ТЕМА 10. Шоу-бизнес на телевидении



Работа и отдых v вот две составляющие бытия основной массы населения Земли вне зависимости от расы и вероисповедания. Так как же мы отдыхаем??? Что нужно нам чтобы расслабиться и получить удовольствие???

Чтобы отвлечь мозг от повседневных забот нам просто необходимо переключить свое внимание на что — то совершенно иное. Таким отвлечением и становятся многочисленные шоу , транслируемые беспрерывно по телеканалам. Каждое шоу рассчитано на определенную социальную прослойку, но есть и такие, которые охватывают значительную часть аудитории в совершенно различных слоях общества.

Что составляет основу современных шоу и на каких 'принципах они строятся??? Слабое звено, Русская рулетка v якобы интеллектуальные программы на самом деле показывают насколько хитры, изворотливы и подлы могут быть люди. В них побеждают отнюдь не самые знающие, а подчас самые слабые игроки. Основная задача v топи товарища, унижай и глумись над ним. Неописуемая радость появляется на лицах игроков, когда вылетает сосед. Откуда такая черствость и бездушие??? Неужели некоторое количество нулей после единицы может превратить человека в чудовище???

Для сегодняшнего зрителя и этого оказалось мало. Теперь обыватель хочет видеть на экране не только словесные унижения и оскорбления друг друга, но и грубо говоря мордобой. Шоу Окна показывает, какие идиотские ситуации создают себе люди и выпутаться из них не могут. Самое главное, кто в кого плюнет первым и кто кому, пардон, настучит по тыкве прямо в студии.

Почему для большинства зрителей это интересно??? Что такое есть в нас дикое и первобытное, заставляющее наслаждаться подобного рода шоу???

Апофеозом всех развлекательных программ, где жестокость возведена в ранг поклонения, является Чемпионат по Рестлингу. Остается загадкой для меня, почему люди 100 % понимая, что рестлинг — это всего лишь поставленный сценаристами спектакль, где прописано кто и когда должен победить и какой прием провести, с таким упоением рассказывают о непобедимости и крутости своего любимого бойца, спорят с пеной у рта о том, что будет в следующем шоу.

Что это??? Имитация жестокости в рестлинге заставляет болельщиков истошно кричать Кончай его!!!, Разорви!!! Ты величайший рестлер, мы любим тебя. За что любим??? За то, что он причинил боль другому человеку, порвал ему мышцу или сломал позвоночник??? Откуда в нас такая дикость и жестокость???

Вспомните свою реакцию, когда зимой рядом с вами поскальзывается человек и, разбрасывая в разные стороны дипломат и шлепанцы, смачно опускается на копчик. Это бывает очень смешно и невозможно удержаться. Почему??? Что заставляет нас так реагировать на происходящее???

Проявление первобытных инстинктов, грубости и жестокости v это неизлечимая болезнь, гнездящаяся в недрах души большинства людей и я ее называю одним общим словосочетанием синдромом жестокости или синдромом рестлингмании. И пока этот синдром точет нас изнутри на Земле не прекратятся войны и насилие. В нас итак много агрессии, а шоу типа рестлинга только подливают масла в огонь.

Вопрос что делать дальше??? Не стоит ли радикально поменять принцип построения шоу и делать их не агрессивными, а более человечными???

Реалити-шоу наше телевидение начало осваивать сравнительно недавно, но зато весьма активно. Со времени появления на наших экранах «Последнего героя» — так сказать, отечественного первопроходца этого жанра — мы стали свидетелями «Застеколья», «Последнего бифштекса», на подходе «Последний герой-2»; РТР показывает популярный во всем мире проект «Стань звездой!» (чем-то, кстати, напоминающий популярную в советские времена передачу «Алло, мы ищем таланты!»); а вот канал СТС обратился к романтической версии реалити-шоу, названной «Гарем». Любопытствующие могут теперь каждую пятницу в 20.00 наблюдать за тем, как четыре обаятельные и весьма привлекательные молодые леди расправляются с добивающимися их расположения молодыми людьми.

Запад нам пока в этой области догнать не удалось и, видимо, удастся не скоро — у них там этих шоу видимо-невидимо, и, что любопытно, считается этот жанр высокорейтинговым, хотя и дорогостоящим. Значит, не зря денежки продюсеры вкладывают в простых людей, кои и являются главными героями этих шоу.

Не знаю, как на Западе, а у нас пока этот жанр исследован плохо. И даже единого названия в прессе у него нет. То «реальным телевидением» назовут, то «реалити-шоу», а то и просто — «реал-шоу». Хотя, наверное, все-таки правильнее было бы остановиться на его родном названии «реалити-шоу» (от английского «reality show»).

