МАМИН-СИБИРЯК, ЧЕХОВ, КУПРИН, КОРОЛЕНКО, ГАРШИН, СТАНЮКОВИЧ, ГРИГОРОВИЧ, ГОРЬКИЙ, СВИРСКИЙ И ДР.



 

Григорович. «Антон-горемыка», «Гуттаперчевый мальчик».

Станюкович. «Максимка», цикл «Морские рассказы».

Куприн. «Барбор и Жулька», «Детский сад», «Чудесный доктор», «Олеся», «В недрах земли», «На переломе» («Кадеты»), «Поединок». Журнал «Тропинка»: «Слон», «Изумруд», «Гранатовый браслет».

 

Без преувеличения можно сказать, что именно на рубеже веков начинается расцвет отечественной детской литературы. В это время издаётся масса журналов для детей, а после революции открываются и специализированные детские издательства. Появляется множество новых произведений, написанных как детскими писателями, так и участниками большого литературного процесса. Авторы произведений для детей экспериментируют со словом, ищут новые формы, адекватные детскому сознанию. Оформляются новые жанры детской литературы, в неё входят новые темы. Изменение тематики напрямую связано с переменами в реальной действительности: на смену стабильному существованию приходят война и революция. Именно эта тема доминирует в детской прозе рубежа веков - прозаические жанры, стремящиеся к отображению реальных событий, быстрее других откликаются на изменения в общественной жизни и общественном сознании.

 

В эти годы особенно активный характер приобретает борьба за молодое поколение, борьба, в которой участвуют все классы русского общества. Она нашла свое выражение и в детской литературе. В создании произведений для детей приняли живейшее участие такие известные писатели, как М. Горький, А. Серафимович, В. Короленко, А. Куприн, Н. Гарин-Михайловский, И. Бунин, Л. Андреев, А. Н. Толстой, А. Свирский, А. Блок, Саша Черный и многие другие, печатавшие свои произведения в прогрессивных детских журналах «Всходы», «Юный читатель».

 

В начале века популярным детским чтением были военные повести Л. Чарской («Записки институтки») и К. Лукашевич, публиковавшиеся в журналах для детей. Как правило, они рассказывали о необычайных приключениях "юных солдат". И герои, и обстоятельства изображались в романтическом ключе: война воспринималась прежде всего как возможность для совершения подвига, герои же оказывались наделены невероятными качествами и выходили победителями из самых безвыходных положений. Трагические по своей сути события нарисованы едва ли не радужными красками, всё происходящее рассматривается как увлекательное приключение с неизменно счастливым концом. Так же далеки от реальности и образы юных героев: это герои идеальные и почти всемогущие, этим детям под силу даже то, на что на самом деле не всегда отважится даже взрослый. Они отчаянно храбры и безрассудны, они без долгих размышлений бросаются навстречу опасности и, конечно же, побеждают самых могущественных врагов. Подобные сюжеты и образы прежде всего были рассчитаны на то, чтобы увлечь юного читателя, удовлетворить его тягу ко всему необычному, героическому.

Впрочем, образы отважных героев несли и определённую педагогическую нагрузку: юные смельчаки пускались в опасные в авантюры не ради развлечения, они служили царю и отечеству. Таким образом военная проза воспитывала патриотические чувства подрастающего поколения.

 

Произведения художественного реализма представлены такими писателями, как В.Г.Короленко, А.И.Куприн, А.Н.Толстой, И.А.Бунин, А.П.Чехов, Л.Н.Толстой, А.М.Горький, К.М.Станюкович, Д.Н. Мамин-Сибиряк и другие. Это — лишь часть очень разных, не похожих по стилю авторов, чье творчество и до сих пор полностью не проанализировано. Сколько разных замечательно нравственных и сложных характеров, интересных и современному юному читателю.

Для примера — романтическая, прелестная, с трагической судьбой Олеся А.И.Куприна и непостижимо внутренне сильная, завораживающая волей, выдержкой внешне хрупкая героиня-революционерка из рассказа В. Короленко «Чудная». Эстетическая эмоциональная сила героини рассказа «Чудная» — юной ссыльной революционерки Морозовой так велика, что попавший под арест ее бывший конвоир находит именно в ее образе источник достойного поведения. Главное здесь, не в революционной фабуле рассказа, а в художественной выразительности, правдивости образа, в красоте и величии души внешне такого хрупкого человека, какой была Морозова.

Реалисты М.Горький и неореалист Л.Андреев искали ответ на загадку будущего, исходя из социальных условий детства; они показывали, как «свинцовые мерзости» уходящей в прошлое жизни закаляют детский характер (повесть «Детство» М.Горького) или губят детскую душу недостижимостью мечты о лучшей жизни (рассказы «Ангелочек», «Петька на даче» Л.Андреева). Темам народного страдания и нравственного самоопределения ребенка посвящали свои произведения и другие писатели реалистического направления: П. В. Засодимский, А. И. Свирский, А. С. Серафимович, А.И.Куприн.

 

Искания модернистов значили очень многое для расцвета детской литературы в 20—30-х годах XX века. Благодаря опыту модернизма литература для детей стала быстрее и точнее реагировать на современную жизнь, началось освоение языка художественной публицистики. Литература для детей утратила деление по сословиям, обрела, наконец, подлинную демократичность. Писатели стали больше доверять маленьким читателям и писать для них произведения с глубоким подтекстом, сложные по художественному строению. Элитарную литературу создавали для детей писатели-модернисты, такие как К.Бальмонт, А.Блок, В.Брюсов, Ф.Сологуб, С.Городецкий. Центром модернистской детской литературы стал журнал «Тропинка».

 

В то же время буржуазно-дворянская детская литература не расходилась с установками официальной педагогики, считавшей, что нужно скрывать от детей подлинную жизнь с ее социальными противоречиями и с помощью книг уводить их в мир «светлых образов», сказочных грез, красивых пейзажей. Влияние подобных принципов можно было обнаружить даже в тех детских журналах, которые пытались придерживаться демократического направления.

Один из них — журнал «Тропинка» (1906—1912) — охотно печатал, например, произведения символистов и близких к ним поэтов и прозаиков. К- Бальмонт, Ф. Сологуб, Вяч. Иванов, А. Ремизов помещали на его страницах сказки о феях и волшебниках, религиозные стихи, рисовали поэтические картинки, изображающие крошечный мирок детских забав. Это была описательная, лишенная динамики поэзия, в которой главное внимание уделялось изяществу формы: красочности эпитетов и сравнений, экзотическим образам, музыке слова.

 

Несмотря на возросшую роль темы детства во взрослой литературе, литература для детей переживала не лучшие времена из-за ужесточения двойной цензуры — политической и педагогической. Количество детских книг и периодических изданий возросло, но это была в основном так называемая массовая литература, не обладавшая большими художественными достоинствами, зато тематически привлекательная.

Вместе с тем с самого начала XX века, получившего название «века ребенка» шли активные поиски модели «новой» детской литературы. Свой вклад в критику «старой» детской литературы и становление «новой» внесли писатели всех литературных течений.

 

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 510; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!