II . Повторение пройденного материала



(Учащиеся слушают сцену «Проводы Масленицы» из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка». Перед прослушиванием педагог может прочитать текст либретто, который исполняется в данном отрывке.)

Берендеи {хором).

Раным-рано куры запели,

Про весну обвестили.

Прощай, Масленица!

Сладко, воложно нас кормила.

Суслом, бражкой поила.

Прощай, Масленица!

Пито, гуляно было вволю,

 Пролито того боле.

Прощай, Масленица!

Мы зато тебя обрядили

Рогозиной, рединой.

Прощай, Масленица!

Мы честно тебя проводили,

На дровнях волочили.

Прощай, Масленица!

 Завезем тебя в лес подале,

Чтоб глаза не видали.

Прощай, Масленица!

Ой, честная Масленица,

Веселенько тебя встречать, привечать,

Трудно-нудно тебя со двора провожать.

Воротись хоть на три денечка,

Не воротишься на три денечка,

Воротись хоть на денечек,

На денечек, на малый часочек,

Ой, честная Масленица!

Масленица-мокрохвостка,

Поезжай долой со двора.

У нас с гор потоки,

Заиграй, овражки!

Выверни оглобли,

Налаживай соху,

Весна-красна,

Наша ладушка пришла!

Ой, честная Масленица! Ой!

Масленица-мокрохвостка,

Поезжай долой со двора!

Телеги с повети,

Улья из клети,

На повет санки,

Запоем веснянки!

Весна-красна,

Наша ладушка пришла!

Наша ладушка пришла!

Ой! Ой! честная Масленица! Ой!

Ой! прощай, честная Масленица,

Коль быть живым, увидимся!

Прощай, прощай, прощай, Масленица!

Прощай, прощай, прощай, Масленица!

Ой, честная Масленица, ой!

Ой, хоть год прождать, да ведать-знать,

Что Масленица придет опять.

Прощай, прощай, прощай, Масленица!

Масленица.

Минует лето красное,

Сгорят огни купальские.

Пройдет и осень желтая

С снопом, с скирдой да с братчиной.

Потемки, ночи темные,

Карачуна проводите.

Придет пора морозная,

Овсень-коляду кликати.

Во вьюгах с перевеями

Прибудет день, убудет ночь.

Из лужицы из наледи

Напьется кочет с курами,

Тогда и ждать меня опять.

В этом тексте встречаются необычные старинные слова: «куры запели», «про весну обвестили», «встречать, привечать», «заиграй овражки».

— Какие жанры фольклора встречаются в этом отрывке? (Иг­ровая скороговорка,,печальный плач, торжественное велича­ние, хороводная песня.)

Обратите внимание на смену характера музыки, а слова хора «Прощай, Масленица» вы можете исполнять. (Прослушивание сцены из оперы и ее разбор.)

III . «Проводы зимы» - исполнение

(Проводится повторение песни «Проводы зимы» Н.А. Рим­ского-Корсакова и ее исполнение по куплетам с запевалами и в сопровождении шумовых музыкальных инструментов.)

IV . Повторение понятия «произведения крупной формы»

— Какие музыкальные произведения называются произведе­ниями крупной формы? (Опера, балет, симфония.)

Что означает выражение «крупная форма»? (Произведения, которые долго звучат и в исполнении которых участвует мно­голюден.)

— Сколько времени может звучать музыкальное произведение крупной формы? (Два часа и больше.)

Кто исполняет симфонию? (Симфонический оркестр.)

- Кто исполняет балет? (Симфонический оркестр и танцоры.)

- Кто участвует в исполнении оперы? (Симфонический ор­кестр, певцы и танцоры.)

- Из каких музыкальных отрывков состоят произведения крупной формы? (Из песен, танцев, маршей.)

- Бывают ли остановки в произведениях крупной формы по­сле каждой песни, каждого танца? (Нет.)

- Сменяют ли эти жанры друг друга или все произведение состоит только из одних песен, только из танцев или только из маршей? (Жанры сменяют друг друга.)

- Стали бы люди слушать большое произведение, состоящее только из одних песен, одних танцев или одних маршей? (Вряд ли, такую музыку слушать скучно.)

- А почему нам интересно слушать произведения крупной формы? (Потому что в них встречаются все основные жан­ры—и танцы, и песни, и марши.)

V . Исполнение отрывков из оперы «Иван Сусанин»

Вы уже знаете, что в феврале наша страна празднует День за­щитника Отечества, поэтому на уроке музыки вы вновь встретились с музыкальными образами, на создание которых композито­ров вдохновили настоящие герои нашей страны. Вы послушаете музыку, которую принято называть «героическая».

