ТЕМА 4. Исследование конкурентоспособности фирмы в целом



Изучение позиций и возможностей фирм-конкурентов в целом предполагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения за конкуренцией:

1. Каковы основные цели конкурента?

2. Каковы текущие стратегии достижения этих целей?

3. Какими средствами располагают конкуренты, чтобы реализовать свои стратегии?

4. Каковы их вероятные будущие стратегии?

Ответы на первые три группы вопросов должны обеспечить исходные данные для предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным четырем областям дает достаточно полную картину действий конкурентов.

По сути дела разговор идет о сборе и анализе информации о потенциале фирм-конкурентов и уровне его использования. Имеются в виду такие составляющие потенциала, как финансово-экономическая, производственная, научно-техническая, кадровая, организационно-лоббистская, маркетинговая.

С точки зрения результативности деятельности фирм-конкурентов на рынке и завоевания ими там сильных позиций можно выделить следующие основные факторы, требующие изучения:

1. Имидж фирмы.

2. Концепция продукта, на которой базируется деятельность фирмы.

3. Качество продуктов, уровень их соответствия мировому уровню (обычно определяется путем опросов или сравнительных тестов).

4. Уровень диверсификации производственно-хозяйственной деятельности (видов бизнеса), разнообразие номенклатуры продуктов.

5. Суммарная рыночная доля главных видов бизнеса.

6. Мощность научно-исследовательской и конструкторской базы, характеризующей возможности по разработке новых продуктов (размер бюджета НИОКР, число сотрудников, оснащенность предметами и средствами труда, эффективность НИОКР).

7. Мощность производственной базы, характеризующей возможности перестраиваться на выпуск новых продуктов и наращивать объемы выпуска освоенных продуктов (число занятых, оснащенность основными фондами, их уровень и эффективность использования, структура издержек, в том числе использование фактора экономии в зависимости от объема и особенностей выпуска).

8. Финансы, как собственные, так и привлекаемые со стороны.

9. Рыночная цена с учетом возможных скидок или наценок.

10. Частота и глубина проводимых маркетинговых исследований, их бюджет. П. Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности фирмы привлекать и удерживать потребителей за счет более глубокого удовлетворения их потребностей.

12. Эффективность сбыта с точки зрения используемых каналов товародвижения.

13. Уровень стимулирования сбыта (работников сбытовых служб предприятия, торговых организаций и потребителей).

14. 1 Уровень рекламной деятельности.

15. Уровень послепродажного обслуживания.

16. Политика фирмы во внешней предпринимательской среде, характеризующая способность фирмы управлять в позитивном плане своими отношениями с государственными и местными властями, общественными организациями, прессой, населением и т. п.

В данном вопроснике указаны только важнейшие направления исследования деятельности фирм-конкурентов. Перечень вопросов можно детализировать и дополнить за счет вопросов по изучению конкурентоспособности товаров и эффективности маркетинговой деятельности. Собранную информацию целесообразно представить в виде таблицы, но с соответствующими показателями.

Недостатком такого подхода является отсутствие прогнозной информации относительно того, в какой мере та или иная фирма-конкурент в состоянии улучшить свою деятельность.

Оценки приведенных выше факторов позволяют перейти к анализу отдельных направлений бизнеса и продуктового портфеля фирм-конкурентов по методу матрицы «Boston Consulting Group» или «General Electric».

 

ТЕМА 5. Музыкальный шоу-бизнес

С тех пор как в Москве один за другим начали появляться зарубежные мюзиклы, зрители и критики с увлечением обсуждают, не морочат ли продюсеры доверчивую российскую публику и не подсовывают ли ей плохие копии вместо блистательных оригиналов. До сих пор судить об этом можно было, только сравнивая зарубежные видеоверсии «Волос», «Метро» и «Нотр-Дам» с осуществленными у нас сценическими вариантами. Теперь же в Москве можно видеть и сопоставлять российское и американское исполнение: «Чикаго» играют наши артисты, а «42-ю улицу» — сборная команда участников из США и Канады.

Жанр мюзикла возник в США в начале XX века и распространился по всему миру после Первой мировой войны. С самого начала он развивался по законам бизнеса. Один из лучших спектаклей основателя жанра, композитора Ирвинга Берлина, так и называется: «Нет лучше бизнеса, чем шоу-бизнес». Главная фигура в этом жанре — продюсер, а не режиссер или артист. Сегодня в постановки вкладывают от двух до пяти миллионов долларов. Чтобы вернуть эти суммы и получить прибыль, нужно не только прокатывать спектакль как можно дольше, но умело проводить сложные, заранее предусмотренные в проекте маневры — наладить экспорт мюзикла в другие страны, по возможности растиражировать, экранизировать, то есть провести множество сопутствующих акций, подогревающих интерес публики.

