Победа когнитивизма, обернувшаяся его поражением — отказом от собственных постулатов 4 страница
1 Солсо Р. Когнитивная психология. М„ 1996, с. 558.
2Там же. с. 19.
246
ни физическими, биологическими, физиологическими или социологическими соображениями.
• В психической сфере существуют разные блоки (инстанции), отличающиеся друг от друга уровнем осознанности. Должны существовать какие-то механизмы, принимающие решение, какая информация в какие конкретно блоки должна поступать. В том числе решать, какая информация может появиться в сознании и быть полностью осознанной, а какая — нет. Сама работа этих механизмов не осознаётся (ср. под этим углом зрения взгляды вюрцбургской школы, психоанализа, культурно-исторической школы, когнитивной психологии).
• Попытки найти механизмы психической деятельности упорно ведут исследователей от проблем построения или формирования образов и других психических образований к проблемам оценки адекватности построенных образов и принятия решения на основе этой оценки (сеченовское торможение vs. возбуждение, «торможение привычки» и «приобретение уверенности» как оценка у функционалистов, «удвоение» у Выготского, последовательное возрастание роли обратной связи в моделях физиологов, модели сличения когнитивистов и пр.).
• Эмоции предназначены для того, чтобы извещать сознание о процессах, протекающих в неосознаваемой сфере (У. Джеймс). Нечто подобное, по-видимому, полагает и 3. Фрейд, когда называет эмоции «королевской дорогой к бессознательному». Осознание до этого неосознанной информации может положительно влиять на эмоциональное состояние (глубинная и гуманистическая психологии).
|
|
• Всё, что происходит в сознании, не может быть случайным.
О том, что осознаёмся:
Сознание содержит не всю информацию, которую получает организм. Осознанная информация не существует без наличия неосознанной информации (ср. «смутные ощущения» Титченера, «обертоны» Джеймса, «отрицательные ощущения» Фехнера, «фон» гештальтистов и т. д.).
Неосознанная информация оказывает непосредственное влияние на содержание осознаваемой информации («сбережённые знаки» Эббингауза, «вытеснение» Фрейда, «установка» Узнадзе, требование осознать собственные мысли и желания в гуманистической психологии и т. п.).
247
• Содержание сознания — это ребус, который надо еще уметь разгадывать. Сознание способно обманывать само себя. Одна из важнейших проблем для человека — проблема адекватности осознания самого себя самому себе.
• Всё, что человек осознаёт, он осознаёт как фигуру на фоне. Фон аморфен, неструктурирован, не вычленяется сознанием, но без него осознание фигуры невозможно. Одна и та же фигура на разном фоне будет восприниматься по-разному. Осознанное содержание сознания сопровождается и дополняется психическими обертонами, которые, собственно, и определяют значение осознанного содержания,
|
|
• Содержание сознания не остается постоянным — оно непрерывно изменяется (поток сознания, по Джеймсу). Течение осознаваемой мысли детерминируется «неосознаваемыми тенденциями» (в терминологии вюрцбургской школы), т. е. определяется причинами, которые сами не осознаются («бессознательные умозаключения» Гельмгольца).
• В каждый момент времени сознанию дано непротиворечивое и однозначное понимание происходящего (это подразумевалось структуралистами, гештальтисты подчеркивали невозможность одновременного восприятия многозначных изображений, а некоторые когнитивисты употребляли термин «одноканальность сознания»).
• Сознание оперирует не стимулами и раздражителями, а значениями и смыслами (ср. символы в психоанализе, роль знаков в культурно-исторической школе и в интеракционизме, условный рефлекс Павлова, «корневое свойство психики» Веккера, «смысл» в гуманистической психологии и др.). Мир никогда не воспринимается сознанием как случайный, хаотичный.
|
|
• Психические образы объекта создаются только на контрасте с другими объектами: сознание выделяет в предъявленном объекте в первую очередь те его качества, которые отличают данный объект от других объектов, сопровождающих его предъявление.
Познание и сознание
• В истории психологии наибольшее внимание исследователей было приковано к познанию, Когнитивизм вселил надежду, что анализ процессов познания рано или поздно сможет привести к пониманию всех аспектов психической жизни.
248
• Автоматизированные действия не требуют участия сознания. Осознание необходимо лишь тогда, когда возникает препятствие, когда субъект находится в состоянии нерешительности — т. е. тогда, когда он не знает, как себя вести,
• Процесс познания определяется не столько получением новой информации, сколько переструктурированием целостной ситуации, нахождением нового видения задачи. Элемент, входящий в «старое» понимание ситуации, в «новой» ситуации приобретает совершенно иной смысл и иные свойства-
• Пробы, совершаемые в начале процесса простого научения (заучивания), хаотичны, однако они могут случайно приводить к успеху. После успеха они закрепляются.
