Труды изучаемых авторов (первоисточники)



Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991.

Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М.: Мысль, 1994.

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 1995.

Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение/ Пер. с франц., составл., вступ. ст. и примеч. А.Гофмана. М.: Канон, 1995. 3-е издание, доп. и испр. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2008.

Дюркгейм Э. «Ценностные» и «реальные» суждения // Социс. 1991. № 2.

Хальбвакс М. Социальные классы и морфология. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2000.

Основная литература

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс-Политика, 1992. С. 315-401.

Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. М.: ИД «Высшее образование и наука», 2007.

Бикбов А.Т. Метод и актуальность работ Мориса Хальбвакса // Хальбвакс М. Социальные классы и морфология. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2000. С. 463-505.

Гофман А.Б. Дюркгеймовская социологическая школа // Гофман А.Б. Классическое и современное: Этюды по истории и теории социологии. М.: Наука, 2003.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Книжный дом «Университет», 2008. Лекция шестая.

Гофман А.Б. Столетие книги Эмиля Дюркгейма «Самоубийство» // Социс. 1998. № 5.

Гофман А.Б. Сто лет спустя: коллоквиум, посвященный Дюркгейму // Социс. 1995. № 11.

Гофман А.Б. Эмиль Дюркгейм в России: Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли. М.: ГУ ВШЭ, 2001.

История социологии в Западной Европе и США. М.: НОРМА-ИНФРА М, 1999.

История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1. М.: Канон, 1997. Раздел III. Глава первая.

Каради В. Морис Хальбвакс: биографический очерк // Хальбвакс М. Социальные классы и морфология. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя., 2000. С. 447-462.

Каради В. Стратегия повышения статуса социологии школой Э. Дюркгейма // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Том VII. № 5. Специальный выпуск. С. 12-49.

Классики теоретической социологии XX века: Рабочая тетрадь по истории социологии М.: ГУ ВШЭ, 2001. С. 29-56.

Мосс М. Общество. Обмен. Личность: труды по социальной антропологии. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1996.

Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. СПб.: Алетейя, 2001.

Сорокин П.А. Самоубийство как общественное явление // Социс. 2003. № 2.

Дополнительная литература

Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. С. 71-89.

Култыгин В.П. Французская классическая социология XIX – начала XX веков. М.: Наука, 1991. С. 58-74.

Лапин Н.И. Эмпирическая социология в Западной Европе: Учебное пособие. М.: ГУ ВШЭ, 2004. С. 40-56, 164-184.

Московичи С. Машина, творящая богов / Пер с фр. М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. -Глава первая.

Николаев Ю.Н. Э. Дюркгейм как социальный философ // Социс. 1978. № 2.

Очерки по истории теоретической социологии XIX - начало XX в. М.: Наука, 1994. Раздел II. Глава третья.

 

 

Тема 5. СОЦИОЛОГИЯ М. ВЕБЕРА

5.1. Творческий путь М. Вебера, тематика основных трудов и их значение для социологической науки.

5.2. Влияние Баденской школы неокантианства и герменевтики на методологическое мышление М. Вебера. Разработка методологических вопросов социологии.

5.3. Концепция понимания и теория социального действия.

Ключевые понятия и имена: антинатурализм, антипозитивизм, баденская школа неокантианства, неокантианская социология, науки о природе и науки о духе, номотетический и идиографический методы, герменевтика, объяснение и понимание, аксиология, принцип «отнесения к ценности», понимающая социология, социальное поведение, идеальный тип, рациональность, поведение: целерациональное, ценностно-рациональное, традиционное, аффективное, легитимные типы господства: рационально-легальный, традиционный, харизматический, «веберовский ренессанс»; М. Вебер, И. Кант, Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Ницше, К. Маркс, В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Г. Шмоллер, В. Зомбарт, Ф. Шлейермахер.

Вопросы для самопроверки

1. Что послужило теоретико-методологическим источником антинатуралистического «социологического поворота» в начале ХХ в.?

2. Каково содержание основного тезиса В. Дильтея «мы объясняем природу, но мы понимаем духовную жизнь»?

3. В чем заключается различие между номотетическим и идиографическим методом познания?

4. Какое значение для развития социологии имела постановка вопроса о специфике методологии гуманитарных наук?

5. В чем проявилось влияние баденской школы неокантианства на творчество М. Вебера?

6. Какую роль в своей понимающей социологии М. Вебер отводил категории «идеальный тип»?

7. Как категория «идеальный тип» соотносится с объективной реальностью?

8. Какие действия человека М. Вебер считал социальными?

9. Какая типология социальных действий предложена М. Вебером?

10. Какие легитимные типы господства выделял М. Вебер?

11. Почему М. Вебер рассматривал рационализацию социальных действий как тенденцию исторического процесса?

12. Как, по М. Веберу, религиозные догмы влияют на развитие общества и на поведение людей?

13. В чем М. Вебер видел взаимосвязь протестантской этики и духа капитализма?

14. Какое значение М. Вебер придавал проблеме долга ученого, истинности научного знания?

15. Какое влияние оказали идеи М. Вебера на последующее развитие социологии?

16. Что понимается под «веберовским ренессансом»?

 

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 223; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!