ТЕМА 6. Направления коммерческой деятельности



Мюзикл не стремится предстать «высоким искусством». Публика, которая приходит на представления, скорее чувствует себя как в парке аттракционов или в цирке. У мюзикла может быть любая основа — качественное либретто вроде «Вестсайдской истории» Бернстайна по мотивам шекспировской «Ромео и Джульетты» или «Моей прекрасной леди» Лоу по мотивам «Пигмалиона» Шоу. А могут быть музыкальные номера, условно объединенные в спектакле («Плавучий театр» Джерома Керна, «Волосы» Гэлта Макдермота). Случается, посреди действия о сюжете и вовсе забывают. В постановке может главенствовать музыка (как у Эндрю Ллойд Уэббера) или хореография (как у Боба Фосса). Но в любом случае мюзикл строится по законам дивертисмента: контрастные номера должны подчиняться строго выверенному ритму. А главное — четко обозначенная «приманка»: увлекательная тема, сценический трюк или исполнитель-звезда.

Профессионализм участников — одна из главных составляющих спектакля. Опера Верди не перестанет быть шедевром даже при плохом исполнении. В мюзикле же второсортной может быть музыка, но не исполнители. Приняв к сведению печальный опыт Стаса Намина, у которого из-за самодеятельного исполнения провалились даже знаменитые бродвейские «Волосы», продюсеры нынешних американских хитов подстраховались как могли. Киркоров, проведя тщательный отбор дебютантов, пригласил проверенных ' артистов — знаменитую Лолиту и успешно заявившую о себе в «Нотр-Дам» Анастасию Стоцкую. А Борис Краснов и вовсе перевез «42-ю улицу» целиком прямо с Бродвея. В Москву приехали канадские и американские артисты, музыканты, постановщики, дирижер Стивен Бэйтс и звезда Мередит Паттерсон. Причем приехали не на гастроли, а на длительную постоянную работу (они будут ежедневно» играть «42-ю улицу» до тех пор, пока мюзикл не вернет вложенные в него 11 млн долларов и не принесет первую прибыль). Это первый случай в российской, а то и мировой практике. Гастроли трупп в полном составе — дело привычное. Но надолго переселять огромный театральный коллектив с одного континента на другой, как это сделал Краснов, до сих пор никто не решался. У нас, как и во всем мире, актеров обычно набирают на месте, по кастингу.

— Люди приходят самые разные, — рассказывает Владимир Тартаковский. — Большинство из театральных и музыкальных училищ, но вообще-то конкурс открытый. Талантливых людей обнаруживается столько, что всех взять невозможно. В «Метро» отобрали 200 человек, оставили 50. А на Бродвее и в Польше оно шло в составе 30 человек. Нам жалко было отсеивать. Поэтому в «Нотр-Дам» у нас играли три состава, хотя французы обходятся двумя. Многие переходят из мюзикла в мюзикл, вот, например, Света Светикова, Теона Дольникова, солист нашего театра Саша Голубев. Но они все равно заново проходят кастинг. Например, все танцовщики из «Метро» прошли в «Нотр Дам», а танцовщицы нет. Девять из них сейчас в «Чикаго».

О каждом случае, когда артист совмещает работу в наших и чужих мюзиклах, мы отдельно договариваемся. Если бы наши мюзиклы шли каждый день, мы были бы пожестче. Но поскольку есть перерывы, почему же артисту не работать в свободное время там, где он хочет? Ведь его обязанности перед нами закреплены в договоре. Вот Анастасия Стоцкая, занятая у нас в «Нотр-Дам», работает в «Чикаго», она там единственная исполнительница своей роли. Чем популярнее она станет, тем больше внимания привлечет и к нашему мюзиклу.

А в будущем мы — продюсеры мюзиклов — думаем о том, чтобы заключить что-то вроде пакта о корпоративной солидарности. Чтобы не переманивать исполнителей и чтобы артисты знали:» если ты обманул одного продюсера, то другой тебя не примет. У меня хорошие отношения с продюсерами других мюзиклов: мы встречаемся, советуемся, порой друг другу помогаем.

