ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОАНАЛИЗА



Психоанализ в понимании Фрейда — это» во-первых, «название процедуры иссле­дования процессов, которые почти недо­стигаемы никаким другим способом», во-вторых, «назва­ние метода (основанного на таком исследовании) лечения невротических нарушений»* и, наконец, в-третьих, опре­деление «суммы психологической информации, получен­ной таким путем, постепенно собираемой в новую науч­ную дисциплину» (Freud, 1923).

Классические работы по технике психоанализа, напи­санные Фрейдом, Гловером, Шорпом, Гринсоном, равно как и более поздние работы на эту тему (Томэ, Кехле, 1992), являются лишь путеводными нитями на трудном пути практического психоаналитика.

Техника психоанализа является сплавом теории и опыта и у каждого врача сугубо индивидуальна.

Не случайно давно подмечена тенденция психоанали­тиков утаивать от других технические нюансы своей работы. Это объясняется тем, что практика психоанали­тика основана на его собственных сугубо интимных про­цессах. Это касается и сферы чувств, и мышления. Поэ­тому изучение техники психоанализа тесно связано с анализом самого психоаналитика. Психоанализ, по мет­кому выражению Рульфа Гринсона, — «профессия оди­ночек», хотя они и создают свои общества, ассоциации и т. п. Тем не менее технику психоанализа невозможно освоить без знания общих понятий, терминологии и ос­новных теоретических концепций. Поэтому в своем изло­жении мы неоднократно будем возвращаться к теории, проясняя те или иные технические приемы.

* Следует различать понятия метод психоанализа и тех­ника психоанализа. Первое подразумевает направление, стратегию, в конечном итоге — цель; второе — средства достижения.

 

229

Как стать психоаналитиком и трудно ли освоить метод психоанализа?

Фрейд, например, поначалу смотрел на это оптимисти­чески, полагая, что каждый, желающий заняться психо­анализом, может достигнуть успеха, работая прежде всего над собой, изучая проявление собственного бессознатель­ного, особенно сны.

Однако в дальнейшем его требования к будущему психоаналитику ужесточились. В 1922 г., выступая на конгрессе Международной психоаналитической ассоциа­ции, он говорил о том, что «будущему аналитику необхо­димо пройти учебный анализ с уже обученным аналити­ком, чтобы в последующем не смешивать свои потреб­ности с потребностями пациента». В США для психоана­литика диплом врача желателен, но не абсолютно обяза­телен. Фрейд в связи с этим писал: «...никто не должен практиковать анализ, если не получит право на это после специального обучения. Будет ли иметь такой человек медицинское образование или нет, кажется мне несуще­ственным». В другом месте он высказался в связи с этим более определенно: «В глазах закона шарлатан тот, кто лечит пациентов, не имея возможности предъявить госу­дарственный диплом. Я предпочитаю другое определение:

шарлатан — это тот, кто предпринимает лечение, не обладая для этого необходимыми знаниями и способно­стями».

В нашей стране психоанализом с лечебной целью может заниматься только врач, имеющий специальную подготовку.

Следует отдать должное тому факту, что основы пси­хоаналитической техники, которые заложил Фрейд в своих работах более чем 80 лет тому назад, до сих пор являются основой психоаналитической практики. Ничего принципиально нового в технику психоанализа за этот период времени, несмотря на огромное количество работ, внесено не было.

Известно, что Фрейд начал свою практику с гипноза. Потом использовал гипноз в целях катарсиса. Техника катарсиса проста: он гипнотизировал пациента и внушал ему в состоянии гипноза, чтобы тот рассказал о проис­хождении каждого из своих симптомов. Пациент отвечал серией воспоминаний, что обычно сопровождалось бур-

230

ным аффектом. В конце сеанса Фрейд внушал пациенту, чтобы он забыл все свои воспоминания.

Примерно в 1892 г. Фрейд осознал, что возможность погружать пациентов в гипноз небезгранична. Он встал перед выбором: либо отказаться от катарсиса как метода лечения, либо попытаться применять его без сомнамбу­лической стадии гипноза. Опыт показал, что пациента можно заставить вспомнить многие события из его жизни путем простого внушения. Фрейд приказывал пациенту лечь на кушетку, закрыть глаза и сконцентрироваться. Затем он надавливал на лоб пациента рукой и настойчиво внушал, что воспоминания должны появиться.

В 1896 г. Фрейд полностью отказался от гипноза, а в последующем отказался и от внушения, перейдя к интер­претации спонтанной вербальной продукции пациента. Зародилась процедура свободных ассоциаций.

Сейчас свободная ассоциация является основным ме­тодом получения информации от пациента в ходе психо­аналитического лечения. Точно так же, как интерпрета­ция этой информации является наиболее важным инстру­ментом аналитика.

Началом психоанализа может считаться работа Фрей­да «Об истерии» (Freud, 1895), в которой он описывает сущность терапевтического процесса при лечении исте­рии. Фрейд утверждал, что «каждый отдельный истери­ческий симптом немедленно и надолго исчезает, когда мы добиваемся успеха, проливая свет на воспоминания о событии, которым этот симптом был спровоцирован, и в возбуждении сопровождающего аффекта, и когда пациент описывает то событие как можно детальнее и переводит аффект в слова». В тот период развития психоанализа процессы отреагирования и разрядки рассматривались как основные в терапевтической практике, причем ак­цент делался на отреагировании.

Постепенно у Фрейда сложилось представление, что в каждом пациенте существует некая сила, сопротивляю­щаяся лечению, сохраняющая потаенные мысли. Цель одна — защита. Задача психотерапевта, как считал Фрейд, как раз и заключается в том, чтобы преодолеть сопротивление. Со временем сопротивление было отнесе­но к тем силам, которые вызывают репрессию, и стало краеугольным камнем психоаналитической теории.

 

231

Вторым по значимости «препятствием» на пути к бессознательному, по мнению Фрейда, является эффект переноса. В этой связи Фрейд подчеркивал, что «перенос, которому, кажется, предписано быть самой большой по­мехой психоанализу, становится его наиболее могучим союзником, если каждый раз его присутствие может быть определено и объяснено пациенту».

Хотя в последние годы границы психоаналитических исследований расширяются в области психологии, со­циологии и даже истории, тем не менее теория и техника психоанализа базируются преимущественно на клиниче­ских данных, полученных при изучении неврозов. Поэ­тому, чтобы понять технику психоанализа, читателю необходимо ориентироваться в психоаналитической тео­рии неврозов.

Психоанализ утверждает, что причиной невроза явля­ется невротический конфликт между Ид и Эго.