При том, что главная идея этого формата проста, он таит в себе множество интереснейших возможностей. А идея такова: некоторое количество добровольцев из числа обычных людей (желающих испытать себя в необычных ситуациях) помещают в изолированную среду (остров, квартира, кафе, домик в деревне и т.д.) и придумывают правила этого шоу и условия выбывания из него. В результате определяется победитель, которому достается главный приз (как правило, весомый денежный), известность, а если повезет — рекламные контракты и проч. Наверное, не случайно все-таки люди во всем мире с огромнейшим интересом; наблюдают — за приключениями героев этих реалити-шоу — приятно думать, что и ты мог бы оказаться в их числе, и что слава может найти своего героя не только среди профессиональных актеров.

А вот КАК делается реальное шоу, зритель практически ничего не знает. Наверное, из-за отсутствия такого знания большинство телезрителей свято уверены, что раз это реалити-шоу, то мы должны по ТВ смотреть прямую трансляцию приключений участников шоу. Во всяком случае, когда на экранах появился «Последний герой», многие были уверены, что видят на экране то, что происходит на далеком острове в данный момент, и страшно удивились, когда журналисты написали, что участники этого проекта давно уже вернулись домой. А некоторые даже и возмутились — мол, какое же это «реальное шоу», раз все нам показывают в записи?

Попытаюсь внести посильный вклад в прояснение этого вопроса и некоторую ясность — на примере реалити-шоу «Гарем», которое мне повезло наблюдать, так сказать, в процессе. Так вот, на самом деле формат «реалити-шоу» вовсе не предполагает прямую трансляцию — в некоторых случаях это и невозможно по техническим причинам. Ну, представьте себе, телевидение показывает одну серию в неделю, а таких серий в «Гареме» — десять, значит, идти они будут 2,5 месяца. Между прочим, действо шоу происходит не где-нибудь в Подмосковье, а в далекой Кении, и нет никакой возможности собирать участников для съемок на пару дней в неделю. Впрочем, такой режим съемок, даже в Подмосковье, никакой бюджет не выдержит. Это во-первых. Во-вторых, за жизнью участников «Гарема» постоянно следят как минимум две съемочные группы (всего их четыре — по числу пар). А в иные дни, когда у каждой пары свое расписание свиданий — задействованы все четыре. Понятно, что одновременно показывать будни каждой из четырех пар невозможно, да и неинтересно. В-третьих, формат реалити-шоу предполагает интервьюирование участников после каждого эпизода — это, так сказать, рабочий материал, из которого в конечную версию шоу входит только незначительная часть.

«А как же проект «За стеклом»! — могут мне возразить. — Вот это и есть настоящее реалити-шоу!». На это трудно что-нибудь возразить, это действительно одна из форм реалити-шоу, только велика ли его ценность? Мне кажется, более тоскливое зрелище, чем мыкающиеся от безделья и не знающие, куда себя приткнуть и чем бы этаким удивить жаждущих «клубнички» телезрителей, не очень симпатичные и не очень умные (мягко говоря) молодые люди, трудно придумать. И высокий рейтинг «Застеколья»связан исключительно с нездоровым интересом определенной части публики (правда, как оказалось, довольно значительной) к той стороне жизни, которая нормальными людьми не афишируется. И тут мы подходим к четвертому пункту — художественности зрелища. Если создатели шоу хотят порадовать зрителя красивым, зрелищным проектом, который доставит эстетическое удовольствие и массу положительных эмоций, они постараются сделать его динамичным, с множеством красивых планов, с красивой музыкой, выбрав наиболее яркие и драматичные моменты, а не вывалят на наши головы полную мешанину. Достаточно сказать, что в Кении было отснято 400 часов пленки, а 10 серий вместят в себя всего лишь 40. Так что монтаж — это тоже огромная работа, свидетельствующая об уважении создателей «Гарема» к нам, зрителям.

А вот что говорит продюсер «Гарема» Андрей Разбаш о реалити-шоу вообще и о «Гареме» в частности:

— В течение последних трех-четырех лег на наших глазах рождается новый тип телевидения. Когда-то — начиная, наверное, с картины «Бегущий человек» — пришла идея использовать в кино более дешевую и во многом более талантливую рабочую силу — простых людей. Теперь эта идея докатилась и до телевидения. Я, естественно, шучу по поводу дешевой рабочей силы. Но люди всегда знали, что жизнь зачастую интереснее, непредсказуемее, иногда стильнее и изысканнее, чем ложь творческой фантазии. Поэтому вот эти проекты реального телевидения сейчас захлестнули самые большие, самые популярные, самые влиятельные телевизионные каналы. И этот жанр развивается с бешеной скоростью. Я думаю, через несколько лет он уже будет консервативным, серьезным и очень популярным. Поскольку компьютерные игры и Интернет очень серьезно «откусили» зрителей у игровых телевизионных шоу, то маятник телевидения качнулся в сторону реальной жизни. Это здорово.

