ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В третьей части курса ("Информатике 4") дети продолжат заниматься проблемами планирования и построения стратегии на примере различных игр.
Третья часть курса начинается с новой темы, посвящённой играм. При этом понятие игра, обсуждаемое в курсе, охватывает далеко не все игры, в которые играют люди.
Иногда понятие игры трактуется очень широко: "Вся наша жизнь – игра", в некоторых случаях к нему примешивается психология поведения людей. Среди игр, которые изучаются математически и используются в различных математических моделях реальности, занимают важное место игры, в которых присутствует элемент случайности: например, бросается кость. В других играх игрокам неизвестна (или не полностью известна) позиция, создавшаяся в игре (в том числе и начальная позиция).
Все эти важные случаи остаются вне нашего рассмотрения. Нас будут интересовать только те игры, в которых позиции игроков известны обоим игрокам в любой момент игры.
Заметим ещё, что мы не будем рассматривать и такие случаи, когда игра не кончается вообще (т. е. продолжается до бесконечности). Это может случиться и в реальных играх, например в шахматах – там даже приняты специальные меры против такой ситуации: партия считается закончившейся вничью, если позиция повторилась троекратно.
Игры
Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турнира. Проект «Турниры и соревнования» – изучение способов проведение спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция
|
|
игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: Крестики-нолики, Камешки, Ползунок, Сим, Слова и Города. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Проект «Угадай задуманную букву» – построение стратегии выигрыша в игре Угадай букву/число методом последовательного приближения. Проект «Стратегия победы» – построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение выигрышной стратегии.
Учащиеся должны знать и понимать:
- иметь представление об играх с полной информацией;
- знать примеры игр с полной информацией;
- понимать и составлять описания правил игры;
- понимать правила построения дерева игры;
- знать определение выигрышной и проигрышной позиции;
- иметь представление о выигрышной стратегии;
- иметь представление о том, как использовать дерево игры и ветку из дерева игры для
- построения выигрышной стратегии;
- иметь представление о методе последовательного приближения.
Учащиеся должны уметь:
|
|
- оперировать понятиями, относящимися к описанию игр с полной информацией: правила игры,
- позиция игры (в том числе начальная и заключительная), ход игры;
- строить цепочку позиций игры для игр с полной информацией (Крестики-нолики, Сим, Камешки, Ползунок);
- строить дерево игры и ветку из дерева игры для простых игр с небольшим числом вариантов позиций;
- строить выигрышную стратегию для игры в Камешки.
Исполнитель Робик
Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робота. Программа для Робикаа. Построение программы по результату ее выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программ. Дерево выполнения программ.
Учащиеся должны знать и понимать:
- иметь представление о формальном исполнителе Робик;
- знать команды Робика и понимать систему его ограничений;
- иметь представление о конструкции повторения;
- иметь представление о цепочке выполнения программы Робиком;
- иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять простейшие линейные программы для Робика;
- строить программу для Робика по результату ее выполнения;
- выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения;
- строить цепочку выполнения программы Робиком;
- строить дерево выполнения всех возможных программ для Робика.
|
|
Дерево
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево перебора. Дерево вычисления арифметического выражения.
Учащиеся должны знать и понимать:
· иметь представление о дереве;
· понимать отличия дерева от цепочки и мешка;
· иметь представление о структуре дерева – его вершинах (в том числе корневых и листьях), уровнях, путях;
· знать алгоритм построения мешка всех путей дерева.
Учащиеся должны уметь:
· оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующие вершины, корневая вершина, лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;
· строить небольшие деревья по инструкции и описанию;
· использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;
· строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям;
· строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма;
|
|
· строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;
· *в компьютерных задачах: решать задачи по построению дерева при помощи инструментов «дерево», «лапка» и библиотеки бусин.
Учащиеся имеют возможность научиться:
· строить деревья для решения задач (например, по построению результата произведения трёх мешков цепочек).
Цепочка
Учащиеся должны знать:
· иметь представление о цепочке как о конечной последовательности элементов;
· знать все понятия, относящиеся к общему и частичному порядку объектов в цепочке;
· иметь представление о длине цепочки и о цепочке цепочек;
· иметь представление об индуктивном построении цепочки;
· иметь представление о процессе шифрования и дешифрования конечных цепочек небольшой длины (слов).
Учащиеся должны уметь:
· строить и достраивать цепочку по системе условий;
· проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности цепочек (мощностью до 8 цепочек).
· выделять одинаковые и разные цепочки из набора;
· выполнять операцию склеивания цепочек, строить и достраивать склеиваемые цепочки по заданному результату склеивания;
· оперировать порядковыми числительными, а также понятиями: последний, предпоследний, третий с конца и т. п., второй после, третий перед и т. п.
· оперировать понятиями: следующий / предыдущий, идти раньше / идти позже;
· оперировать понятиями: после каждой бусины, перед каждой бусиной;
· строить цепочки по индуктивному описанию;
· строить цепочку по мешку ее бусин и заданным свойствам;
· шифровать и дешифровать слова с опорой на таблицу шифрования;
Учащиеся имеют возможность научиться:
· проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для совокупности цепочек (мощностью до 10 цепочек).
Мешок
Учащиеся должны знать:
· иметь представление о мешке как неупорядоченной совокупности элементов;
· знать основные понятия, относящиеся к структуре мешка: есть в мешке, нет в мешке, есть три бусины, всего три бусины и пр.;
· иметь представление о мешке бусин цепочки;
· иметь представление о классификации объектов по 1–2 признакам.
Учащиеся должны уметь:
· организовывать полный перебор объектов (мешка);
· оперировать понятиями все / каждый, есть / нет / всего в мешке;
· строить и достраивать мешок по системе условий;
· проверять перебором выполнение заданного единичного или двойного условия для совокупности мешков (мощностью до 8 мешков).
· выделять из набора одинаковые и разные мешки;
· использовать и строить одномерные и двумерные таблицы для мешка;
· выполнять операцию склеивания двух мешков цепочек, строить и достраивать склеиваемые мешки цепочек по заданному результату склеивания;
· сортировать объекты по одному и двум признакам;
· строить мешок бусин цепочки;
Учащиеся имеют возможность научиться:
· проверять перебором одновременное выполнение 3–4 заданных условий для совокупности мешков (мощностью до 10 мешков);
· выполнять операцию склеивания трёх и более мешков цепочек с помощью построения дерева.
Дата добавления: 2019-07-17; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!