ПРОЕКТИВНАЯ СКАЗКА В ДИАГНОСТИКЕ И ПСИХОТЕРАПИИ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ 5 страница



— Пожалуй, я слишком увлеклась романами, — было последнее, о чем подумала она перед сладким сном.

Игорь: Иванушка очнулся от сильного удара по лицу (смех). Открыв глаза, он увидел искаженное страхом лицо сестры (пауза). Она лупила его по щекам и умоляла проснуться (пауза). Обведя осмысленным взглядом знакомую комнату, он попытался сфокусироваться на речи Аленушки, на том, что она говорила. И тут он понял, что она пятнадцатый раз задает один и тот же вопрос:

— Что ты принимаешь?

Соня: А в это время Баба Яга сидела и думала, кто она есть и решила, что она внешне очень страшная, но на самом деле в душе добрая, отзывчивая старушка, которая на самом деле ждет, когда за Иванушкой, который сидит в пещере, придет сестра и спасет от гусей-лебедей.

В это время в дверь постучались: стояла Аленушка. Она спросила:

— Где мой братец Иванушка?

Баба Яга ответила, что он в небольшой пещере играется с яблочком (смех). И если он тебя узнает, ты можешь забрать его домой.

305

Аленушка подошла к пещере, увидела своего братца Иванушку, розового, накормленного, веселого, здорового и сказала:

— Милый братец, я твоя сестрица Аленушка. На что Иванушка ответил:

— Как долго я тебя ждал!

Они обнялись, взялись за руки и отправились в обратный путь, но они еще не знали, что им предстоит испытать трудности в пути.

Нина: На Воробьевых горах закат. Стоит группа людей. Чуть впереди высокий мужчина с разного цвета глазами в черном плаще. Рядом с ним его свита.

— Очень неплохо мы повеселились, — говорит худощавый со сползающим на нос пенсне, в клетчатом пиджаке.

— Не правда ли, мессир? Люди в общем-то не изменились, но любовь... вечна!

Римма: Это оказался дьявол, который свысока наблюдал за земными делами людей. Это он совратил Иванушку и направил по ложному пути. Он ставил на его жизненном пути разные соблазны и ловушки, которые Иванушка не всегда с успехом преодолевал, но любовь ближних и их помощь помогала ему справляться с ними.

И вот, возвращаясь домой после всего пережитого, Иванушка взглянул на свою сестру другими глазами (смех) и понял, что видит в ней не только сестру (смех), но, прежде всего, красивую женщину, и он предложил ей интимные отношения. Сестра ответила ему взаимностью, и когда в ней это проявилось и стало заметно окружающим, они решили повиниться своим родителям и признаться им во всем. Тогда родители сказали, что она их не родная дочь, а приемная и благословили их.

Подробное толкование приведенных текстов не было нашей целью в данной работе. Хотелось лишь продемонстрировать, что знание принятого в психоанализе значения символов позволяет с достаточно высокой достоверностью предположить проблемы, с которыми сталкиваются авторы коллективного повествования.

В одной из последних своих работ, опубликованной посмертно, К.-Г. Юнг писал: «Толкование символов и снов требует ума. Его невозможно превратить в механическую систему и втиснуть в мозги без воображения. Оно требует как растущего знания об индивидуальности сновидца (мифотворца. — И. Д.), так и непрерывно пополняющегося самосознания со стороны самого толкователя. Ни один опытный специалист в этой области не будет отрицать, что существуют эмпирические правила, доказавшие свою полезность, но применение которых должно быть в высшей степени благоразумным и осторожным» (Юнг К.-Г. Архетип и сим-вол//Подход к бессознательному, с. 83).