Невротический конфликт — это бессознательный кон­фликт между побуждением — Ид, стремящимся к раз­рядке, и защитой — Эго, препятствующей разрядке или не допускающей ее к сознанию. Конфликт ведет к усиле­нию инстинктивных побуждений, в результате чего Эго может оказаться подавленным. В таком случае возможны непроизвольные «разрядки», которые и проявляются как симптомы невроза.

Внешние психотравмирующие факторы также играют немаловажную роль в формировании неврозов; но они, по мнению психоаналитиков, на определенном этапе сводят­ся к внутреннему невротическому конфликту между Ид и Эго.

Супер-Эго в невротическом конфликте может вы­ступить на стороне Эго или на стороне Ид. Именно супер-Эго заставляет Эго чувствовать себя виновным даже за символическую и искаженную инстинктивную активность.

Патогенное воздействие невротического конфликта за­ключается в основном в необходимости Эго постоянно тратить энергию на то, чтобы не допустить неприемлемые инстинктивные побуждения к сознанию и моторике. Это приводит в конечном итоге к истощению Эго. В результате инстинктивные побуждения «прорываются» в сознание и поведение в форме невротических симптомов.

232

Следует отметить, что Эго в борьбе с запретными и опасными побуждениями Ид постоянно прибегает к раз­личным защитным механизмам. Но различного рода «за­щиты» могут быть эффективны только в том случае, если обеспечена периодическая разрядка инстинктивных на­пряжений.

Основной целью аналитической психотерапии являет­ся разрешение невротического конфликта, т. е. воссоеди­нение бессознательного с сознательной частью Эго. Пси­хоаналитик познает элементы бессознательного через его дериваты. Эти дериваты, или заменители, проявляются в свободных ассоциациях, в обмолвках, в ошибочных действиях и пр.

Пациента просят, сообразуясь с его способностями, постараться вызывать в памяти какие-то мысли и без всякой логики и порядка высказывать их врачу. Пациенту объясняют, что он должен говорить даже такие вещи, которые кажутся ему тривиальными, постыдными, неожиданными и т. п. Такой процесс свободной ассоциации облегчает выявление дериватов бессознательного. Задача терапевта состоит в том, чтобы проанализировать эти дериваты и довести их истинный смысл до пациента.

Несмотря на то что больной неврозом начинает лече­ние сознательно, с желанием излечиться, существуют силы, которые «защищают» невроз, препятствуют лече­нию — силы сопротивления. Истоки сопротивления зало­жены в защитных силах Эго, которые формируют невро­тический конфликт. В процессе лечения у пациента «работают» те же защитные механизмы, что и в повсе­дневной жизни. Поскольку сопротивление есть не что иное, как проявление защитных и искаженных функций Эго, именно оно должно быть проанализировано в первую очередь. Без преувеличения можно сказать, что анализ сопротивления является краеугольным камнем психоана­литической техники.

Вторым важным источником материала для психоана­лиза являются реакции переноса. Психоаналитики счи­тают, что больной неврозом бессознательно ищет объек­ты, на которые он мог бы перенести свои либидозные и агрессивные побуждения. Перенос, в понимании психо­аналитиков, — это освобождение от прошлого, точнее,

 

233

ошибочное понимание настоящего посредством прошло­го. Грамотный анализ реакций переноса помогает паци­енту правильно понять прошлое и настоящее, принять точку зрения терапевта и понять истоки своих невроти­ческих реакций.

ТЕХНИКА ПСИХОАНАЛИЗА

Классический психоанализ включает следую­щие основные этапы: продуцирование материала, его анализ и рабочий альянс.

Продуцирование материала

Основными способами продуцирования мате­риала являются: свободная ассоциация, реакция перено­са и сопротивление.

Свободная ассоциация. Это основной метод продуци­рования материала. Вот как сам Фрейд описывает метод свободных ассоциаций: «Пе оказывая какого-либо давле­ния, аналитик предлагает пациенту лечь удобно на софе, тогда как сам он сидит на стуле за ним, вне поля зрения. Он даже не просит его закрыть глаза и избегает любых прикосновений, так же как избегает всяких других про­цедур, которые могут напомнить о гипнозе. Сеанс, следо­вательно, проходит как беседа между двумя людьми, в равной степени бодрствующими, но один из них воздер­живается от любых мускульных усилий или ощущений, которые могут отвлечь его внимание от его собственной умственной деятельности. Для овладения идеями и ассо­циациями пациента аналитик просит «разрешить ему войти в такое состояние, как если бы они беседовали бесцельно, наугад» (Freud, 1904). «В начале сеанса, — пишет дальше Фрейд, — я всегда объясняю пациенту, почему мы просим его ассоциировать свободно и почему предпочитаем пользоваться кушеткой... Я не говорю с пациентом свысока. Я использую обычный язык, избегая технических терминов и интеллектуализированных форм речи. Я обращаюсь с ним, как со взрослым, чье сотруд­ничество мне необходимо и который скоро будет испыты­вать трудности при работе с психоаналитическим матери­алом.

234

Я рассказываю ему, что, для того чтобы не мешать его продукциям, я буду относительно молчалив. Когда он в первый раз начинает задавать вопросы, я объясняю ему, почему я не буду отвечать на них; в следующий раз я буду молчать. Если я не понимаю смысла слова, я говорю ему это; я не отпускаю пациента, не сказав ему ни слова. Если он испытывает сильное чувство смущения, рассказывая о какой-то определенной теме, первое время я признаю, что это для него болезненно, но необходимо для лечения. Я прошу его попытаться быть настолько открытым, на­сколько это возможно. ...Я не прекращаю сеанса, если пациент находится в середине рассказа или интенсивной эмоциональной реакции; я позволяю сеансу превысить обычные 40 минут».

В этом плане метод свободных ассоциаций чем-то напоминает ассоциативный эксперимент Юнга, но в дан­ном случае больной сам берет из собственной памяти ближайшее слово-«раздражитель» и в ответ на него вы­сказывает любую мысль, пришедшую ему в этот момент в голову. Используя метод свободных ассоциаций, Фрейд предъявлял к пациенту требование: «Он должен говорить нам не только то, что он может сказать намеренно и по своему желанию, что может дать ему облегчение, но и все, что приходит ему в голову, даже если это не прием­лемо для него и кажется ему несущественным или вообще бессмысленным».

Перенос. Эффективность метода свободных ассоциа­ций в значительной степени зависит от особых отноше­ний, устанавливающихся обычно между пациентом и врачом. В основе этих отношений лежит феномен перене­сения (трансфер). Механизм этого феномена заключает­ся в том, что пациент подсознательно идентифицирует врача с объектами своих догенитальных сексуальных влечений. Другими словами, больной «переносит» на врача свойства отца и матери со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами.

