Упражнение 1: «Возможности человека».



Немного тишины. Теперь с помощью воображения представьте себе страдания, которые выпадают на долю человека: боль, злоба, тревога, одиночество, безысходная тоска, отчаяние, безрассудство. Теперь, наоборот, пораз­мышляйте о скрытых резервах человека: разум, любовь, стремление к совершенству, жажда справедливости. Про­чувствуйте силу и красоту этих скрытых возможностей. Представьте себе, что вы в состоянии избавиться от стра­даний и использовать имеющиеся в вас ресурсы.

Само представление о страданиях и скрытых душев­ных резервах уже есть начало работы над собой.

Упражнение 2: «Рабочая тетрадь».

Предназначена для регулярного фиксирования про­цессов развития внутренней жизни. Внешние события могут записываться постольку, поскольку они связаны с динамикой внутреннего мира.

Такая тетрадь преследует несколько целей:

• учит четко и ясно выражать свои мысли, свои внут­ренние переживания;

• учит из многих точек зрения выбрать одну, главную;

• способствует самораскрытию, то есть учит раскрывать себя для самого себя;

• является стимулятором творчества.

В этой тетради вы можете высказать мысли, которые «накипели» и которые вы не решитесь высказать даже в

* За основу взяты упражнения, разработанные Р. Ассаджиоли, П. Ферруччи, М. Росселли, Д. Вечетти — Уойтмор и Т. Йоуменсом.

 

275

лечебной группе, а это способствует снятию эмоциональ­ного напряжения.

Помимо текста в тетрадь можно заносить рисунки, схемы, только вам понятные символы. Такие рисунки отражают работу подсознания и могут использоваться для того, чтобы глубже понять себя.

Упражнение 3: «Кто я?»

Способствует выявлению нашего истинного Я, которое проявляется вовне не только положительными, но и отрицательными сторонами.

Выполняя упражнение, придерживайтесь следующего порядка.

Выберите тихое место, возьмите свою рабочую тетрадь, поставьте дату и напишите вопрос: «Кто я»? Ниже напи­шите ответ на этот вопрос. Постарайтесь, чтобы ответ был предельно открытым и честным. Можно задать этот воп­рос несколько раз и несколько раз ответить на него.

Сядьте, закройте глаза, расслабьтесь. Мысленно задай­те себе вопрос «Кто я?» и попытайтесь уловить на него ответ в форме образа. Беспристрастно изучите возникший образ, откройте глаза и опишите его.

Через минуту снова закройте глаза, и снова задайте себе тот же вопрос. Теперь позвольте ответу выразиться в движениях, в танце или пении. Доверьтесь мудрости своего тела. Возможно, вы выразите в движениях какой-то конкретный образ.

После поделитесь своим опытом с кем-то, кому дове­ряете, или опишите свои ощущения в тетради.

Упражнение 4: «Разотождествление». Упражнение состоит из нескольких частей. Сядьте удобно, расслабьтесь. Мысленно скажите само­му себе: «Я обладаю телом, но я не тело. Я ценю свое тело, я берегу его, я стремлюсь поддерживать его в добром здравии, но сам я — не только тело». Закройте глаза и сконцентрируйте внимание на основной идее: «Я обладаю телом, но я не тело».

После небольшой паузы мысленно скажите себе: «Я обладаю чувствами, но я не чувства. Чувства мои много­образны и изменчивы, они могут переходить от любви к ненависти, от спокойствия к гневу, от радости к горю...» в то время как мое истинное Я не меняется. Я знаю, что

276

 

 

чувства меняются и проходят, Я — остается». Закройте глаза и сосредоточьтесь на мысли: »Я обладаю чувствами, но я не чувства».

Несколько измените позу, сделайте 3—4 глубоких вдоха и выдоха и скажите себе: «Я обладаю интеллектом, но я не интеллект. Мой интеллект — это хороший инст­румент для достижения цели и самовыражения, но он не составляет всей моей сути. Он изменяется в зависимости от возраста, от образования, моя же суть остается. Я обладаю интеллектом, но я не интеллект».

