ПРОЕКТИВНАЯ СКАЗКА В ДИАГНОСТИКЕ И ПСИХОТЕРАПИИ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМ 3 страница



так странно себя ведет и что ему здесь надо? Он чувствует, они к нему расположены. Они были первыми, кому он рассказал про сестру и всю историю. А вороны и говорят:

— А что ты переполошился? Живем здесь давно, этих лебедей знаем. Хотя с ними и не дружим, но ничего дурного за ними не водится. А сестре повезло, что она к ним попала. Они хотя и выглядят как черти ночью, а днем они — лебеди, за ней ухаживают, все приносят и она живет — лучше некуда!

Но Иванушка не сдается:

— А что же у них глаза горят по-нехорошему?

— А глаза горят потому, что они драгоценные камни знают, ищут их, находят и съедают. То есть ситуация оказалась не той, что он ожидал: ей хорошо, все уважают, приносят

пригоршнями самоцветы, ни в чем она не нуждается и единственно, что ей омрачает жизнь, так это то, что она за него беспокоится. Ей лебеди все рассказывают: зашел в незнакомый лес, путешествует, подвергается опасности... Мало ли кого в лесу можно встретить! Спит на земле, ест что придется. Лес-то ведь настоящий — чащоба. Опасный лес, там и погибнуть можно запросто. Там и хищники, и змеи, и кто хочешь! Отвечает он:

— А что же она кого-нибудь за мной не послала, чтобы привели меня к ней туда? Отвечает ворона:

— Мы сами удивились, спрашивали лебедей. А лебеди говорят, что ты должен сам справиться.

Ну и еще от себя вороны добавили:

— Может она не очень торопится с тобой встретиться?

Тут Иванушка призадумался: «А надо ли мне вообще туда идти, если там все хорошо...» Он прекрасно помнил, что при встрече с лебедями у ворот дома они на него даже не посмотрели. И с собой его Аленушка не звала. У нее глаза заблестели и тю-тю... Вот сидит он так и думает: «Куда же мне теперь идти? Домой? Но что скажу родителям? Они же в басни про ворон не поверят, скажут: «Проворонил сестру!» Ну и решает он все-таки идти на вершину холма, своими глазами на все посмотреть и все проверить.

Вороны ему не мешали, даже проводили, подсказали пути... И он довольно быстро туда поднялся наверх.

В данном отрывке автор повествует о своем теперешнем окружении, люди из которого (вороны) имеют сведения о том, как сейчас живет его жена. Несмотря на то, что родители автора уже умерли, ясно, что отношения с ними были сложными и процесс сепарации так и не завершился. А. Менегетти считает, что образ вороны

293

указывает на наличие опеки со стороны матери или другой женщины, гиперпротекции (Meneghetti A., 1991). М.-Л. Фон Франц указывает, ссылаясь на «Словарь немецких суеверий», что в христианском мире ворона являет собой воплощение грешника, а также и дьявола (Franc M.-L. von, 1970).

Еще светло. Там поляна, окружена дубами, а посредине ее бьет ключ и вода журчит. И на берегу ручейка Аленушка сидит. Выглядит прекрасно. Сразу видно, что у нее все хорошо. Играет разноцветными камушками. Тут же некоторые лебеди своими хозяйственными делами занимаются, но большинство из них отсутствует. (Очень длинная пауза.) Ну, Иванушка подходит к ней (длинная пауза): Здравствуй, Аленушка! (Длинная пауза.)

— Хорошо, — говорит, — что ты добрался, а то я беспокоилась за тебя! Садись! Кушать будешь? (Длинная пауза). Оказывается, у нее там в земле погреб. Достает она холодного молока, земляники, дает мисочку земляники, чашечку молочка:

— Пей, у нас много всего. Допьешь, еще налью.

Но как-то она держится без особого восторга, хотя, конечно, рада, что пришел он. Видно, что беспокоилась, и видно, что не скучала.

— Ой! — говорит. — Тут так здорово!

— А что тут?

— Все мне приносят, мы с ними летаем!

— А спите вы где? Спать-то тут негде...

— А тут не спят! Мы пляшем по ночам. Костер горит, шашлык жарят... Тут не до спанья!

