ОСОБЕННОСТИ МАСТЕРСТВА ГРУППЫ ОБЭРИУ.



 

Так называли себя представители литературной группы поэтов, писателей и деятелей культуры, организованной при Ленинградском Доме печати, директор которого Н. Баскаков довольно доброжелательно относился к представителям «левого» искусства. Этот термин произошел от сокращенного названия «Объединение реального искусства» (ОБЭРИУ), причем буква «у» была добавлена в аббревиатуру как принято сейчас выражаться, «для прикола», что как нельзя нагляднее демонстрирует суть творческого мировоззрения участников группы.

 

Датой образования ОБЭРИУ считается 24 января 1928 года, когда в Ленинградском Доме печати состоялся вечер «Три левых часа». Именно на нем обэриуты впервые заявили об образовании группы, представляющей «отряд левого искусства». В ОБЭРИУ вошли И. Бахтерев, А. Введенский, Д. Хармс (Ювачев), К. Вагинов (Вагенгейм), Н. Заболоцкий, писатель Б. Левин. Хотя состав группы менялся: после ухода Вагинова к ней присоединились Ю. Владимиров и Н. Тювелев. К обэриутам были близки Н. Олейников, Е. Шварц, а также художники К. Малевич и П. Филонов.

 

Тогда же увидел свет первый (и последний) манифест нового литературного объединения, в котором декларировался отказ от традиционных форм поэзии, излагались взгляды обэриутов на различные виды искусства. Там же было заявлено, что эстетические предпочтения членов группы находятся в сфере авангардного искусства.

 

Обэриуты попытались в конце 1920-х годов вернуться к некоторым традициям русского модернизма, в частности футуризма, обогатив их гротескностью и алогизмом. Они культивировали поэтику абсурда, предвосхитив европейскую литературу абсурда, по крайней мере, на два десятилетия. С футуристами соотносится обэриутская эксцентричность и парадоксальность, а также антиэстетический эпатаж, который в полной мере проявлялся во время публичных выступлений.

Поэтика обэриутов основывалась на понимании ими слова "реальность". "Истинное искусство, – писал Хармс, – стоит в ряду первой реальности, оно создаёт мир и является его первым отражением". В таком понимании искусства обэриуты являлись "наследниками" футуристов, которые утверждали, что искусство существует вне быта и пользы. Хармс и Введенский, чьи творческие установки лежали в основе поэтики обэриутов, при всём различии их литературной манеры имели одну общую черту: алогичность Хармса и "бессмыслица" Введенского были призваны демонстрировать, что только абсурд передаёт бессвязность жизни и смерти в постоянно меняющемся пространстве и времени.

 

ПРОЗА ДЛЯ ДЕТЕЙ 20-30гг 20в. А.ТОЛСТОЙ, ОЛЕША, ГАЙДАР, КАТАЕВ, БАЖОВ, ВОЛКОВ И ДР.

Изменилось время, изменились идеологические ориентиры и цели воспитания, ставшего государственной задачей. Но изменился ли сам человек? Писатели, работавшие для детей в 20-30 годы, были людьми, сформировавшимися в предыдущую эпоху, выросшими на книгах, проповедующих идеалы любви, ценность семейного очага, уникальность человеческой личности и уважение к ней. Классическая детская литература 19 века воспринимала детство как особый, очень важный этап в жизни каждого человека — начало его духовной биографии. И эта прививка гуманистических ценностей, полученная в детстве писателями 20-30 годов, не могла не дать своих результатов.

Новая детская литература, несмотря на все идеологические выверты своей эпохи, старалась пробудить в растущем человеке то «положительное и прекрасное, без чего нельзя пускать поколение в путь». Специфика детской литературы, ее нравственная направленность, особенности жанров детской книги, тематика, герои, язык и стиль сложились в литературе дореволюционной. И новой детской книге советского периода, обретшей новую огромную читательскую аудиторию, было на что опираться.

Литература 20-30-х годов подхватила тему героических приключений, борьбы и подвигов, которая всегда была востребована читателями-подростками, и стала развивать ее на новом материале - революция и гражданская война. Сказочный жанр (А.Толстой, Ю.Олеша, К.Чуковский), даже с некоторым идеологическим напылением, все равно проповедовал главное: борьбу добра со злом, победу доброго, нравственного, прекрасного начала над миром злым и жестоким. Сказка продолжала жить и в самые прагматические времена воспитывала в ребенке чувство прекрасного, воображение, фантазию. Тема любви и семьи так или иначе все равно звучала в литературе для детей, ибо ребенок прежде всего - дитя своей мамы и папы, он растет и впитывает все самое важное для души именно дома.

В детскую литературу пришли новые темы: революция, гражданская война, пионерское движение, беспризорники. С новыми темами пришли и новые герои.