При определенной тренировке вы можете упростить упражнение и быстро проходить все этапы разотождествления (как при аутогенной тренировке):

«Я обладаю телом, но я не тело.»

«Я обладаю чувствами, но я не...»

«Я обладаю интеллектом, но я не...»

Упражнение 5: «Субличности».

Субличностями, по определению Тома Йоуменса*, на­зываются «многочисленные психологические образова­ния в рамках нашей собственной личности, у которых имеются свои собственные цели и потребности».

Некоторые из субличностей присущи только вам, дру­гие, напротив, часто встречаются и у других людей. Например: Ребенок, Родитель, Зануда, Недовольный, Де­ловой.

Сосредоточьтесь и попробуйте мысленно ответить на следующие вопросы: какие субличности доминируют в вас: что ценное, а что отрицательное в этих субличностях;

каково ваше отношение к этим субличностям; можете ли вы управлять ими или они вас подавляют.

Поделитесь своим опытом с психотерапевтом.

Упражнение 6: «В саду».

Выберите субличность, которая наиболее доминирует в вас и над которой вы уже работали. Представьте ее ясно, в образе, в деталях...

Теперь вообразите, что вы находитесь вместе с ней в саду, где цветут чудесные цветы. Представьте всю пре­лесть этих цветов, ощутите их аромат. Теперь представь­те ваше Я и свою доминирующую субличность. Посмот-

* Йоуменс Т. Практика психосинтеза. Сан-Хосе, 1989.

 

277

рите, как она выглядит сейчас: осталась прежней или изменилась? Дайте ей время насладиться прелестью сада и ароматом цветов. Теперь вы, в вашем воображении, проходите вместе с вашей субличностью к красивому кусту роз. Наблюдаете, как распускается бутон и расцве­тает прекрасная роза. Вы и ваша субличность ощущаете благоухание этого цветка, неповторимую прелесть его формы и цвета...

А сейчас посмотрите на вашу субличность. Как она выглядит? Изменилось ли ваше отношение к ней? Можете ли вы с ней сотрудничать или управлять ею?

Упражнение 7: «Восхождение».

Уединитесь, расслабьтесь. Выберите субличность, уже знакомую вам. Представьте себя в долине вместе с этой субличностью. Вчувствуйтесь в красоту долины, ощутите аромат цветов, трав... А теперь вместе с субличностью поднимайтесь в гору. Пробирайтесь сквозь заросли и каменные завалы, но идите все выше и выше. На протя­жении всего восхождения сохраняйте контакт с вашей субличностью, и по мере восхождения вы будете замечать изменения, происходящие в ней. Чем выше, тем измене­ния заметнее. Достигнув вершины, вы можете наблюдать полную трансформацию субличности*. Позвольте сублич­ности полностью выразить себя и пообщайтесь с ней.

Поделитесь своим опытом с психотерапевтом и запи­шите свои ощущения в рабочую тетрадь.

Упражнение 8. «Я не роль».

Сядьте удобнее, расслабьтесь, после этого мысленно скажите себе: «Я вовлечен в различные виды деятельно­сти и играю множество ролей. Я должен играть эти роли, и я хочу играть их как можно лучше, будет ли это роль мужа или жены, отца или матери, учителя или ученика, предпринимателя или политика. Это не более чем роли — роли, которые я добровольно играю. Следовательно, эти

* Французский психолог Дизоль в экспериментах показал, что воображаемое восхождение в гору представляет внут­ренний акт подъема на высший уровень существования и, как следствие, приводит к повышению настроения и к появлению образов, несущих свет, добро, сострадание. С другой стороны, воображаемый спуск вызывает мрачные образы и чувство уныния.

278

 

 

роли — не я. Я могу со стороны наблюдать за своей игрой, могу быть не только актером, но и режиссером этого спектакля». Сосредоточьтесь на мысли: «Я играю нуж­ную мне роль, но я — это не роль».

Поделитесь своим опытом с психотерапевтом.

