Случаи из терапевтической практики 5 страница



Последний — терапевтический — метод разрешения
противоречия для индивида заключается в попытке под-
нять полученную социальную оценку, изменив то, что под-
вергалось критике со стороны группы. Этот метод разреше-
ния противоречия более вероятен, если человек достаточно
привлекателен для группы и если противоречие между низ-
кой социальной оценкой и более высокой самооценкой не
так велико.

Гораздо более распространенным в терапевтических
группах случаем является обратное противоречие: группа
оценивает индивида выше, чем он оценивает себя. И снова

734

Случаи из терапевтической практики

пациент, оказавшись перед лицом противоречия, будет пы-
таться его разрешить. В некоторых группах он может стре-
миться к снижению социальной оценки, проявляя неаде-
кватное поведение. Однако в терапевтических группах это
поведение приводит к противоположному эффекту —
подъему социальной оценки еще выше, если проявление
неадекватного поведения является искомой групповой
нормой и в дальнейшем вызывает приятие пациента груп-
пой. В ответ на это индивид может начать пересматривать и
переоценивать свой заниженный уровень самооценки.
Клиническая история болезни в качестве иллюстрации по-
может прояснить структуру этого процесса.

Миссис Энд, тридцатичетырехлетняя домохозяйка с
обедненным эмоциональным фоном, пришла лечиться из-
за тревожности и чувства вины, преследовавших ее в связи
с осложнившимися супружескими отношениями. С кли-
нической точки зрения ее самооценка была чрезвычайно
низкой; она занимала позицию самоуничижения в отноше-
нии своего внешнего вида и в отношении своего функцио-
нирования как матери и жены. Она несколько утешилась,
вступив в религиозную организацию, хотя никогда не счи-
тала себя достаточно добродетельной, чтобы общаться с ве-
рующими в своей общине. Миссис Энд вышла замуж за
мужчину, которого считала невыносимым, но, тем не менее,
хорошим человеком и определенно подходящей партией
для нее. Только в своих сексуальных связях, и особенно
когда она поддерживала сексуальные отношения с не-
сколькими мужчинами одновременно, она, кажется, ожи-
вала. Только тогда она чувствовала себя привлекательной,
желанной и способной дать что-то, что другим казалось
ценным. Но это поведение вошло в конфликт с ее религи-
озными убеждениями и вызвало тревогу и самоуничиже-
ние.

Рассматривая группу как социальный микрокосм, тера-
певт вскоре отметил характерные тенденции в ее поведении
в группе. Ее разговоры на групповых встречах строились

735


Ирвинг Ялом

вокруг сексуальной тематики, и в течение многих часов
группа боролась со всеми волнующими последствиями ее
сексуальной дилеммы. Однако в остальное время на груп-
повых встречах она ни в чем не участвовала и ничего не
предлагала. Она относилась к группе, как к своему соци-
альному окружению. Поскольку она не могла ассоцииро-
вать членов группы с добродетельными братьями и сестра- ,
ми по церкви, то чувствовала, что ей нечего предложить ок- '
ружающим, кроме собственных гениталий.

Ее курс терапии по большей части заключался в посте-
пенном пересмотре и конечном развенчании ее убежден-
ности в том, что у нее нет ничего ценного, что бы она могла
предложить окружающим. Как только она начала отвечать
остальным, предлагать им свое тепло и поддержку в обмен
на их проблемы и чувства, она почувствовала себя нужной
другим участникам. Противоречие между социальной оцен-
кой и самооценкой в конце концов разрешилось повыше-
нием уровня последней. Ее поведение изменилось так, что
стали возможны значимые несексуальные отношения в
группе и вне ее, и они продолжали повышать ее самооцен-
ку, тем самым раскручивая спираль адаптации.

Самооценка, социальная оценка
и групповая сплоченность

Пациенты, «избранные» остальными членами как наибо-
лее популярные, имели существенно лучшие терапевтичес-
кие результаты, чем другие члены группы в конце срока.

Изучение наиболее популярных и наименее популяр-
ных участников открыло, что члены группы, выбирая попу-
лярных пациентов, отдают предпочтение молодости, обра-
зованию, умственным способностям и способности к ин-
троспекции. Все популярные пациенты взяли на .себя
лидерство в группах, помогая терапевту заполнить вакуум в

736

Случаи из терапевтической практики

недавно образовавшихся группах, когда терапевт отказы-
вался взять на себя роль традиционного лидера.

Наименее популярные пациенты, согласно нашей вы-
борке, были негибкими, моралистичными, неспособными
к интроспекции, с трудом вовлекаемыми в групповую зада-
чу. Четверо оказались явно девиантными и быстро доби-
лись своей изоляции, на что отреагировали агрессивно,
атаковав группу и тем самым закрепившись в положении
изолированных. Другие, проявлявшие шизоидный страх
перед групповым процессом, остались на периферии группы,
никогда не подключаясь к волне взаимодействия в группе.