— А как они при этом выглядят? Смутилась она:

— Честно сказать, по ночам они на лебедей не очень похожи. Они, по правде говоря, никакие не лебеди. Это только днем они лебедями делаются.

— А кто же они на самом деле, — спрашивает Иван, хотя все знает. Аленушка потупилась:

— Да как тебе сказать... В общем-то они черти, — говорит и улыбается при этом.

— Так черти ведь злые?

— Я тоже так думала! Нам и мама так говорила... Не знаю, как там вообще, но эти черти совсем не злые. (Очень длинная пауза.)

— Ну, может это только пока? — спрашивает он, а сам думает: «Закрутили девчонке голову!»

А она разумно, спокойно отвечает:

— Да, пока не знаю, а дальше — жизнь покажет!

— А ты вообще домой-то собираешься?

— Я посмотрю еще! В принципе, мне и здесь неплохо. Может, наоборот. Я тут поживу и вас к себе заберу.

Тут уже смеркаться стало, лебеди слетаются, не приветствуют его, но и не гонят. (Длинная пауза.) Лебеди помылись в ручье, отряхнулись, стали рассказывать, что видели. Иванушка спрашивает:

— А зачем они лебедями днем становятся?

А Аленушка отвечает с некоторым удивлением:

— Ну, полетать-то ведь всякому хочется! Черти ж не летают! «Логично!» — думает Иванушка. А тут такие разговоры от лебедей слышны:

— Давайте, пора уже... — и стали они в погреб спускаться по одному. Спускаются лебедями, а выходят чертями.

Костер разожгли, мясо жарят, музыка, откуда ни возьмись, взялась. Поели мяса (пауза), Аленушку с Иванушкой накормили и начали плясать вокруг костра, скачут. Аленушка спрашивает:

294

— Пойдешь?

— Нет, я тут посижу.

— Ну, сиди, захочешь — приходи, — и пошла с ними плясать.

Иван смотрит, несутся в хороводе вокруг костра. Выглядит эффектно, единственно, — запах как от козла. «Ну, чего ж, — думает он, — копытные! Нельзя показывать, что не нравится, все естественно!» Так посидел и не заметил, как уснул.

Автор часто приходит к жене, навещает детей. Супруги поддерживают контакт. Жена вроде бы не против наладить с ним отношения, но менять что-либо в своем новом образе жизни категорически отказывается, несмотря на то, что понимает, как они не нравятся супругу. В рассказе лебеди (положительный образ), что соблазнили Аленушку, представляются автору чертями (отрицательный образ).

И снится ему, как будто он дома, в печке огонь, мама нажарила блинов, ждут отца. Приходит он поздно, заросший бородой, будто месяц его не было.

— Где ты был? — спрашивают.

— Как где? Где же мне быть? Дочку пропавшую искал!

— Я же говорил тебе, где она, — говорит Иванушка.

— Много ты понимаешь! Что я, чертей что ли не знаю, — отвечает отец. Помолчал и добавил, глядя в сторону:

— Погубят они ее!

А мама смотрит на отца тревожно, потом на Иванушку, а он качает головой:

— Да нет, там все нормально, я сам видел, — а самому тревожно, рад бы ее оттуда забрать, да знает, что она не послушает.

Тут он просыпается и понимает, что видел то, что произойдет, когда домой вернется, будущее.

Опять тоска по дому. Автору очень не хватает поддержки родителей. Во сне он мечтает о материнской заботе, мудром сильном отце, пытающемся вместо него решить проблему...

Черти, и правда, не спят. Пляски прекратились. Едят, пьют, разговаривают, как туристы у костра. Аленушка с ними и никто ее не обижает. Все спокойно у них и хорошо. Тут Иванушка думает: «Надо будет родителей сюда привести, пусть сами на все посмотрят! Может, черти родителям понравятся, они их тоже себе заберут!» И вспомнил он про старушку, у которой ночевал. Попрощался с сестрой, поблагодарил всех и отправился вниз с холма затемно.

Идет он вниз, светает. Краешек неба побелел, контуры деревьев показались. Вороны проснулись, закаркали. Он с ними поздоровался, поблагодарил за то, что дорогу показали верную.