• Решение сложных познавательных задач (головоломок) происходит внезапно для сознания и сопровождается сильным эмоциональным переживанием.
|
|
• Один и тот же стимул может иметь разное значение для организма, по-разному осознаваться. То, как именно человек осознаёт данный стимул, во многом зависит от его предварительных предположений, а также от того, какую задачу он в данный момент решает.
• Решение многих личных проблем, исцеление от психических травм зависит от понимания (познания) ситуации и самого себя. Осознание играет мощную роль в организации поведения.
• Человек знает, хотя и не всегда ясно осознаёт, какие проблемы для него являются существенными, в каком направлении ему надо идти. Только через осознание этого предначертания человек может принять правильное решение.
Психология прошла по красивой дороге и проделала поучительный путь, но главной тайны так и не узнала. С самого момента своего возникновения она попала в кризис и так до сих пор в нём и продолжает находиться 1. А сколько ещё впереди ям и ухабов, которые предстоит преодолеть! И чаще всего только для того, чтобы понять, что шли вообще не в ту сторону... И всё же стоит остановиться в восхищении перед духовным подвижничеством корифеев. Отнюдь не каждый позволяет себе броситься в океан неизведанного, не зная наверняка, что его там ожидает. Всё время чувствуя неразгаданность тайны и понимая всю малость шансов на успех, они, тем не менее, шли на риск и брались за
1 О перманентном кризисе психологии см. подробнее в кн.: Аллахвердов В. М. Опыт теоретичсской психологии. СПб, 1993, с. 104-120.
249
решение самых сложных головоломок. Как и все естественники, они верили в возможность постижения подлинной природы психического во всей её логической стройности и, вопреки сомнениям, добивались пусть не окончательных, но блестящих и фантастически неожиданных результатов,
Психологика предлагает своё направление движения к разгадке. Очевидно, что найденное направление не устроит никого из приверженцев других школ — любителей ходить по другим дорогам. Единственная надежда: может быть, она покажется не такой уж кривой и труднопроходимой тем, кому все остальные дороги не слишком нравятся. Как писал У. Джеймс, «в наших умах происходит постоянная борьба между стремлением сохранить наши идеи в неизменном виде и стремлением к их обновлению» 1. В этой вечной борьбе сохранения и изменения как раз и содержится то зерно, из которого психологика будет старательно растить свой взгляд на сознание.
1 Джеймс У. Психология, с. 279. Разумеется, само по себе это высказывание Джеймса не претендует на оригинальность. Почти все мыслители отмечали нечто подобное...
ПСИХОЛОГИКА
Раздел третий
ИСХОДНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ
-О!- сказал Остап. - Там внутри есть всё: пальмы, девушки, голубые экспрессы, синее море, белый пароход, мало поношенный смокинг, лакей-японец, собственный бильярд, платиновые зубы, целые носки, обеды на чистом животном масле и, главное, мои маленькие друзья, слава и власть, которую дают деньги. - И он раскрыл перед изумлёнными антилоповцами пустую папку.
И. Ильф. Е. Петров
Надеюсь, проделанный методологический и исторический анализ внятно обрисовал характерные головоломки, возникающие при попытках объяснения явлений сознания. Пора начинать эти головоломки распутывать. Как мы помним, однако, само слово «сознание» многозначно. Поэтому, прежде всего следует договориться о терминах, памятуя о том, что подлинное значение естественнонаучных терминов определяется их вхождением в формулировку законов. Именно законы проясняют, что обозначает тот или иной термин. Тем не менее, в начале пути, пока законы ещё не описаны, стоит всё же попробовать дать более-менее осмысленную интерпретацию исходного слова, так как лишь очень немногие люди способны дойти до конца текста и помнить, о чем говорилось на его первых страницах.
В последующем тексте слово «сознание» будет использоваться в двух смыслах. Во-первых, сознание как явление будет пониматься как эмпирический факт представленности субъекту картины мира и самого себя, в том числе как выраженная в словах способность испытуемого отдавать себе отчет в том, что происходит. Синонимами такого понимания
253
термина «сознание» служат слова «осознанность», «самоочевидность» «непосредственная данность». Во-вторых, сознание будет обозначать некий теоретический (гипотетический) механизм, порождающий или трансформирующий осознаваемую информацию — например, преобразующий результаты каких-либо информационных или физиологических процессов в осознаваемые явления. В таком понимании речь может идти о работе механизма сознания. Если слово «сознание» будет употребляться без пояснений, то предполагается, что используемое значение ясно из контекста.
