VII . «Вернусь , - сказал солдат» - разучивание



В феврале наша страна празднует День защитника Отечества. И )тот день принято поздравлять мужчин - бывших и будущих воинов, защитников нашей страны в мирное время и в годы вой­ны. И этому празднику принято посвящать специальные песни — поенные, в которых говорится о доблести наших солдат, их смелости и отваге. Но немало испытаний выпадает и на долю тех, кто остается в родном доме ждать возвращения солдата из военного похода. Так хочется верить, что он возвратится живым и невре­димым, хотя военная дорога нелегка. Об этом говорится в новой песне, которую вы сегодня начнете разучивать. Послушайте ее. (Прослушивание песни «Вернусь, - сказал солдат», музыка Е. Бо­брова, стихи Е. Аграновича.)

— Какой музыкальный жанр выбран композитором для ме­лодии? (Марш.)

Почему выбран жанр марша?

— Какой характер у этой песни?

— Запишите в тетрадях название песни и фамилию компози­тора, который создал к ней музыку. (Разучивание 1-го куплета песни.)

Вот трубы вновь трубят, трубят поход. —

Вернусь, — сказал солдат.

И он придет.

Сквозь пламя, дым и гром всегда вперед,

Но в свой родимый дом солдат придет!

В этом тексте - военном и суровом — очень важно отчетливо произносить слова, чтобы они были понятны. Обратите внимание на звук «р», который здесь часто встречается.

— Послушайте мелодию песни и скажите: повторяется ли в ее фразах ритмический рисунок? (Педагог исполняет мелодию песни.)

Ритмический рисунок в каждой фразе повторяется, но меняется мелодия фраз.

Первая и вторая фразы почти одинаковые, только окончание во 2-й фразе будет другое — в более высоком регистре. В этот момент в песне происходит смена музыкального лада из минор в мажор. (Педагог исполняет 1-ю и 2-ю фразы, дети разучивают.)

Особенностью этой песни является то, что композитор раз­деляет текст в каждой строчке паузами и напевы получаются ко­роткими, суровыми, военными. При этом требуется аккуратность в исполнении окончания каждой фразы — его надо петь негромко без крика.

Самой высокой и мажорной по ладу будет 3-я строчка.

(Педагог демонстрирует напев 3-й строчки, разучивает его с ребятами.)

И наконец, последняя фраза, завершающая, вновь возвращает нас в средний регистр и в минорный лад.

(Разучивание 4-й строчки и объединение всего куплета.)

В этой песне нет припева, но две последние строчки в каждом куплете повторяются. (Исполнение куплета с повтором последних строчек.)

— Какая мелодия в этой песне - со скачками или плавная? (Со скачками.)

VIII . Письменная мини - контрольная «Блицопрос»

1. Как называется изменение исполнения одной и той же мелодии?

2. О каком зимнем празднике говорилось в отрывке из оперы «Снегурочка», который вы сегодня слушали?

IX . Рефлексия

- Каким словом называется народная музыка? (Фольклор.)

- Как используется фольклор в музыке русских композиторов?

- В каких авторских музыкальных произведениях использу­ются подлинные народные мотивы?

- Как меняется характер мелодии в запеве и в припеве песни «Приходите в сказку»?

- Какие природные явления передает звуками оркестра ком­позитор Н.А. Римский-Корсаков в третьей песне Леля?

- Что такое вариации?

- Приведите примеры музыки с использованием вариаций. (Финал 4-й Симфонии П.И. Чайковского, «Утро» Э. Грига, третья песня Леля из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сне­гурочка».)

- Какие новые песни вы сегодня разучивали?

- Сравните мелодии и характер песен «Проводы зимы» и «Вернусь, — сказал солдат».

X . Контрольный момент «Угадай - ка»

(Педагог исполняет начальные такты следующих произведе­ний, школьники отгадывают их названия:

• инструментального проигрыша третьей песни Леля из опе­ры Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»;

• рефрена «Прощай, Масленица» из сцены «Проводы Мас­леницы» оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»;

• запева песни «Приходите в сказку» композитора В. Дашке­вича.)

XI . Выход из класса под музыку

Школьники покидают класс, исполняя песню «Проводы mi мы» НА. Римского-Корсакова.

Урок 21. Музыкальные герои

Цели: работать над пением канонов на два голоса, над худо­жественным исполнением песен; повторить особенности герои­ческой музыки; провести работу над дыханием, активной подачей тука и четкой артикуляцией при разучивании и пении военной песни; повторить понятия «мелодия», «произведение крупной формы»; познакомить с понятием «мелодическая линия».

Планируемые результаты: учащиеся научатся исполнять пес-ми каноном; определять виды героической музыки; исполнять

песни в разной динамике; определять особенности произведений крупной формы.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под песню «Проводы зимы» Н.А. Римского-Корсакова, выходят из него после урока, исполняя песню «Вернусь, — сказал солдат» композитора Е. Ботярова.

Оформление доски: репродукции картин с изображением героев России, сцен из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»; портре­ты М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева; рисунки с изображением музыкальных инструментов симфони­ческого оркестра; репродукция картины П. Корина «Александр Невский»; текст народной песни «Соддатушки, бравы ребятушки» и канта «Вспомним, братцы, россов славу» на плакатах.

Ход урока

I . Музыкальная разминка

(Школьники исполняют гамму до мажор. Повторяют песни приемом «канон».

Разучивают новый канон Ю. Литовко «Тик-так». Канон ис­полняется подгруппами на два голоса, потом подгруппы меняются голосами.)


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!