«Перенос состоит в переживании эмоций, побужде­ний, отношений, фантазий и защит по отношению к некоторой личности в настоящем, не адекватных по от­ношению к ней, так как они являются повторением, перемещением реакций, образовавшихся по отношению к значимым лицам в раннем возрасте. Восприимчивость

 

235

пациента к реакциям переноса исходит от его состояния инстинктивной неудовлетворенности и проистекающей из этого необходимости поиска возможных разрядок» (Freud, 1912).

Различают позитивный и негативный перенос. Пози­тивный перенос проявляется чувством симпатии, уваже­ния, любви к аналитику, негативный — в форме антипа­тии, гнева, ненависти, презрения и т. п.

Фрейд использовал также термин невроз переноса — «совокупность реакций переноса, в которой анализ и аналитик становятся центром эмоциональной жизни па­циента, и невротический конфликт пациента вновь ожи­вает в аналитической ситуации» (Freud, 1905).

Невроз переноса, с одной стороны, является при­знаком успеха аналитической терапии, а с другой — может быть причиной ее неудачи. Невроз переноса служит как бы переходом от болезни к выздоровлению. Психоаналитическая техника направлена на то, чтобы обеспечить максимальное развитие невроза переноса, а затем использовать его в лечебных целях. Здесь применяются такие технические приемы психоанализа, как относительная анонимность аналитика, его нена­вязчивость, «правило абстиненции» и «аналитик-зер­кало».

Невроз переноса может быть купирован только анали­тическим путем; другие методы лечения могут лишь изменить его форму.

Сопротивление. Это внутренние силы пациента, нахо­дящиеся в оппозиции к психоаналитической работе и защищающие невроз от терапевтического воздействия. По форме сопротивление представляет собой повторение тех же защитных реакций, которые пациент использовал в своей повседневной жизни. Сопротивление действует через Эго пациента, и, хотя некоторые аспекты сопротив­ления могут быть осознаны, значительная их часть оста­ется бессознательной.

Задача психоаналитика состоит в том, чтобы рас­крыть, как пациент сопротивляется, чему и почему. Непосредственной причиной сопротивления являются не­сознательное избегание таких болезненных явлений, как тревога, вина, стыд и т. п. За этими универсальными реакциями в ответ на вторжение во внутренний мир

236

пациента обычно стоят инстинктивные побуждения, ко­торые и вызывают болезненный эффект.

Различают Эго-синтоничные сопротивления и сопро­тивления, чуждые Эго. В первом случае пациент обычно отрицает сам факт существования сопротивления и сопро­тивляется его анализу; во втором пациент чувствует, что сопротивление чуждо ему, и готов работать над ним аналитически.

Одним из важных этапов психоанализа является пере­вод сопротивления из Эго-синтонного в сопротивление, чуждое Эго, Как только это достигается, пациент форми­рует рабочий альянс с аналитиком и у него появляется готовность работать над своим сопротивлением.

Анализ материала пациента

Основной целью всех аналитически ориентиро­ванных методик является понимание пациентом самого себя, а основной технической процедурой — интерпрета­ция.

Техника анализа включает в себя 4 процедуры: конф­ронтацию, прояснение, интерпретацию и тщательную проработку.

Анализируемое явление должно стать очевидным для пациента (конфронтация). Например, прежде чем ана­лизировать сопротивление, нужно показать пациенту, что этот феномен у него существует.

Если пациент понимает это, можно переходить к сле­дующему этапу анализа — к прояснению. Прояснение имеет целью сфокусировать внимание на анализируемом феномене, тщательно отделить его от других явлений, четко обозначить его границы.

Следующий, основной этап анализа — интерпрета­ция. Интерпретировать — обозначает делать неосознан­ные феномены осознанными, точнее, делать осознанным бессознательное значение, источник, форму, причину данного конкретного психического процесса. Для интер­претации аналитик использует не только свои теоретиче­ские знания, но и свое бессознательное, свои эмпатию и интуицию.

«Цель интерпретации, — писал Фрейд, — состоит в том, чтобы сделать какое-то неосознанное психическое

 

237

событие осознанным, чтобы мы смогли лучше понять значение данной части поведения. Интерпретация обычно ограничивается отдельным элементом, отдельным аспек­том. Тщательно проработав данную интерпретацию эле­мента, попытавшись воссоздать историю и последователь­ность событий, в которую входит данный элемент, мы должны сделать нечто большее, чем интерпретация. Мы должны реконструировать ту часть жизни пациента, ко­торая шла своим чередом, окружая пациента, которая предопределяла появление этого элемента» (Freud, 1937).

Процедуры прояснения и интерпретации тесно пере­плетаются. Очень часто прояснение ведет к интерпрета­ции, а интерпретация в свою очередь приводит к дальней­шему прояснению. Путь от интерпретации к пониманию обозначается как этап тщательной проработки. Это путь от инсайта, от возможности аналитика прони­кать во внутреннюю жизнь пациента к пониманию паци­ентом самого себя. Из всех процедур анализа тщательная проработка — самая длительная по времени. Иногда она затягивается на полгода и более.

Рабочий альянс

Пациент обращается к врачу потому, что хочет избавиться от своих страданий. В процессе лечения он добросовестно продуцирует материал посредством свобод­ных ассоциаций, реакций переноса, сопротивления. Ана­литик в своей работе честно использует процедуры конф­ронтации, прояснения, интерпретации и тщательной про­работки. Формально все правильно, но для успешного лечения всего этого недостаточно. Существует еще один важный ингредиент, который влияет на эффективность лечения, — рабочий альянс. Он предполагает рациональ­ные взаимоотношения между пациентом и аналитиком, которые дают возможность пациенту целеустремленно работать в аналитической ситуации, а аналитику доби­ваться терапевтического успеха.

При наличии рабочего альянса у пациента появляется готовность работать даже с теми инсайтами, которые неприятны и причиняют боль. На его формирование в равной мере влияют пациент, аналитик и аналитическая среда, т. е. то, что мы иногда называем атмосферой

238

процесса лечения. При этом аналитик способствует формированию рабочего альянса всем своим поведением, в котором делает акценты на эмпатии, понимании и недирективности.

Существуют и другие термины, определяющие опти­мальные отношения аналитика и пациента: терапевти­ческий альянс (Зотцель, 1956), рациональный перенос (Феничелло, 1941), зрелый обдуманный перенос (Стоун, 1956). Стреба(1929) писал об «идентификации пациента с аналитиком», которая ведет к заинтересованности в работе как первого, так и второго.

