И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО



Удивительным образом расцвет массовой культуры в середине XX в. сов­падает с переходом наиболее развитых стран от индустриального к пост­индустриальному обществу. Удивляет и другое совпадение — место дей­ствия: Соединенные Штаты.

Массовое производство предполагает и массовое потребление — иначе производство становится нерентабельным. Массовое производство вполне допускает различные модификации одного и того же продукта: на одном заводе изготавливают и дешевые машины для народа, и дорогие лимузины для миллиардеров.

В постиндустриальном обществе товары и услуги для богатых составля­ют только вершину айсберга, девять десятых которого составляет массовое производство.

Характеристики постиндустриального общества наложили неизглади­мый отпечаток на массовую культуру. Присущий ему глобализм превратил эту культуру в интернациональное явление. Народная культура целиком базировалась на региональных, общинных и национальных особенностях, поэтому фламандская школа живописи существенно отличается, скажем, от итальянской или французской. С массовой культурой все иначе — песни «Биттлз», созданные в одном месте, транслируются на весь мир электрон­ными СМИ. Массовая культура стала возможной только благодаря подоб­ного рода техническим достижениям.

Другая особенность ее в том, что она формируется не в повседневном взаимодействии людей, отражающих их проблемы, ценности, интересы, а как бы спускается к ним сверху по каналам СМИ. А если говорить о том, какие ценности к ним спускаются, то это прежде всего ценности буржуаз­ного индивидуализма. Во второй половине XX в. Англия и США господство-

343

вали на рынке рок- и джаз-музыки, здесь создавались выдающиеся хиты, которые миллионными тиражами расходились по всем странам, в том чис­ле и тем, где ни о каких либеральных ценностях не знали (страны третьего ми­ра), либо думали о них на очень абстрактном уровне (СССР 1960—1980-х гг., когда советская молодежь, воспитываемая партией в духе коммунистичес­ких идей, увлекалась западной эстрадой). Тем самым в самой простой и до­ступной форме происходила социализация молодежи в самых разных странах преимущественно в духе одного типа идеологических ценностей. Политологи сказали бы, что массовая музыка превратилась в канал экспор­та западной демократии во все страны мира.

8

ТУРИЗМ

КАК ФЕНОМЕН

МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Создание и внедрение в XIX в . новых транспортных средств : парохода , железной дороги — существенно облегчило сообщение между отдален­ными уголками мира , различными культурами , стимулировало резкий рост миграции населения . В XX в . появился новый феномен туризм , который стал возможен только благодаря внедрению новых и совершен­ствованию старых транспортных средств .

Туризм наиболее ярко и выигрышно демонстрирует лучшие черты совре­менной массовой культуры , которая у искусствоведов и социологов в целом вызывает неоднозначную оценку . Указывают на ее вульгарность , примитивное содержание , коммерческую подоснову , а иногда и откро­венно обсценную лексику . Путешествие за деньги в другие страны име­ет коммерческий характер , если это не шоп - туры . Подавляющее боль­шинство из почти миллиардной армии туристов ставят перед собой ис­ключительно либо преимущественно культурно - познавательные задачи — приобщение к сокровищам мировой культуры , памятникам ста­рины , художественным галереям , ознакомление с нравами , традициями и образом жизни других народов .

С экономической точки зрения , туризм является выгодной и высокодо­ходной отраслью , сравнимой по эффективности инвестиционных вложе­ний с нефте -, газодобывающей и перерабатывающей промышленно­стью . С социальной точки зрения , он являет собой демонстрацию возмож­ностей среднего класса . Именно его представители ( а не высшего или низшего классов ) составляют подавляющую массу туристов во всех странах . Естественно , что мимо этого феномена не могли и не могут пройти социологи , изучающие туризм не только как характернейшую черту постиндустриального общества и массовой культуры , но и как своеобразный этнографический феномен , в котором проявляются тво­рческие особенности городской интеллигенции .

345


Дата добавления: 2019-09-02; просмотров: 188; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!