«Гарем» для меня — это модель человеческих взаимоотношений мужчины и женщины. Не сексуальных, а именно человеческих. Предлагаемые обстоятельства, конечно, романтичны — Африка, экзотика, Индийский океан, солнце, пальмы, львы, слоны, жирафы. Но суть мужских комплексов и женских от этого не меняется. Сверхзадача проекта — дать позитивную модель взаимоотношений мужчин и женщин. И дело не в том, окажутся они или нет в общей постели. А в том, как они помогают друг другу преодолеть чувство одиночества, делают день насыщенней, богаче, интереснее, энергетичнее, полезней для себя самих. Вот об этом проект. Форма его довольно простая. Но количество вариантов проявлений характеров, комплексов великое множество, тут кипят нешуточные африканские страсти, у нас мужчины начинают плакать. Поверьте, я сам не ожидал, какое эмоциональное воздействие окажет на взрослых мужчин такая вроде бы простая ситуация — игра с девушками в ухаживание.

Так что реалити-шоу — это шоу, в котором реальные люди действуют в реальных предлагаемых обстоятельствах. Причем в их реальную жизнь никто не имеет права вмешиваться, никто не имеет права ее приукрашивать и корректировать. Тут все без обмана, и в этом смысле можно с уверенностью сказать, что отношения участников «Гарема» развиваются на глазах у телезрителей, и предсказать их не может никто, даже продюсер.

Правда, у реалити-шоу, как и у каждой игры, есть свои правила — как для участников, так и для членов съемочной группы. Придуманы эти правила не нами, и тут самое время поговорить об истории шоу «Гарем».

История же эта такова. Придумали «Гарем» вовсе даже не американцы, как кто-то может подумать, а шведы (а американцы, как и мы, этот формат у них купили). Шведская компания «Strix Television» является не только родоначальницей reality show, но и считается во всем мире лидером по производству этого формата. Достаточно сказать, что на сегодняшний день права на производство различных реалити-шоу у Strix закупили 27 стран мира. Среди них известные уже нам «Последний герой» и «Гарем», а также «Большой брат» (кстати, создатели этого шоу обвинили ТВ-6 в краже их идеи, трансформировавшейся у нас в «Застеколье»), «Бар» (подозреваю, что наш «Последний бифштекс» производное от этого «Бара»), «Ферма», приключенческое реалити-шоу «360 °» и другие, о которых мы даже не слышали. Так что впереди нас ждет еще много интересных проектов от шведов.

Прежде чем продавать свой продукт, шведы, разумеется, опробовали его на своих соотечественниках (на сегодняшний день «Гарем» с успехом уже дважды прошел в Швеции, а также в Норвегии, Германии, Франции, теперь вот до нас добрался). Как люди уравновешенные и организованные, представители нордической расы расписали процесс производства реалити-шоу как по нотам. Причем эти правила существуют, как я уже сказала, для обеих сторон участников, и для съемочной группы. Во избежание недоразумений и конфликтов условия съемок, права и обязанности участников шоу и его производителей закреплены в контракте, подписываемом обеими сторонами. Излишне говорить, что нарушать контракт дисциплинированным шведам даже в голову не приходит, что значительно облегчает весь съемочный процесс.

Ну, например, игрокам строго предписывается идти на боковую в 23 часа, чтобы с утра пораньше быть в полной боевой готовности к продолжению борьбы за внимание девушек. Не разрешается общаться между собой девушкам и юношам вне съемочной площадки — только под объективом видеокамер. Молодым людям строго запрещается заводить романы с представительницами прекрасного пола из числа съемочной группы и с многочисленными привлекательными туристками. Всякая самодеятельность со стороны участников тоже не приветствуется — шоу-то, конечно, реальное, но ситуации, в рамках которых развиваются отношения противоборствующих сторон, придумывают и предлагают создатели шоу, и будьте любезны только в этих рамках и развиваться. Что еще? Передвижение «наложников» по территории, которую охватывают съемки, ограничивается — с самого начала им объясняют, куда они могут ходить, а где им появляться не разрешается.

Что касается участников съемочной группы, их жизнедеятельность на протяжении всего процесса съемки регламентируется весьма любопытными и столь же полезными документами. Но самое главное, непреложное правило, которое соблюдается неукоснительно всеми без исключения — расписание съемок на завтра держится от участников шоу в строжайшем секрете, и до последнего момента они понятия не имеют, что их ждет. Кстати говоря, многие ребята-участники первое время не подозревали, такие планы на день существуют и наивно полагали, что действие развивается спонтанно.