В ближайшее время нас ждут «Иствикские ведьмы», поставленные два года назад в Лондоне по роману Джона Апдайка . Их готовят в Театре киноактера создатели «Метро» Януш Юзефович и Януш Стоклоса, которые обещают, что ведьмы будут летать над головами зрителей. Премьера намечена на февраль 2003 года. Театр оперетты готовит русскую версию «Ромео и Джульетты» (это новый мюзикл, для которого сейчас пишутся либретто и музыка), борется за строительство нового театра мюзиклов и собирается открыть школу, где премудростям жанра будут учить как зарубежные специалисты, так и участники наших спектаклей, уже накопившие солидный опыт. Наверняка появятся и новые продюсеры.

Критики предвкушают жестокую конкуренцию. Театры и продюсерские фирмы заявляют, что в Москве больше 10 миллионов жителей, а значит, публики хватит на всех. Но если мюзиклы в самом деле начнут всерьез конкурировать друг с другом, тогда жанр неизбежно станет развиваться по всем правилам. «Ручная сборка» спектаклей станет невыгодной, и у нас сформируется собственная высокотехнологичная индустрия, которая обеспечит не только серийное производство мюзиклов, но и долгую их эксплуатацию. Тогда в России будет собственный Бродвей, а не только импортная «42-я улица».

«КТО ГЛАВНЫЙ В ТЕАТРЕ?» РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА...

Режиссер                                22,2

Актер                                      115,1%

Драматург                              14,3%

Продюсер                               10,3%

Есть более важные люди       9,5%

Композитор                           7,1%

Художник                               6,3%

Директор                                4,8%

Осветитель                                  4,0%

Звукорежиссер                       3,2%

Гример, рабочий сцены        по 1,6%

Поскольку в ходе опроса проголосовало 50 человек, данные явно нельзя считать сколь-нибудь репрезентативными для выявление четких количественных закономерностей, но вполне достаточны для качественной оценки тенденций.

Начнем с того, что из 109 посетителей страницы проголосовало 49 (т.е.45%). Практически каждый второй, что означает достаточно высокую значимость самой постановки вопроса.

Кто определяет театр в глазах общественности? Прежде всего, режиссер (22,4%). Затем актер (15,1%) и драматург(14,3%). На четвертом месте продюсер с 10,3%. Если на время отбросить продюсера, то «суммарная значимость» режиссера, драматурга и актера равняется 51,8% — то есть, по мнению респондентов, более половины имиджа театра создают именно они. При этом стоит заметить разрыв: роль режиссера признается общественным мнением в полтора раза важнее — как драматурга, так и актера.

В опросе существует «троянский конь» — позиция «есть более важные люди» (9,5%). О чем говорит эта позиция и для чего она. В силу неконкретности она образует «ось» — сверху в таблице от нее однозначно важные роли, снизу — однозначно менее важные. Неконкретность также означает степень понимания общественным мнением театра как «организма»: каждый десятый из всех ответивших не считает традиционные роли (позиции, профессии) важными в театре или не знает, как организуется сам театральный процесс.

Итак, к менее важным отнесены: композитор (7,1%), художник (6,3%), директор (4,8%), осветитель (4%), звукорежиссер (3,2%), гример и рабочий сцены (по 1,6%).

В какой-то мере предполагалось, что роль директора театра будет менее важной, но чтоб настолько! В четыре с половиной раза менее важной, чем роль режиссера и вдвое менее важной чем роль продюсера (что во многом предсказуемо). В какой-то мере это показывает недоверие к традиционным моделям театрального менеджмента.

Роли композитора и художника признаются втрое менее значимыми, чем роль режиссера (и вдвое менее важными, чем роль драматурга). Это говорит прежде всего о том, что зрителя в театре интересует слово (музыка и работа художника оказываются резко на втором плане). Также это говорит и о том, что общественное мнение уже вывело композитора и художника из команды создателей спектакля (в целом это хорошо совпадает со стремлениями режиссера быть также создателем звукового и сценографического рядов — в сумме значимость будет 35,6% — более трети). Театр в глазах общественного мнения — режиссерский.

Что еще любопытного можно узнать из этих результатов?

