Таким образом околосценическая часть зала должна формировать сильные 1-е отражения т.е. быть отражающей.



ü Зрительная часть зала должна обеспечивать: требуемое время реверберации, которое для драматических театров составляет Т=1,35-1.6 мс. В зависимости от объема помещения. Создание диффузного звукового поля; обеспечение всех зрительских мест достаточным количеством прямой энергии и энергии ранних отражений пришедших от передней части зала. Этим условиям удовлетворяют классические залы драматических театров, построенных по ярусной системе. Пересечение стен ярусами и балконами способствует рассеиванию энергии, обеспечивает ее значительное поглощение за счет чередования отражающих (барьеры ярусов) и поглощающих (зрители) полос. При такой системе зрительные залы могут иметь объемы от 4000 до 10000 м кубических, в среднем 6000 кубических метров. Объем на одного зрителя составляет V / N примерно 4,5 кубических метров. В залах построенных по ярусной системе обычно не требуется дополнительных поглотителей. Общая форма зрительного зала при ярусной системе может быть выбрана достаточно произвольно: прямоугольная, трапециоидальная или овальная.

· Акустика залов оперных театров.

ü Характерной формой многих классических залов оперы и балета является овальная подковообразная форма «лошадиное копыто».

ü Для обеспечения минимального удаления последнего ряда от сцены потребовалась многоярусная система, например – большой театр в Москве – количество мест 2100, имеет 6алконов. Все балконы отличаются небольшой глубиной, что облегчает распространение прямых и отраженных звуковых волн. Балконы способствуют созданию диффузного звукового поля.

ü Оперные театры отличаются от драматических тем, что помимо разборчивости речи огромную роль играют качество звучания музыки и пения.

ü В работах Беранека были предложены следующие значения параметров для оперного зала:

- Время реверберации на средних частотах 1,5с для классической оперы и 1,7с для опер Вагнер. Время прибытия 1-х отражений-20-24мс.

ü Современный классический оперный театр имеет 3 вида помещений:

-зрительный зал (имеет околосценическую - переднюю и тыловую-заднюю части), -сцена (оборудованная декорациями и кулисами). Сцена представляет собой большой объем, внутри которого звуковая энергия практически полностью поглощается. Это значит, что в зрительный зал со сцены излучается только прямая энергия, а короткие отражения от поверхностей, окружающих певцов в зал практически не приходят.

-оркестровую яму-объем ниже сцены по уровню, где размещается оркестр. Неправильно выбранные для него акустические параметры могут привести к тому, что оркестр будет заглушать певцов и музыканты не смогут играть в ансамбле.

ü Оперные певцы обладают более сильными голосами, поэтому удаление зрителей от сцены допускается до 35м.

ü Для оперных залов с хорошей акустикой было получено эмпирическое соотношение между объемом и временем реверберации и высотой зала это оптимальное соотношение размеров оперного театра.

ü Объем зала, приходящийся на одно место, должен составлять V / N = 6-7 метров кубических.

ü Максимальная вместимость зала составляет 1500-1700 мест.

ü Максимальный объем зала составляет 10-12000 кубических метров.

ü Современные залы оперных театров часто имеют прямоугольную или веерную форму без ярусов. Поднимающиеся ряды зрительских мест и соответствующую систему размещения звукопоглощающих и отражающих конструкций на потолке и стенах для создания равномерного диффузного поля с достаточно большим временем реверберации.

ü Околосценическая припортальная часть зала требует решения других задач. Эти задачи решаются таким же путем, как в зале драматического театра:

- отражающие поверхности над сценой

- отражающие плоскости на 1/3 длины боковых поверхностей

- боковые стены вблизи портала сцены также должны обеспечивать формирование ранних интенсивных отражений.

ü При акустическом проектировании зала оперного театра приходится решать и ряд специфических задач. Прежде всего, это касается правильного баланса звучания голоса певца на сцене и оркестра находящегося в оркестровой яме.

