ВИЗУАЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ ДИССОЦИАЦИЯ



Общие положения. Вспомните одно из правил НЛП: ассоциированное восприятие усиливает остроту пе­реживаний, диссоциированное — уменьшает.

Чувство по поводу чувства (диссоциированное воспри­ятие) — это все равно, что воспоминание о любви по сравнению с самими любовными ласками. Одно дело самому находиться в «картине» и совсем другое — наблю­дать эту картину со стороны.

Визуально-кинестетическая диссоциация применяет­ся при острых реактивных состояниях, половых дисгамиях, фобиях. Цель ее — убрать из переживаний их перво­начальную эмоциональную насыщенность, переводя нега­тивные воспоминания в эйдетических образах (ассоции­рованное восприятие) в воспоминания в конструирован­ных образах (диссоциированное восприятие). Ведь изве­стно, что приятные события обычно запоминаются (и воспроизводятся) человеком в эйдетических образах, от­рицательные — в конструированных. Это одна из защит-

 

305

ных реакций организма.

Ниже приводятся наиболее часто применяемые техни­ки трехступеньчатой визуально-кинестетической диссо­циации при остром реактивном состоянии и при фобии в рамках обсессивно-фобического невроза.

Техника 1.

1. Установите «якорь» для устойчивого комфортного состояния пациентки, находящейся рядом с врачом (П1).

2. Удерживая «якорь», предложите пациенту визуализировать перед собой, как в мгновенном снимке, свое более молодое (прошлое) Я непосредственно перед психо­травмой (изнасилованием) (П2).

Таким образом, пациентка сидит рядом с терапевтом, «видя» перед собой себя — более молодую.

3. Затем попросите пациентку представить себя сидя­щей позади себя (Пз).

Итак, пациентка представляет себя (своим внутренним взором) трижды: 1) сидящей рядом с врачом («актуальное тело»); 2) сидящей впереди («более молодая» пациентка);

3) сидящей сзади («визуальная перспектива»). Когда эта трехместная диссоциация осуществится, поставьте ее на «якорь».

4. И наконец (кульминация лечения), попросите паци­ентку, снова пережить психотравмирующую ситуацию (сцену изнасилования), но наблюдая ее как бы со стороны (с позиции Пз) и учитывая, что все происходит с ней — более молодой (П2).

5. Когда картина изнасилования полностью про­смотрена, предложите пациентке снова вернуться из позиции Пз в позицию П1 так, чтобы «визуальная перспектива», сидящая сзади, интегрировалась с «ак­туальным телом».

6. Теперь попросите сегодняшнюю пациентку (П1+Пз) пойти к себе — «более молодой» (П2) и уверить ее в том, что она из будущего, что психотравма уже в прошлом, дать ей-успокоение и чувство уверенности в себе.

7. Когда сегодняшняя пациентка (Hi) убедится в том, что та, «более молодая» пациентка ее понимает, дайте им интегрироваться; пусть и эта «визуализация» станет ча­стью сегодняшней пациентки (П1+П2).

Если в какое-то время пациентка начинает реально

 

306

(эйдетически) переживать свою психотравму, верните ее в положение Пз и «заякорьте».

Техника 2.

Представьте, что вы сидите в кинотеатре и впереди на экране видите самого себя в ситуации, непосредственно предшествующей возникновению фобии.

Теперь «выплывайте» из своего тела наверх, в проек­ционную будку, откуда вы можете наблюдать за собой — сидящим в зале и смотрящим на экран и за тем, что происходит на экране.

Затем превратите снимок на экране в черно-белый фильм и просмотрите его до конца. Просмотрите и самые неприятные переживания, ставшие причиной фобии. Ос­тановите фильм, как слайд, а затем «впрыгните» внутрь изображения и прокрутите фильм назад. Все будет про­исходить наоборот — точно как при перемотке фильма. Сделайте фильм цветным, оставаясь его участником. Про­крутите его еще раз. Теперь «выплывайте» на свое преж­нее место в зале. Фобия исчезла (Р. Бендлер. «Используй­те свой мозг для изменения», 1985, с. 49—50).

«ПОСМОТРИ НА СЕБЯ ГЛАЗАМИ, ПОЛНЫМИ ЛЮБВИ»

Метод основан на регулирующем эффекте ассо­циированного и диссоциированного восприятия. Может применяться как с лечебной целью, так и для саморегу­ляции, выработки уверенности в себе.

...Эти глаза, полные любви, принадлежат тому, кто тебя любит. В таких глазах нуждается любой, особенно больной человек. Некоторые люди адаптируются к дефи­циту любви: «Были бы деньги», «Не было бы войны». Но многие страдают от этого, тяжело перенося одиночество. Дефицит любви порождает неуверенность в себе, а это путь к депрессии.

