Ж ). Н аблюдатель является неотъемлемой частью ситуации и влияет на объект исследования



Комментарии к этому положению содержатся в разделе «Фе­номенологический подход как методологическая основа группо­вой гештальт-терапии». К этому можно добавить некоторые до­вольно простые вопросы, с помощью которых групповой терапевт побуждает членов группы к осознаванию происходящего:

• Что «здесь и сейчас» кажется возможным или невозможным? Что может быть сделано или не может быть сделано? Что может быть сказано или не может быть сказано? Какие чувства возникают в ситуации, а какие нет?

• Что именно мы знаем, а что избегаем знать?

• Что в настоящем дает возможность произойти групповым событиям, а что их сдерживает?

Каждый находящийся в групповом поле имеет свою точку зрения , и нет точек зрения , предпочитаемых другим точкам зрения

Теория поля предполагает видение мира как мира текущих и изменяющихся событий и процессов. Соответственно, каждый член группы не является тем же самым в каждый момент време­ни, и каждая ситуация, которая встречается в группе, является уникальной. Групповая ситуация не может повторять саму себя, похожесть часто является кажущейся и ограниченной.

Для любого человека, находящегося в группе, его собственный феноменологический опыт отличается от других таких же опытов. Члены группы различаются по восприятию, потребностям, желаниям и личной истории. Не существует какой-либо объективной ис­тины, определяющей происходящее, самое лучшее, на что мы можем надеяться, — это интерсубъективное, договорное представление о том, что происходит из множественной перспективы.

Так как поведение индивидуума является достаточно слож­ным, то имеется длинная история попыток справляться с груп­повой ситуацией с помощью формулирования законов группо­вого процесса и развития группы, часто базирующихся на фи­зических законах природы. Джон Бернард Харрис (1998, 2001) считает эти попытки глубоко детерминистичными и фундамен­тально ошибочными. В них отсутствует первоначальная челове­ческая характеристика — способность к выбору. Он полагает, что теория гештальт-терапии нуждается в гибком подходе к обо­значению особенностей группового развития, который акцен­тируется на том, что актуально присутствует в группе (в боль­шей степени, чем на том, что должно быть).

Гештальт-терапевты должны делать акцент не на правилах или законах развития группы, а на том, что каждая личность, каждая интеракция, каждая ситуация групповой жизни является новой и свежей. Это означает, что групповые терапевты «выносят знания за скобки» своей работы и должны быть полностью присутству­ющими в группе. Кроме того, групповому терапевту необходима способность быть креативным, принимать новые перспективы и чувствовать удовольствие от своего уникального вклада в со-тво-рение групповой ситуации. Точка зрения группового лидера не является предпочитаемой все остальным, в создании групповой ситуации он принимает равное участие вместе с другими члена­ми группы. В этом очень большой терапевтический потенциал и источник силы для членов терапевтической группы.

И ). Гештальт - терапевт должен отделять непосредственный опыт от теорий , концепций , гипотез , предположений и т . п .

К ). Описание феноменов предпочтительнее их объяснения .

Л ). Все данные потенциально релевантны

Эти положения фокусируют внимание группового терапевта на актуальном опыте клиента. Феноменологический подход ак­центируется на том, что источником наших знаний о мире явля­ется наш опыт, который мы получаем только во взаимодействии с миром. Этот подход обеспечивает солидную основу для пони­мания и работы с групповым процессом и, в частности, для тре­нировки группового терапевта в наблюдении и интервенциях.

Относительно группового процесса феноменологический под­ход позволяет сделать несколько утверждений. Во-первых, зна­ние группы приходит к групповому терапевту только через опыт ее членов. Во-вторых, поскольку каждая личность в группе имеет разный опыт, не существует истины, которая объективно объяс­няет ситуацию в группе. В какой-то мере наш опыт и интерпрета­ции являются временными и могут стать предметом для ре-интер­претации, сделанной другими или с помощью других.

Далее, гештальт-терапевт пытается воспринимать опыт группы и индивидуальных ее членов таким, каков он есть в данный момент, на время оставляя в стороне свои предположения о личности и си­туации, «как если бы он только что встретился с ними». Он пытает­ся увидеть их непосредственно в гораздо большей степени, чем ду­мать о том, какие они. То, что он пытается сначала сделать, — это понять «что есть?», откладывая свои интерпретации. Конечно, мы не можем остановить их совсем, ведь это часть способа челове­ческого мышления. Но навык оставления «за скобками» смысла и навык непосредственного восприятия происходящего необходим каждому групповому гештальт-терапевту. В это время он накапли­вает данные наблюдения (один из членов группы теребит платок, другой отвернулся, третий опустил глаза и сидит сгорбившись... сам он чувствует тревогу и т. п.). Такое накопление информации о ситу­ации является необходимой первой ступенью к интерпретации и по­строению гипотезы о том, что она означает. Это не говорит о том, что гипотеза — это плохо, просто гештальт-терапевты нуждаются в том, чтобы быть максимально осознанными для того, чтобы их данные о ситуации были максимально полными. В этом смысле не­обходимо подходить к любой групповой ситуации, имея широкий спектр осознавания того, что происходит с ними самими и что про­исходит с членами группы и группой в целом.

Конечно, частью естественного «фигура-фон» процесса явля­ется то, что некоторые вещи в любой групповой ситуации будут чаще становиться фигурой перед групповым терапевтом в силу его личных особенностей. Между тем любые данные могут рав­ным образом рассматриваться как потенциально полезные для формирования общей картины. Групповой терапевт может сфо­кусироваться и на том, что существует, и на том, что отсутствует в групповой ситуации, так как на ранней стадии групповой встре­чи неизвестно, что будет релевантным и важным, а что нет.

Дж. Харрис (2002) приводит классический пример исключения релевантных данных из рассмотрения. В одной из групп участники, с его точки зрения, потеряли энергию, «завязли»... У терапевта быстро сформировалась гипотеза, касающаяся данной ситуации: он решил, что «тупик» является следствием невыраженного кон­фликта, и предложил группе осознать, что бы это могло быть. В ответ участники пожаловались на духоту в комнате, где проходи­ла встреча, и свою усталость из-за этого...

Таким образом, теоретизирование, базирующееся на непосред­ственном восприятии и осознавании, является важной частью по­нимания группового процесса. Но для того, чтобы оно было мак­симально точным, групповому терапевту полезно акцентировать­ся на описании того, что происходит в групповой ситуации, соблю­дая некоторый баланс между описанием и построением гипотез.

Сравнивая обе модели групповой гештальт-терапии — модель, основанную на теории групповой динамики, и модель, основан­ную на теории поля, — мы можем выделить некоторые признаки, отличающие эти модели (см. табл. 4). При этом общей теорети­ческой базой данных моделей является феноменологический под­ход и теория контакта, обе модели ориентированы на использо­вание эксперимента, стимулирующего осознавание участников.

Таблица 4. Отличительные признаки «полевой» и «стадийной» моделей групповой гештальт-терапии

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 297; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!