Глава 11

СЕМЕЙНАЯ РАССТАНОВКА

БЕРТА ХЕЛАИНГЕРА

В СИСТЕМНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

11.1. Феноменологические аспекты

системной психотерапии Б. Хеллингера

Осенью 2001 г. немецкий психотерапевт Берт Хеллингер по договоренности с Э. Г. Эйдемиллером, на тот момент заведующим курсом детско-подростковой психотерапии кафедры психотерапии СПб МАПО, провел в Санкт-Петербурге обучающий семинар для слушателей цикла «Семейная психотерапия». На семинаре присутствовали также студенты других циклов, их преподаватели, врачи Клиники неврозов им. И. П. Павлова, психотерапевты и психологи нашего города. Все они смогли принять участие в семейных расстановках, которые Б. Хеллингер использует как эффективный метод психотерапии для разрешения системно-обусловленных проблем.

Знакомство с методом расстановки семьи, с книгой «Скрытая симметрия любви» ( Hellinger В. Love's hidden symmetry: what makes love work in relationships. — Heidelberg: Carl-Auer-Systeme; PHOENIX, Arizona: Zeig, Tucker Co., 1998), а также просмотр видеокассет с записями семинаров Б. Хеллингера, которые автор прислал в подарок Э. Г. Эйдемиллеру, побудило нас включить в учебное пособие данную главу. Мы рассчитываем, что после знакомства с ней у читателя появится желание более подробно изучить труды известного немецкого психотерапевта1,

1 См.: Хеллингер Б. Порядки любви. Разрешение системно-семейных конфликтов и противоречий. — М.: Изд. Института психотерапии, 2001: Вебер Г. Кризисы любви. Системная психотерапия Берта Хеллингера. — М.: Изд. Института психотерапии. — 2001.

307

обобщающие его взгляды по поводу отношений в семье, психотерапевтической работы с семейными системами и специфики действий терапевта.

По мнению Б. Хеллингера, более 50 % тех проблем, с которыми люди приходят на психотерапию, представляют не их собственные проблемы (не восходят к пережитому ими самими), а являются повторением чужой судьбы. Для объяснения механизмов идентификации с фигурами в прошлом психотерапевт разработал собственную систему представлений об отношениях в семейной системе между супругами, между родителями и детьми, между семьей и ее родом. Условиями, необходимыми для хороших отношений между супругами, родителями и детьми, Б. Хеллингер считает наличие привязанности, сбалансированность понятий «давать» и «брать» и определенный порядок в отношениях.

Привязанность — это сильная и последовательная преданность семейной группе, ради которой член семьи в определенных случаях готов пожертвовать своим счастьем и даже своей жизнью. Ребенок знает, что именно здесь, в семейной системе, находится его место. Это знание есть его привязанность и любовь. Таким образом, привязанность — первое базовое условие формирования позитивных отношений в семейной системе.

Однако любые отношения между людьми возможны только в том случае, когда они друг другу что-либо «дают» и друг от друга что-либо «берут». Постоянный взаимообмен регулирует потребность в справедливости. Например, мужчина что-то дает женщине. Приняв это, она попадает в зависимость от него. Тогда проявляется потребность в компенсации, и чтобы от нее избавиться, женщина дарит мужчине что-то взамен, из предосторожности стараясь вернуть ему чуть больше, чем получила от него сама. Однако надо помнить, что в ряде случаев равновесие между «давать» и «брать» отсутствует (например, когда один только дает, а брать взамен не желает или он готов взять больше, чем другой способен отдать). Между родителями и детьми, учителями и учениками такой баланс и вовсе не возможен. Младшие всегда в долгу перед старшими, и этот долг они возмещают тем, что передают полученное другим поколениям или, по роду своей деятельности, другим нуждающимся людям.

Потребность в уравновешивании и компенсирующей справедливости воплощается не только в позитивном, но и в негативном. В первом случае это проявляется так: на зло, которое причинил один, другому приходится тоже отвечать злом. Как говорит Б. Хеллингер, иногда бывает необходимо сердиться, чтобы спасти отношения. Но, чтобы эти отношения продолжались, важно придерживаться правила: если позитива из предосторожности возвращают чуть больше, то негатива из предосторожности — чуть меньше. Это означает, что злиться надо с любовью, поскольку для людей контакт важен гораздо больше, чем месть. Во втором случае негативным является то, что в качестве компенсации человек решает отказаться от личного счастья, или искупает вину за то, в чем вовсе не виноват, или платит за свою свободу чужой судьбой (например, отдает своего ребенка родителям в качестве отступного за отсоединение от них). Здесь баланс между «давать» и «брать» также нарушается, и это неизбежно влечет за собой психологические проблемы.