— Ну что, правильно мы тебе говорили, что с ней все в порядке?

— Да, вроде, так и есть.

— Чего, теперь родителей сюда приведешь?

— А вы откуда знаете, что я так думал?

— Так у нас тоже родители есть и дети свои, мы все понимаем. Но ты же придешь сюда еще в любом случае?

— Конечно, приду!

Тут выходит хромая ворона:

— Возьми меня за пазуху, мне там понравилось, потом обратно принесешь. Обрадовался он попутчице, посадил на плечо. Так они и пошли по лесу той же дорогой

к дому старушки. Дождались, когда она к вечеру домой вернулась.

295

Пригласила она их к себе, и они у нее остались ночевать. Ночью за похлебкой он все рассказал и спросил:

— Что посоветуете в такой ситуации?

— Не советчица я, но у тебя есть варианты. Я перечислю их, а ты сам выбирай. Первый вариант: вернись благополучно домой к родителям и сам решай, что им рассказывать, а что нет. Второй вариант — сам чертом можешь стать.

— А как стать чертом? Она ему и рассказала:

— Это просто. Будет зима, на озерах лед. Придешь в лес. Я покажу тебе чертово озеро под холмом, дам пешню. Первым делом, проруби прорубь. Оставлю тебе свечку гореть. Успеть должен, пока она не догорела. Все с себя сними и огарком свечи перекрестись. Потом ныряй в прорубь, а свечу из рук не выпускай. Она и под водой светит. Плыви ко дну, а к проруби не возвращайся. Когда ко дну подплывешь, увидишь, что оно белое, как снегом покрытое, а в нем ледяное окошко. Все сделаешь, пока воздуха в легких хватит. На холод внимания не обращай. В круглое черное окошко постучишь три раза и свечу к середине поднесешь. Окошко внутрь провалится и тебя внутрь с водой засосет. Окажешься ты в том погребе, из которого черти выходят. Выходи наверх смело, тебя там будут ждать.

Помолчал Иванушка, поблагодарил и пошел домой к родителям с вороной.

На этом пациент закончил свой рассказ.

Озеро, покрытое льдом... Прорубь, которую надо прорубать, а потом нырять до самого дна... Ледяное окошко, куда засасывает... Погреб, из которого черти выходят... Пешня для проруби... горящая свеча негаснущая и в воде...

Думается, что интерпретация этих образов понятна. По мнению А. Менегетти, лед символизирует снижение сексуального влечения, смерть. Свеча — фаллический символ. Также этот образ может указывать на страх потери мужской силы, старения, умирания (Meneghetti A., 1991).

Единственная возможность сделать отношения с женой теплее, разбить лед — восстановить интимные отношения, решиться на душевную близость.

В качестве дополнительного задания пациенту было предложено ответить на вопрос о том, что бы чувствовали Иванушка и Аленушка во время полета, если бы гуси-лебеди подхватили их и унесли высоко в небо. Ответ пациента подтвердил наши прежние гипотезы.

Иванушка боится неизвестности, куда прилетят, что с ним будет. Он не боится упасть на землю и разбиться. Он боится того, что с ним произойдет, когда они прилетят. Что от него потребуется, что он сможет сделать. А когда человек боится, его ничто не может увлекать. О полете он не думает, а только о том, что будет потом. Он боится, что не справится.

Аленушка думает, что «Наконец-то моя судьба пришла! То, чего ждала, то и получила. Ждала феерических событий, и приключения начались». Она с нетерпением... Ей нравится полет. Она видит долы, леса внизу, облака вокруг. Полет ее захватывает. Полет увлекает, и она с интересом предвкушает, что будет дальше, и как она об этом будет рассказывать родителям, знакомым, когда вернется домой. Будет чем похвастаться!

■ Пример 3. Женщина 58 лет

Проживает с престарелой больной матерью. Жалобы на навязчивый страх сказать что-нибудь оскорбительное близким знакомым, друзьям, испортить с ними отношения. Замужем

296

не была. Несколько лет, вопреки воле матери, поддерживала близкие отношения с мужчиной, который умер год назад. Обнаруживает депрессивную симптоматику.