Обобщая эти открытия, можно сказать, что члены груп-
пы добиваются популярности и влияния посредством
своей активной сопричастности, самораскрытия, самоизу-
чения, эмоциональной экспрессивности и лидерского по-
ведения. Короче, мы можем сказать, что они добиваются
одобрения (и в конечном счете улучшения) в группе, при-
нимая максимальное участие в групповой задаче.

Важно отметить, что индивид, удовлетворяющий груп-
повым нормам, поощряется не только повышением обще-
ственной оценки, но он также пожинает и другие плоды.
Например, поведение, соответствующее групповым нор-
мам, сослужит ему добрую службу и в его взаимоотношени-
ях вне группы. Другими словами, навыки общения, ис-
пользуемые индивидом в группе для достижения популяр-
ности и ее удержания, вероятно, помогут ему действовать
более эффективно, решая проблемы межличностного об-
щения вне группы. Таким образом, растущая популярность
в группе имеет двоякий терапевтический эффект: влияет на
самооценку и усиливает адаптационные социальные навыки.

Групповая сплоченность и выражение враждебности

Было бы неверным отождествлять групповую сплочен-
ность с комфортом. И хотя в группах с высокой сплочен-
ностью могут быть сильнее выражены приятие, близкие

737

24 - 7230


Ирвинг Ядом

отношения, понимание, есть свидетельства того, что в них
разрешается развивать и выражать враждебность и кон-
фликтность.

Враждебность должна выражаться открыто, иначе по-
стоянные и ни с кем не разделяемые переживания враждеб-
ности будут мешать пациентам эффективно исследовать
друг друга. Невыражаемая враждебность просто тлеет внут-
ри и просачивается наружу самыми разными путями, ни
один из которых не облегчает группового терапевтического
процесса. Это трудно — продолжать честно общаться с тем,
кто тебе не нравится. Несмотря на то что соблазн избавить-
ся от нежелательного общения и порвать отношения очень
велик, особенно когда каналы общения оказываются за-
крытыми, всегда есть надежда на разрешение конфликта,
на личностный рост и изменение позиции.

В терапевтическом процессе общение не должно пре-
рываться; соперники должны продолжать вместе работать
над чем-то значимым, они должны нести ответственность
за свои высказывания, и это вынудит их быть выше оскор-
блений. В этом, конечно, состоит большое отличие тера-
певтических групп от групп социальных, в которых кон-
фликты часто приводят к окончательным разрывам отно-
шений. Описание пациентами критического инцидента в
терапии часто связано с эпизодом, в котором они испытали
сильный негативный аффект. Однако в каждом случае они
оказывались способными унять шторм и продолжить отно-
шения (часто даже в более удовлетворяющей их манере) с
другим членом группы.

Основа этих событий заключена в условиях сплочен-
ности. Группа и ее члены должны значить друг для друга
достаточно много, чтобы они могли захотеть вынести дис-
комфорт совместного прорабатывания конфликта. Спло-
ченные группы подобны семьям, в которых ведутся междо-
усобные войны, но для которых характерно сильное чувст-
во преданности семье.

738

Случаи из терапевтической практики

Для многих пациентов важно пережить опыт, когда на
него нападают, В борьбе, как полагает Франк, каждый мо-
жет ближе познакомиться с причинами, по которым он за-
нимает определенную позицию, и научиться противосто-
ять давлению окружающих. Конфликт может способство-
вать самораскрытию, поскольку каждый стремится узнать
себя получше, чтобы прояснить собственную позицию.
Если члены группы могут пойти дальше простого заявле-
ния о своей позиции, тогда они смогут начать понимать
прошлый и настоящий опыт других людей и видеть их по-
зиции так, как их видят эти люди; они могут начать пони-
мать, что чья-то точка зрения может быть для них столь же
приемлема, сколь приемлема для них их собственная точка
зрения. Путь к рукопожатию, отработке и в конечном счете
разрешению проблемы острой неприязни или ненависти к
какой-либо личности представляет собой опыт огромной
терапевтической силы.

Клиническая иллюстрация прояснит эту мысль. Сью-
зан, сорокашестилетняя руководительница частной шко-
лы, и Джин, девушка двадцати одного года, бросившая
высшую школу, объявили друг другу жестокую войну. Сью-
зан презирала Джин за ее свободный стиль жизни, за то, что
она представлялась ей ленивой и легкомысленной. Джин
приходила в бешенство от склонности Сьюзан ее осуждать,
от ее ханжества, от ее замашек старой девы и позерства. К
счастью, обе они были активными членами группы. (Здесь
сыграли роль счастливые обстоятельства. Джин в течение
года была одним из основных членов группы, затем вышла
замуж и уехала на три месяца за границу. Как раз в это вре-
мя Сьюзан вступила в группу и за время отсутствия Джин
стала по-настоящему вовлеченной в дела группы.)