Любое теоретическое описание сознания предполагает введение постулатов, принятие которых можно пояснить, но которые нельзя непосредственно доказать. Самые первые постулаты психологики характеризуют процессы, порождающие явления сознания, т. е. процессы, лежащие за пределами непосредственного опыта. Сами эти заведомо не наблюдаемые и не осознаваемые процессы будут далее называться протосознательными. Как естественная наука психологика полагает: протосознательные процессы — это процессы естественные, Тем самым она отказывается от объяснения возникновения сознания с помощью сверхъестественных сил. Итак, психологика, прежде всего, постулирует существование механизма сознания и протосознательных процессов как таких процессов, которые, не будучи осознаны, сами, тем не менее, порождают сознательные переживания.
Психологика предполагает, что нет каких-то не связанных друг с другом законов восприятия, мышления или социального поведения, а есть универсальные законы работы сознания. Хотя, разумеется, можно наблюдать разные проявления этих законов в той или иной экспериментальной парадигме или в обычной жизни. Психологика ставит перед собой задачу обнаружить и логически обосновать экспериментальные законы работы сознания в целом, а не частные законы восприятия, мышления и т. п. Последние, даже если они строго установлены и эффективно используются на практике, могут, как явствует из методологического вступления, не иметь никакого теоретического значения. Разумеется, предлагаемый психологикой подход, в свою очередь, может оказаться ошибочным, если сознание действительно распадается на не связанные между собой части, лишь неудачно выбранным словом соединяемые воедино, и если никакой универсальной работы сознания не существует. Впрочем, ранее уже говорилось: такие слова» как «память», «воля» или «мышление» не являются теоретическими понятиями, а отражают лишь обыденные представления и обозначают различные экспериментальные парадигмы исследования. Это вселяет надежду на успех продвижения по выбранному психологикой пути.
254
Логическая идеализация
Как уже отмечалось, теории в естественных науках строятся не для реальных, а для идеальных объектов 1. Напомню характерные примеры таких объектов в физических теориях: материальная точка, математический маятник, идеальный газ, абсолютно черное тело и т. п. Сконструированные в процессе идеализации идеальные объекты наделяются. свойствами, заведомо не присущими реальным объектам. Но то теоретические построения рассматривают изучаемые процессы как бы в очищенном виде, не замутненном мелочами. Тем самым они не обращают внимания на несущественные, с точки зрения данной теории, хотя и присущие реальным объектам детали. Теории именно потому претендуют на точное и полное описание, что описываемые ими объекты идеальны, т. е. существуют в мыслях, а не в реальности.
Правильность выбора идеализированного объекта, как и выбора любого постулата теории, не может быть ни экспериментально, ни логически обоснована. Сумма углов треугольника равняется строго 180° только в аксиоматике Эвклида — в опыте в лучшем случае (если измерения делаются на близкой к идеальной плоскости) эта сумма неотличима от 180° с учетом погрешности измерения. Наряду с геометрией Эвклида, могут существовать не противоречащие опыту неэвклидовы геометрии, в которых эта сумма больше или меньше 180°. Правомерность введения идеализации, как и любого постулата, обосновывается только правомерностью построенной на её основе теории.
Сказанное, однако, не исключает возможности поиска эмпирических аргументов в поддержку принятой идеализации или постулата. Нельзя, например, непосредственно в опыте убедиться в истинности первого закона Ньютона, утверждающего: если на тело не действуют никакие силы, то тело находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения. Ибо на тело всегда действуют какие-то силы, и никогда в опыте не достигнуть того, чтобы равнодействующая всех была строго равна нулю. Однако невозможность непосредственного опытного доказательства не мешает аргументировать принятие постулата ссылкой на экспериментальные данные. В механике такие аргументы
1 См. об этом подробнее в: Грязнов Б. С. Логика, рациональность, творчество. М., 1982, с. 61-65;АллахеердовВ. М. Опыт теоретической психологии, с. 247-249.
255
находят: например, можно показать, что уменьшение силы трения увеличивает путь, который совершает брошенное тело, — а значит, если уменьшить силу трения до нуля (что уже непроверяемо), то можно ожидать, что тело никогда не остановится.
Психологика (верная дочь когнитивизма) принимает в качестве исходной позиции, что психика и сознание порождаются в процессе познания. Ранее уже утверждалось: психологика как естественная наука должна исходить из того, что психика написана на языке логики. Из этих утверждений следует: и протосознательные, и сознательные процессы реализуют логику познания, а не какую-нибудь другую возможную логику. Тем самым психологика призывает искать ответы на все вопросы о природе сознания в структуре логики познания. Это значит, что и феномен самоочевидности, и ограничения на возможности сознания по переработке информации, и порождение значений, и эмоциональные переживания — все это. в соответствии с введённым постулатом, имеет сугубо логическую природу. Разумеется, такой подход к психике однобок. Но любая теория однобоко рассматривает свой предмет, поскольку всегда идеализирует (можно даже сказать: шаржирует) действительность, выпячивая только одну какую-то её сторону. Вопрос в том, насколько удачно выбрана эта сторона, насколько существенный аспект реальности она отражает, насколько она эвристична.
