Глава 19. Технология записи акустической гитары, электрической гитары, бас –гитары.



· Бас-гитара:

ü Бас-гитара записывается с помощью микрофонного приёма басового кабинета, или напрямую через Direct - Box . Чаще всего 2 варианта используются одновременно, а затем при сведении смешиваются для получения желаемого результата.

ü Используются в основном динамич. микрофоны.

ü При записи бас - гитары, важно хорошо передать НЧ.

ü Установка микрофона осуществляется на слух (желательно при помощи ассистента, кот. будет двигать микрофон относительно громкоговорителя, пока не будет обнаружено подходящее положение). Ближе к центру динамика – больше атака и больше СЧ; дальше от центра – меньше атака и меньше СЧ. Если нужен промежуточный от 2-х положений вариант звучания, можно изменить угол наклона микрофона (как вариант 22град.). Также можно поставить несколько микрофонов на разных участках динамика, а потом при сведении смешивать записанные варианты, или оставить наиболее подходящий.

ü Микрофон не стоит ставить на большом удалении от динамика.

ü При использовании нескольких микрофонов, они должны быть на одинаковом расстоянии от сетки кабинета, дабы избежать фазовых искажений (кот. могут возникнуть из-за разного t прихода сигнала на микрофоны).

ü Если кабинет стоит на полу, возможны нежелательные фазовые искажения из-за отраженного от пола звука + возникает переизбыток ВЧ, влияющий на разборчивость инструмента, соотв. кабинет ставится на подставку выше пола.

ü Если осуществляется параллельная запись, басовый кабине изолируется АЩ.

· Электрогитара:

Принцип звукозаписи электрогитары такой-же как и у бас-гитары.

ü Гитарный кабинет мб. закрытым (больше НЧ) или открытым (больше СЧ).

· Акустическая гитара.

ü Основной целью записи является сохранение тембра инструмента. Перед записью следует привести инструмент в порядок и поставить новые струны. Важную роль играет акустика помещения. Следует позаботиться о защите стен от излишней реверберации и установить АЩ если это необходимо. Большое значение имеет правильно подобранный микрофон .Для этой цели рекомендуют применять конденсаторный, а не динамический. Объясняется это тем, что конденсаторные микрофоны отличаются большей чувствительностью, по сравнению с динамическими, и лучше передают переходные процессы и высокие частоты.

ü Конденсаторный микрофон может находиться на расстоянии 30-40 см от деки гитары напротив 12 лада, что делает возможным получение более полного звука. Направление микрофона прямо в резонаторное отверстие является ошибкой. Такое расположение приводит к получению неприятного гудящего и бубнящего тембра. Важно помнить, что при перемещении микрофона вдоль грифа в направлении 1 лада звук будет становиться все более тонким, при перемещении же микрофона в направлении резонаторного отверстия звук будет все больше наполняться низкими частотами. Также отодвигая микрофон от гитары можно получить более объемный естественный звук, если же отодвинуть микрофон на слишком большое расстояние, то звук наоборот приобретет тусклость и невыразительность. Оптимальное расстояние между микрофоном и гитарой составляет 15-20 см для динамического и примерно в 2 раза больше для конденсаторного.

ü Запись в 2 микрофона. При записи 2-мя микрофонами к основному микрофону у 12-го лада, можно добавить еще один микрофон расположив его у нижней части деки гитары. Микрофоны должны находиться на одинаковом удалении от гитары, чтобы избежать фазовых проблем. В итоге микрофон направленный на деку будет снимать еще и звучание «тела» гитары. Также возможно использование микрофонных стереосистем при записи ( XY , MS ), кот. располагаются напротив 12 лада гитары.

ü Запись с встроенного звукоснимателя. Зачастую встроенные звукосниматели гитар не отличаются достаточным качеством, да и звучать такая запись будет резко и просто некрасиво. Тем не менее, возможным остается совмещение записи с микрофона и записи со звукоснимателя. В большинстве случаев это приводит к оптимальному соотношению плотности и объёма звучания.

Глава 20. Программные изменения тональной высоты в цифровых устройствах для искусственной обработки звука. Их служебное и художественное использование. Вокодеры. Создание искусственных спектральных формант.

1) Программные изменения тональной высоты в цифровых устройствах для искусственной обработки звука.

· Впервые устройство сдвига высоты тона было разработано Evantide . Их процессор получил название Evantide Harmonizer.