Техника. 1. Предложите пациентке вообразить себя писателем.

2. Попросите ее найти кого-то, в чьей любви она уверена. Если такого человека нет сейчас, может быть, он был прежде. Если же его не было вообще, можно создать его образ. Это нетрудно, так как каждый из нас мечтает любить или быть любимым.

3. Попросите ее описать такого человека в деталях,

307

 

 

которые сделают его более значимым для самой пациен­тки (не забудьте про метод «Наложение»).

4. Предложите пациентке переместиться из своего тела в тело любящего ее человека. Сначала это бывает трудно. Когда получится, «поставьте позицию на якорь». Дальше вы используете метод визуально.кинестетической диссо­циации, с той лишь разницей, что пациентка будет смот­реть на себя глазами любящего ее человека.

5. Напомните пациентке, что тот, любящий ее чело­век, — писатель. И сейчас он напишет о ней рассказ, но­веллу... Напишет о том, как она прекрасна и почему она для него — единственная в мире. (Это дает возможность оценить или вспомнить имеющиеся у нее достоинства.)

6. Теперь попросите пациентку вернуться в свое тело, взяв с собой всю гамму переживаний, из которых самым ценным будет ощущение, что она любима и достойна любви.

рефрейминг*

Общие положения. В основе рефрейминга ле­жат следующие базовые положения НЛП;

• любой симптом, любая реакция, любое поведение че­ловека изначально носят защитный характер и поэтому полезны; вредными они считаются только тогда, когда используются в неподходящем (несоответствующем) кон­тексте;

• у каждого человека своя субъективная модель мира, которую можно изменить;

• каждый человек обладает скрытыми ресурсами, позво­ляющими изменить и субъективное восприятие, и субъ­ективный опыт и, как результат, субъективную модель мира.

Этот метод хорош тем, что, вместо того чтобы работать с «содержанием» проблемы, он, используя скрытые ресурсы организма, реорганизует внутренние психические процессы человека и меняет отношение к самой проблеме.

* Рефрейминг (от англ. — frame) — переформирование. Дословно — обрамлять, придавать форму (вставить в новую раму ту же картину, вставить в ту же раму новую картину:

заново приспособить, по-новому сформулировать).

 

308

Существует несколько техник рефрейминга (шестисту­пенчатый рефрейминг, контекстуальное переформирова­ние и др.). Мы рассмотрим наиболее часто применяемый в практике шестиступенчатый рефрейминг. Но прежде опять немного теории...

В НЛП распространено такое понятие, как «часть». Имеется в виду «часть» личности (субличность), ответст­венная за то или иное поведение, за тот или иной симп­том. Это, несомненно, лишь условность, технический прием. Но этот прием позволяет добиваться хороших терапевтических результатов, так как по своей сути яв­ляется диссоциацией, снижающей аффективную насы­щенность переживаний целостного Я, С «частью» можно вступить в контакт, можно задавать ей вопросы, получать ответы. Естественно, вопросы пациент задает сам себе и сам же формирует ответы. Ответы могут поступать в любой форме: в словах, в виде «картины», звуков, кине­стетических ощущений. Опытный психотерапевт умеет улавливать и понимать эти невербальные признаки «от­ветов».

Как правило, первое знакомство начинающих психо­терапевтов с методами НЛП, в том числе с визуально-кинестетической диссоциацией, рефреймингом, поначалу вызывает у них скептическую улыбку. Хотелось бы пре­достеречь их от поспешных выводов. А лучшим доводом в пользу этих приемов послужит практика. По сути, это работа с подсознанием.

Техника шестиступенчатого рефрейминга*

Часто применяется в работе с вредными привычками (алкоголизм), девиантными формами поведения (суицид, сексуальные девиации), навязчивыми состоянвями и др.

1. Определите болезненный симптом, синдром или форму нарушения поведения.

2. Попросите пациента войти в контакт с его же «частью», ответственной за формирование и проявление этого симптома или отклоняющегося от нормы поведе­ния. Для этого предложите ему закрыть глаза, сосредото­читься на внутренних ощущениях и мысленно спросить себя: «Хочет ли «часть» меня, создающая этот симптом или нежелательное поведение (конкретно: головную боль, навязчивый страх, злоупотребление алкоголем или таба­ком), говорить со мной?»

309

 

 

Затем пациент внимательно следит за возникающими или, наоборот, исчезающими ощущениями (звуками, внутренними диалогами, «картинами», кинестетически­ми ощущениями).