Упражнение 9: «Отождествление с центром Я». Выполняется после того, как усвоено предыдущее уп­ражнение. Разотождествив свое Я с телом, чувствами, умом, вы мысленно говорите себе: «Осознаю, что я — центр чистого самосознания и воли. Я отождествляю себя с этим центром чистого самосознания, признаю его устой­чивость и силу... . Из этого центра, который и есть мое истинное Я, я могу наблюдать, управлять и согласовы­вать между собой и свой ум, и свои чувства, и свое тело».

По мере тренировки формулу отождествления можно упростить, а процедуру — ускорить. Конечная цель уп­ражнения состоит в том, чтобы, быстро пройдя все стадии разотождествления, находится в «чистом» Я столько, сколько нужно. Когда это достигнуто, можно быстро и устойчиво разотождествиться с любой слишком сильной эмоцией, ненужной мыслью, неуместной ролью, заняв при этом позицию нейтрального наблюдателя. С такой позиции можно яснее увидеть смысл и значение ситуации и выработать для себя оптимальную линию поведения.

Упражнение 10: «Формирование нужного ка­чества».

Упражнение рассчитано на формирование такого ка­чества, как спокойствие, но это могут быть и смелость, и сострадание или любые другие эмоции, желания, черты характера, поведения.

Расслабьтесь. Сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. Повторите упражнение на разотождествление, зафиксируйте состояние своего «чистого» Я. Теперь со­средоточьтесь на понятии «спокойствие», осознайте цен­ность этого качества, его пользу в вашей бурной, полной тревог жизни.

Еще больше расслабьте мышцы, особенно мышцы ли­ца, дышите ровно и спокойно — это физическая установка на спокойствие.

Теперь мысленно создавайте себе образ спокойного человека и попытайтесь войти в этот образ. Представьте

 

279

себе пустынный тихий пляж, лес или другое знакомое вам место, где вы чувствовали себя спокойно.

Когда упражнение будет достаточно освоено, попро­буйте представить ситуацию или человека, которые обыч­но вызывают у вас раздражение или страх. Попробуйте при этом увидеть и почувствовать себя спокойным. Пона­блюдайте со стороны, как вы — спокойный человек — ведете себя в этой ситуации.

Запишите свой опыт в рабочую тетрадь и поделитесь им со своим врачом.

Упражнение 11: «Формирование идеальной лич­ности».

В основе упражнения лежит творческое воображение.

Начните с разотождествления и постарайтесь как мож­но дольше удерживать состояние «чистого» Я. После этого мысленно создавайте себе «идеальный образ», кото­рому вы хотели бы подражать во всех отношениях. По­старайтесь, чтобы этот образ был реалистичным. Попро­буйте описать его или зарисовать в рабочей тетради. Сравните созданный образ с собой, стараясь при этом быть предельно честным. Решите сами, чего в вас недостает и что у вас лишнее по сравнению с идеальным образом. Внесите коррективы в идеальный образ, чтобы он был еще более реалистичным, усовершенствуйте его. Когда вы убедитесь, что созданная вами модель совершенна и реа­листична, переходите к следующему этапу упражнения.

Закройте глаза и визуализируйте себя в качестве этой модели. Изучите ее со стороны, после чего станьте этой моделью.

Эффект упражнения может быть положительным только при многократном его повторении.

Упражнение желательно повторять ежедневно, лучше утром сразу после сна. Заканчивайте упражнение реши­тельным заявлением действовать весь день и во всех ситуациях в соответствии с созданным идеальным обра­зом.

Упражнение 12: «Синтез».

Упражнение может быть частью или завершением упражнения 11.

Каждый из нас хотел бы быть гармоничной личностью. Но сначала нужно выявить и осознать полярные качества

280

 

 

своей личности (характера), а уж потом попробовать примирить их. Часто у личности недостаточно психиче­ской зрелости (подростки), и вместе уживаются рефлек­сия (неуверенность в себе) и самоуверенность, чувствен­ность и черствость или даже жестокость, застенчивость и развязность, борьба с авторитетами и обожествление ку­мира, чувственное фантазирование и сухой рационализм.

Известно, что личность не может быть гармоничной, если идентифицирует себя только с одним из полярных качеств. Выберите полярное качество своей психики, с которым вы хотите работать.