У обеих в прошлом были проблемы с раздражительнос-
тью. В течение четырех месяцев они еле терпели друг друга,
время от времени вступая в стычки (например, когда Сью-
зан по-ханжески возмутилась, услышав, что Джин употреб-
ляла марихуану, и когда Джин, узнав о том, что Сьюзан дев-

739

24'


Ирвинг Ялом

ственница, высказала мнение, что Сьюзан — это несураз-
ный пережиток прошлого). Была проделана большая груп-
повая работа; они многое узнали друг о друге и наконец
осознали жестокость взаимного осуждения. В конце кон-
цов они обе смогли понять, как много значат друг для друга
и на личностном, и на символическом уровне. Джин отча-
янно нуждалась в одобрении Сьюзан, Сьюзан испытывала
глубокую зависть к свободе Джин, поскольку никогда не
могла себе ее позволить. В процессе совместной работы обе
полностью изучили природу своей ярости, они познали
прежде неизвестные им стороны самих себя и приняли их,
им удалось развить в себе способность к эмпатийному по-
ниманию и приятию друг друга. Они не смогли бы вытер-
петь крайне дискомфортного состояния, вызванного кон-
фликтом, если бы не сильная сплоченность, которая, не-
смотря на болезненность ситуации, удержала их в группе.

Сплоченные группы не только более способны создать
условия для выражения враждебности своих участников,
но есть данные, что они даже больше способны выражать
враждебность по отношению к своему лидеру. Безотноси-
тельно к личному стилю иди мастерству лидера терапевти-
ческая группа приходит, часто в течение первых десяти за-
нятий, к чувству определенной степени враждебности и
раздражения в его отношении. Он не удовлетворяет их со-
зданные в воображении ожидания, он недостаточно заботлив,
недостаточно директивен, он не предлагает немедленного
улучшения. Если группа не выражает эти чувства открыто,
могут иметь место несколько вредоносных последствий.
Члены группы могут выбрать какого-нибудь козла отпуще-
ния, или другого члена группы, или институт — «психиат-
рию» или «докторов», как объект для критики; они могут
подавлять гнев, переживая в группе только вялое раздраже-
ние; короче, они могут начать устанавливать нормы, отри-
цающие открытое выражение раздражения. С другой сто-
роны, это очень полезно для группы, если ее участники в
состоянии выражать свою враждебность и затем видеть, что

740

Случаи из терапевтической практики

никакой непоправимой беды не происходит. Гораздо луч-
ше, если терапевт примет эту атаку на себя вместо какого-
то другого участника, которому будет гораздо сложнее вы-
стоять и понять происходящее. Более того, этот процесс яв-
ляется самоусугубляющимся; согласованная, эффективная
критика лидера, который не обороняется активно, служит
дальнейшему усилению групповой сплоченности. Напри-
мер, в одной группе во время восьмой встречи ее члены по-
тратили много времени на отвлеченные темы, такие, как
политика, гипноз, отпуск и т. д. Как только некоторые
участники явно выключились из процесса обсуждения, те-
рапевт спросил, что делает группа. Он обратил внимание,
что один из пациентов заявил, что скучает, и терапевт вы-
разил удивление — почему группа обсуждает скучные темы.
Последовала атака на терапевта: это был первый для груп-
пы случай его критики. Каждый стал утверждать, что дис-
куссия ему была очень интересна; члены группы выразили
непонимание, — а в чем, собственно, состоят функции те-
рапевта; его обвинили в том, что он задал всем одно и то же
направление до того, как они начали терапию; и под конец
ему сообщили, что группа занималась увлекательным об-
суждением перед тем, как он «вмешался и переменил тему».

Самое интересное, что позднее члены группы оценили
данное занятие по раду параметров как лучшее, которое у
них было.

Катарсис

Как всегда, предполагалось, катарсис играет важную роль в
терапевтическом процессе, хотя рациональные основания
его использования существенно различались. <...> Со вре-
мени выхода в 1895 г. трактата Брейера и Фрейда, посвя-
щенного истерии, многие терапевты пытались помочь па-
циентам избавиться от вытесненного материала, подавляе-
мых аффектов. Что понял Фрейд, а впоследствии все

741


Ирвинг Ялом

психотерапевты динамического направления, так это то,
что катарсиса недостаточно. В конце концов, мы испыты-
ваем эмоциональные переживания, иногда очень сильные,
в течение всей нашей жизни и безо всяких последствий.

