Стилистическая функция и стилистические приемы.
По мнению Арнольд, в отличие от других дисциплин (лексикология, грамматика, фонетика…), которые изучают элементы языка как таковые, стилистика занимается их выразительным потенциалом в контексте – их стилистической функцией. «Стил функция - это выразительный потенциал взаимодействия языковых средств в тексте, обеспечивающий передачу наряду с предметно-логическим содержанием текста также заложенной в нем экспрессивной, эмоциональной, оценочной и эстетической информации».
Классификация стил функций :
· Характерологическая (характеризует персонажа и особенности его восприятия – напр, описание утра на Темзе глазами художника Галли Джимсона в “The Horse’s Mouth” by J. Cary - обилие неполных распространенных предложений, сравнений, прозаичных образов)
· Дескриптивная
· Эмотивная
· Оценочная
Стилистический прием - способ сознательного усиления какой-либо типической структурной или семантической черты языковой единицы, усиливающий ее выразительность. Гальперин: Стил прием – намеренное усиление языковой единицы.
Стил средства неоднозначны: инверсия может создать пафос или ,наоборот, придать ироническое звучание, многосоюзие – создать впечатление неторопливого сказа или передать серию взволнованных вопросов, предложений…
Особенности стил функции :
1. Аккумуляция – один и тот же мотив, чувство, идея передаются несколькими стил средствами одновременно. Избыточность усиливает эффект выдвижения, направляет внимание читателя.
|
|
Она может проходить в текстовой импликации и подтексте
3. Способность к иррадиации – свойство, обратное первому. Напр, одно грубое слово придает вульгарность большому отрезку текста.
Стил функция проявляется, если слово поставить в нетипичный контекст.
В словарях стил коннотация, как и коннотация эмоциональная, указывается специальными пометами – colloquial, ironical, poetical, slang, anatomy, architecture, astronomy…
Стил приемы –тропы (лекс уровень, употребление слов и сочетаний в переносном смысле – эпитет, метафора, литота, метонимия, оксюморон…) , фигуры речи (синт уровень, необычный синтаксис – градация, эллипсис, повторы, инверсии, параллелизм…) и приемы звуковой организации – ассонанс, аллитерация, рифма, ритм… (фонет уровень).
Транспозиция (= грамматическая метафора) – употребление слов и форм в необычных для них грамматических значениях и/ или с необычной для них предметной отнесенностью. Транспозиция выражается в нарушении валентностных связей, что создает дополнительные коннотации (напр, объективизация девушки – «Кто девушку ужинает, тот ее и танцует» ).
Выдвижение, конвергенция, сцепление.
|
|
Совокупность выразительных и изобразительных средств, или риторических фигур и стилистических приемов, изучалась со времен Аристотеля. Признание стилистических приемов за высший уровень толкования текста отображает познание по типу рассмотрения отдельных элементов. Это предструктурный и досистемный уровень анализа. При описании текста как целостной единицы необходимы принципы более широкого охвата.
В качестве таких принципов стилистика декодирования предлагает принципы выдвижения. По отдельности и независимо друг от друга они разрабатывались многими авторами, но в стилистике декодирования они приведены в систему и объединены как особый уровень, более высокий, чем уровень стилистических приемов.
Под выдвижением (foregrounding – выдвигать, делать что-либо более заметным) понимаются способы формальной организации текста, фокусирующие внимание читателя на определенных элементах сообщения и устанавливающие семантически релевантные отношения между элементами одного или чаще разных уровней.
Функции:
ü устанавливает иерархию значения (упорядочивает и привлекает внимание, к тому, что важнее)
ü обеспечивает связность и целостность текста и сегментирует текст (что упрощает восприятие) и одновременно устанавливает связи между частями текста и между целым текстом и его отдельными составляющими
|
|
ü передает смысл с увеличенной интенсивностью
Главными типами выдвижения являются сцепление, конвергенция и обманутое ожидание.
Конвергенция - схождение в одном месте пучка стилистических приемов, участвующих в единой стилистической функции. Обеспечивает помехоустойчивость текста, но замедляет скорость передачи информации и избыточна. (Конвергенции особенно выразительны, если они сосредоточены на коротких отрезках текста. Пример - Всего семь слов, но они образуют и повтор, и аллитерацию, и оксюморон, и ритм: “Doomsday is near; die all, die merrily” Шекспир, Генрих 4).
Классификация конвергенций: однородная – неоднородная (на одном или разных уровнях), однополюсные – многополюсные (1 ведущий прием или все равные).
Сцепление ( coupling) - появление сходных элементов в сходных позициях, сообщающее целостность тексту.
Оно помогает раскрыть характер и суть единства формы и содержания в художественном произведении в целом и способствует более легкому запоминанию текста.
Сцепление проявляется на любых уровнях и на разных по величине отрезках текста. Сходство элементов может быть фонетическим, структурным или семантическим. Сходство позиций может иметь синтаксическую природу или основываться на месте элемента в речевой цепи или в структуре стиха.
|
|
К сцеплению относятся анафоры, синтаксический параллелизм, повторы, антитеза, синонимы, антонимы и тд. Сцепления встречаются в пословицах – “Like father, like son”
В поэтическом тексте фонетическое сходство в сцеплении может осуществляться по типу рифмы, метра, аллитерации, ассонанса и т.п.
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1656; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!