Самое трудное — объяснять очевидное. Явления сознания загадочны прежде всего потому, что только они и есть для носителя этого сознания единственной очевидностью, данной ему в опыте. Предложенный подход делает существование феномена очевидности логически неизбежным. Действительно, любая логическая система, говорили мы раньше, обязательно содержит аксиоматику — набор очевидных истин, не требующих доказательств. Если эта система предназначена описывать мир, то, в дополнение, ещё содержит и набор фактических утверждений, не подвергаемых сомнению. Аксиомы и факты в разных логиках могут быть разными, но обязаны существовать в каждой из них. Таким образом, если принять, что психика — логическая система, то в психике неизбежно должны существовать самоочевидные истины, а если эта логическая система предназначена для познания реальности, — то и самоочевидные факты.
Сказанное не является решением проблемы сознания как явления самоочевидности. Феномен непосредственной данности остаётся загадочным. Речь идет только о том, что психика не может существовать без признания самоочевидности каких-либо фактов и аксиом.
256
(Правда, логика должна соотноситься с опытом, а потому — предвосхитим дальнейшее — осознанное самоочевидное парадоксально: оно хотя и очевидно, однако требует проверки). Отсюда, например, следует: если животные обладают психикой, то они обязательно нечто принимают за очевидное, т. е. обладают явлениями сознания. Разумеется, такое утверждение еще мало что даёт. Тайна сознания просто заменяется тайной психического. И всё же, всё же... Гипотезы о природе психического — это обычные естественнонаучные гипотезы о ненаблюдаемом, подлежащие экспериментальный проверке.
О связи сознательных процессов с познавательными
Связь психической и сознательной деятельности с познавательной явно или неявно отмечается почти всегда. С историко-психологической точки зрения, не столь уж удивительно, что связь психики и познания объявляется ключевой. Вот как писал У. Джеймс: «Я отрицаю сознание как сущность, но буду настаивать на его значении в качестве функции... Функция эта — познание»1. В самых разных словарях психика, по существу, определяется как такая способность, которая делает Опознание возможным (не будем при этом обращать внимания на то, что ^обычно эти определения не очень складны). В одном из психологических словарей, например, можно прочесть такое определение: «Психика—свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности» 2. Переведем на понятный язык: высокоорганизованная материя — это, очевидно, мозг; слова «субъект» и «особый» следует исключить из определения, так как «субьект» создает круг в определении, а «особый» делает определение неопределенным; уберем и «свойство, являющееся формой», так как оно не означает ничего; учтем, что сознание отражает не только объективную, но и субъективную реальность. В итоге получим: психика — это то, с помощью чего мозг отражает реальность 3. В философских же словарях, с которыми были хорошо знакомы авторы цитируемых определений, отражение реальности (да ещё в форме субъективных образов, понятий и т. п.) называется познанием...
1 Джеймс У. Существует ли сознание?//Новые идеи в философии, 4. М., 1913, с. 103-104.
2 Психологический словарь (под ред. В. В. Давыдова и др.). М., 1983, с. 286.
3 Ср. Платонов К. К.. Голубев Г. Г. Психология. М., 1977, с, 6, где почти так и написано: «Психика — это отражение мозгом реальной действительности».
257
Все живые организмы имеют цель. Существует и популярная, пусть и не слишком удачная, формулировка возможной цели — выживание1. Психологи, заявляющие (с постоянством, достойным лучшего применения), что основная и единственная потребность любого организма — выжить, и тут же, противореча самим себе, начинают говорить о независимой потребности познавать. Без познания ни одно живое существо не может существовать. Древние говорили: правильное познание предшествует достижению человеком любой цели 2. Даже для того, чтобы поесть, хищник должен иметь образ поедаемых им зверей, уметь предсказывать (экстраполировать) их движение во время погони и т. п. Пусть многое уже заложено в генетическом аппарате человека, но формированию образов и предсказанию поведения он учится всю жизнь. Ведь заранее не может быть известно, чему необходимо научиться. Особенность познавательной деятельности заключается в том, что познание должно идти непрерывно, как бы впрок, независимо от каких-либо сиюминутных задач. В итоге познание — средство для достижения любой заданной организму цели — начинает протекать независимо от этой цели.
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 142; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!