Несколько более широко следует трактовать понятие психоаналитическая ситуация. Она является результа­том комплекса взаимоотношений пациент — аналитик — окружающая обстановка.

Для продуктивной психоаналитической работы от па­циента требуются искреннее очевидное желание подверг­нуться анализу, определенные способности и особенности личности. Только тот пациент, у которого установки на психоанализ глубоко мотивированы, может вынести это лечение, требующее много времени, терпения, а главное, тесно связанное с раскрытием интимных переживаний.

В процессе лечения пациенту предлагают быть актив­ным и пассивным, полностью отдаваться свободным ассо­циациям или, наоборот, быть логичным и соблюдать последовательность в мышлении. Пациент должен уметь выслушать и понять аналитика, а также выразить слова­ми свои переживания и чувства. Для этого требуется, чтобы он имел достаточно пластичное Эго, другими сло­вами, он должен обладать определенными способностями работать в психоаналитической ситуации. Что же касает­ся особенностей личности, способствующих формирова­нию продуктивной психоаналитической ситуации, то этот вопрос в одинаковой мере касается и пациента, и анали­тика.

* * *

В классическом психоанализе используются и неана­литические терапевтические процедуры, которые способ­ствуют эффективности лечения. К ним относятся: отреагирование, внушение, манипуляции.

 

239

Отреагирование, или катарсис, является разряд­кой неприемлемых эмоций и импульсов. Брейер и Фрейд рассматривали катарсис как эффективный метод лече­ния. Ценность отреагирования заключается еще и в том, что убеждает пациента в реальности его бессознательных процессов. Накопившийся опыт показывает, что катарсис приносит временное чувство облегчения, но это не конец, а только начало психоаналитического лечения. Именно катарсис очень часто становится источником сопротивле­ния, которое является материалом для анализа.

Аффективно окрашенные и вытесненные в бессозна­тельное представления (позже названные Брейером и Юнгом комплексами) обладают склонностью к «преврат­ным ассоциациям», которые в конечном итоге могут проявляться симптомами невроза. Брейер эмпирическим путем установил факт, суть которого заключается в сле­дующем: если удается с помощью гипноза довести до сознания больного первоначальный патогенный комп­лекс, то действие его прекращается и наступает выздо­ровление.

Техника гипнокатарсиса заключается в следующем. Больного погружают в гипнотическое состояние и пред­лагают перенестись в прошлое. При этом у него могут возникать воспоминания, мысли и чувства, до того выпа­давшие из сознания. Когда, проснувшись, больной (обыч­но в состоянии аффекта) сообщает врачу свои душевные переживания, симптом оказывается преодолимым и воз­вращение его обратно в бессознательное становится невоз­можным. Брейер и Фрейд объясняли это явление тем, что симптом невроза в данном случае заменяет подавленные и не достигшие сознания психические процессы. Эту замену они называли конверсией.

Внушение является одним из способов индукции мыслей, эмоций и побуждений в обход реалистического мышления пациента (Bibring, 1954). Внушение при уме­лом его использовании помогает пациенту войти в психо­аналитическую ситуацию. Однако существуют определен­ные трудности в использовании внушения. Одна из них состоит в том, что пациент привыкает к этой регрессивной форме поддержки и использует ее как протез. Вторая трудность возникает, если внушение используется без его последующего осознания. В этом случае внушение анали-

240

тика не анализируется, и, как следствие, у пациента может сформироваться новый невротический симптомокомплекс. Чаще всего это происходит, когда интерпрета­ции преподносятся пациенту как догма. Поэтому внуше­ние и убеждение должны быть полностью исследованы, введены в аналитическую ситуацию, а эффект их проана­лизирован.

Манипуляции — это деятельность аналитика, спо­собствующая восстановлению памяти пациента. Можно, например, совершенно не реагировать на эмоции пациен­та, чтобы аффект достиг своего апогея; можно до поры не анализировать перенос, чтобы он стал более ярким и демонстративным; можно в приказном тоне предложить пациенту напрячь свою память. Все это манипуляции. Не относясь к аналитической технике, манипуляции, так же как катарсис с внушением, косвенно способствуют анали­зу. Главное, чтобы все эти дополнительные технические приемы в конечном итоге были осознаны и реакции на них проанализированы.

В технике психоанализа применяются такие при­емы, как «правило абстиненции» и «аналитик как зеркало».

«Правило абстиненции». «Хотя это может пока­заться жестоким, — писал Фрейд, — но мы должны следить за тем, чтобы страдание пациента дошло до такой степени, чтобы оно стало эффективно при работе». Вот эти, достигшие апофеоза страдания Фрейд и называл абстиненцией, а работу с ней считал наиболее эффектив­ной при психоанализе. «Аналитическое лечение, — под­черкивает Фрейд, — следует проводить, насколько это возможно, в состоянии абстиненции» (Freud, 1919).

«Аналитик как зеркало». Понятие «зеркало» включает в себя такую манеру поведения аналитика, при которой он остается непроницаемым, «темным» для па­циента. Это, однако, ни в коей мере не означает холод­ность и бездушие, отсутствие эмоциональности.

АНАЛИЗ СОПРОТИВЛЕНИЯ

Сопротивление включает все силы организма, которые противодействуют процедурам и процессам пси­хоанализа, то есть мешают свободному ассоциированию

 

241

пациента, его попыткам вспомнить и достичь понимания. «Сопротивление сопровождает лечение шаг за шагом. Каждая ассоциация, каждое действие личности при ле­чении должны расплачиваться сопротивлением и пред­ставляют собой компромисс между силами, которые стре­мятся к выздоровлению, и силами, которые противодей­ствуют этому» (Freud, 1912).

Проявлением сопротивления может быть молчание пациента, его поза, аффекты (злоба, упрямство, стыд и т. п.), избегание тем, пропуски сеансов, утверждение, что у него «нет сновидений» или «есть темы, о которых не хочется говорить».

Сопротивление может быть сознательным, предсознательным и бессознательным.

Технические процедуры анализа: конфронтация, про­яснение, интерпретация и тщательная проработка.

Интерпретировать — означает делать подсознательные и предсознательные психические события сознательны­ми. Это означает, что разумное и сознательное Эго осоз­нает то, что было забыто.

Для интерпретации терапевт использует как информа­цию, полученную от пациента, так и свой интеллект, свои эмпатию, интуицию, свой теоретический багаж.

Интерпретируя материал пациента, аналитик ставит себе следующие основные цели:

• перевести продукции пациента в их бессознательное содержание, то есть установить связь мыслей, фантазий, чувств, поведения пациента с их бессознательными «предками»;

• бессознательные элементы должны быть преобразова­ны в понимание, в истинное их значение;

• по мере достижения инсайтов они должны сообщаться пациенту.