А чтобы члены съемочной группы не забывали о своих обязанностях и не путались в них, представители шведской стороны (которые все это время находились в Кении, делясь опытом создания реалити-шоу и наблюдая за тем, чтобы не нарушался формат программы) вывесили в офисе «Гарема» памятки. В день отъезда из Кении я, с разрешения Андрея Леонидовича Разбаша, прихватила их с собой. Так что у меня есть возможность не цитировать их по памяти, а привести в оригинальном, так сказать, виде.

Не секрет, что при всей свободе и разнообразии эстрадно-попсовой музыкальной продукции, наши слушатели слабо разбираются в музыке. Почему-то принято считать великими исполнителями тех, кого во всем мире не пустили бы и в приличный клуб выступать. Бессмысленно рассуждать о падении уровня культуры. Просто сейчас звездой может стать абсолютно каждый.

Как стать звездой — тоже давно всем известно. Во-первых, нужно иметь стартовый капитал. Можно даже совсем небольшой. Долларов 1000. Этого хватит на то, чтобы снять какой-никакой клип и оплатить десяток показов на музыкальном телеканале или в одной из развлекательных программ. Причем, качество вашей музыки и видео никого не волнует! Просто никого. Волнует наличие у вас дензнаков.

Абсолютно во всех программах, где крутят клипы, существует практика заказных показов. Так что слать письма со слезными просьбами показать клип любимой группы на ТВ бессмысленно. Если сам кумир не подсуетится и не выложит кругленькую сумму, вы его никогда больше не увидите. Разве что во сне.

Наши эстрадные звезды не стесняются признаваться в том, что исправно платят налог на популярность всевозможным «продюсерским центрам». Центры эти на деле являются посредниками между исполнителем и телеэкраном. И зайцем проехать по ушам потребителей никто вам не даст. Наша кривая демократия и здесь уравняла всех в правах. Хочешь петь — плати и пой, сколько влезет и где хочешь.

Некоторые работники микрофона даже утверждают, что, мол, из-за драконовских условий фирм-посредников, контролирующих всю телеразвлекаловку, приходится повышать цены на билеты.

Лукавят звезды. Оплаченные клипы на ТВ приносят куда больше прибыли им самим, нежели компаниям. Снять средней руки клип и прокрутить его десяток раз по всем каналам стоит денег. Но сборы от одного концерта составляют минимум вдвое больше. Эти средства снова вкладываются в клип и раскрутку и так далее. И нет в этом ничего страшного — во всем мире так.

Печально другое. Люди, которые смотрят телевизор и слушают радио, постепенно начинают верить, что девочки в прозрачных платьицах — действительно крутые певицы, мальчик в блестящей курточке — и впрямь прекрасный мелодист. А уж это. не понять кто, не понять в чем — так, просто король эстрады!..

Не случайно «шоу-бизнесом» у нас называется сфера, где люди играют и поют. Ведь «шоу» — это показывать! И наши звезды — модели, которые под музыку демонстрируют, собственное благосостояние. А их новые альбомы — всего лишь саундтреки к этим грандиозным показам!

ЛИТЕРАТУРА

1. Галуцкий, Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. — М, 1998.

2. Жданова, Е.И., Ивонов, СВ., Кротова, Н.В. Менеджмент шоу-бизнеса: учебное пособие. — М. 1997.

3. Музыкальный энциклопедический словарь. — М., 1990.

4. Ульянович, В.И. Заметки о компьютерной музыке / Музыкальная жизнь. — 1990. —№13.

5. Матадор. —1995. — №2, Ровесник. —1997. — №2, Огонек. —1998. — №19.

6. Иозефавичус, Г.С. Механика фестивалей / Матадор. — 1995. — №2.

7. Шейко А.В. Рынок популярной музыки на западе. Наука о культуре: итогии перспективы / Выпуск 3: Научно-информационный сборник. — М., 1999.

8. Котлер Ф.М. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1992.

9. Невзалин Л.Б. Паблик — рилейшнз — кому это нужно? Основы учебногокурса. — М.: Экономика, 1993.

10. Сэдидж Ч., Фрайбургер В., Ротцалл К. Реклама: теория и практика / пер. с анл. — М.: Прогресс, 1989.

11. Тульчинский Г.А. Маркетинг в сфере культуры. — СПб, 1995.

12. Уэлс У., Вернет Дж. Реклама: принципы и практика — СПб.: Питер, 1999.

13. Эстетика парадокса и музыкальный авангард / Советская музыка. — 1991.

14. Булез П.Е. Компьютеры и музыка / В мире музыки. — 1998.

15. Хардинг Г., Уолтон П. Найди свой путь в маркетинге / пер. с англ. — М.: Полиграф, 1992.

 

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 146; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!