Глава 23. Как избежать льстецов.



Важно искоренить лесть, но не переборщить, иначе каждый будет говорить, что думает, и люди перестанут оказывать тебе должное почтение. Поэтому мудрый государь делает следующее: отличить несколько мудрых людей и предоставить им право говорить все, что они думают, но только по делу, только о том, что ты их спрашиваешь. Необходимо поощрять чиновников говорить правду. Важно осаживать того, кто дает тебе непрошенные советы, т.е. тогда, когда ты в них не нуждаешься!!!

Глава 24. Почему государи Италии лишились своих прав.

Плохое войско, вражда с народом, расположили народ, но не сумели обезопасить себя от знати, в трудные времена предпочли бежать, а не бороться, ждали, что народ сам их вернет.

Только те способы защиты хороши, основательны и надежны, которые зависят от тебя самого и твоей доблести.

Глава 25. Какова власть Судьбы.

В мире правят Бог и Судьба. Однако автор предполагает, что Судьба правит половиной наших дел, другую же половину предоставляет самим людям. Судьба уважает доблесть. Часто бывает так, что один образ действий (например, действуя хитростью или доблестью) совпадает с особенностями времени, а другой – нет. Важно уметь подстраиваться под время, например, действовать с осторожностью и терпением в благоприятное для этого время, но, если время изменится (например, наступит бунт), важно переменить свой образ действий.

Глава 23. Призыв овладеть Италией и освободить ее из рук варваров.

Автор заключает, что многое в его время благоприятствует приходу нового государя. Ничто так не прославляет государя, как введение новых законов и постановлений. Государь должен будет стоять во главе войска. Италяи ждет своего избавителя. Книга заканчивается словами Петраки:

Доблесть ополчится на неистовство,

И краток будет бой,

Ибо не умерла еще доблесть

В итальянском сердце.

 

ОЧЕНЬ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

В трактате описываются методология захвата власти, методы правления и умения, необходимые для идеального правителя.

ЦИТАТЫ

За малое зло человек может отомстить, а за большое — не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести.

Чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу.

Когда же настали тяжелые времена, они предпочли бежать, а не обороняться, понадеявшись на то, что подданные, раздраженные бесчинством победителей, призовут их обратно. Если нет другого выхода, хорош и такой, плохо лишь отказываться ради него от всех прочих точно так же, как не стоит падать, полагаясь на то, что тебя поднимут.

Лучшая из всех крепостей — не быть ненавистным народу: какие крепости ни строй, они не спасут, если ты ненавистен народу, ибо когда народ берется за оружие, на подмогу ему всегда явятся чужеземцы.

Умы бывают трех родов: один все постигает сам; другой может понять то, что постиг первый; третий — сам ничего не постигает и постигнутого другим понять не может. Первый ум — выдающийся, второй — значительный, третий — негодный.

Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро, как добро, так и зло.

Что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом, поэтому если уж приходится выбирать, то надежнее выбрать страх.

Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого. Что опять-таки естественно и закономерно, так как завоеватель притесняет новых подданных, налагает на них разного рода повинности и обременяет их постоями войска, как это неизбежно бывает при завоевании.

Люди же таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям, поэтому народ еще больше расположится к государю, чем если бы сам привел его к власти.

Всегда отыщется повод для мятежа во имя свободы и старых порядков, которых не заставят забыть ни время, ни благодеяния новой власти.

Если мне возразят, что многие уже были государями и совершали во главе войска великие дела, однако же слыли щедрейшими, я отвечу, что тратить можно либо свое, либо чужое. В первом случае полезна бережливость, во втором — как можно большая щедрость.

Люди мстят либо из страха, либо из ненависти.

Поистине страсть к завоеваниям — дело естественное и обычное; и тех, кто учитывает свои возможности, все одобрят или же никто не осудит; но достойную осуждения ошибку совершает тот, кто не учитывает своих возможностей и стремится к завоеваниям какой угодно ценой.

Других же советников не бывает, ибо люди всегда дурны, пока их не принудит к добру необходимость.

Все вооруженные пророки побеждали, а все безоружные гибли.

Если основания не заложены заранее, то при великой доблести это можно сделать и впоследствии, хотя бы ценой многих усилий зодчего и с опасностью для всего здания.

Чтобы избежать ненависти, государю необходимо воздерживаться от посягательств на имущество граждан и подданных и на их женщин.

КРИТИКА

Критики по данному произведению мною в большом количестве не найдено. Обращаю Ваше внимание на ряд критических статей, которые помогут расширить знания о личности Макиавелли и самом трактате.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 717; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!