Техника анализа сопротивления складывается из сле­дующих основных процедур.

1. Процесс осознавания сопротивления.

2. Демонстрация факта сопротивления пациенту:

• позволить сопротивлению стать демонстративным;

• способствовать усилению сопротивления.

3. Прояснение мотивов и форм сопротивления:

• выяснить, какой специфический болезненный аффект заставляет пациента сопротивляться;

242

• какое специфическое инстинктивное побуждение яв­ляется причиной болезненного аффекта в момент анализа;

• какую конкретную форму и метод использует пациент для выражения своего сопротивления.

4. Интерпретация сопротивления:

• выяснить, какие фантазии или воспоминания являют­ся причиной аффектов и побуждений, которые стоят за сопротивлением;

• объяснить истоки и бессознательные объекты выявлен­ных аффектов, побуждений или событий.

5. Интерпретация формы сопротивления:

• объяснить данную и сходные формы деятельности во время анализа и вне анализа;

• проследить историю и бессознательные цели этой дея­тельности в настоящем и прошлом пациента.

Опытный аналитик знает, что во время одного сеанса может быть проделана лишь небольшая часть анализа. Большая часть сеансов заканчивается всего лишь неясным осознанием того, что «работает» какое-то сопротивление, и все, что может сделать аналитик в таких случаях, — указать пациенту на то, что он что-то скрывает или избегает какой-то темы. Когда это возможно, аналитик пытается исследовать эти явления. При этом усердие самого аналитика должно играть вторичную роль в исследовании и раскрытии бессознательных явлений. Важно не спешить с интер­претацией, так как это может или травмировать пациента, или привести к интеллектуальному сопер­ничеству пациента и аналитика. В любом случае это усилит сопротивление. Нужно дать возможность па­циенту прочувствовать свое сопротивление, а уж потом перейти к его интерпретации.

Пациенту необходимо объяснить, что сопротивление является его собственной деятельностью, что это акция, которую он осуществляет бессознательно, предсознательно или сознательно, что сопротивление не является виной или слабостью пациента и что анализ сопро­тивления — важная часть психоаналитического лече­ния. Только тогда, когда пациент сам определит, что он сопротивляется, ответит на вопрос», почему и чему он сопротивляется, возможно сотрудничество с ним,

243

 

 

только тогда создается необходимый для качественного анализа рабочий альянс.

Основное правило техники интерпретации заключает­ся в следующем: анализ должен вестись от сопротивления к содержанию, от сознательного к бессознательному, от «поверхности» к глубинному пониманию.

АНАЛИЗ ПЕРЕНОСА

Перенос — это особый тип отношений между пациентом и аналитиком, в основе которых лежат чувства не к аналитику, а к какой-то личности из прошлого. «Перенос, — писал Фрейд, — есть повторение, новое «издание» старых, объективных отношений» (Freud, 1905). Перенос -— явление в основном бессознательное. Он может состоять из любых компонентов: чувства, по­буждения, страха, фантазии, отношения и т. п.

Реакции переноса наблюдаются у всех людей в повсе­дневной жизни; аналитическая ситуация лишь способст­вует развитию этих реакций и использует их с лечебной целью.

Наиболее типичными характеристиками реакций пе­реноса являются: неуместность, амбивалентность, не-постоянность, интенсивность и стойкость,

Неуместность реакции в конкретной ситуации являет­ся признаком того, что личность, которая вызывает эту реакцию (в данном случае аналитик) не является истин­ным объектом, а сама реакция относится к какому-то значимому для пациента объекту из его прошлого.

Очень часто пациент влюбляется в аналитика. Ана­литику в таком случае нужно исследовать возможные механизмы этой типичной реакции переноса: Не влю­бился ли пациент, чтобы угодить вам? Не влюбился ли он в кого-то, кто похож на вас? Не является ли его влюбленность признаком зрелости? Не является ли эта реакция способом выхода из трудной жизненной ситуации?

Все реакции переноса характеризуются амбивален­тностью — сосуществованием противоположных чувств. Обычно уживаются вместе и любовь к аналитику, и ненависть к нему, и сексуальное влечение, и отвра­щение.

244

Реакции переноса обычно неустойчивы и непостоян­ны. Гло»ер (1955) говорил о «плывущих» реакциях пере­носа, но иногда они, наоборот, бывают стойкими и длятся по несколько лет.

Фрейд в своей работе "Об истерии" подчеркивает, что если аналитик встречается с реакцией переноса, то ему необходимо, во-первых, осознать этот феномен, во-вто­рых, продемонстрировать его пациенту и, в-третьих, по­пытаться проследить его происхождение.

Реакция переноса представляет собой отношения, за­трагивающие троих: субъекта, объекта из прошлого и объекта из настоящего. В психоаналитической ситуации это пациент, какая-то значимая личность из прошлого и

аналитик.

По мнению Фрейда, перенос и сопротивление род­ственны друг другу (отсюда термин сопротивление переноса). Явления переноса по сути являются сопро­тивлением воспоминанию. Анализ сопротивления яв­ляется повседневной работой в аналитической прак­тике; при этом на анализ сопротивления переноса тратится: больше времени, чем на какой-либо иной

аспект работы.

Фрейд ввел и использовал термин невроз переноса в двояком понимании. С одной стороны — для обозначения группы неврозов, характеризующихся спо­собностью пациента формировать и поддерживать от­носительно последовательную и приемлемую, с точки зрения «Эго, группу переносов. С другой стороны — для описания самих реакций переноса, подвергшихся

анализу.

Невроз переноса вбирает в себя все черты болезни пациента, но это искусственная болезнь, которая хорошо поддается психоаналитическому вмешательству. В невро­зе переноса пациент повторяет свои прошлые невротиче­ские симптомы, а аналитик получает возможность актив­но влиять на них.

Классическая психоаналитическая позиция по отно­шению к неврозу переноса состоит в том, чтобы способст­вовать его максимальному развитию. Переживание ре­прессированного прошлого вместе с аналитиком является наиболее эффективной возможностью для преодоления невротических защит и сопротивлений.

245

 

 

Фрейд подразделял перенос на позитивный и негатив­ный.

При позитивном переносе пациент испытывает к ана­литику такие чувства, как любовь, нежность, доверие, симпатия, интерес, увлечение, восхищение, почтение и т. п. Наиболее часто встречается любовь, особенно если аналитик и пациент разного пола.

