Речь идет о проблеме идентичности самой реальности
Мне, как и Борису Евгеньевичу Большакову, посчастливилось познакомиться с Побиском Георгиевичем Кузнецовым в 1968 году. Он работал тогда в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина, где основал лабораторию систем управления разработками систем. Он решил привлечь к работе молодых, но уже защитивших диссертации представителей социально-гуманитарного знания. И обратился, кому-то сейчас покажется смешным, не куда-нибудь, а на кафедру научного коммунизма. Я подтверждаю и разделяю мнение основного докладчика, Спартака Петровича Никанорова, что если говорить о Кузнецове, его наследии, то прежде всего надо иметь в виду, что это был один из лидеров конструктивного мировоззрения. И если в дальнейшем разрабатывать его наследие, то надо двигать дальше все, что связано с мировоззрением. Побиск Георгиевич всегда считал, что имеются три исходных категории его мировоззрения. Хорошо, что они прозвучали в докладе. Это категория жизни, ради которой жил и действовал Побиск Георгиевич. Это категория творчества. И категория нового социума, которая является результатом взаимодействия этих двух, то есть жизни творчества и творчества жизни.
Эта целостная идея находится на грани науки и искусства. Говорят, что искусство намного, чуть ли не навсегда обогнало науку, потому что наука не может синтезировать жизнь, живое. А искусство всегда живое.
|
|
Противоречие современного общества состоит в том, что развитие соотношения между реальностью и знанием о ней находится в тупике. Реальность идет в одну сторону, по своим законам. Знания не воспроизводят эту реальность. Действия, осуществляемые на основе наличного знания, входят в противоречие и с реальностью, и со знанием. Мы сегодня впервые осознаем, что человечество отнюдь не бессмертно. Отсюда и вся острота восприятия. Неразрешимость этого противоречия порождает другое, поистине трагическое, смертоносное противоречие. Речь идет о проблеме идентичности самой реальности. Простой пример, наша страна — Россия, но все признают, что мы не знаем, в каком обществе мы живем, в какой стране мы действуем и в какой стране мы собираемся дальше жить. Откуда мы? Кто мы? И куда идем? Речь идет о проблеме идентичности России. Говорят, что Россия потеряла саму себя.
Существует также проблема полезности знания. Сегодня никто не может четко сказать, приносит ли имеющееся и получаемое накапливающееся знание больше вреда или больше пользы человечеству.
И, наконец, проблема адекватности действия, которая связана с тайной истории. Об этом еще классики говорили. На бытовом уровне Черномырдин сказал, что хотели как лучше, а получилось как всегда плохо. Правда, это не только ему принадлежит, это и Побиск Георгиевич как-то мне об этом сказал. Вот единственный конечный результат взаимодействия всех сил.
|
|
Побиск Георгиевич считал, что для разрешения этого противоречия надо развивать конструктивное мировоззрение, а на его основе преобразовывать человеческую жизнь в соответствии с библейскими, научными и другими законами. Он считал, что надо исходить из двух начал. Первое начало — это знание, наука, мировоззрение. Его, он считал, можно построить только на разрешении противоречия между естественно-научным знанием и социально-гуманитарным. В каком бы состоянии противоречие диалектики и математики сейчас не находилось, без разрешения этого противоречия, без синтеза невозможно, как считал Побиск Георгиевич, решить ни одну проблему человеческого мира. Второе начало — синтез жизни с творчеством. Новое общество рождается из этих двух синтезов. В этом заключен смысл реализации конструктивного мировоззрения, основоположником и лидером которого и был наш незабвенный Побиск Георгиевич Кузнецов.
Л. П. Казначеев
Вклад Побиска — рождение новой эпохи
Телеграмма из Новосибирска 06.12.2000
Всем близким, родным, друзьям, продолжателям идей Побиска. Мы потеряли крупнейшего ученого и мыслителя, великого гражданина России. Вся жизнь его сочеталась со свершением истины жизни, несправедливостью и мстительностью системы. Вклад Побиска, как гражданина и ученого, это рождение новой эпохи, становление России XXI века. Ушел из жизни великий россиянин. Память России сохранит его свет.
С. горечью и болью. Брат.
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 212; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!