Ну, например, сотрудничество кого с кем (из значимых) — «более значимо». Итак, на десятом месте в этой номинации — союз актера и художника (21,4%). Девятое: союз актера с продюсером (25,4%), на восьмом -драматург с продюсером (24,6%). Седьмое и шестое поделили союзы актер + драматург и режиссер + художник. На пятом месте союз режиссера с композитором. На четвертом — союз режиссера и продюсера. Далее, как в Олимпийских играх: «Бронза» — режиссер плюс драматург (36,5%) «Серебро» — режиссер, драматург и продюсер (46,8%) «Золото» — режиссер + актер + драматург (51,6%).

Все-таки чрезвычайно традиционная у нас публика! Спасибо, хоть роль продюсера «съела», но для этого понадобилось почти 10 лет. Если союзы показались надуманными — цифры перед глазами, можно пересчитать все варианты и найти наиболее беспроигрышный (сточки зрения общественного мнения).

И наконец, еще несколько любопытных деталей с участием «более важных».

Режиссер важней «более важного» более чем в два раза; актер и драматург — в 1,5 раза, продюсер — на 8%. В приведенном раскладе продюсеры очень близки «боле важным», и это тоже тенденция общественного мнения, которое, увы, считает театр исключительно дотационным: по формуле «кто даст денег, тот и важнее». Отметим также уже упоминавшийся отрыв режиссера от всех остальных; мы можем, таким образом, выдвинуть гипотезу о «выводе» режиссера (вместе с композитором и художником, суммарная значимость всех троих — 35,6%) за пределы театра как «внешней» творческой команды, в отличие от «внутренней», которую как раз и составляют драматург, актер и продюсер (суммарная значимость — 39,7%). Немудрено, что актер становится продюсером и пишет пьесы для собственного театра. И немудрено, что постановки, когда «на раз» встречаются режиссер, композитор и художник — имеют значимость, различающуюся всего на 4,1%.

Еще лет пятнадцать назад это слово употреблялось исключительно в одном контексте с «акулами шоу-бизнеса», «западной культурой» и прочими отвратительными вещами. Потом как-то плавно мы стали этих самых продюсеров и спонсоров не то чтобы уважать, но побаиваться и тайно и страстно желать. Казалось, что именно в них, великих и ужасных, можно найти спасение всему и, в частности, забытой и бедной культуре. Правда, объяснить, чем продюсеры занимаются, никто толком не может. Кто-то считает, что их главное назначение в том, чтобы вовремя доставать кошелек. Другие свято убеждены, что, помимо раздачи денег, продюсеры существуют еще и для того, чтобы эксплуатировать и всячески унижать трепетных и ранимых людей искусства. Заставлять последних работать на износ, на прибыль, а вовсе не во славу высокой эстетики. Так что представление большинства об этой профессии хоть и эмоционально, но лишено смысла и логики. Между тем, продюсерское дело предполагает совершенно конкретные человеческие качества и навыки.

О продюсерах вспоминают в связи с различными формами сценического и постановочного искусства: театра, кино, телевидения, радио, шоу-бизнеса, концертной деятельности, мюзиклов. И хотя специфика работы в каждой области своя, названия должностей и стоящий за ними набор профессиональных функций приблизительно одинаковы.

 

Итак, менеджер — это администратор. Человек, который управляет жизнедеятельностью реализуемого проекта, будь то спектакль или телепрограмма, кино или мюзикл. Он обеспечивает бесперебойную работу всех звеньев. Директор театра — это менеджер, и директор картины — тоже. Менеджер — наемный работник, он может не участвовать в процессе создания проекта, подключаясь на более поздней стадии.

Антрепренер — это просто предприниматель в сфере театрального искусства. И антреприза — это частное театральное предприятие, частный театр. Причем любой формы, в том числе и так называемый «репертуарный театр». Поэтому сочетание «частная антреприза» — это масло масляное. Ограничивать понятие антрепризы разовым театральным проектом тоже неправильно. И Московский художественный театр поначалу был антрепризой, хотя имел постоянную труппу. Импресарио — еще один участник процесса. Его главная задача — продажа готового' продукта. Он занимается прокатом, то есть находит помещение, договаривается об аренде, печатает и распространяет билеты и т.д.

И, наконец, наш герой. Настоящий Продюсер с большой буквы отличается от всех вышеперечисленных тем, что рождает идею. И уже потом начинает собирать деньги, людей и заставляет их работать на воплощение. Конечно, при этом продюсер не может не быть менеджером. Он должен думать о том, насколько его идея будет востребована, а это предполагает умение мыслить в категориях экономики.

