Глава 11. О церковных государствах



Овладеть трудно, держать легко. Автор не хочет говорить об этих государствах, т.к. они возвеличены и хранимы Богом. Он еще раз рассказывает о том, как Церковь в Италии настолько укрепилась, что ее боится король Франции и ей удалось изгнать его из Италии.

Глава 12. О наемных войсках и солдатах.

Основа государства – хорошие законы и хорошее войско. Войско бывает:

1) Собственное

2) Союзническое

3) Наемное

4) Смешанное

Наемные и Союзнические опасны, государство с таким войском недолговечно.

Нельзя унижать пехоту => так Италия дошла до позора и рабства (сюда пришел Карл, ее разорил Людовик, попрал Фердинанд и предали поруганию швейцарцы)

Глава 13. О войсках союзнических, смешанных и собственных.

Союзнические войска – бесполезны и опасны, их поражение грозит государству гибелью, а победа – зависимостью. В наемном войске опасна нерадивость, а в союзническом – доблесть, оно намного опаснее наемного.

Король Франции, наняв войско швейцарцев, подорвал дух своего собственного войска. Во Франции войско смешанное. В таком виде оно целиком превосходит наемное и союзническое, но полностью уступает собственному. Собственное войско лучше всех.

Глава 14. Как государь должен поступать касательно военного дела.

Война есть единственная обязанность, которую государь правитель не может возложить на другого. Небрежение этим искусством является главным главной причиной утраты власти. Государь, не сведущий в военном деле, не пользуется уважением в войске. Даже в мирное время государь должен размышлять о военном деле. Для этого следует следить за порядком и учениями в войске, а также почаще выезжать на охоту, чтобы укреплять тело и изучить местность: таким образом ты лучше узнаешь свою страну, определишь способы ее защиты и узнаешь в подробностях устройство местности (например, болота), что поможет быстрее осваиваться и в чужих краях (приводит в пример главу ахейского войска Фелопемена). Государь должен читать исторические труды, особо изучать действия выдающихся полководцев и то, каким способами они вели войну, анализировать победы и поражения.

Глава 15. За что восхваляют и порицают государей.

Как вести себя по отношению к подданным и союзникам?

Благоразумному государю следует избегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же - воздерживаться по мере сил, но не более. Государи не должны бояться навлечь на себя обвинения в тех пороках, которые ПОМОГАЮТ им удержаться у власти, «ибо, вдумавшись, мы найдем немало такого, что на первый взгляд кажется добродетелью, а в действительности пагубно для государя, и наоборот: выглядит как порок, а на деле доставляет государю благополучие и безопасность».

Глава 16. О щедрости и бережливости.

Щедрость вредна – тебе не хватит денег, чтобы одарить всех, ты расточишься и разоришь государство => народ возненавидит тебя. Или же, закончив всех одаривать, получишь обвинения в скупости.

Необходима бережливость – народ увидит, что деньги идут на военные кампания, которые, в свою очередь, приносят прибыль, и останется доволен.

Идя с войском в поход, тратить можно либо свое, либо чужое. Свое тратить автор не рекомендует, тут важна бережливость. Можно и нужно тратить награбленное, здесь полезна как можно большая щедрость, потому что «расточая чужое, ты прибавляешь себе Славы.

Презрение и ненависть подданных – то самое, чего более всего должен опасаться государь, щедрость же ведет и к тому, и к другому.

Вывод: ЩЕДРОСТЬ ВРЕДНА

Глава 18. Что лучше внушать подданным: Любовь или страх?

Страх. Нельзя потворствовать беспорядку. Чезаре Борджа жестокостью навел порядок в Риманье, а флорентийский народ, боясь обвинения в жестокости, позволили разрушить Пистойю. Учинив несколько расправ, государь проявит больше милосердия, чем те, кто по избытку его, потворствует беспорядку. Однако новый государь не должен быть мнителен и скор на расправу, а должен быть сдержан, осмотрителен и милостив, чтобы не навлечь сильный гнев подданных.

«Люди меньше остерегаются обидеть того, ко внушает им Любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо Любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно».

Но государю желательно внушить страх без ненависти.

Когда государь ведет многочисленное войско – ЖЕСТОКОСТЬ необходима. Автор приводит в пример Ганнибала, который не иначе как жестокостью удержал мир и порядок в своем разноплеменном войске.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 270; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!