Катарсис — это часть межличностных взаимоотноше-
ний; еще никто не заявил о том, что получил стойкий поло-
жительный результат от выражения своих чувств в пустом
туалете. Сильное выражение эмоций влечет за собой разви-
тие сплоченности; члены групп, которые выражали друг
другу сильные чувства и добросовестно работали с этими
чувствами, разовьют сильные взаимные связи.

Таким образом, в заключение можно сказать, что от-
крытое выражение аффекта, вне всякого сомнения, жиз-
ненно важно для группового терапевтического процесса;

без аффектов группа дегенерирует до бесплодной праздной
церемонии. Однако это только один аспект процесса, кото-
рый должен быть дополнен другими факторами.

Экзистенциальные факторы — ответственность, базо-
вое
чувство одиночества, непредсказуемость, признание
своей смертности и принятие ответственности за свою
жизнь, заброшенность или непостоянство бытия — играют
важную роль в психотерапии, но, как правило, их недооце-
нивают. Только тогда, когда терапевты постигают всю глу-
бину своей работы, а также человеческой природы, они от-
крывают, обычно к своему удивлению, что являются экзис-
тенциально ориентированными.

Экзистенциальный терапевтический подход, с его ак-
центом на выборе, свободе, ответственности, смысле жиз-
ни, возможности, до недавнего времени был в гораздо боль-
шей степени приемлем для европейского терапевтического
сообщества, чем для американского. Европейская фило-
софская традиция, географическая и этническая ограни-
ченность, близкое знакомство с лишениями, войной, смер-
тью и ненадежностью, нестабильностью существования —

•         742

Случаи из терапевтической практики

все это способствовало распространению влияния экзис-
тенциализма. Американский дух экспансивности, оптимиз-
ма, неограниченных горизонтов и прагматизма воспринял
вместо этого научный позитивизм, предложенный меха-
нистической фрейдистской метафизикой или сверхрацио-
нальным, эмпирическим бихевиоризмом (странное сосед-
ство).

Как бы то ни было, с недавнего времени развитие аме-
риканской психотерапии связано с появлением так назы-
ваемой «третьей силы» в американской психологии (третья
после психоанализа Фрейда и бихевиоризма Уотсона). Эта
сила получила название «гуманистическая психология», и
ее влияние на современную терапевтическую практику ог-
ромно.

Люди поняли, что поддержка и помощь со стороны ок-
ружающих не может быть безграничной и постоянной и что
в конечном счете всю ответственность за свою жизнь они
должны нести сами, в одиночку. Они познали также, что,
как бы они ни были близки и открыты окружающим, суще-
ствует предел, за которым никто не сможет сопровождать
их: это базовое одиночество существования, к которому
надо относиться как к данности и которого невозможно из-
бежать. Многие пациенты научились смотреть в лицо огра-
ниченности существования и своей смертности открыто и

мужественно.

Примирение с неизбежностью собственной смерти,
осознание всей глубины этой идеи позволяет увидеть забо-
ты и хлопоты повседневной жизни в ином свете, позволяет
избавиться от всего пустого и никчемного в своей жизни.

Курс терапии Гейл, пациентки, находящейся на пос-
ледней стадии лечения, которая указала на экзистенциаль-
ные пункты Q-сортировки как на факторы, способствующие
улучшению ее состояния, служит хорошей иллюстрацией
многих из этих моментов. Гейл — двадцатипятилетняя сту-

743


Ирвинг Ялом

дентка — жаловалась на депрессию, одиночество, бессмыс-
ленность и на сильные желудочные боли, для которых не
существовало органических причин. На своем первом за-
нятии она горько жаловалась, постоянно повторяя: «Я не
знаю, что происходит!» Я не мог понять, что именно она
имеет в виду, и, после того как к этому прибавились посто-
янные самообвинения, я вскоре забыл об этой ее жалобе.
Однако в группе она также не понимала, что с ней происхо-
дит: она не могла понять, почему другие не имеют к ней ин-
тереса, почему она оказалась неспособной что-либо изме-
нить, почему в сексе она предпочитала мазохистские отно-
шения, почему она так увлеклась терапевтом.

В группе Гейл была скучающей, подавленной и абсо-
лютно предсказуемой. Перед тем как высказаться, она об-
водила взглядом все лица вокруг себя в поисках подсказки
того, что от нее хотят и чего ждут. Она была готова стать чем
угодно, лишь бы окружающие ее не трогали и по возмож-
ности держались от нее на расстоянии. (Конечно, все кон-
чилось тем, что она оттолкнула от себя окружающих, — не
агрессией, но скукой.) Гейл хронически сторонилась жиз-
ни, и группа предпринимала бесконечные попытки нару-
шить ее уединение, найти Гейл в коконе жалоб, который
она сплела вокруг себя.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!