Терапевт должен «увидеть» внешние невербальные признаки возникающего контакта: новую позу, резкое движение, иную мимику и т. п. Для большей достоверно­сти следует заранее попросить пациента обозначить воз­никающий контакт с «частью» движением руки, кивком головы.

Предварительно следует рассказать пациенту про множество «частей», составляющих целое Я. Разъяс­нить, что каждая из «частей» существует, в принципе, чтобы приносить ему пользу и только позже транс­формируется в болезненный симптом или нежелатель­ное поведение. «Высота опасна: можно упасть и раз­биться». И как гиперболизация адекватного опасе­ния — фобия высоты. «Осторожно переходи улицу:

транспорт опасен». Трансформация — фобия открытого пространства, площадей.

3. Отделите симптом (поведение) от первоначального мотива (намерения). Другими словами, узнайте, для чего первоначально возникла данная «часть». Ответами могут быть: «Чтобы не попасть под автомобиль», «Чтобы не заразиться» и т. п. Это элементы психоанализа.

4. Найдите новую «часть» (новый способ), способную удовлетворить это первоначальное намерение. Можно найти два-три новых способа.

Для этого попросите пациента обратиться к своему внутреннему Я, точнее, к его «творческой части», с просьбой найти эти новые способы. Если «творческую часть» внутри себя отыскать не удастся, создайте ее. Для этого попросите пациента вспомнить ситуации, когда он был способен к творчеству и разрешал те же ситуации (осуществлял те же намерения) иными путями (напри­мер, не за бутылкой водки, а более рациональными и менее травмирующими способами). Если попытка уда­лась, «поставьте якорь». Если же пациент продолжает утверждать, что никогда не был склонен к творчеству, предложите ему вспомнить человека, к которому он от­носится с уважением и который способен к творчеству. Пусть представит себе этого человека (визуально, ауди-

 

310

ально, кинестетически), а затем попросит его найти три хороших способа исполнения намерения.

5. Теперь предложите первоначально выделенной час­ти (ответственной за симптом) использовать эти новые возможности (способы) для реализации своих намерений. Техника все та же: внутренний диалог с «частью».

Например: «Согласна ли ты, что эти три новые воз­можности для меня более удобны и полезны? Согласна ли ты использовать их вместо старых?».

6. Экологическая проверка. Пациент должен спросить себя, согласны ли все его части (все Я) с заключенным договором? Если возникают возражения, начните весь процесс сначала. При этом прежде всего выясните, в чем заключается возражение, и отделите его от намерения. Если же все части согласны, контракт заключен, процесс рефрейминга можно считать завершенным. Нужно ждать результатов.

Контекстуальный рефрейминг — это подбор (отыски­вание) подходящего контекста для определенного поведе­ния. Например, авторитарным можно (и нужно) быть только в определенных ситуациях, но не всегда.

Коммуникация с симптомом — это рефрейминг, помо­гающий избавиться от симптома.

Пример. У пациента навязчивый страх умереть от инфаркта миокарда. Выяснилось, что приступ стенокар­дии возник впервые после «пьянки с друзьями» и что пациент не может отказать своим друзьям, когда те предлагают выпить. Понимает, что навязчивый страх умереть «напрямую» связан со злоупотреблением алкого­лем и является своего рода защитной реакцией.

В процессе рефрейминга была призвана творческая часть, которая изобрела три новых способа избежать выпивки: 1) избегать компаний; 2) оставаться с друзьями только тогда, когда самому этого хочется; 3) придумать какую-нибудь болезнь, исключающую прием алкоголя (язва желудка, панкреатит). В дальнейшей коммуника­ции все части пациента пришли к согласию: «Научись твердо говорить «нет»!». Пациент избавился не только от навязчивого страха смерти, но и от привычки злоупотреб­лять алкоголем.

 

311

ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ МЕТАФОРА

Техника метода состоит в умении рассказывать поучительные истории, «психотерапевтические сказ­ки» — метафоры. По сути, каждый опытный психотера­певт (и не только психотерапевт), имеющий богатый жизненный опыт и некоторую способность сочинять, фан­тазировать, владеет метафорой.

Естественно, этот метод не имеет четкой техники. Однако существуют некоторые правила и определенная последовательность создания и изложения метафоры.

Правила.

1. История должна быть в чем-то идентичной проблеме пациента, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. Она должна соприкасаться с проблемой пациента как бы по касательной.

2. Метафора должна предлагать замещающий опыт, услышав который и проведя его сквозь фильтры своих проблем, пациент смог бы «увидеть» возможность нового выбора.

3. Если пациент не в состоянии сделать выбор само­стоятельно, предложите ему сами варианты решения сходных проблем. Только не делайте это, как говорится, в лоб.