Третьим условием для того, чтобы отношения в семье сложились, является порядок — те правила, которые направляют совместную жизнь группы (семьи) по

308

определенному «руслу». В любых длительных отношениях функционируют общие нормы, ритуалы, убеждения и запреты, которые становятся обязательными для всех. Так из отношений вырастает система со своим порядком и структурой. Например, в сфере любви в семье существует ранговый порядок, поэтому родители обладают приоритетом перед детьми, а первый ребенок перед вторым. То же относится К балансу «давать» и «брать» между родителями, братьями и сестрами. Поэтому старший всегда больше дает, а младший больше берет. Зато самый младший в семье чаще ухаживает за родителями в старости. Порядок нарушается, когда, к примеру, родители хотят получать от своих детей, а дети — дарить родителям то, что традиционно осуществляется прародителями или супругами (например, эмоциональная поддержка или эротические отношения). Следует помнить, что за этим внешним, находящимся как бы на переднем плане порядком, действуют другие правила и нормы — родовые, изначально заданные, ни согласовать, ни договориться о которьпрневозможно. Подробно об этом будет сказано ниже.

Как считаете. Хеллингер, на страже условий, необходимых для хороших отношений, стоит личная совесть человека. Совесть — это некий балансирующий орган, внутренняя инстанция, которая заставляет нас чувствовать себя виноватыми или невиновными и тем самым предпринимать усилия для исправления или поддержания соответствующих отношений. Она реагирует на все, что способствует или угрожает привязанности. Поэтому человек спокоен, когда считает, что имеет право принадлежать к группе, и переживает, когда нарушает требования группы, а потому опасается, что утратил право на принадлежность к ней. При этом вина воспринимается как страх наказания па нарушение групповых правил, а невиновность — как добросовестность и верность этим правилам. Совесть стоит на страже баланса между «давать» и «брать». Человек чувствует себя виновным, когда обязан кому-либо, и невиновным, когда свободен от обязательств.

На свет человек появляется в небольшой группе — в своей семье. Отношения в семье необходимы для выживания. Они дают индивиду возможность раскрыться, способствуют его личностному росту, но в то же время вынуждают следовать целям, которые не всегда считаются с его личными стремлениями и желаниями. Поэтому в отношениях царят порядки и силы, которые одновременно поддерживают и требуют, подгоняют и направляют, делают счастливыми и ограничивают.

В своих работах Б. Хеллингер подробно описывает возможные нарушения в отношениях между родителями и детьми, между супругами и анализирует их причины. Однако не меньшее значение он уделяет системным конфликтам, поскольку каждая семья принадлежит к роду, в котором оба родительских клана соединяются в большую систему людей (члены конкретной семьи могут не знать их всех, тем не менее родственники часто выступают значимыми лицами). Если для удачного сохранения личных отношений необходимо выполнить три условия, описанные выше (привязанность, баланс между «давать» и «брать» и порядок), то на уровне рода действуют уже другие законы: права на принадлежность, целого числа, приоритета более раннего и признания того, что ничто не вечно.

Все родственники обладают равными правами на принадлежность к своему роду. Никто не в силах им в этом отказать. Например, если кто-то занимает место прежнего супруга и наивно думает, что теперь у него больше права на принадлеж-

309

ность, чем у того, кто освободил это место, то он нарушает порядок. В дальнейшем это проявляется таким образом, что в одном из следующих поколений кто-то другой, сам того не замечая, повторяет судьбу того человека, которого лишили права на принадлежность. Женщина, которая ушла с дочерью от своего мужа к другому мужчине, поскольку супруг, по ее мнению, слишком много времени уделял работе, в своем новом браке может быть счастлива, в то время как ее бывший муж, исключенный ею из семейной системы, — нет. Он много раз пытается создать новую семью, и каждый раз неудачно. Их общая дочь, потерявшая родного отца, потом повторяет его судьбу. Она несколько раз выходит замуж, и каждый раз это заканчивается для нее плохо.

