Глава 13. Характеристика основных акустических параметров студий и контрольных комнат.



Из консультации. сказать, что в зависимости от назначения студий они мб. разных размеров, с разным временем реверберации. Если студии универсальные сказать как в них действует перестраиваемая архитектура (АЩ панели, диффузоры Шрёдера и т.д, щиты бекеши (резонаторы, кот. гасят звук на своём резонансе), ковры, зановески и др. всё это работает только на ВЧ и частично на СЧ. Сказать про 3 этапа развития контрольных комнат: типа жилой комнаты , LEDE (Life end/dead end) – когда половина комнаты отражает, половина поглощает; сейчас модна теория безсредных комнат – когда практически все поверхности поглощающие кроме переднего смотрового окна и аппаратуры.

ü Помещения студии:

Тон-ателье (тон-зал) для исполнения и записи музыки и речи, в котором размещаются исполнители и микрофоны.

Контрольная комната или микшерная, где установлены основные виды аппаратуры для записи и обработки звука: микшерные пульты, контрольные агрегаты, компьютерные рабочие станции и др. и где находится рабочее место звукорежиссера.

Аппаратная - в которую выносятся некоторые виды аппаратуры, например стойки с усилителями и др.

ü Студии звукозаписи классифицируются: 1)по назначению – студии звукозаписи, радиовещательные и телевизионные звуковые студии, тон-ателье на киностудиях и т.д; 2)по виду материала записываемого в них – большие музыкальные, камерные, литературно драматические, речевые; 3) по количеству исполнителей т.е. по объему-большие, средние, малые.

ü Объективные акустические параметры студии для записи музыки должны быть выбраны исходя из тех же требований, что и для хорошего концертного зала. Первые студии строились как большие концертные залы, где была возможность записывать симфонические оркестры. Следовательно, в студиях должны быть обеспечены все акустические характеристики концертных залов: оптимальное время реверберации в разных частотных диапазонах, однородная структура звукового поля (время, энергия и направление прихода ранних отражений, степень диффузности и т.д.), требуемый уровень шумов и др. объективные параметры. Отличия требований к студиям состоит в том, что очень часто одна и та же студия может использоваться для разных программ (речевых, музыкальных разных жанров), по этому в них должна быть предусмотрена возможность перестройки акустических условий (поворотные колонны-одна сторона поглощающая, другая отражающая, Щиты бекешы, диффузоры Шрёдера и жалюзи). Студии часто строятся специально для записи определенного типа программ: для вокала, речи, камерных ансамблей, популярной музыки и т.д.

ü Большая студия для симфонической музыки:

S (площадь)=1000 квадратных метров.

H (высота)=13м

T рев=2с.

N (количество исполнителей)=250.

ü Для эстрадной и джазовой музыки:

S (площадь)=350-450 квадратных метров

H (высота)=9.5-10 метров

T рев=0.9-1.1

N (количество исполнителей) =35-60.

ü Камерная студия:

S (площадь)=150 квадратных метров

H (высота)= 6 метров

T рев =1 с.

N (количество исполнителей) =10-15

ü Средняя литературно-драматическая студия:

S (площадь)=100 квадратных метров

H (высота)=5 метров

T рев=0 ,5 – 0,7

N (количество исполнителей) =10 -15

ü Речевая студия:

S (площадь)=26-30 квадратных метров

H (высота)=3,5

T рев =0,4

N (количество исполнителей) = 2-4

ü Эти параметры следует рассматривать как ориентировочные.

ü Объем студии зависит от вида исполняемой музыки и должен выбираться в зависимости от заданного оптимального времени реверберации Топт. и от максимального числа размещаемых в ней исполнителей. Объем на одного исполнителя 10-18 кубических метров.

ü Минимальный объем студии для записи музыкальных произведений должен составлять не меньше 200 метров кубических. При записи в surround sound не меньше 300 метров кубических.

ü Форма студии имеет существенное значение. Для качественной записи звука большие студии очень часто делаются не прямоугольной формы. Студии средних и малых размеров чаще имеют прямоугольную форму, при этом выбор их пропорций желательно делать соответственно правилу золотого сечения: H =0,62 V 1/3, B = V 1/3, L = 1,62 V 1/3.

ü Среди объективных параметров определяющих звуковое поле в студии, важнейшим является оптимальное время реверберации:

- для концертных студий: Топт = 0,5 lg V – 0,10;

-для малых музыкальных: Топт = 0,45 lg V – 0,30;

-для речевых: Т опт = 0,4 lg V – 0,40.

Эти зависимости дают ошибку не более 10%.

ü Кроме обеспечения оптимального времени реверберации, важный параметр для студий «ясность» или «четкость» (с80) для музыки особенно камерной и разборчивость для речи.

ü Уровень шумов, как внутренних, так и внешних должен nc 20дБ. Для достижения этого показателя студии строятся по принципу «коробка в коробке» потолки подвесные, полы на арматизаторах, пустоты заполнены поглотителем. Студии стараются строить подальше от дорог в тихом месте.

ü Контрольная комната - это помещение, где находится рабочее место звкорежиссера и где размещается оборудование (микшерный пульт, контрольные агрегаты и цифровые звуковые станции).

ü Контрольная комната должна позволять:

- слышать сухой и чистый звук контрольных агрегатов

- не вносить существенных искажений в характер реверберационного процесса студии.

- она должна быть звуконепроницаемой изнутри и снаружи, для обеспечения низкого уровня шумов.

- контрольная комната должна позволять звукорежиссеру видеть музыкантов т.е. иметь звуконепроницаемое окно в тон-зал.

ü Идеология постройки контрольных комнат.

До недавнего времени считалось, что звукорежиссер должен находиться в условиях близких к условиям домашнего прослушивания. Идеология-жилая комната. Параметры: Топт- 0,2-0,4с; а V (объем) – 30-40 кубических метров. Такие помещения удовлетворительно работали для записи музыки с небольшим динамическим диапазоном.

Следующим этапом явилась концепция построения контрольных комнат под названием «Леде» ( Lede ) в которой звукорежиссер работал на границе двух сред: живой live -с большим количеством отражений и мертвой de а d – свободной от отражений

Такая конструкция комнаты позволяла звукорежиссеру ощущать живые отражения, но вместе с тем звук от студийных мониторов воспринимался им без искажения, по скольку на прямой звук не накладывались отражения комнаты.

В конце 80-х годов была предложена конструкция безсредных контрольных комнат. Идея их проектирования была предложена Т. Хидли и реализована Ньюэлом во многих студиях мира. Конструкция заключается в следующем: все поверхности (потолок задняя стена и боковые стены), в направлении которых излучают студийные контрольные агрегаты, делаются звукопоглощающими, а поверхности перед звукорежиссером (передняя стена и пол) делаются звукоотражающими.

ü Уровень шумов в контрольных комнатах не должен превышать nc 20.

ü Существуют международные стандарты и рекомендации ITU - R BS . 775-1, ITU - R BS . 1116-1, EBU Tech – 32 76.

ü Общий объем контрольных комнат должен быть порядка 300 кубических метров.

ü Малые контрольные комнаты:

-объем V больше или = 80м кубических,

-форма комнаты не прямоугольная, без параллельных поверхностей,

-высота комнаты 4м

- Т рев = 0,2с.

ü Средние контрольные комнаты:

- объем больше или = 200 кубических метров

- форма комнаты не прямоугольная, без параллельных поверхностей,

- высота комнаты 6м

- Т рев 0,3

Отклонение ниже 250 Гц, небольшой подъем до 25%, ранние отражения на 10дБ ниже прямого звука.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 1070; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!