Последовательность.

1. Определите проблему.

2. Определите структурные составляющие проблемы (разбейте ее на части, наметьте основные действующие лица).

3. Найдите параллельные ситуации.

4. Определите логическое разрешение этой ситуации («Мораль сей басни такова...»).

5. Облеките эту структуру в историю, которая должна быть занимательной и скрывать истинные намерения психотерапевта. Иначе неизбежно сопротивление.

Подробно этот метод описан в книге Дэвида Гордона «Терапевтическая метафора».

 

312

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

 

Существует много определений понятия групповая психотерапия. Якоб Морено (Могепо, 1932) определяет групповую психотерапию как лечение людей в группах.

Станислав Кратохвил (Kratochvil, 1978) считает, что групповая психотерапия — это метод, при котором с лечебной целью используется групповая динамика, т. е. отношения и взаимодействия членов группы как с психо­терапевтом, так и между собой.

Польский профессор Стефан Ледар (1990) групповой психотерапией называет такой лечебный метод, который сознательно, планомерно и систематически применяется в специально организованной лечебной группе, где пси­хотерапевт и участники используют вербальные и невер­бальные методы воздействия на пациента и группу и совместно принимают активное участие в терапевтиче­ской деятельности.

Н. К. Липгарт и соавт. (1979) считают, что групповая психотерапия представляет собой принципиально новое направление терапевтической деятельности, ориентиро­ванное прежде всего на активизацию личности больного человека и изменение его отношений к своей болезни и окружающей микросоциальной среде.

А. С. Слуцкий и В. Н. Цапкин (1985) определяют групповую психотерапию как метод лечебного воздейст­вия на личность больного через включение его в эмоцио­нально интенсивное, психологически положительное вза­имодействие со специально организованной управляемой микросредой.

Приведенные определения свидетельствуют о том, что единого представления о понятии групповой психотера­пии на сегодняшний день не существует.

В нашей отечественной литературе эта неясность и без того сложной проблемы усугубляется еще и терминоло-

 

313

гической путаницей. Многие авторы, например, не видят Разницы между терминами групповая психотерапия и коллективная психотерапия (Вельвовский, 1968; Либих, 1974; Воловик и соавт., 1983 и др.).

При коллективной психотерапии в отличие от группо­вой не ставится цель использования влияния на больного самой группы, ее внутренних динамических процессов, или, как говорил Роджерс, «динамики группового про­цесса». Когда говорят о коллективной психотерапии, речь обычно идет лишь об общности методики лечения и случайном объединении людей, мало влияющих друг на Друга.

Коллективная гипнотерапия, например, благодаря взаимной индукции и феномену подражания может по­высить внушаемость отдельных ее членов. Но данный метод никак нельзя назвать групповой психотерапией, и прежде всего потому, что в качестве активного агента (фактора) на пациента здесь воздействует не группа, а психотерапевт. Когда мы проводим гипнотерапию в кол­лективе, правильнее говорить не о коллективной, а о массовой психотерапии.

Психология масс (очередь, аудитория, митинг) и пси­хология коллектива — это не одно и то же.

Коллектив представляет собой высшую форму соци­ального объединения людей. Коллектив — это группа людей, отличающаяся высшей степенью организованно­сти и психологической сплоченности во имя достижения общей цели. Причем цели эти носят обычно социальный, а не эмоциональный характер.

Таким образом, о коллективной психотерапии можно говорить лишь в том случае, если в процессе психо­терапевтической работы группа больных сформирова­лась как единое целое, а ее члены, образовав содру­жество единомышленников, объединяются во имя осу­ществления единой цели. Коллективная психотерапия в нашем понимании — это высшая ступень групповой психотерапии.

В психотерапевтической группе в отличие от коллек­тива мотивом деятельности каждого индивида является собственное его выздоровление, а группа и ее члены рассматриваются только как средство для достижения этой цели.

314

Влияние коллектива на личность (и личности на кол­лектив) имеет свои достаточно сложные психологические механизмы, но они отличаются от механизмов психоло­гии групп и психологии масс.

Таким образом, группа отличается, с одной стороны, от случайного скопления людей, а с другой — от коллек­тива как высшего уровня группового развития.

Группа — это социально-психологическое понятие, обозначающее определенное число лиц, включенных в типичные для них виды деятельности и регулируемых общими ценностями и нормами.

Одним из основных признаков, который отличает группу от случайного объединения людей, является спо­собность ее участников включаться в согласованные дей­ствия, благодаря которым могут быть удовлетворены их индивидуальные потребности.