 

Аркадий Гайдар - писатель с военным типом мышления. В его повестях существуют только 2 состояния страны и народа - война и мир (как передышка между войнами). При этом на войне продолжается мирная жизнь, а после войны не утихает боевая тревога. Главные герои, как правило, не привязаны к дому и всегда готовы к решительным действиям. Дети растут новыми бойцами, и для них очень важен пример отцов.

Все герои Гайдара знают, что на свете есть ГЕРОИ. Эта мысль не оспаривается и даже не обсуждается. Но тот, кто свято верит в существование героического и восхищается героическим, тот и сам в душе герой. Этим, в частности, объясняется, отчего книги Гайдара, так прочно связанные со своим временем, сегодня по-прежнему возвышают дух читателя, в каком возрасте он ни был бы.

 

Глубокая вера всегда заразительна. Проблемы, поднимаемые творчеством Гайдара: гуманизм и эгоизм, верность и предательство, мужество и трусость, в наши дни по-прежнему актуальны. Лучше всего писателю удавались образы «мальчишей», легко уходящих от игр и проказ в полную опасностей взрослую жизнь, выбирающих нравственным чутьем свой путь в ней. Главный интерес писателя сосредоточен на 2 больших темах - Красная Армия и подрастающее поколение. Во всех произведения Гайдара дети и подростки, хотя и не лишены недостатков, в целом воплощают идеал человека. В их нравственном мире война отражается более чистой, они вносят в нее этику игры (пов.» На графских развалинах»). Почти все герои Гайдара ходят в виноватых, потому что они совершают поступки, которым упаси Бог подражать. Гайдар, любя своего героя, шаг за шагом открывает нам тайны души, высвечивает этот длинный, сложный путь чувств, мыслей и ошибочных умозаключений, срывает глупые бумажные ярлыки, которые мы готовы навесить и тем смягчает нас, делает нас добрее.

Героям Гайдара сложно живется на свете, потому что они крайне совестливы, щепетильны в вопросах чести. Совесть - можно сказать, главное действующее лицо всех его повестей и уж во всяком случае - главная пружина действия. У гайдаровских мальчишек только один страх: как бы не сочли его за бесчестного человека.

В прозе о войне Гайдаром был обрисован определенный склад народного характера эпохи 20-х годов 20 века. Герои Гайдара, живущие в 30-е годы, отличаются большей внутренней взрослостью, серьезностью. Это дети, сознательно готовящиеся сменить взрослых на боевом и трудовом посту. И взрослые, прошедшие суровую школу испытаний и передающие свои идеалы подрастающему поколению.

 

 

Повесть В. Катаева «Белеет парус одинокий». История двух типов детей в эпоху бурных событий. Синтез реалистического повествования и приключенческой повести. Подробности детского быта и детской жизни в книге В. Катаева. Сказки для маленьких в творчестве В. Катаева («Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»).

Сложные судьбы жанра литературной сказки в детской литературе 20—30 гг. «Три толстяка» Ю. Олеши. Художественная условность и метафоричность сказки. Поэтика театрального зрелища и циркового представления. Своеобразие типов героев. «Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Толстого. Новое звучание старой сказки К. Коллоди «Пиноккио». Современность главного героя, новые персонажи. Лаконичность стиля, отказ от назидательности.

Начало литературной деятельности Е. Шварца («Война Петрушки и Степки-Растрепки»). («Красная Шапочка», «Снежная королева», «Сказка о потерянном времени»). Остроумие и психологическая глубина в новом прочтении старых сказочных сюжетов. Особенности раешного стиха. Сюжеты народных и литературных сказок в драматургии Е. Шварца.

Сказочные повести 30-х гг.: А. Волков «Волшебник Изумрудного города», Л. Лагин «Старик Хоттабыч».

Народные сказки в обработке и переложении советских писателей. Сказки в обработке А. Толстого («Русские сказки»). Создание литературного варианта из многочисленных фольклорных. Литературный язык в изложении народных сказок. Сказки о животных А. Толстого—классический тип народной сказки для детского чтения. Волшебные сказки в переложении А. Платонова («Волшебное кольцо»). Сказки Б. Шергина («Сказка о Шише», «Золоченые лбы)—ярки образец устной сказовой манеры. балагурный стиль Б. Шергина. Сказы П. Бажова в детском чтении («Малахитовая шкатулка»). Образ рассказчика в его сказах. Фантастический мир горного Урала. Сказка и реальность в «Серебряном копытце».

 

26. АНАЛИЗ ПОВЕСТИ А.ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО НИКИТЫ»

 

К числу самых талантливых книг, в которых раскрывается внутренний мир ребенка, принадлежит и "Детство Никиты" - повесть замечательного писателя А. Н. Толстого.

