IX . Письменная мини - контрольная «Блицопрос»



1. Отрывки из какой новой оперы вы сегодня слушали?

2. Какой голос исполнял песню Леля — мужской или женский?

X . Рефлексия

— Как может проявляться народность в авторской музыке?

— Приведите примеры народности в авторской музыке.

— Какие арии Садко вы слушали?

— Найдите на доске запись арии «Ой ты, темная дубравушка» и расскажите о характере ее музыки.

— Найдите на доске запись арии «Заиграйте, мои гусель и расскажите о характере ее музыки.

— Найдите на доске запись арии «Высота ли, высота поднебесная» и расскажите о характере ее музыки.

— Какой инструмент в симфоническом оркестре подражает звучанию гуслей?

— Какой голос исполняет партию Садко?

— Что за голос — тенор?

— Назовите героев оперы «Снегурочка».

— Какую арию из этой оперы вы слушали?

— О чем говорится в третьей песне Леля?

— Как менялся характер музыки в этой арии?

— Как менялось музыкальное сопровождение?

— Как называется форма, в которой изменяется характер звучания основной мелодии?

— Какой голос исполнял арию Леля?

— Почему партию пастушка Леля поет женский голос?

— Что за голос — меццо-сопрано?

— Какие звуки природы изображает оркестр в этой арии?

— Какую новую песню вы начали разучивать?

— Какие части имеются в песне «Приходите в сказку»?

— В какой из частей этой песни есть синкопа?

XI . Контрольный момент «Угадай - ка»

(Педагог исполняет начальные такты следующих произведе­ний, школьники отгадывают их названия:

• инструментального проигрыша к третьей песне Леля НА. Римского-Корсакова;

• запева третьей песни Леля Н.А. Римского-Корсакова;

• начала песни «Приходите в сказку» В. Дашкевича.)

XII . Выход из класса под музыку

Школьники покидают класс под песню «Приходите в сказку» В. Дашкевича.

Урок 19. Народность в музыке [ окончание темы )

Цели: совершенствовать исполнительскую работу над уни­соном и двухголосием в распеваниях; продолжить разучивание новой песни и отработку синкопированного ритма в песне; по­знакомить с термином «кларнет».

Планируемые результаты: учащиеся научатся узнавать знакомые произведения по ритмическому рисунку; различать тембры музыкальных инструментов; исполнять синкопированный с ним в песне.

Музыкальное сопровождение: школьники входят в кабинет музыки под третью песню Леля, выходят из него после урока, испол­няя песню «Приходите в сказку» В. Дашкевича.

Оформление доски: репродукции картин с изображением сцены из сказочных опер Н.А. Римского-Корсакова; портрет композитора; рисунки с изображением музыкальных инструментов сим­фонического оркестра.

Ход урока

I Музыкальная разминка

(Учащиеся повторяют упражнение на начальную фразу арии Садко «Заиграйте, мои гусельки».

Разучивают новое упражнение на слог «лю». Сначала пе­ние идет четвертями на нисходящее мажорное трезвучие «соль-, ми-до». Потом — восьмыми по нисходящему звукоряду «соль-фа-ми-ре-до». Две фразы соединяются, и все упражнение поется несколько раз начиная от разных звуков восходящей хроматиче­ской гаммы.

Потом упражнение исполняется одновременно на два голоса. Класс делится на две группы - 1-й и 2-й голоса. Каждый голос поет свою партию.

Первый голос поет отрывок, который построен на четвертных длительностях. Второй голос поет отрывок, который построен па восьмых длительностях. После пропевания 2—3 раза от разных жуков группы меняются партиями.

Педагог проводит ритмический диктант: отхлопывает разные ритмические рисунки, которые школьники повторяют. Завер­шить диктант можно знакомыми ритмами, которые ребята должны угадать: «Заиграйте, мои гусельки», «Приходите в сказку», третья песня Леля.)

II . Повторение пройденного материала

(Проводится повторение понятия «народность» по модели прошлого урока.

Школьники определяют черты народности в разных ариях Садко. Читают по ролям сцену из пьесы А.Н. Островского «Снегурочка». Проводятся прослушивание третьей песни Леля и ее разбор по модели предыдущего урока.)

III . Знакомство с термином «кларнет»

(Педагог сообщает, что партию пастушьего рожка в третьей  песне Леля из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка» исполняет инструмент симфонического оркестра кларнет, и демонстрирует изображение кларнета на плакате.)

— К какой группе инструментов относится кларнет - к струнным, клавишным или духовым? (К духовым инструментам.)

Кларнет - деревянный духовой инструмент. Запишите этой в тетради.

Кларнет считается одним из самых удивительных инструментов, потому что у него в разных регистрах звучание приобретает  разные оттенки.

— Что такое регистр? (Высота звучания.)

Сколько регистров существует в музыке? Назовите их.  3 регистра — высокий, низкий и средний.)

Об этом хорошо сказала в своем стихотворении писательница Н. Кончаловская:

«От рева и до свиста 

Три в музыке регистра».

У кларнета регистры отличаются друг от друга по характеру. Например, тембр его нижних звуков мрачный, тусклый, а высокие звуки звонкие, светлые. Вот этот высокий тембр и использовал композитор Н.А. Римский-Корсаков для арии Леля.

Самые высокие звуки кларнета резкие, даже пронзительные. Этот тембр был использован композитором С.С. Прокофьевым для партии кошки в его музыкальной сказке «Петя и волк», где показаны разные голоса инструментов симфонического оркестра. И кошка благодаря голосу кларнета получилась хитрая, осторожная.

А вот в начале 5-й Симфонии П.И. Чайковского звучат сразу два кларнета. Они играют в низком регистре медленную тему, и она оставляет впечатление хмурое, угрюмое, мрачное, печальное, трагическое.

— Отличаются ли по характеру тембры разных регистром кларнета?

— Как звучит кларнет в нижнем регистре?

— Как звучит кларнет в высоком регистре?

— Какой регистр использован для арии Леля?

— Какие инструменты звучат в том месте арии, где поется про! тучу и гром? (Ударные.)

— Какие вы знаете ударные инструменты? (Педагог демонстрирует рисунки с изображениями ударных инструментов: барабанов, литавр, колоколов.)


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!