Врач: Жили-были муж и жена. У них было двое детей — Аленушка и Иванушка. Отправились однажды родители за покупками в город, а детям строго наказали не ходить со двора, так как могут налететь гуси-лебеди и унести их неведомо куда...

Пациент: (Пауза.) Они уехали. Детям было скучно сидеть. Они, как все дети, решили, что если гуси-лебеди прилетят, то они найдут с ними общий язык. Они все пооткрывали и вышли во двор.

Прилетели птички и, значит, соблазнили их неведомыми дальними странами. Сели они на шеи и улетели.

Вернулась мама... Все понятно: детей заклевали и они погибли!

А между тем девочка и мальчик счастливо путешествовали с птицами, с которыми подружились, были вполне счастливы. Только вот всю жизнь сидела заноза: как там мама с папой, живы ли они? А вернуться по условиям их сказочной игры было совершенно невозможно!

Повзрослев, после нескольких лет путешествия вернуться хотели оба, и навсегда это осталось их внутренней болью. (Очень длинная пауза.)

Еще прошли года, и появилась возможность вернуться уже взрослыми к старым папе и маме. Но они не знали, останутся ли с родителями или только обозначатся, что живы, и ничего ужасного в их жизни не произошло.

Когда они вернулись и увидели своих родителей, которые не могли понять, что дети были счастливы, и уверяли, что если бы они не улетели, жизнь была бы хуже. Дети не смогли им ничего объяснить, хотя пытались первое время, но потом и попытки бросили.

И вот так они дожили, каждый оставшись при своем. Родители с чувством выполненного долга, но с неутихающей болью, что основная жизнь прошла без детей, а дети — со своей болью, так как узнали другую жизнь. И хотели бы жить вольными птицами, но стариков бросить не могли.

Полеты принесли счастье временное, упоение свободой, а счастье воспоминаний было сомнительным... Оно скорее даже и боль...

Чем больше повествование соответствует сюжету сказки, тем менее оно информативно. Обращает на себя внимание то, что все три пациента резко отошли от сюжета. При знании анамнеза, толкование рассказов не представляет трудностей.

Предлагать такую форму работы пациентам можно только после установления доверительных отношений. В противном случае у них может возникнуть удивление. Задание они будут выполнять формально или вообще откажутся сотрудничать.

На последующих сессиях их проблемы обсуждались в метафорической форме. С интересом всеми тремя было встречено предложение рассказать от первого лица других героев сказки те же сюжеты. Это способствовало лучшему пониманию переживаний близких людей, подготавливало почву для изменения системы отношений. Несмотря на то что каждый из пациентов догадался, что сюжет рассказа отражает их проблемы, им было легче именно в такой форме обсуждать болезненные темы. Они быстро усвоили язык метафор и, не затрудняясь, разбирали с психотерапевтом различные варианты того, как в сказке могли бы развиваться события. Рассматривая повороты сюжета, они взвешивали все «за» и «против» возможных решений. Метафорическая форма беседы создавала эффект некоего абстрагирования от собственных проблем, позволяла взглянуть на них как бы со стороны.

297

10.4. Групповая форма работы с пересказом

Семья является первичной социальной группой, в которой происходит формирование идентичности. Исследование проблем личности невозможно без учета внутригрупповых отношений. Невротик — это тот, кто изолирован от семейной группы и не способен адекватно выразить связанные с этим негативные переживания (Foulkes S. Н., 1961).

Коллективное рассказывание сказки в группе позволяет обнаружить сходства и различия проблем (в том числе и семейных) отдельных участников. Они могут увидеть отражение собственных переживаний, различные варианты выхода из трудных ситуаций в отрывках, рассказываемых другими. В процессе коллективного рассказа наступает резонанс, суть которого заключается в появлении у членов группы одинаковых представлений, вызывающих у них, в зависимости от уровня развития и потребностей, различные реакции как осознанного, так и регрессивного характера (RutanJ. S., Stone W. N., 2001). Также возникает эффект зеркального отражения, благодаря которому включаются проективные механизмы и пациент сталкивается с неосознаваемыми свойствами своей личности (Zin-

kin L, 1983).

