, чем хо­тел. Никогда, никогда я не стремился подвергать сомне­нию чью-либо веру!

Но нет, он просто хотел почесать голову и выразить свое недоумение: как широка разделяющая нас идеоло­гическая пропасть! Как далеко отошел я от своего куль­турного наследия! Наш сеанс закончился полюбовно, и мы разошлись в разные стороны — он на север, а я на юг. И я так и не узнал, продолжил ли он изучать экзи­стенциальную психотерапию.

Я ПИШУ КНИГУ О СМЕРТИ

В заключение несколько слов о том, что значит пи­сать о смерти. Для 75-летнего человека, склонного к са­морефлексии, задумываться о смерти и мимолетности вполне естественно. Каждый день я наблюдаю факты, которые слишком убедительны, чтобы их игнорировать: мое поколение исчезает, мои друзья и коллеги болеют и умирают, мое зрение слабеет, и я получаю все больше тревожных сигналов от разных частей моего тела — ко­леней, плеч, спины и шеи.

В юности я слышал, как наши родственники и друзья говорили, что все мужчины рода Яломов были очень слабыми, — и все умерли молодыми. Я долгое время ве­рил в этот сценарий с ранним финалом. Но вот мне 75. Я уже прожил намного больше, чем мой отец, и знаю, что сейчас живу на выигранное у судьбы время.

Разве любой творческий акт не связан с беспокойст­вом о конечности нашего существования? Именно так считал Ролло Мэй, прекрасный писатель и художник, чьи замечательные кубистические изображения Горы Свя­того Михаила висят в моем кабинете. Убежденный в том, что мы творим, пытаясь преодолеть свой страх смерти, он продолжал писать практически до конца жизни. Фолкнер говорил примерно о том же: «Цель любого художника — с помощью искусства остановить движение, которое есть жизнь, и сохранить его так, чтобы через сто лет оно возобновилось под взглядом незнакомца» (4). А Пол Теру говорил, что нам слишком больно вгляды­ваться в смерть, и эта боль заставляет нас «любить жизнь и ценить ее с такой страстью, которая, возможно, является конечной причиной всей радости и всего ис­кусства» (5).

Написать что-либо — все равно что произвести на свет новую жизнь. Я люблю процесс создания произве­дения — от первых проблесков идеи до окончательного безукоризненного текста. Я нахожу удовольствие и в чисто механической работе. Мне нравится «плотниц­кая» сторона писательского ремесла: поиск идеально подходящего слова, шлифовка и полировка фраз. Необ­ходимо догнать движение фразы и подстроиться под ее ритм.

Некоторые думают, что так погружаться в тему смер­ти — ужасно... Когда я начинаю рассказывать о смерти, мои коллеги частенько замечают, что, раз я так подроб­но останавливаюсь на столь мрачной теме, видимо, очень мрачна и моя жизни. Если вы тоже так подумали, значит, я не справился со своей задачей. Я еще раз по­пытаюсь убедить вас, что смелый взгляд на смерть, на­против, прогоняет мрак.

Порой я передаю свои внутренние ощущения, ис­пользуя технику «разделенного экрана». Она применя­ется в гипнотической терапии и помогает пациентам обезвредить некоторые болезненные воспоминания (6). Вот как это происходит: психотерапевт просит па­циента закрыть глаза и мысленно разделить визуальное поле («экран») на две части: в одну половину экрана па­циент помещает болезненный образ, а в другую — при­ятную, успокаивающую картинку (например, прогулка по любимой лесной тропинке или по тропическому пля­жу). Постоянное присутствие умиротворяющей картин­ки компенсирует и смягчает тревожащий образ.

Так и у меня — одна половина внутреннего «экрана» остается трезвой и осознающей мимолетность. На дру­гой же половине разыгрываются сценарии, компенси­рующие боль от такого осознания. Чтобы описать этот сценарий, лучше всего подойдет метафора, предложен­ная биологом-эволюционистом Ричардом Доукинсом (7). Представьте себе тончайший луч света, который не­уклонно движется вдоль огромного массива времени. Все, что луч оставляет позади, погружено в тьму про­шлого; все, что впереди, еще только ждет своей очереди выделиться из преджизненных сумерек. Живо лишь то, что освещает лучик. Этот образ разгоняет мглу и приво­дит меня к такой мысли: мне потрясающе повезло, я здесь, я живу и радуюсь уже тому, что просто существую. Как чудовищно глупо было бы тратить и без того корот­кий миг пребывания под лучом света на странные схемы, которые отрицают жизнь и обещают, что истинное бы­тие ждет нас где-то там, впереди, в неохватной и равно­душной тьме.

Работа над этой книгой сродни путешествию, мучи­тельному и трогательному пути назад, к моему детству, к моим родителям. Меня растревожили давно минувшие события. Я поразился, поняв, что тень смерти сопровож­дала всю мою жизнь. Удивило меня и то, как отчетливо помню я эпизоды, связанные со смертью. Потрясли меня и капризы памяти: например, то, что мы с сестрой, вы­росшие в одной семье, помним совершенно разные со­бытия.

Чем старше я становлюсь, тем ближе ко мне мое про­шлое — об этом прекрасно сказал Диккенс. Его строки открывают эту главу. Может быть, я поступаю именно так, как он советует: замыкаю круг, сглаживая все не­ровности своей жизни, пытаясь охватить взором все то, что сделало меня тем, кем я стал. Теперь, когда я приез­жаю в места моего детства или посещаю вечера встреч выпускников, у меня это вызывает больше эмоций, чем раньше. Может быть, я радуюсь оттого, что мне есть куда приехать, что прошлое не исчезло полностью, и я могу вернуться в него, если захочу. Если, как говорит Кунде-ра, страх смерти вызывается страхом исчезновения про­шлого, тогда возможность возвращения назад — очень хорошее утешение (8). Мимолетность преодолена — пусть всего лишь на миг.

 

ГЛАВА 7

 РАБОТА СО СТРАХОМ СМЕРТИ :

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПСИХОТЕРАПЕВТАМ

Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо.

Теренций

Хотя эта глава адресована в первую очередь психоте­рапевтам, я старался использовать как можно меньше профессиональных терминов, и надеюсь, что она будет понятна любому читателю. Даже если вы не психотера­певт, не откладывайте книгу.

Мой психотерапевтический метод не является обще­принятым. Экзистенциальный подход включен далеко не во все программы подготовки психотерапевтов (кое-где он даже не упоминается). Следовательно, многие те­рапевты могут счесть несколько странными и описан­ные мною клинические случаи, и мою интерпретацию. Чтобы мой подход стал понятен, я должен прояснить, в каком значении употребляю термин «экзистенциаль­ный».

 


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 151; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!