Так, пациентка, влюбленная в своего аналитика, со­здает разнообразные проблемы, препятствующие психо­анализу. Во-первых, главной ее целью становится удов­летворение своих желаний, и она противится аналитиче­ской работе над этими эмоциями. Во-вторых, горячая любовь женщины-пациентки может вызвать чувство контрпереноса у аналитика-мужчины. Фрейд дал безоши­бочный, ясный совет по поводу такой ситуации: «Здесь не может быть компромисса. Аналитик не может допустить даже самого невинного, частичного эротического удовлетворения. Любое такое удовлетворение делает лю­бовь пациентки относительно неанализируемой. Это от­нюдь не означает, что аналитик должен вести себя бес­чувственно и бессердечно. Аналитик может быть так­тичным и чутким по отношению к пациентке и ее состо­янию и при этом продолжать заниматься своей задачей — анализированием» (Freud, 1915).

Негативный перенос может проявляться в ненависти, гневе, враждебности, недоверии, антипатии, негодова­нии, горечи, неприязни, презрении, раздражении и т. д. Негативный перенос вызывает более сильное сопротивле­ние, чем позитивный. Однако, когда рабочий альянс установлен, проявление негативного переноса может дать более благодатный клинический материал для анализа, чем позитивного.

Форма переноса во многом зависит от поведения аналитика. Например, аналитики, которые ведут себя по отношению к пациентам с постоянной теплотой и чуткостью, будут обнаруживать, что их пациенты имеют тенденцию реагировать длительным позитивным переносом. В то же время эти пациенты будут ис­пытывать затруднения при развитии негативного, враж­дебного переноса. Такие пациенты могут быстро фор­мировать рабочий альянс, но он будет узок и ограничен и помещает переносу расширяться за пределы ранней

246

позитивной формы. С другой стороны, аналитики, которые имеют тенденцию быть отчужденными и жесткими, будут часто убеждаться в том, что их пациенты быстро и устойчиво формируют одни лишь негативные реакции переноса.

Естественно, отношения между пациентом и аналити­ком никогда не могут быть равноправными. От пациента требуется, чтобы он искренне выражал свои сокровенные эмоции, импульсы, фантазии, а аналитик должен оста­ваться относительно анонимной фигурой. Другими слова­ми, аналитическая процедура является болезненным, унижающим и односторонним переживанием для паци­ента. И если мы хотим, чтобы пациент сотрудничал с нами, мы должны объяснить ему технику анализа, свой « инструментарий ».

Аналитику необходимо чувствовать определенную близость к пациенту, чтобы быть способным к эмпатии;

вместе с тем он должен уметь отстраниться для детально­го понимания материала пациента. Это одно из наиболее трудных требований психоаналитической техники — аль­тернатива между временной и частичной идентифика­цией эмпатии и возвращением на позицию беспристраст­ного наблюдателя. Для аналитика не должно существо­вать такой области жизни пациента, куда бы он не мог быть допущен, но эта интимность не должна приводить к фамильярности.

Мы уже говорили, что перенос и сопротивление сопря­жены друг с другом. Некоторые реакции переноса вызы­вают сопротивление, другие проявляются как сопротив­ление, третьи служат сопротивлением против иных форм переноса.

Техника анализа переноса та же, что и анализа сопро­тивления. Иногда молчания аналитика бывает достаточ­но, чтобы реакция переноса стала демонстративной, на­глядной. В другом случае осознать перенос пациенту помогает конфронтация. Если и молчание и конфронта­ция неэффективны, можно попытаться идентифициро­вать реакцию переноса, задавая вопросы на ту тему, которой пациент сознательно (или бессознательно) стара­ется избежать. Цель всех этих технических приемов — демонстрация пациенту наличия у него реакции перено­са. Далее аналитик будет позволять развиваться реакции

247

 

 

переноса до тех пор, пока она не достигнет оптимального уровня интенсивности. Важно .уловить момент, когда перенос является для пациента максимальным импуль­сом, но не травмой. Не следует спешить с интерпрета­цией; важно, чтобы конфронтация оказала воздействие и реакция переноса была убедительна для пациента. Преж­девременная интерпретация почти всегда ведет к увели­чению сопротивления и чревата опасностью превратить аналитическую работу в интеллектуальную игру.

Первым этапом анализа переноса является иденти­фикация. Существуют различные виды идентифика­ции: частичные и общие, временные и постоянные, Эго-синтоничиые и Эго-дистоничные.

Идентификация на первых порах может стимулиро­ваться искусственно. Когда аналитик анализирует мате­риал, он просит пациента временно отказаться от своего переживающего, свободно ассоциирующего Эго и пона­блюдать вместе с ним за тем, что он (пациент) сейчас переживает. Другими словами, аналитик просит пациен­та временно и частично идентифицироваться с ним. Сна­чала пациент поступает так только тогда, когда аналитик просит его об этом, но позже такое состояние становится автоматическим, предсознательным. В таком случае па­циент сам осознает, что он чему-то сопротивляется и спрашивает себя: «Чему и почему?» Это и есть показатель частичной и временной идентификации с аналитиком, которая способствует рабочему альянсу. Когда это проис­ходит, то говорят: «Пациент в анализе».

Часто идентификация остается и после анализа. При позитивном переносе пациенты нередко перенимают ма­неры, характерные черты и привычки аналитика.

Следующим этапом анализа реакции переноса являет­ся ее прояснение. Это поиски бессознательных источ­ников переноса. Здесь важны аффективные реакции, повторения, фантазии, сновидения, символизмы в ассо­циациях пациента и т. п.

Решающим этапом психоаналитической техники яв­ляется интерпретация. В понимании аналитиков ин­терпретировать — значит неосознанный психический фе­номен делать осознанным. Процесс этот длительный и не ограничивается одним-двумя сеансами. При помощи де­монстрации и прояснения аналитик пытается дать воз-

248

можность Эго пациента осознать психологическую ситу­ацию, которая подсознательна и неприемлема. «Интер­претация — это гипотеза, которая требует ответов паци­ента для верификации» (Naelder, 1960). Прояснение ведет к интерпретации, а интерпретация в свою очередь ведет к дальнейшим прояснениям.

В поисках неосознанных источников переноса сущест­вует много технических приемов. Наиболее распростра­ненными являются три:

• отслеживание сцепленных аффектов и импульсов;

• отслеживание объектов (фигур), предшествующих пе­реносу;

• исследование фантазий переноса.

Наиболее эффективен прием отслеживания сцеплен­ных аффектов и побуждений. При этом мы обычно задаем пациенту вопрос: «Когда и в связи с чем было у вас это чувство или побуждение?» А затем, выслушивая ответы, постепенно пытаемся нащупать истинный первоисточник этих аффектов и побуждений. На втором приеме мы задаем вопрос: «По отношению к кому вы испытывали такое чувство в прошлом?» И опять начинается кропот­ливый поиск первоисточника.