Коллективное рассказывание историй, пересказ знакомой сказки довольно широко применяются в работе с детьми (Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М., 1996; Vopel К. W., 1996). Эта техника использовалась нами как при проведении детских, подростковых терапевтических групп, так и при групповой психотерапии взрослых. Рассказывание сказки «Гуси-лебеди» давало хорошую возможность в метафорической форме обсудить семейные проблемы и способы их разрешения.

К. Фопель (Vopel К. W., 1996) в ходе такой сессии рассаживает детей в круг, а затем сообщает, что сейчас начнет рассказывать историю. После остановки любой член группы может подхватить нить сюжета и продолжить повествование. Никто не имеет права прерывать рассказчика, пока он не замолчит сам. Когда ребенок остановит свой рассказ, дальнейшее развитие предполагает следующий, и так далее, пока все дети не добавят в эту общую историю свой кусочек. По окончании рассказа происходит обсуждение. Детям задаются такие вопросы.

— Понравилась ли тебе наша история?

— Что тебе понравилось больше всего?

— Чтобы бы ты рассказал иначе, если бы рассказывал всю историю один?

Наша техника проведения сессии, посвященной пересказу сказки «Гуси-лебеди», несколько отличается. Члены группы рассаживаются в круг, и им дается следующая инструкция: «Сейчас я начну рассказывать сказку. Все вы когда-нибудь слышали ее. После того как я остановлюсь, я дотронусь до соседа и он продолжит повествование. Никто не должен комментировать его рассказ, подсказывать ему. Когда он закончит свой отрывок, он дотронется до своего соседа, тот продолжит рассказ и так далее. Помните вы содержание сказки или нет, это неважно. Можно придерживаться сюжета, но можно и отступать от него, можно вводить новых дей-

298

ствующих лиц. Последний в нашем кругу совсем не обязательно должен стараться закончить сказку. Скорее всего, мы сделаем несколько кругов. Я буду записывать все, что вы говорите, а затем мы прочитаем, что получилось...»

В качестве примеров приведем с некоторыми комментариями стенографические записи таких групповых пересказов. Имена рассказчиков изменены. Авторские стилистические и грамматические особенности речи сохранены.

■ Пример 1

Сказку рассказывали девять молодых людей (шесть юношей и три девушки) 16—18 лет.

Врач: Жили-были муж и жена. У них было двое детей — Аленушка и Иванушка. Отправились однажды родители за покупками в город, а детям строго наказали не ходить со двора, так как могут налететь гуси-лебеди и унести их неведомо куда...

Вера: (Пауза.) Аленушка, помня наказ родителей, одного Иванушку никуда не отпускала, заставляла^делать уроки; он плакал, а она: «Нет, сиди, пиши». Потом ей захотелось погулять, что она вышла, загулялась с подружками, а братец вышел и пошел в лес гулять.

Олег: Ходил он по лесу, видел грибы, ягоды, зверюшек, с некоторыми подружился. Наступил вечер, стало темно. В темноте братец Иванушка испугался очень, побежал куда-то. Незаметно для себя перешел государственную границу и оказался в незнакомом государстве. Сигналы зазвенели, кто-то должен был прибежать. Он очень испугался. Он побежал прочь от границы и сзади услышал топот.

Героем своего отрывка Олег выбирает Иванушку. Интересным символом в его рассказе является «государственная граница», которую он переходит и испытывает страх. Рассказ продолжает юноша, которому эти проблемы близки, поэтому он развивает тему.

Сергей: Это был не топот, а летели гуси-лебеди, так как Иван пересек границу государства Бабы Яги. Гуси-лебеди, стражи границы, увидели нарушителя, посадили на крылья и понесли к Бабе Яге разбираться с нарушителем. Иванушке было очень страшно лететь высоко над землей.

Повествование продолжает девушка и делает героем своего отрывка «молодую, красивую девушку» в «замечательном дворце».

Лена: Когда приземлились, увидел замечательный дворец, а женщина, которая его встретила, хотя называлась Бабой Ягой, но была молодая и красивая девушка. Когда они вошли во дворец на ножках, там висел плакат с лозунгом: «Приглашаем посетить спектакль "Смерть короля", но не забывайте об обязанностях».


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!