Из права на принадлежность проистекает следующий закон целого числа: каждый отдельно взятый член системы чувствует себя комфортно только в том случае, если для всех, кто относится к его системе, найдется место в его душе и сердце, если в его представлениях все члены его семьи сохраняют свое достоинство. Кто заботится только о своем «я», тот в узком индивидуальном счастье чувствует себя неполным. Только в том случае, когда человек принимает в себя то лицо (важное для него), которое было исключено из системы, внутренний образ его семьи становится гармоничным.

Жена развелась со своим мужем, забрала к себе их общего сына и не разрешила отцу и родственникам с его стороны общаться с мальчиком. Через два года после развода женщина умерла от онкологического заболевания, мальчика воспитали ее родители, которые тоже категорически возражали против контакта с другой родней. Когда дед и бабка умерли, мальчик был уже юношей. Он нашел своего отца, однако тот отказался общаться с родным сыном — не мог простить, как с ним поступила бывшая жена и ее родители. Отец не нашел в своей душе места сыну. И надо сказать, что он не был счастлив, родня его осудила, а кое-кто вообще предпочел прервать с ним отношения.

Закон приоритета более раннего проявляется следующим образом: тот, кто появился в системе раньше, имеет преимущество перед тем, кто приходит позже. Если нижестоящий вмешивается в область стоящего выше, то есть считает для себя возможным делать то, на что реального права не имеет, то за подобную самонадеянность этот человек нередко платит проблемами и трудностями. Один из типичных примеров — мужчина женится на женщине с ребенком и начинает ее к этому ребенку ревновать. Это не является оправданным, поскольку ее любовь к ребенку от предыдущего брака имеет законный приоритет перед любовью к новому супругу. Если супруг не уважает ее чувства, не уважает этот порядок, то новый брак может сложиться неудачно.

По мнению Б. Хеллингера, на службе у рода стоит родовая совесть. Именно она следит за тем, чтобы в семейной системе соблюдался порядок. Однако, в отличие от персональной, родовую совесть человек не чувствует. Ее действие обнаруживается по тем страданиям, которые навлекает на индивида и членов его семьи, прежде всего детей, несоблюдение правил и норм. Чаще всего это проявляется в том, что старшие члены семьи перекладывают дурное на младших, а те неосознанно берут это на себя. Дети втягиваются в чужую вину и невиновность, в чужие мысли и заботы, в чужие цели и чужой конец.

310

В качестве примера можно привести такой случай.

Девушка страдает от того, что не способна на длительную привязанность к мужчине. Каждый раз, когда у нее с партнером возникает тенденция к сближению, она эти отношения мгновенно разрывает. Почему она так делает, ей непонятно. Анализ истории семьи выясняет следующие обстоятельства. Бабушка этой девушки всю жизнь прожила одна, без мужчины. Однако она имела дочь, отец которой был неизвестен окружающим. Только после смерти бабушки открылась тайна, что во время оккупации она забеременела от немецкого офицера, который жил в их доме на постое, родила от него ребенка и была осуждена своими родителями. Свою дочь (мать девушки) бабушка полностью подчинила себе, никуда от себя не отпускала, заставила сделать аборт, когда та забеременела от любимого человека, и разлучила с ним. Однако поскольку дочь очень хотела ребенка, то уже в зрелом возрасте также родила «неизвестно от кого», скрывая беременность от матери вплоть до родов.