· В основе устройств изменения программной высоты лежит процесс Pitch - Shifting – сдвиг формант при сохранении пропорций спектра.

· Одно из устройств изменения тональной высоты – pitch shifter , варианты кот. существуют как в виде отдельных процессоров обработки, так и в виде программных вариантов ( VST плагины и алгоритмы встроенные в аудиоредакторы и секвенсоры). Pitch shifter позволяет копию входного сигнала, высота тона кот. мб. изменена на величину от нескольких центов, до октавы и более, а процесс задержки составляет всего несколько мс. и замедления или ускорения как в случае с магнитофоном, не производится.

ü Основные органы управления большинства Pitch shifters :

-регулятор точной настройки изменения высоты тона (устанавливается в полутонах);

-цепь задержки – сигнал с измененной высотой тона мб. задержан по отнош. к входному;

-регулятор « mix » -регулировка баланса между обработанным и необработанным сигналом.

· Октавер – частный случай питч шифтера. Это зв. эффект или соотв. устройство, добавляющее к сигналу его копию на октаву или две ниже или выше основного тона. Применяется в основном для обработки электрогитар.

· Эффект Доплера – (например плагин Waves Dopler ) – является имитацией реального акустич. явления –изменение высоты высоты тона с изменением скорости перемещения источника звука.

· Созданы программы процессоры позволяющие производить точную коррекцию высоты тона отдельных звуков в сложном зв. сигнале. Они существуют как в виде плагинов ( Antares Autotune , Celemony Melodyne Editor , Waves Tune и т.д.), так и в виде алгоритма встроенного в цифровуюрабочую станцию ( Steinberg Cubase – VariAudio ).

ü Основные функции и органы управления таких процессоров:

-выбор алгоритма в соответствии с аудиоматериалом(мелодический, гармонический, перкуссионный);

-выделение фрагмента;

-изменение высоты тона выбранного фрагмента;

-изменение амплитуды (громкости);

-изменение длительности фрагмента;

-разрезание выделенного фрагмента;

-автоматическая коррекция высоты в соответствии с нотами ( Autotune ).

Служебное использование:

-транспозиция обрабатываемых источников звука (музыкальных и речевых) ( Pitch Shifter , Октавер);

-коррекция фальшивых нот и неправильного интонирования в обрабатываемых муз. источниках ( Melodyne , Autotune , VariAudio и др.).

3)Художественное использование:

-глубокая грубая звуковысотная коррекция вокала как спец. эффект (голос робота и т.д.) т.н. эффект Autotune , изменение тембра. Приобрел популярность за счет использования в поп песнях Cher , T - Pain , Daft Punk , широкое применение в хип-хоп музыке и др.

-использование эффекта Доплера при озвучивании фильмов, мультфильмов, комп. игр, аудиопостановок и др., для звукоизображения движущихся объектов.

4)Вокодеры. Создание искусственных спектральных формант.

К числу новых видов процессорных эффектов можно отнести морфинг и вокодинг.

· Вокодер – муз. эффект кот. привносит в свойства одного сигнала свойства другого. С его помощью можно добиться эффекта «говорящего инструмента» (например гитары) или сделать голос «роботизированным», т.е. амплитудные х-ки остаются от исходного сигнала, а форманты присваиваются от модулирующего сигнала и получается некий новый тембр.

ü Вокодер использует 2 сигнала – носитель и модулятор – сигнал, модулирующий носитель. Набор фильтров в устройстве имитирует свойства голосового тракта человека. Т.е. если через систему фильтров схожую с свойствами речевого аппарата подать другой звук, например гитары, получится «говорящая гитара» и др.

ü Вокодеры делятся на:

-аппаратные (например, Korg VC -10, Boss VT -1 и др.);

-виртуальные (например, Steinberg vocoder , Fruity Vocoder , AKAI DC Vocoder и т.д.).

· Процесс обработки при морфинге по структуре алгоритмов похож на вокодинг, но имеет более расширенные возможности для создания новых тембров.

ü Морфинг (англ. трансформация) – зв. эффект, заключающийся в наложении х-к одного звука на другой. Схож с вокодингом. В кач-ве характеристик могут выступать огибающая, спектр или временная структура сигнала. (Простой пример временного морфинга: если подменить фазу атаки или спада одного звука одной из этих фаз от другого, можно получить звук с тембром отличающимся от 2-х исходных звуков). Пример морфодера – Waves Morphoder.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 728; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!