Клинический опыт показывает, что никакая интер­претация, пусть даже абсолютно правильная, не дает должного и стойкого эффекта без многократной ее проработки. Для того чтобы прийти к полному по­ниманию и устойчивым изменениям в поведении па­циента, требуется тщательная проработка индивиду­альных интерпретаций. Этот процесс представляет со­бой повторение и разработку инсайтов, полученных в результате интерпретации.

Типичные ошибки в технике анализа переноса:

• нераспознавание реакции переноса (сексуальное влече­ние, влюбленность, маскируемая раздражительностью, враждебностью);

• не осознанные аналитиком реакции контрпереноса;

• неправильная интерпретация материала;

• недостаточная проработка интерпретаций;

• незнание традиций, основ культуры пациента, несов­падение культур пациента и аналитика (нельзя грамотно и эффективно анализировать японца, не зная традиций и культуры этого народа).

 

249

АНАЛИЗ СНОВИДЕНИЙ

Фрейд неоднократно подчеркивал, что сны не случайны и не беспорядочны, а являются способом испол­нения невыполненных желаний. Будучи продуктом бессознательного, сновидения являются хорошим матери­алом для психоанализа. Фрейд выделял явное и скрытое содержание сна. Явное — это то, что фактически галлюцинируется во сне; скрытое — то, что обнаруживается при свободной ассоциации сновидений и их толковании. «Явное сновидение, — пишет Фрейд, — теряет для нас свою значимость. Нам безразлично, хорошо оно составле­но или распадается на ряд отдельных бессвязных образов. Даже если оно имеет кажущуюся осмысленной внешнюю сторону, то мы все равно знаем, что она возникла благо­даря искажению сновидения и может иметь к внутренне­му его содержанию так же мало отношения, как фасад итальянской церкви к ее конструкции и силуэту».

Фрейд выделяет такие понятия, как работа сновиде­ний и толкование сновидений. Работа сновидений — это перевод скрытого смысла сна в явный. Толкование, нао­борот, — попытка добраться до скрытого смысла снови­дений. Для того чтобы грамотно толковать сновидения, нужно знать основные закономерности их работы.

Фрейд отмечает несколько закономерностей работы сновидений, но главными из них считает три: сгущение, смещение сновидений и превращение мыслей в зритель­ные образы.

Под сгущением подразумевается тот факт, что явное сновидение содержит в себе меньше информации, чем скрытое, так как «является сокращенным переводом по­следнего».

Смещение — это результат работы «цензуры», за­мещение истинного смысла сновидения намеками, сим­волами.

И наконец, третий результат работы сновидений — это регрессивное превращение мысли в зрительные образы. Фрейд достаточно образно раскрывает смысл этой труд­ной работы мозга: «Представьте себе, что вы взяли на себя задачу заменить политическую передовицу газеты рядом иллюстраций, т. е. вернуться от буквенного шрифта к письму рисунками».

 

250

Техника анализа сновидений. Главным методом ис­следования сновидений является метод свободного ассоциирования.

При анализе сновидений Фрейд считает необходимым соблюдать следующих три основных правила.

1. Не обращать внимание на внешнее содержание сновидения, независимо от того, понятно оно больному или кажется абсурдным, ясным или путанным, так как оно все равно ни в коем случае не соответствует искомому бессознательному.

2. Сновидения следует разбивать на элементы, каждый из которых исследуется в отдельности. При этом одного пациента просят «объяснять» каждый элемент сновиде­ния первыми пришедшими в голову словами, т. е. свобод­но ассоциировать.

«Если я прошу кого-то сказать, — пишет Фрейд, — что ему пришло в голову по поводу определенного элемен­та сновидения, то я требую от него, чтобы он отдался свободной ассоциации, придерживаясь исходного пред­ставления». Действительно, получается нечто подобное «ассоциативному эксперименту» с той лишь разницей, что в сновидении «слово-раздражитель» заменено чем-то, что само исходит из душевной жизни видевшего сон, из неизвестных ему источников, т. е. из того, что само может быть «производным от комплексов».

Таким образом, задача аналитика в данном случае сводится к тому, чтобы при помощи свободного ассоциирования с каждым отдельным элементом сновиде­ния вызвать ряд других — «заменяющих» представ­лений, при помощи которых появляется возможность расшифровать скрытый смысл сновидений. Вскрывать бессознательное пациента, вызывать «заменяющее» представление каждого элемента сна врач должен, не раздумывая над скрытым их содержанием и над тем, подходят ли они или отклоняются в этом смысле от самого сновидения.

3. При анализе сновидений исследователь должен на­браться терпения и подождать, пока "скрытое, исконно бессознательное не возникает само".

При анализе сновидений врач наталкивается на сопротивление, особенно когда речь заходит о вещах, с точки зрения пациента, малозначительных, не от-

251

 

 

носящихся к делу, или предметах, о которых непри­лично говорить.

Фрейд считает, что как раз те мысли, которые пациент пытается подавить, оказываются наиболее важными, на­иболее решающими для вскрытия бессознательного. «Мы постоянно наталкиваемся на сопротивление, — пишет Фрейд, — когда хотим от заместителя, являющегося элементом сновидения, проникнуть в его скрытое, бессоз­нательное. Таким образом, мы можем предположить, что за заместителем скрывается что-то значительное. Иначе к чему все препятствия, стремящиеся сохранить скрыва­емое? Если ребенок не хочет открыть руку, чтобы пока­зать, что в ней, значит там что-то, что ему не разрешается иметь».

Из сказанного следует еще одно условие, которое не­пременно следует разъяснить анализируемому: не замал­чивать ни одной из пришедших ему в голову мыслей, даже если они не соответствуют здравому смыслу и его понятиям о приличии.

Ключом к расшифрованию скрытого смысла сно­видений Фрейд считал символы, которые, по его мнению, глубоко уходят своими корнями в мифологию, антропологию, языкознание и имеют «устоявшиеся переводы», т. е. в какой-то мере унифицированы и пригодны для расшифровки любых сновидений у раз­ных людей.

По известным причинам символика сновидений у Фрейда носит почти всегда сексуальную окраску. Дома с совершенно гладкими стенами подразумевают мужчин, дома со свисающими выступами и балконами, за которые можно держаться, — женщин. Все длинные и торчащие вверх предметы, такие, например, как палки, зонты, шесты, деревья и т. п., обозначают мужской половой член. «Женские половые органы, — утверждает Фрейд,— изображаются символически при помощи всех предметов, обладающих свойством ограничивать полое пространство, что-то принять в себя, т. е. при помощи шахт, келей и пещер, при помощи сосудов и бутылок, коробок, табаке­рок, чемоданов, банок, ящиков, карманов и т. д. Судно тоже относится к их разряду. Многие символы имеют большее отношение к матке, чем к гениталиям женщины, таковы шкафы, печи и прежде всего комната. Символика

252

комнаты соприкасается с символикой двери, и ворота становятся символом полового отверстия».