При этом в продюсере изначально предполагается присутствие творческого начала. Иначе он не сможет поразить новизной художественного замысла. Он должен обладать вкусом, разбираться в тонкостях творческого процесса и уметь подбирать людей.

Главное заблуждение обывателей состоит в том, что продюсер вкладывает в дело собственные деньги. Чаще всего ситуация иная. Он привлекает деньги, договариваясь с меценатами, спонсорами, кредитодателями.

Театроведы считают, что первым русским продюсером стал Владимир Иванович Немирович-Данченко, потому что именно он был автором идеи нового театра. И, кстати, собственных денег у него часто не было. Или другой пример — Сергей Дягилев. Он задумал «Русские сезоны» в Париже и потом осуществлял их организацию.

Таким образом, продюсер прежде всего автор, создатель чего-то нового. И лишь на следующей стадии — менеджер, организатор, а в наших условиях иногда и режиссер, и импресарио, и даже исполнитель главной роли.

Олег Березкин — театральный и музыкальный продюсер. Он придумал и создал «Классный театр», разработал концепцию репертуара. Этот театр ставит спектакли по произведениям, включенным в школьную литературную программу. Березкин просчитал аудиторию (школьники средних классов), набрал артистов, постановщиков, пригласил режиссера, арендовал помещение. И теперь театр живет на собственные доходы.

«Мы играем много, часто, ездим на гастроли, делаем новые спектакли. Частному театру, в отличие от государственного, живется очень трудно. Я проработал 15 лет в государственном театре и вижу огромную разницу. Мы не можем позволить себе длительных отпусков или пустых залов. Знаете, я не умею просить деньги у банкиров, предпринимателей. У меня есть один критерий: если зрители не станут приходить на спектакли, мне будет нечем платить зарплату», — говорит Березкин. Он считает, что одно из главных качеств продюсера — стремление к лидерству.

Без сильно развитых честолюбия и амбициозности невозможно увлечь людей собственными идеями. Плюс, безусловно, хорошее образование, творческий потенциал и умение много и напряженно работать.

Кроме театра, Олег Березкин занимается организацией концертов, в частности, Владимира Спивакова. Он считает, что в области классической музыки, в отличие от кино и шоу-бизнеса, с продюсированием полная неразбериха.

В российском кино большинство нынешних продюсеров «происходит» из режиссеров и актеров.

Например, один из самых успешных в этой области Сергей Сельянов сначала приобрел известность как талантливый режиссер. Его первый фильм «День ангела», снятый практически подпольно, произвел в свое время сенсацию. Затем были «Духов день» и «Время печали еще не пришло». И уже потом появилась кинокомпания «СТВ», где Сельянов продюсировал фильмы других режиссеров: «Особенности национальной рыбалки», «Блок-пост», «Про уродов и людей», «Кукушка», «Война» и т.д. Фильмы «СТВ» получили множество призов — как российских, так и международных. Особенно шумный успех выпал на долю ставшего культовым «Брата».

 

ТЕМА 7. Модель крупной фирмы

В целом структуру основных направлений коммерческой деятельности фирмы, работающей в сфере музыкального шоу-бизнеса, можно представить следующим образом:

Изучение практики крупных, средних и небольших фирм, объединений, компаний, ассоциаций и т.д., занимающихся организацией концертной деятельности в музыкальном шоу-бизнесе, позволил выявить ряд различных направлений в коммерческой деятельности различных организаций — от пяти-семи до двух-трех подразделений. Наиболее типичная структура основных направлений коммерческой деятельности средней фирмы приведена на рисунке.

         
   

                     
   
     
Проведение музыкальных фестивалей, конкурсов и других концертно-зрелищных мероприятий на стадионах, Дворцах спорта и сценах крупнейших концертных залов страны и за рубежом
 

 


ТЕМА 8. Модель средней фирмы

 

 


Типичная модель малой фирмы
ТЕМА 9. Модель малой фирмы

 

     
 

 

 


Знакомство с коммерческой деятельностью различных компаний, организаций позволяет сделать вывод о том, что крупные фирмы имеют более развернутую структуру, более четкий профиль в работе подразделений. Но приоритетными направлениями являются маркетинг, артистический менеджмент, постановка зрелищных программ.

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 153; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!