Богоявление, или крещение Господне



(6/19 января)

 

Тропарь, глас 1-й

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / Троическое явися поклонение; / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух, в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение; / явлейся, Христе Боже, / и мир просвещей, слава Тебе.

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи — когда Ты, Господи, крестился во Иордане. Троическое явися поклонение — явилось поклонение Святой Троице. Свидетельствоваше Тебе — свидетельствовал о Тебе, засвидетельствовал Тебя. Извествоваше словесе утверждение — подтвердил истину, достоверность этого слова. Явлейся, просвещей — явившийся, просветивший (причастия).

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи… — пример дательного самостоятельного, характерного оборота церковнославянского языка.

Кондак, глас 4-й

Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, / Свет неприступный.

Днесь — сегодня. 3наменася — запечатлелся. В разуме — сознательно.

 

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.

Задостойник

Припев: Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу.

Ирмос 9-й песни канона: Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси божественную нашу: Ты бо еси христиан Предстательница, Тя величаем.

Недоумеет — не имеет средств, беден. Благохвалити — благоговейно восхвалять. Изумевает — недоумевает, изумляется, выходит за пределы свои. Премирный — надмирный, горний. Обаче — но. Веси — Ты знаешь. Божественную — внушенную Богом, вдохновенную.

Канон на Богоявление, из которого взят этот задостойник, — творение прп. Космы Маиумского. Второй канон праздника создан преподобным Иоанном Дамаскиным.

 

Сретение Господне (2/15 февраля)

Тропарь, глас 1-й

Радуйся, Благодатная Богородице Дево, / из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос Бог наш, / просвещаяй сущия во тьме; / веселися и ты, старче праведный, / приемый во объятия Свободителя душ наших, / дарующаго нам воскресение.

Просвещаяй — просвещающий. Приемый — принявший.

Кондак, глас 1-й

Утробу Девичу освятивый рождеством Твоим, / и руце Симеоне благословивый, / якоже подобаше, предварив, / и ныне спасл еси нас, Христе Боже; / но умири во бранех жительство, / и укрепи люди, ихже возлюбил есй, / едине Человеколюбче.

Якоже подобаше — как надлежало (относится к предыдущим словам, а не к последующим). Предварив — предупредив, опередив (относится к последующим словам). Умири во бранех жительство — умири раздоры граждан.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Пречистую Матерь Твою, Еюже по закону ныне принеслся еси в храм Господень.

Задостойник Припев: Богородице Дево, упование христианом, покрый, соблюди и спаси на Тя уповающих.

Ирмос 9-й песни канона: В законе, сени и писании образ видим, вернии: всяк мужеский пол, ложесна разверзая, свят Богу. Тем перворожденное Слово Отца безначальна, Сына первородящася Материю неискусомужно, величаем.

В законе, сени и писании — то есть в совокупности ветхозаветного знания: в законе Моисеевом, в сени (тени) библейских прообразов и в Священном Писании в целом. Всяк мужеский пол, ложесна разверзая — всякий перворожденный (ложесна разверзая) мужеского пола. Свят Богу — посвящен Богу. Тем здесь: поэтому. Неискусомужно — без мужа, не познав мужа.

* Слова в законе, сени и писании принято переводить так: в неясных письменах закона (Моисеева) (при этом приводят и латинское соответствие). Но славянский перевод с помощью однородных членов полностью соответствует греческому оригиналу (канону св. Космы Маиумского); впрочем, смысл перевода вполне правилен, однако стоитуяснить себе и то, как именно выражено это содержание. Нередко встречающееся написание «в законе сени и писаний» ошибочно и лишено смысла.

Тем перворожденное Слово… величаем — именно такова структура фразы: поэтому мы величаем перворожденное Слово — первородного Сына безначального Отца, перворождаемого Матерью.

Канон (и соответственно задостойник) — творение преподобного Космы Маиумского.


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 171; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!