III . Знакомство с новым материалом



Сейчас вы послушаете новый отрывок из этой оперы, кото­рый называется «Каватина Людмилы». Но прежде разберемся, что такое каватина.

— Вам уже знакомо слово «ария». Что оно означает? (Большая песня главного героя оперы.)

Каватина - тоже ария, только лирическая, мечтательная по характеру. А еще каватиной называют самую первую арию ге­роя. Запишите в тетрадях определение: «Каватина — небольшая ария лирического характера, первая ария героя оперы». А на сле­дующей строчке запишите название отрывка, который вы будете слушать: «Каватина Людмилы» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила».

Эта ария первая, которую поет главная героиня по имени Людмила.

— С какой сцены начинается опера? (Со свадьбы Руслана и Людмилы.)

Верно, опера, как и поэма Пушкина, начинается со свадьбы богатыря Руслана и прекрасной Людмилы — дочери князя Владимира. Посмотрите на иллюстрацию к поэме А.С. Пушкина, на которой изображен княжеский пир.

(Педагог показывает иллюстрацию, затем читает отрывок из поэмы.)

В толпе могучих сыновей,

С друзьями, в гриднице высокой

Владимир-солнце пировал;

Меньшую дочь он выдавал

За князя храброго Руслана

И мед из тяжкого стакана

За их здоровье выпивал.

В этой сцене перед гостями выступают гусляры, все хва­лят князя Владимира и жениха с невестой. Потом свою первую арию — каватину — поет Людмила. Обратите внимание на то, что и этой арии будет много распевов слогов. Чтобы вам было легче понять, о чем поет героиня, я прочитаю начало ее арии: «О мой милый Руслан, я навеки твоя». (Прослушивание отрывка из оперы.)

- Каким был характер каватины? (Легким, светлым, быстрым, солнечным, веселым, распевным.)

Кто исполнял эту арию? (Певица-солистка и симфонический оркестр.)

- В каком регистре звучала партия певицы? (В высоком.) Высокий женский голос называется «сопрано». Запишите в тетрадях это определение: «Сопрано — высокий женский го­лос».

- Какая еще героическая опера есть у композитора М.И. Глинки? («Иван Сусанин».)

— Какой знаменитый хор звучит в финале оперы? («Славься!».) На Красную площадь въезжают русские полководцы Ми­нин и Пожарский, туда приходят дети Ивана Сусанина, которые рассказывают о подвиге своего отца. И народ славит героев, ко­торые отстояли нашу Родину, славит Ивана Сусанина, который отдал за Родину свою жизнь. Послушайте хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин», вы можете даже подпевать ему:

Славься, славься ты, Русь моя! Славься ты, русская наша земля! (Прослушивание хора.)

— Какие музыкальные инструменты придают хору особую торжественность? (Колокола.)

— В каком жанре написан этот хор? (В жанре марша.)

- Как назывались старинные русские песни торжественного содержания? (Канты.)

Музыка хора «Славься!» тоже создана в виде канта. — Чем еще музыка хора «Славься!» напоминает народные рус­ские песни? (Распевом слогов.) Композитор М.И. Глинка создал образцы русской музыкаль­ной классики — оперы, балетную музыку, симфонии. Подобно А.С. Пушкину, он создал национальный русский язык, только это язык музыки. Вот почему в истории искусства два имени этих гениев стоят рядом.

(Педагог читает стихотворение Н. Рыленкова «Музыка».)

 Среди имен, что дороги нам с детства,

В чьих звуках гордость родины слышна,

Есть два особо дорогих для сердца —

То Пушкина и Глинки имена.

Их кровное родство, а не соседство

На вечные связало времена.

В том, что от них осталось нам в наследство, —

Душа родной страны воплощена.

Душа страны, в которой так чудесно

Слились народа русского черты:

Спокойное величье простоты,

Открытость в дружбе, стойкость в битве честной

И вера в правду высшую мечты,

Что нам звучит как музыка, как песня!

IV . «Кабы не было зимы» - завершение разучивания

(Повторение 1—3-го куплетов песни «Кабы не было зимы».)

У этой песни есть еще маленькое окончание — можно сказать, 4-й куплет. Только он совсем короткий, всего 4 строчки, да и сло­ва такие же, как в самом начале песни.

Кабы не было зимы

В городах и селах,

Никогда б не знали мы

Этих дней веселых.

Мелодию двух последних строчек здесь надо спеть так, что­бы было понятно — это окончание песни. На слове «мы» следу­ет скачок вверх, и далее весь финал до конца поется в высоком регистре. (Педагог демонстрирует верное исполнение, учащиеся по­вторяют 2—3 раза.)

Вот теперь вы можете исполнить всю песню целиком. Но она довольно длинная, потребует от вас умения правильно дышать. Чтобы вам было удобнее ее исполнять, договоримся, что между 2-м и 3-м куплетами я исполню инструментальный проигрыш на пианино. Вы в это время сможете немного от­дохнуть.

- Как надо отдыхать во время инструментальных проигрышей песен? (Глубоко дышать и делать медленные выдохи.)

Вот теперь вы знаете все особенности художественного исполнения песни. Осталось только улыбнуться, чтобы по характеру она получилась такой, какой надо, — веселой от радости встречи с зимой. (Исполнение песни целиком.)


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 167; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!