Повесть была написана в 1919-1920-х годах. Автор как-то пообещал издателю выходившего в Париже детского журнала «Зеленая палочка» небольшой детский рассказ. По словам автора, он «начал, и будто раскрылось окно в далекое прошлое со всем очарованием, нежной грустью и острыми восприятиями природы, какие бывают в детстве». Природе действительно уделено много места – описывается целый год: от ранней зимы до поздней осени другого года.

Начальные главы впервые напечатаны в 1920, в «Зеленой палочке».

Заглавие гласило: «Повесть о многих превосходных вещах».

Последние главы были опубликованы в отдельном издании повести (изд. Геликон, Москва-Берлин, 1922), с тем же названием и подзаголовком «Детство Никиты», которое после учредилось и многократно переиздавалось в виде отдельных книг.

 

"Детство Никиты" - поэтическое повествование о годах формирования человека. Это самобытное, оригинальное создание творческой памяти писателя.

В произведении описывается хроника основных событий жизни героя в течение года, последнего года перед началом учения. Взаимосвязь жизни десятилетнего ребенка с жизнью природы создает своеобразный лирический колорит повествования: "Никита плыл под звездами, покойно глядел на далекие миры".

"Все это мое, - думал он, - когда-нибудь сяду на воздушный корабль и умчу.. . " Так воспринимает природу мальчик, когда летом после молотьбы едет на возу; Никита близок ей, растворяется в окружающем его мире. Вот после новогодней елки возвращается Никита один домой, проводив ребят, которые были приглашены в гости: "Никите казалось, что он едет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе".

Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического. Поэтому становится понятным столь пристальное внимание Никиты ко всему, что его окружает.

Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать окружающий мир. Он заражает этим стремлением других. Так, Лиля ищет с ним вместе вазочку, приснившуюся однажды Никите. И когда в самом деле эта вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось колечко, Никита с уверенностью говорит: "Это волшебное".

 

Aвтор включает в повествование картины быта. В "Детстве Никиты" Толстой представил крестьянскую жизнь безмятежной, в одних поэтических чертах, как воспринял ее сам в раннем детстве.

 

Толстой наделил Никиту уважением к народу. Самым авторитетным лицом Никита считает работающего на скотном дворе Мишку Коряшонка - подпаска. Это серьезный и рассудительный паренек, который, в подражание взрослым говорит с напускным равнодушием. "Никита с большим уважением глядел на Коряшонка". Хотя Мишка и маленький, но в его замечаниях, советах и поступках уже ясно виден русский склад ума и русский характер.

 

Другой знакомец Никиты - вихрастый, курносый и большеротый Степа Карнаушкин с "заговоренным кулаком". Компанию деревенских друзей Никиты дополняют Семка, Ленька, Артамошка-меньшой, Нил, Ванька Черные Уши и бобылев племянник Петрушка.

Целыми днями крутится Никита во дворе, у колодца, в каретном сарае, в людской, на гумне.. . Для Никиты понятнее всего суждения Мишки Коряшонка.

 

Но менее важно и то, что сказал или сделал плотник Пахом, рабочий Василий, сутулый Артем.

Никита с любопытством относится к жизни деревни, крестьянских ребят, к мужицким занятиям, не понимая, правда, сложностей и тягот деревенской жизни, но в то же время стихийно, инстинктивно не отделяя себя от нее, чувствуя себя чем-то неразрывно связанным с деревней.

Повесть Толстого в ряду книг о дворянском детстве является последним звеном; здесь есть все, характерное для детства барчонка, но все же это - конец дворянской усадьбы, помещичий быт на ущербе.

 

Автобиографичность. Место действия (самарская губерния) почти точно воспроизводит обстановку небольшой усадьбы отчима писателя, где Толстой вырос. Сохранено название «Сосновка». Очень теплые воспоминания.

Мать, отец – реальные черты, имя матери Александра Леонтьевна, одинаково любил их, хотя над отцом посмеивался.

Прототип учителя (видимо, позже был добавлен) – семинарист-репетитор Аркадий Иванович, готовил писателя к поступлению в гимназию. Из мира непонятных взрослых. Заставляет учить алгебру, писать диктанты, учиться.

 

В 1912 писатель создал рассказ «Логутка», рисующий обстановку усадьбы и деревни в голодный год. Это эскиз-подготовка. + Небольшой автобиографический фрагмент с условным названием «Я лежу в траве».

 

Рассказ от 3-го лица. Много переделывал. Добавлял главы.

Конец очень хорошо был отредактирован. Приписка «Этим событием закончилось его детство». Потом она была убрана.

Светлая повесть. Свет в описаниях, в опасных событиях, в погоде. Как украшали ёлку на НГ.

 

 


Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 1311; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!