УИЛЬЯМ ДЖЕЙМС И ПСИХОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ



Исторический очерк

Уильям Джеймс родился в 1842 г. в состоятель­ной американской семье. В детстве вместе с родителями он жил в Нью-Порте, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Женеве, Булони, Бонне.

В 1862 г. Джеймс поступил в Гарвардский универси­тет. Он увлекался живописью, музыкой, занимался пона­чалу химией, потом анатомией. В 1865 г. Джеймс оставил университет и отправился в увлекательную экспедицию по Амазонке, но через год решил возвратиться в Гарвард. В 1869 г. он окончил университет, получил степень доктора медицины, но работать по специальности не стал... Вероятно, в этот период он перенес глубокую депрессию, потому что за год совершил несколько попы­ток к самоубийству. Однако через год Джеймс снова вернулся в университет и начал читать там психологию и философию.

В 1890 г. вышла его книга «Принципы психологии», а затем два сборника его лекций: «Воля к вере» (1896) и «Разговор с учителями» (1899), принесшие ему всемир­ную известность. Основные работы Джеймса: «Принци­пы психологии», «Разнообразие религиозного опыта», «Прагматизм».

В своих исследованиях Джеймс всегда старался быть предельно объективным и беспристрастным в интерпре­тации фактов. Эпиграфом ко всем его исканиям могут служить слова Пьера Лапласа: «Мы так далеки от знания всех сил природы и различных способов их действия, что недостойно философа отвергать феномены только на том основании, что они не выразимы на нынешнем уровне знаний.

Основные положения учения Джеймса

Психология сознания. Джеймс был очень раз­носторонним ученым. Иногда в его взглядах просматри­вались явные противоречия. Он знал об этом и называл такой способ познания «плюралистическим мышлени­ем». Джеймс также легко мирился и с чужими взгляда-

 

194

ми, противоречащими его собственным* считая, что пси­хология еще не стала зрелой наукой и не располагает достаточными знаниями, чтобы формировать окончатель­ные законы восприятия, чувствования, раскрыть природу сознания. Не без доли юмора он писал в те годы: «Един­ственное, что психология имеет право постулировать, так это сам факт мышления как такового».

Джеймс вводит понятие о личном сознании, утверж­дая* что не может быть сознания, не зависимого от его владельца. Каждая мысль, по его мнению, уникальна. Человек не может продуцировать в точности одну и ту же мысль дважды.

Он был убежден, что мышление — это непрерывный процесс. Отдельные, преходящие мысли или даже обрыв­ки мыслей — это цепочка (или поток) непрерывного мышления, связанного с сознанием. Мышление наруша­ется (прерывается) только в том случае, если нарушается (прерывается) сознание.

Сознание по Джеймсу, селективно: оно выбирает то, что для индивидуума наиболее значимо в данный момент. Эти идеи Джеймса перекликаются с понятием Перлса о гештальтах.

Состояния сознания многочисленны и многообразны. Мы знаем свое сознание так же мало, как космос. «Все тенденции моего образования, — писал Джеймс, — убеж­дают меня в том, что мир нашего теперешнего созна­ния — это лишь один из многих существующих миров сознания, и что эти другие миры должны содержать опыт, который так же значим для нас, как и тот, что привычен для нас».

Еще задолго до современных исследователей (Шерток, Эриксон и др.) Джеймс утверждал, что гипноз, экстрасен­сорные связи, медитация — это не что иное, как различ­ные формы состояния сознания.

«Изменения состояния сознания, — писал Джеймс, — могут вызываться гипнозом, медитацией, психоделиками, глубокой молитвой, сенсорной депривацией, могут быть результатом острого психоза. Их может вызывать депривация сна или пост, их часто переживают эпилеп­тики и люди, страдающие мигренью. Измененное созна­ние может быть вызвано гипнотической монотонней, как в одиночных полетах на большой высоте. Резкие измене-

195

 

 

яия сознания могут быть вызваны электронной стимуля­цией мозга, упражнениями по изменению альфа- и тета-ритмов, изоляцией, световой стимуляцией (вспышки све­та с определенной частотой)».

Изучая сознание, Джеймс много экспериментировал с психотомиметиками (психоделиками), с закисью азота («веселящий газ»). Эти исследования стали более интен­сивными, когда в 1943 г. швейцарский химик Альберт Хофман синтезировал диэтиламид лизергиновой кислоты (LSD-25).

Проведенные исследования с этим психотомиметиком дали Джеймсу основание прийти к окончательному за­ключению о том, что «наше нормальное бодрствующее сознание... лишь один тип сознания, а вокруг него, отде­ленные туманным экраном, существуют потенциальные формы сознания, совершенно иные».

Обычное («бодрствующее») сознание характеризуется тем, что вы знаете, кто вы есть; чувство тождественности при таком сознании устойчиво и резко выражено. Любое отклонение от твердых Эго-границ — симптомы наруше­ния сознания, патология. При приеме психотомиметиков границы эти нарушаются.

«В нормальном», или обычном, состоянии созна­ния, — пишет другой видный психолог Графт, — инди­видуум воспринимает себя существующим в определен­ных границах своего физического тела, и его восприятие окружающего мира ограничено физическими определен­ными возможностями экстрарецепторов».