- Какую музыку о героях нашей страны вы знаете? (Оперу «Иван Сусанин» М.И. Глинки, кантату «Александр Невский» С. С. Прокофьева, русскую народную песню «Солдатушки, бра­вы ребятушки», старинный военный кант «Вспомним, брат­цы, россов славу».)

- Расскажите о содержании оперы М.И. Глинки «Иван Су­санин».

- Какие отрывки из оперы «Иван Сусанин» вы слушали и раз­учивали? (Арию Сусанина, хор «Славься!».)

- Кто помнит текст арии Сусанина? (Проводится повторение слов арии Сусанина.)

- Вспомните мелодию, на которую поется этот текст. (Повторение мелодии и исполнение арии.)

В этой арии три части, 1-я и 3-я части повторяются. Когда сейчас вы будете слушать эту арию в записи, то спойте выученные чисти вместе с солистом.

(Прослушивание и исполнение арии Сусанина.)

- Меняются ли чувства Ивана Сусанина в этой сцене?

- Какие чувства переживает герой, который поет эту арию?

- Меняется ли характер музыки в арии Ивана Сусанина?

— Как эту перемену передает музыка?

— К какому музыкальному жанру относится эта музыка? (К песне.)

— Может ли эту арию спеть какой-то другой персонаж оперы, например дети Сусанина? (Нет.)

— По сюжету, эту арию герой поет в 4-м действии. Можно ли эту арию Сусанина исполнить в другом месте оперы, на­пример в начале? (Нет.)

В опере один герой не может исполнить арию другого, ведь музыка передает именно те чувства, которые испытывает опреде­ленный герой. И музыкальные отрывки оперы нельзя перестав­лять в другие места, иначе будет непонятным сюжет оперы.

— Какой еще отрывок из этой оперы вы слушали? (Хор «Славься!»)

В каком месте оперы звучит хор «Славься!»?

— О чем поется в этом хоре? (О победе русского народа над вра­гами, о вечной памяти героям, которые отдали свою жизнь за Родину.)

Что происходит в финале оперы?

— Может ли этот хор звучать в другом месте оперы? (Нет, так как он говорит о событиях, которые произошли в предыдущих действиях оперы.)

 — Какие музыкальные инструменты подчеркивают торжест­венность этого хора? (Колокола.)

(Проводится повторение текста, затем прослушивание хора «Славься!» и его исполнение.)

В середине XX в. наша страна стала победителем в Великой-; Отечественной войне. В июне 1945 г. на Красной площади в Мо­скве состоялся Парад Победы, которым командовал знамени­тый маршал Г. К. Жуков. Маршал выезжал на белом коне из во­рот Кремля под звучание хора «Славься!» из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин».

VI . «Вставайте , люди русские ! » - разбор , исполнение

— Посмотрите на репродукции известных картин, которые размещены на доске. Какая из картин напоминает нам о еще одном героическом музыкальном произведении? (Картина П. Корина «Александр Невский».)

— Какие знаменитые сражения выиграл полководец Александр Невский? (Битву со шведами на реке Неве и битву с немцами на льду Чудского озера.)

— Какие знаменитые слова Александра Невского вы знаете? («Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет, на том стояла и стоять будет Русская земля».)

- Какое музыкальное произведение посвящено подвигу Алек­сандра Невского?

— Какой хоровой отрывок вы слушали и разучивали? (Хор «Вставайте, люди русские!».)

(Проводится повторение слов, мелодии и исполнение 1-й ча­сти хора.)

— Каким должен быть характер исполнения? (Энергичным, героическим, петь надо на активном дыхании, с четкой дик­цией.)

Кто помнит текст второй части этого хора, которая начи­нается словами «На Руси родной...»? (Повторение текста.)

— Каким будет характер 2-й части? (Широким, распевным, близким русской народной песне.) (Дети повторяют и исполняют 2-ю часть хора. Затем соединяют контрастные части хора: 1 -ю, героическую, и среднюю, лири­ческую, похожую на народную песню.)

— Как меняется характер музыки в этом хоре? (В 1-й части звучит призыв к народу подняться на борьбу с врагами, тре­вога за его судьбу, любовь к Родине, уверенность в победе, во 2-й части — сдержанное спокойствие и решительность, напевность.)

— Сколько частей в этом хоре? (Три.)

Какой частью завершается хор? (Повторяется 1-я часть героическая, мощная.)

— Какой инструмент звучит во вступлении к хору? (Колокол.)

— И хор из кантаты, и хор из оперы «Иван Сусанин» сопро­вождает звучание колоколов. Отличается ли колокольный звон во вступлении к хору от звучания колоколов в финале оперы «Иван Сусанин»? (В первом случае звон колокола тре­вожный, набатный, а в финальной сцене на Красной площади звон праздничный, радостный, торжественный.)


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 148; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!