В отличие от бабушки, мать все делает для своей дочери. Она отпускает ее учиться с Брянщины в Санкт-Петербург, помогает материально, затем покупает ей на свои деньги квартиру и очень холет, чтобы девушка вышла замуж. Единственное, за что ее можно упрекнуть, — это то, что она скрывает от дочери тайну об ее отце.

Эта история показывает, как на протяжении двух поколений по разным причинам из семьи исключаются мужчины, давшие жизнь детям. По закону родовой совести в третьем поколении внучка реанимирует судьбу своей бабушки, которую ненавидит и потому не дает ей места в своей душе, поскольку та лишила ее и деда, и отца. Девушка не позволяет себе установить длительные отношения с мужчиной, не понимая, почему так происходит, хотя этому никто не препятствует.

Только в том случае, если рожденный позже копирует судьбу какого-то более раннего члена семьи и вдруг осознает, почему он это делал, только тогда он может прекратить идентификацию. Для этого, как говорит Б. Хеллингер, надо посмотреть на данного человека или встать рядом с ним, принять его в свое сердце, полюбить, склониться перед ним и произнести фразу, несущую освобождение. Например, такую: «Я принимаю то, что вы мне подарили. Этого много, и этого достаточно. Остальное я сделаю сам, а теперь я оставляю вас в покое». С помощью любви устанавливается связь, и исключенный из системы становится уважаемым человеком, другом и даже источником силы.

Для того чтобы разрешать конфликты, охватывающие несколько поколений в семье, и сделать зримыми для окружающих возможные изменения семейной системы, используется метод семейной расстановки.

11.2. Практические аспекты системной психотерапии Б. Хеллингера

Б. Хеллингер исходит из положения, что многие люди, как здоровые, так и больные, всю жизнь живут в соответствии с каким-либо внутренним образом, который представляет собой определенную историю (тему) — некий ход жизненных событий. Образы имеют разное происхождение. В одном случае в их основе

311

лежит собственный детский психотравмирующий опыт, аналог которого человек неосознанно может находить в сюжете какой-либо сказки. К числу таких универсальных тем можно, к примеру, отнести сказку «Красная Шапочка» (история о том, как ребенка совращает старший родственник) или «Спящую красавицу» (история о том, что, проспав сто лет и затем проснувшись, можно по-прежнему быть юным и прекрасным). При этом сказочные решения таковы, что поощряют Красную Шапочку одну идти через лес и доверять уговорам Волка, а Спящую красавицу побуждают продолжать спать. Однако если у Красной Шапочки зародится мысль о возможной опасности, а у Спящей красавицы о том, что через сто лет она не будет столь юна, то первая станет менее доверчивой и более осмотрительней, а вторая постарается проснуться пораньше. Таким образом, имеются внутренние образы, сковывающие развитие личности, являясь всего лишь иллюзией, и такие, которые личность освобождают.

Во втором случае человек находится под влиянием истории, никак не связанной с его детским опытом. Например, мужчина очарован историей Одиссея и не отдает себе отчет, — почему. Б. Хеллингер считает, что в этих случаях история относится к другому лицу, играющему особую роль в семейной системе, к которой человек принадлежит. Как правило, это член семьи, у которого была тяжелая судьба, он был исключен по каким-то причинам из семейной системы или освободил свое место внутри нее для кого-то другого. Семейная история, основанная на травматичных событиях и переживаниях, происшедших в другом месте и в другое время, нередко становится сценарием для реального воплощения в жизни. Например, если в семье первым ребенком был мальчик, умерший сразу после родов, то появившемуся на свет второму ребенку (девочке) иногда передается роль умершего — надежды семьи, носителя профессионального и социального успеха, опоры и защитника родителей. Но в этой, несвойственной ее полу, роли девочка не всегда добивается успеха. Если в своем супружестве женщина не была счастлива и все время искала любовь на стороне, то ее дочь или внучка в дальнейшем так же могут быть не удовлетворены своей семейной жизнью, несмотря на внешне удачное стечение обстоятельств (брак по любви, уважение между супругами, наличие любимых детей, материальный достаток и пр.).


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 170; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!