Однако пансексуальная символика сновидений вызва­ла несогласие и аргументированную критику даже у самых близких учеников Фрейда (Адлер, Юнг и др.). Бумке в своей книге «Современные течения в психиат­рии» (1929) писал: «Что молодой девушке может при­сниться, что ей нужно идти на вокзал и что она заблуди­лась и очутилась в лесу — каждый может поверить Фрейду, но что вокзал означает преддверие вагины, а лес — лес срамных волос, — это я считаю предметом совершенно односторонней и исключительно уродливой фантазии».

Сам Фрейд на подобные нападки критиков отвечал довольно однозначно: «Я никогда, — говорил он, — не придерживался утверждения, часто мне приписывающе­гося, что интерпретация сновидений показывает, что все сны имеют сексуальное содержание или образуются сек­суальными движущими силами».

Выраженная пансексуальная интерпретация сновиде­ний заслуживает критического к ней отношения, но это не снижает роли Фрейда в исследовании механизмов сновидений, а главное — ни в коей мере не умаляет значения разработанного им метода анализа сновидений как составной части психоанализа.

Ниже приводятся два примера типичного фрейдовско­го анализа сновидений.

1.Сновидение. Он уезжает. Его багаж доставляется в экипаже на вокзал. Много чемоданов, один на другом. Среди них два больших черных «образцовых» чемодана. В утешение он кому-то говорит: «Так ведь эти едут только до вокзала».

Анализ. Он иностранец, путешествует с очень боль­шим багажом. Во время лечения рассказывает много историй о женщинах. Два черных чемодана соответству­ют двум брюнеткам, которые в настоящее время играют в его жизни главную роль. Одна из них хотела приехать вслед за ним в Вену, но по совету Фрейда он отказал ей по телеграфу (Фрейд, 1900).

2. Вольной Б. Импотент. Сновидение: «Я садист, руками беру какое-то животное (кажется кошку, но это не кошка, а что-то маленькое, шарообразное, человече-

 

253

ское, женское. Разрываю пополам, из него бежит горячая кровь, приложил к члену — приятно».

Анализ. Не зная анамнеза, по приведенному снови­дению можно предположить, что сон имел место у импо­тента. Обычно субъект с половой слабостью в сновидениях «ведет наступление, прорывает фронт» и т. д. Анализ данного сновидения нельзя понимать иначе, как коитус полноценного мужчины с девственницей, т. е. желание, не осуществленное в жизни импотента и реализуемое во сне (Фрейд, 1900).

АНАЛИЗ ОШИБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ

К ошибочным действиям относят: оговорки (об­молвки), описки, очитки, ослышки. В определенном смысле к ним можно отнести забывания намерений, имен, названий, переживаний, затеривание и запрятыва-ние вещей. Сюда же относятся заблуждения, действия «по ошибке» и т. д.

Фрейд считал, что ошибочные действия не являются случайными, а представляют собой психические акты, в которых можно усмотреть смысл и намерение. Эти пси­хические акты возникают в результате одновременного действия, или, точнее, противодействия противополож­ных желаний. При этом одно из конкурирующих жела­ний чаще всего то, которое не приносит удовольствия, отталкивается в подсознательное, но проявляется помимо воли (и сознания) пациента в том или ином ошибочном действии.

Фрейд без оговорок признает влияние побочных фак­торов, таких, как волнение, утомление, рассеянность, невнимательность, легкое недомогание и т. д. в качестве условий, способствующих ошибочным действиям. Но эти условия не являются главными, так как любые ошибоч­ные действия возможны у совершенно здорового, хорошо отдохнувшего человека.

Ниже приводится несколько примеров, взятых из кни­ги Фрейда «Введение в психоанализ. Лекции» (1989), на наш взгляд, наиболее демонстративных.

1. В своей вступительной речи профессор говорит: «Я не склонен (вместо не способен) оценить заслуги своего уважаемого предшественника» (geneigt вместо geeignet).

 

254

2. Президент палаты депутатов открывает заседание словами: «Господа, я признаю число присутствующих достаточным и объявляю заседание закрытым».

Обе оговорки, по мнению Фрейда, имеют скрытый смысл. В первом случае профессор не желал признавать заслуги своего предшественника; во втором президент не ждал от заседания ничего хорошего и сразу же готов был его «закрыть».

3. Молодой человек рассказал мне: «Несколько лет тому назад у меня были семейные неурядицы; я считаю свою жену слишком холодной, и хотя признавал ее пре­красные качества, мы жили без нежных чувств друг к другу. Однажды она подарила мне книгу, которую купила во время прогулки и считала интересной для меня. Я по­благодарил за этот знак «внимания», обещал прочитать книгу, спрятал ее и не мог потом найти. Так прошли месяцы, иногда я вспоминал об исчезнувшей книге и напрасно пытался найти ее. Полгода спустя заболела моя любимая мать, которая жила отдельно от нас. Моя жена уехала, чтобы ухаживать за свекровью. Состояние боль­ной было тяжелое, жена показала себя с самой лучшей стороны. Однажды вечером, охваченный благодарным чувством к жене, я вернулся домой, открыл без опреде­ленного намерения, но как бы с сомнамбулической уве­ренностью определенный ящик письменного стола и свер­ху нашел давно исчезнувшую запрятанную книгу». Исчезла причина, комментирует Фрейд, и пропажа на­шлась.

4. Из письма Фрейду: «Несколько лет тому назад я согласился вступить в комиссию одного литературного общества, предполагая, что оно поможет мне поставить мою драму. Каждую пятницу я появлялся на заседании, хотя и без особого интереса. Несколько месяцев назад я получил уведомление о постановке моей пьесы в театре в Ф. и с тех пор постоянно забываю о заседаниях этого общества. Когда я прочел Вашу книгу об этих явлениях, мне стало стыдно моей забывчивости, я упрекал себя, что это подлость — не являться на заседания после того, как люди перестали быть нужны, и решил ни в коем случае не забыть про ближайшую пятницу. Я все время напоми­нал себе об этом намерении, пока, наконец, не выполнил его и не очутился перед дверью зала заседаний. Но к

 

255

моему удивлению, она оказалась закрытой, а заседание завершенным, потому что я ошибся в дате: уже была суббота!»


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 318; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!