Разделите чистый лист бумаги пополам и на половине листа нарисуйте одну из выбранных полярностей. На второй половине (напротив) сделайте свободный рисунок противоположной полярности. (Качество рисунка не име­ет значения.) Итак, два полюса друг против друга. Вду­майтесь в их содержание, в возможность их взаимодейст­вия.

Теперь ниже (или на другом листе) нарисуйте эти два полюса и изобразите их взаимодействие. Это могут быть:

конфликтное столкновение, пробный контакт, отвраще­ние и т. п.

Продолжайте делать рисунки, и пусть взаимодействие этих полярных качеств вырисовывается в какую-либо форму. Синтез может быть спонтанным: две части соеди­няются в одно целое. Если новое целое возникло, не бросайте его, а постарайтесь понять, что оно собой пред­ставляет и каково было ваше состояние, в котором по­явился этот синтетический образ.

Затем на обороте рисунка запишите все, что вы испы­тали, и сделайте предположение: как новый синтез мог бы осуществиться в вашей жизни.

 

281

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

Если психотерапевтическое направление, созданное Вильгельмом Райхом, в миро­вой литературе получило признание как «психотерапия, ориентированная на тело», а направле­ние, созданное Карлом Роджерсом, — как «психотерапия, центрированная на клиенте», то направление, созданное Носсратом Пазешкианом, по праву можно назвать «пси­хотерапией, центрированной на конфликте».

Речь идет о позитивной психотерапии. В Висбадене (Германия) сейчас создан Международный центр позитив­ной психотерапии, которым руководит Н. Пазешкиан. Подобные же центры создаются и в других странах мира, в том числе и в России (Архангельск, Екатеринбург, Казань).

Этот психотерапевтический метод не нужно переоце­нивать*, но нельзя не отметить, что он отличается ори­гинальностью и своей практической направленностью.

В 1993 г. Хамид Пазешкиан (сын П. Пазешкиана) опубликовал книгу «Основы позитивной психотерапии», которая и положена в основу этой главы.

Позитивная психотерапия основывается:

• на позитивном подходе к пациенту и заболеванию;

• на содержательной оценке конфликта;

• на пятиступенчатой терапии, в основе которой лежит самопомощь.

Позитивный подход к пациенту

И ЗАБОЛЕВАНИЮ

Позитивная психотерапия исходит из того, что любой человек независимо от его расы, социального по-

* Только в Германии сейчас насчитывается более 300 психотерапевтических «направлений», а в США их не­сколько тысяч (Цит. по X. Пазешкиану: Основы позитив­ной психотерапии, 1998. С. 10).

ПОЗИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

282

ложения и вероисповедания от природы обладает двумя основными способностями: способностью к познанию и способностью к любви.

Способность к познанию в свою очередь выражает рациональную, интеллектуальную суть человека (левое полушарие головного мозга), а способность любить — эмоциональную и душевную его суть (правое полушарие). Отмечено, что в Западной Европе, Америке больше выра­жена способность к познанию, в восточных странах — способность к любви.

В какой-то мере одни и те же психотерапевтические методики, хорошо «работающие» в Японии, Китае, мало­эффективны в Германии или Америке (морито-терапия

и др.).

Межкультуральный подход проходит красной нитью через всю позитивную психотерапию, так как позволяет лучше понять структуру конфликта и поведения пациен­та. Очень часто то, что неприемлемо в странах с одной культурой и традициями (прием алкоголя, особенности половых взаимоотношений и т. п.), приемлемо в других. Это не означает, что одна культура хорошая, а другая плохая. Просто они разные, а поэтому и поведение паци­ента с позиции той или иной культуры может трактовать­ся по-разному.

Поэтому сейчас можно добавить, что позитивная пси­хотерапия исходит не только из способностей человека (способность к познанию, к любви), но определяется еще и культуральными особенностями среды, в которой вос­питывается и живет этот человек.

Позитивная интерпретация симптомов или всего за­болевания нередко противопоставляется общепринятой, «традиционной» их интерпретации.

С точки зрения позитивной психотерапии в каждом симптоме можно найти не только плохое (негативное), но и хорошее (позитивное) начало. Боль, например, можно интерпретировать как сигнал о бедствии, повышенную температуру тела — как хорошую сопротивляемость ор­ганизма и т. д.