Это настолько трудоемкая и специфическая работа, что совмещать ее с другой профессией невозможно. За целый век существования жанра в Европе и Америке технологии выпуска и проката спектаклей отработаны до мелочей

У нас же об этих технологиях знают понаслышке и осваивают их в процессе работы над спектаклями методом проб и ошибок. Каждый инициатор постановки мюзикла «открывает Америку» заново. Сейчас, например, складывается необычная ситуация: в России продюсерские функции берут на себя люди, одновременно выступающие главными звездами спектаклей. Иващенко и Васильев, авторы «Норд-Оста», сами продюсировали свое детище. Перенос «Чикаго» на московскую сцену устроил Филипп Киркоров, исполняющий в спектакле центральную роль. «42-ю улицу» привез в Москву дизайнер Борис Краснов, оформивший эту постановку и представший главным героем проекта.

Но как бы тщательно они ни осваивали продюсерскую профессию и сколь бы детально ни анализировали опыт предшественников, действовать им все равно приходится в пространстве, где пока нет общих правил. Поэтому трудно даже предугадать, где возникнут недоразумения. К примеру, авторские права в мюзикле распространяются не только на либретто и музыку, но и на мизансцены, декорации, световое оформление. Товаром является спектакль, и продается он целиком. Без разрешения владельцев авторских прав его нельзя не только показывать, но даже репетировать. Накануне московской премьеры «42-й улицы» российские организаторы проекта разослали прессе приглашения на предварительный просмотр, рассчитывая получить рекламу. Но выяснилось, что компания, покупающая постановку, вступает во владение авторскими правами лишь после премьеры. Американцы, до тех пор распоряжавшиеся спектаклем, не согласились показывать его бесплатно. Их ничуть не занимало, что российским партнерам нужна реклама. Разрешено было впустить лишь считанное число журналистов, да и тем позволили всего несколько минут посмотреть «в замочную скважину» .

 

Какая бы идея ни вдохновляла создателей американских и европейских мюзиклов, работа над спектаклем начинается с подготовки сценических трюков и подбора необходимого оборудования. Лишь затем определяется характер мизансцен и музыки. Фраза из советской песни «Первым делом самолеты, ну а девушки — потом» точно характеризует эту практику. У нас «по канону» действовали лишь создатели «Норд-Оста», строившие сценическое оборудование в расчете на задуманные трюки: приземление бомбардировщика, подъем обледеневшего корабля и прочие эффекты, к которым подвёрстывалось сценическое действо. Выяснилось, что в России есть кулибины, способные изобрести и изготовить любые сценические приспособления, не уступающие зарубежным. Но нет индустрии театрального строительства, которая во всем мире отлажена так же четко, как, скажем, производство автомобилей или телевизоров. Поэтому наши продюсеры вопреки правилам принятым за рубежом, ценой невероятных усилий вписывают готовые спектакли в существующие сценические условия.

— Для «42-й улицы» мы практически перестроили Дворец молодежи, — рассказывает Борис Краснов. — Поставили новое световое оборудование, звук, даже ковролин на полу поменяли. В спектакле 14 перемен декораций, в том числе таких, когда целые конструкции из железа — лестницы, мостки — должны в считанные секунды опускаться, подниматься, разъезжаться.

Впрочем, даже столь сложные обстоятельства умелые организаторы умудряются обратить на пользу делу. К примеру, «Московская оперетта» в течение нескольких лет удачно объединяет теоретически несовместимое: прокат мюзиклов «Метро» и «Нотр-Дам» и работу репертуарного театра. Его директор Владимир Тартаковский, работая вместе с продюсерами Александром Вайнштейном и Катериной фон Гечмен-Вальдек, поставил дело так, что даже если работа с мюзиклами почему-либо прекратится, театр в проигрыше не останется.

— Мы четко разделили функции, — рассказал Тартаковский. — Оплата работы постановщиков, труппы, авторских прав не касается театра. Мы взялись сделать свет, звук и декорации. Для «Метро» сцену переоснастили, а для «Нотр-Дам» практически перестроили. Только новых кабелей проложили 35 километров. Деньги на это выделило правительство Москвы, поскольку именно оно — хозяин «Московской оперетты». Тем самым новое оборудование остается в собственности театра. В результате мы получили не только спектакли нового жанра, но и современное оснащение для текущего репертуара. Конечно, в старых спектаклях световое оформление прежнее, просто благодаря новой аппаратуре они стали лучше выглядеть. А следующие постановки — вот, например, оперетту «Фиалка Монмартра» — мы уже будем делать в расчете на современные технические возможности.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!