При приеме психотомиметиков в некоторых случаях субъект переживает растворение его обычных Эго-границ. Его сознание и самосознание расширяются до состояния, включающего другие индивидуумы и элементы внешнего мира.

Из этого Джеймс делает довольно смелый вывод: «Воз­можно, — говорит он, — что некоторые из различий, которые мы проводим между собой и остальным миром, условны».

Редкие случаи «мистического» сознания (видение бо­гов и т. п.) при появлении психотомиметиков стали обычным состоянием. Джеймс назвал эти состояния трансперсональным, опытом. Джеймс считал, что транс­персональный опыт позволяет предположить, что приро-

196

да и механизм сознания более адекватно описываются в терминах современной физики (пространство — время;

многомерность пространства), нежели в статических тер­минах (понятиях) ортодоксальной психологии.

Биологическая обратная связь* Речь идет о примене­нии кибернетического понятия обратная связь к биоло­гии. (Котел с термометром и термостатом — классический пример технической системы с обратной связью.)

Прощупывая у себя пульс, вы осуществляете обратную связь со своим организмом. Если человек располагает точной и конкретной информацией о физиологических процессах своего организма и осознает это, он может сознательно управлять этими физиологическими процес­сами. Практика подтверждает, что тренированные люди могут управлять своими физиологическими процессами (температура тела, артериальное давление) только «силой мысли».

Известно, что существуют произвольные <и непроиз­вольные функции организма. При определенной трени­ровке эти различия исчезают: человек становится в состо­янии контролировать как произвольные, так и непроиз­вольные функция. Этим, завершает свою мысль Джеймс, объясняются многие «чудеса» таинственного Востока.

Джеймс определил волю как сочетание внимания и «воления» (желания). Решающим в регуляции непроиз­вольных функций организма у тренированных людей является внимание, а не желание. Желание может быть активным и пассивным. Пассивное желание — это опре­деленное состояние сознания, в котором человек овладе­вает обратной биологической связью. Пассивное жела­ние — это внимание без усилий. Сначала человек при тренировке «старается» повысить температуру рук, потом он «старается не стараться», а вот когда человек перестает «стараться», он овладевает секретом обратной биологиче­ской связи.

В жизни нас учат «добиваться цели», «стараться», «быть упорными», т. е. добиваться того, чего мы хотим. Это не всегда полезно и эффективно. Пример — акт уринации.

Джеймсовское понятие об активном и пассивном «волении» легло сейчас в основу практики медитации и аутогенной тренировки.

197

 

 

Медитация. Это усмирение, утихомиривание посредст­вом фокусирования сознания на предметах, звуках, ри­сунках и т. д. Существуют сотни техник медитации;

многие из них применяются с лечебной целью.

Джеймс сравнивал сознание с течением реки. Сейчас принято трактовать сознание как ряд параллельных по­токов. Концентрируясь на одном из этих потоков, можно целенаправленно изменять сознание.

Считалось, что сознание наполнено только мыслями, несущими в себе содержание (информацию). Опыт меди­тации, отмечает Джеймс, показал, что изменение созна­ния может менять не только содержание, но и форму мысли. Если человека можно научить управлять маши­ной, ставить диагноз, то точно так же он может научиться произвольно изменять и контролировать свое сознание.

Гипноз. Джеймс рассматривал гипноз как одну из форм измененного сознания и использовал его как инст­румент исследования сознания. Можно, например, вну­шить отсутствие боли или галлюцинации. Кто в этом случае управляет сознанием? Прежде всего — гипноти­зер. Но лабораторные исследования и клинические на­блюдения показали, что отношения между гипнотизером и гипнотизируемым намного сложнее, чем могут пока­заться на первый взгляд. Прежде всего отношения этих двух людей, считал Джеймс, кооперативны. Другими словами, пациент верит гипнотизеру и поэтому готов следовать его внушениям. Сознаем ли мы при этом источ­ник внушения? Джеймс на этот вопрос отвечает утверди­тельно. В какой-то мере мы находимся под гипнотиче­ским воздействием рекламы, телевидения.

Гипноз, по Джеймсу, — это форма измененного созна­ния, характеризующаяся высшей степенью селективно­сти в отношении того, что допускается к сознанию в данный момент. С углублением гипноза меняется, а порой и отпадает способность самоотождествления. Утрачивает­ся чувство времени, осознание собственного тела, про­странства... Коммуникация между гипнотизером и гип­нотизируемым сохраняется, но уже на новом уровне сознания последнего.

Экстрасенсорное восприятие и сознание. Большинство психологов до недавнего времени избегали исследовать вопросы, связанные с парапсихологией. Сам термин «па-

 

198

рапсихология» свидетельствует о том, что определенный круг вопросов вынесен за рамки научной психологии. К кругу этих вопросов относится и экстрасенсорное воспри­ятие.

Один из видных современных психологов Тарт считает, что «одна из трудностей, не позволяющих многим ученым принять существование экстрасенсор­ного восприятия, состоит в том, что она не имеет смысла с точки зрения того, что мы знаем о физической вселенной. У нас нет подходящих теорий, пригодных моделей или каких-либо общепринятых объяснений этим феноменам».

Учение о формах измененного сознания явилось новой волной интереса к парапсихологическим феноменам, хо­тя сам Джеймс неоднократно подчеркивал тот факт, что «к подобным парапсихологическим феноменам часто при­мешивается обман».


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 1185; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!