X. Пазешкиан еще более расширяет позитивный подход к симптомам и синдромам самых различных заболеваний. Так, депрессию он интерпретирует как способность глубоко и эмоционально реагировать на

 

283

конфликты; импотенцию — как способность избегать конфликта в сфере сексуальности; фригидность — как способность телом сказать «нет»; нервную анорексию — как способность обходиться минимумом пищи; алко­голизм — как способность с помощью алкоголя сделать конфликтную ситуацию временно терпимой; параной­яльный синдром — как способность смотреть на себя как на центр мироздания, а психосоматические сим­птомы — как способность языком организма указывать на то, что в настоящее время нет других средств справиться с конфликтом.

Таким образом, по мнению X. Пазешкиана, можно позитивно интерпретировать любое поведение, любое со­матическое или психическое заболевание. Даже ночной энурез можно интерпретировать как «способность пла­кать вниз».

Основной целью позитивной психотерапии является изменение точки зрения пациента на свою болезнь и как следствие — новые возможности в поисках резервов в борьбе с недугом. А так как позитивная психотерапия исходит из того, что в основе многих психических и психосоматических заболеваний лежит конфликт, то сме­на точек зрения на симптомы или синдромы позволяет терапевту (и пациенту) более дифференцирование под­ходить к конфликту. Иными словами, психотерапевт, определив, что депрессия — это прежде всего «способ­ность человека глубоко, эмоционально реагировать на конфликт», далее будет заниматься не столько депрес­сией, сколько конфликтом, который стоит за этим синд­ромом.

В позитивной психотерапии для достижения этой цели широко используются притчи, поучительные ис­тории, «психотерапевтические сказки». По сути дела, каждый психотерапевт, имея богатый жизненный опыт, так или иначе пользуется этим методом (см. разд. Нейролингвистическое программирование). Важно, что­бы рассказанная история была яркой, в чем-то сходной с историей (конфликтом) пациента. Но сходство это не должно быть чрезмерно конкретным, «лобовым», а соприкасаться, с конфликтом пациента как бы по касательной. Тогда эффект от рассказанной истории будет сильнее.

 

284

Таким образом, позитивный подход к пациенту и заболеванию является составной частью позитивной пси­хотерапии и, в свою очередь, состоит из трех основных компонентов: учета межкультуральных особенностей, позитивной интерпретации заболевания и использова­ния поучительных историй.

АНАЛИЗ КОНФЛИКТА

В соответствии с концепциями позитивной пси­хотерапии реакция на конфликтную ситуацию у любого человека проявляется через четыре основные «сферы разрешения конфликта»: через тело, деятельность, кон­такты и посредством фантазии.

Действительно, как показывает опыт, один человек реагирует на конфликт преимущественно эмоциями, что влечет за собой вегетативные дисфункции, психосомати­ческие заболевания (тело); другой с головой погружается в работу или впадает в безделье (деятельность); третий продолжает конфликтовать или замыкаться в себе (кон­такты); четвертый уходит в богоискательство, мистику или начинает пить, создавая себе на время мир иллюзий (фантазии).

При этом одна из сфер реагирования обычно домини­рует, а остальные как бы уходят на задний план. Это зависит от прежнего опыта пациента, от его личностных и культуральных особенностей. Имеются наблюдения, что у пациентов из Западной Европы и Северной Америки в разрешение конфликта чаще всего вовлекаются «тело» и «деятельность», а у пациентов с Востока — «контакты» и «фантазия». Беларусь не столько географически, сколь­ко по своим культуральным особенностям стоит на пере­крестье Запада и Востока, и поэтому формы реагирования на конфликт в нашем регионе могут быть самыми разно­образными.

Сферы разрешения конфликта. Все эти сферы взаи­мосвязаны, поэтому разрешение их имеет только ме­тодологическую направленность. X. Пазешкиан (1993), подчеркивая их единство, писал: «Четыре сферы по­добны всаднику, который целеустремленно (деятель­ность) двигается к цели (фантазия). Для этого ему нужна хорошая, ухоженная лошадь (тело), а на случай,

 

285

если он с нее упадет, — помощники, которые помогут подняться (контакты) ».