В социальной психологии традиционно выделяют сле­дующие основные признаки группы:

• осознание участниками своей принадлежности к груп­пе;

• установление определенных отношений между ними;

• внутренняя организация, включая распределение обя­занностей, лидерство, иерархию статусов;

• действие «группового давления», побуждающего уча­стников вести себя в соответствии с принятыми в группе нормами;

• наличие определенных изменений во взглядах и пове­дении отдельных участников, обусловленных их принад­лежностью к группе.

Группы условно делят на большие и малые, условные и реальные, лабораторные и естественные.

Малая группа — немногочисленная по составу об­щность людей (до 20 человек), члены которой объединены единой деятельностью и находятся друг с другом в непос­редственном личном общении.

Различают группы структурированные и неструктури­рованные; центрированные на руководителе и центриро­ванные на участниках; рациональные и эмоциональные

(аффективные).

Психокоррекционная группа — это искусственно созданная (лабораторная) малая группа, объединенная целями межличностного исследования, личностного на-

 

315

учения и самораскрытия. Это неструктурированное взаимодействие здесь и теперь, при котором участники изучают происходящие с ними процессы межлично­стного взаимодействия в данный момент и в данном месте.

Лэкин (Lakin, 1972) выделяет следующие процессы и признаки, характерные, по его мнению, для психокоррекционной группы:

• облегчение выражений эмоций;

• возникновение ощущения принадлежности к группе;

• обязанность самораскрытия;

• апробирование новых навыков поведения;

• санкционированная группой свобода межличностного общения (межличностные сравнения);

• разделение с формальным лидером ответственности за руководство группой.

Среди психокоррекционных групп выделяют:

• группы для решения проблем;

• группы для обучения межличностным взаимоотноше­ниям (группы подготовки бизнесменов, руководителей);

• группы роста (самосовершенствование);

• терапевтические группы.

Психокоррекционные группы, так же как и другие малые группы, могут быть центрированы преимущест­венно на руководителе (группа тренинга умений) или на членах группы (группа встреч).

Один из первых, кто начал использовать групповой подход в лечении больных, был бостонский врач Джозеф Пратт. Он лечил больных туберкулезом, которые не могли позволить себе лечение в стационаре. Пратт собирал таких больных в группы, говорил с ними о гигиене поведения, о лечебном воздействии свежего воздуха и хорошего питания. В свою очередь больные рассказывали о своих жизненных ситуациях, переживаниях, обсужда­ли проблемы и поведение отдельных участников своей группы.

Вначале такой групповой подход в лечении больных имел чисто экономический смысл, но в последующем Пратт обратил внимание на то, что сама группа, воздействие ее членов друг на друга являются доста­точно мощным психотерапевтическим фактором, кото­рый положительно воздействует на течение основного

316

заболевания. Пратт настолько уверовал в целебные свойства группы, что разработал методику групповой терапии для людей, не имеющих соматических забо­леваний.

Большое влияние на формирование групповой пси­хотерапии оказали работы Фрейда, касающиеся изу­чения психологии масс, взаимоотношений масс и ли­дера и т. д. Его ученики Альфред Адлер, Луис Уэндер, Пауль Шильдер одними из первых попытались использовать психоаналитическое лечение в условиях

группы.

Однако родоначальником групповой психотерапии считают Якоба Морено, ему же принадлежит и термин «групповая психотерапия» (Могепо, 1932). В 1931 г. Морено основал первый профессиональный журнал «Impromptu», переименованный в последующем в «Group Psychotherapy».

Значительное влияние на развитие групповой психо­терапии оказал Карл Роджерс. Он заложил основы гума­нистического направления в психотерапии. Его «терапия, центрированная на клиенте», понятия об «энкаунтергруппах», «процессе встреч» заложили основу антиавто­ритарной недирективной психотерапии.

Несомненное влияние на исследование малых психокоррекционных групп оказали работы Курта Левина, особенно его «теория поля». Еще полвека назад он говорил, что «легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем каждого из них в отдельности» (Lewin,

1951).

В 1978 г. в Праге была издана книга Станислава Кратохвила «Групповая психотерапия неврозов», кото­рая стала настольной книгой для врачей, практикующих групповую психотерапию.

Среди современных отечественных ученых много сде­лали для развития групповой психотерапии С. С. Либих, А. Л. Гроссман, Н. В. Иванов, А. И. Захаров и др.

В 1990 г. под редакцией Б. Д. Карвасарского и С. Ледера (Польша) в издательстве «Медицина» издана моно­графия «Групповая психотерапия». В том же году и с тем же названием переведена с английского книга Кьелла Рудестама, материалы которой частично используются нами в этой главе.

 

317


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 262; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!