Тело. На первое место выступают ощущения. Инфор­мация, поступающая из внешнего и внутреннего мира, проходит сквозь призму собственного опыта, через цензу­ру приобретенных стереотипов. Может быть, именно в этом кроется разгадка того, почему в ответ на конфликт реагирует одна из четырех сфер. Более того, даже если в разрешении конфликта доминирует тело, то все равно встает вопрос: почему один человек реагирует на этот конфликт преимущественно сердцем, другой — желуд­ком, третий — кожей (нейродермиты) или нарушением функции дыхания? Это в свое время дало повод для таких диагнозов, как «невроз сердца», «системные неврозы», хотя ни у кого не вызывает сомнений тот факт, что невроз — это общее заболевание, охватывающее весь ор­ганизм в целом. При этом первичные нарушения проис­ходят в высших отделах центральной нервной системы, что далее приводит к нарушениям корково-подкорковых взаимоотношений, которые, в свою очередь, проявляются в нарушениях на уровне висцерально-вегетативных фун­кций. Поэтому говорить о «неврозе сердца» неверно хотя бы уже потому, что невроз возникает на уровне централь­ной нервной системы. С точки зрения патофизиологов, поражение при неврозе преимущественно какого-либо органа определяется целым рядом причин: характером поражающего болезнетворного фактора, преморбидным состоянием вегетативной нервной системы, врожденной неполноценностью того или иного органа, складываю­щейся на основании опыта устойчивой предрасположен­ности индивидуума к определенной форме реагирования (установка) и т. д.

Деятельность. Возможны две взаимоисключающие реакции на конфликт — уход в работу и уход от работы. В основе реакций лежит завышенная или, наоборот, за­ниженная самооценка, хорошо контролируемая сознани­ем. Эти формы отреагирования более присущи населению индустриально развитых стран.

Контакты. Так же, как и в предыдущей сфере, возможны две противоположные формы реакций на конфликт. Одни пациенты в поисках выхода из кон­фликтной ситуации ищут контактов с окружающими,

286

проявляют гиперактивность, требуя к себе повышенного внимания. Другие, наоборот, избегают контактов, за­мыкаются в себе.

Фантазии. Реакции на конфликт проявляются в основном в активизации фантазии. Пациент представляет себе оптимальные выходы из создавшейся конфликтной ситуации, мысленно «поощряет» или «наказывает» себя и порой интуитивно находит правильный выход из со­здавшегося тупика. Нередко желание уйти от конфликта в мир фантазий толкает человека к употреблению алко­голя или наркотиков. На короткое время искусственно созданные иллюзии позволяют уйти от реальных трудно­стей, но вскоре эти трудности обнаруживаются вновь и конфликт актуализируется.

Человек со здоровой психикой — это не тот, кто не имеет проблем, а тот, кто знает, как их преодолеть и выйти из создавшейся конфликтной ситуации. Поэтому одна из задач психотерапевта, практикующего позитив­ную психотерапию, состоит в умении вникнуть в суть конфликта пациента и попытаться энергию, направлен­ную на его разрешение, равномерно перераспределить по основным четырем сферам.

Модель конфликта. При возникновении и проявлении заболевания (неврозы, психосоматические заболевания) большую роль играет так называемый актуальный кон­фликт. Он может быть результатом воздействия макро-психотравмы (к примеру, смерть близкого человека, эмиграция, безработица или смена профиля работы) или формируется под воздействием постоянно действующих микропсихотравмирующих факторов (конфликты в семье или на работе, общая эмоциональная напряженность в обществе и т. п.).

Актуальный конфликт сам по себе изначально нейтра­лен. Мало ли где умирают люди? Но когда этот конфликт касается конкретного человека, то он получает индиви­дуальное звучание и становится патогенным фактором. Личность здесь играет не менее важную роль, чем конф­ликт. Только тогда, когда личность пропускает конфликт сквозь призму своего Я, он приобретает индивидуальное значение.

Степень, в какой актуальный (нейтральный) конфликт станет для данной личности патогенным, зависит от мно-

 

287

гих причин, основными из которых являются конкретная ситуация, реакция на конфликт и личностные особен­ности.

Конкретная ситуация. Основное внимание долж­но быть обращено на то, какое влияние оказывает (или может оказывать) конфликт на физическое состояние пациента, на его профессию, на контакты с окружающи­ми, как он изменяет его планы на будущее. В профилак­тическом смысле хорошо привести в равновесие все четы­ре сферы разрешения конфликта.

Реакция на конфликт. Речь идет о стереотипах поведения в конфликтной ситуации, обусловленных сформировавшимися в процессе воспитания отношением к самому себе (отношение к Я), отношениями в родитель­ской семье (отношение к Ты), отношениями к окружаю­щей среде (отношение к Мы) и приоритетными религиоз­ными, политическими, культурными и прочими обще­ственными установками (отношение к пра-Мы).

Отношение к Я. Оно во многом зависит от формы воспитания пациента. Деформированные формы воспита­ния (гиперопека, гипоопека) обычно приводят и к дефор­мированным формам отношения к себе.

У ребенка, воспитывающегося в атмосфере гиперопеки, вырабатываются стереотипы инертности к лю­бого рода трудностям, обожествление собственного тела, завышенная самооценка. Основными жизненными де­визами становятся: «сначала — я, потом — все остальные», «мне всегда нужна опора». В конфликтной ситуации у них часто проявляются эгоизм, «рентные» установки, завышенные претензии к обществу, а при лишении опеки быстро нарастает социальная дезадаптация.

При гипоопеке, проявляющейся, наоборот, отсутстви­ем внимания, интереса родителей к увлечениям и пере­живаниям ребенка, часто формируется заниженная само­оценка, негативное отношение к себе, к своему телу. Жизненные девизы таких людей обычно следующие:

«жизнь бессмысленна», «я — неудачник», «все люди — волки».

Отношение к Ты, Чаще всего воспроизводится модель поведения родителей и близких людей. Их взаимоотно­шения между собой, их предсталения о браке, сексуаль-

 

288

нести определяют в конечном итоге стереотипы поведе­ния выросшего в этой семье ребенка. Отсюда и разные жизненные концепции, «я создам крепкую, гармоничную семью» или «я никогда не женюсь».

Отношение к Мы, Модель поведения формируется по образцу родительского мнения к окружающим их людям. Если ребенку в семье и школе говорят о долге перед Родиной, чести, милосердии, а вокруг себя он видит лицемерие, разврат, воровство, то стереотипом поведения в дальнейшем становится не то, что этот ребенок слышит, а то, что он видит.

Отношение к пра-Мы. Поведение определяется сфор­мировавшимся мировоззрением, религией, отношением к существующему в стране общественному строю и т. д.

Выделение четырех стереотипов поведения человека в конфликтной ситуации чисто условно. Мы уже упомина­ли, что они взаимосвязаны и взаимозависимы.

В подтверждение сказанного уместна восточная муд­рость, которую приводит X. Пазешкиан в своей книге.

Восточная мудрость гласит: «Если ты хочешь привести страну в порядок, то сначала нужно привести в порядок ее города и провинции. Если ты хочешь привести в порядок города и провинции, то прежде нужно наладить жизнь в семьях. Если ты хочешь наладить жизнь в семьях, то сначала наведи порядок в своей семье. А если ты хочешь, чтобы в твоей семье было все хорошо, то разберись сначала в самом себе».

Актуальные личностные особенности. Есть личностные особенности, которые достаточно вы­соко оцениваются социальным окружением. К ним, например, можно отнести вежливость, честность, вер­ность, обязательность, справедливость, добросовест­ность. Другие личностные особенности, такие, напри­мер, как необязательность, леность, неряшливость, высокомерие, жадность, вызывают у окружающих не­гативное отношение.

Естественно, что преобладание тех или иных личност­ных качеств влияет на формирование конфликта и форму выхода из него. Поэтому одна из задач психотерапевта — постараться максимально актуализировать позитивные личностные особенности и свести к минимуму негатив­ные.

 

289


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!