Созданию оптимального баланса между певцами и оркестром способствует также частичное перекрытие оркестровой ямы. Над примыкающей к сцене части ямы устраивается навес, вынос которого не должен превосходить 1/3 ширины ямы. За счет уменьшения излучения звука непосредственно в зал и в сторону козырька над порталом, навес позволяет приглушить оркестр и способствует улучшению взаимной слышимости музыкантов. Часть ямы, примыкающая к сцене, часто делается более глубокой, что также полезно для приглушения громких инструментов. Вблизи басовых инструментов в оркестровой яме рекомендуется размещать НЧ звукопоглотители.

· Акустика концертных залов.

ü Хорошее качество звучания музыки в концертном зале зависит от объективных и субъективных параметров. Параметры должны выполняться: 1) Clarity – четкость/ясность; 2) Bass – ratio – теплота; 3) Сила звука; 4) Intimacy – интимность; 6) Пространственность; 7)Тембр; 8) Отсутствие эха; 9) Пониженный уровень шума; 10) Время реверберации; 11) Время и направление прихода 1-х отражений; 12) Уровень боковых отражений; 13) Отношение энергии ранних отражений к энергии поздних отражений и др. Все эти параметры определяют требования прежде всего к форме и размерам концертных залов, а также к их системам звукопоглощения, звукоотражения и звукоизоляции.

ü В концертных залах можно выделить 2 различные части: площадь для оркестра (эстраду) и площадь для зрителей – околоэстрадная и дальняя зрительская часть.

ü Оптимальное время реверберации зависит от вида музыкального исполнения:

- для органной музыки 3-5с

-для симфонической 2-2,2с

-для камерной 1,3-1,6с

ü Объем на одного слушателя должен составлять:

- 10-12 кубических метров – для органной музыки

-8-10 кубических метров для симфонической

-6-7 кубических метров для камерной

ü Вместимость зала с естественной акустикой 1500-2000 человек.

ü Объем соответствующие этим вместимостям 12000-20000 метров кубических.

ü Было получено эмпирическое соотношение между объемом и временем реверберации и высотой зала

ü Для воспроизведения музыки маленькие помещения не годятся. Есть минимальные ограничения на размер зала по объему, длине, ширине, высоте. В залах малых размеров на местах слушателей образуется слишком плотная временная структура ранних отражений, из-за которой при малом времени реверберации звучание оказывается плоским. Кроме того резонансы воздушного объема попадают в слышимый диапазон и вносят дополнительную окраску в тембр звучания.

ü Максимальная удаленность слушателей от эстрады в партере не превышает 40 метров, а на балконе 45.

ü При выборе основных размеров концертного зала и его формы особое внимание должно быть уделено его припортальной части, занимающей около 1/3, а в больших залах ¼ его длины.

ü Ширина зала у портала рекомендуется не более 25м., а на расстоянии 1/3 длины зала не более 30м.

ü Высота зала у портала не должна превышать 9 метров, а на расстоянии 7м от портала 10.5м.

ü В залах известных своими прекрасными акустическими свойствами время запаздывания 1-го отражения приходящего в лучшие места составляет:

- в большом зале московской консерватории 21-26мс

- в концертном зале в Зальцбурге 23мс

ü Эстрада и ближайшая к ней часть зала. Субъективные параметры, оказывающие влияние на качество исполнения музыкантов:

-время реверберации – процесс затухания в зале должен быть отчетливо слышен в паузах и давать музыкантам чувство опоры.

-поддержка-этот параметр позволяет музыкантам слышать себя даже на тихих уровнях.

-тембр-позволяет оценить влияние помещения на звучание инструментов и на восприятие музыкантами тонального баланса между инструментами в ансамбле.

-динамика-характеризует динамический диапазон в данном помещении и определяет степень, с которой помещение влияет на динамику исполнения.

-слышание друг друга-необходимо для обеспечения ритмической точности, настройки и баланса по уровням.

-задержка сигналов во времени-если музыканты далеко друг от друга, то возникают слишком большие временные задержки, которые нарушают ритмическую точность и влияют на тембр.

ü Ширина и глубина эстрады зависят от числа исполнителей и от высоты потолка припортальной части зала. Если потолок низкий, ниже 10м, то могут быть выбраны большая ширина и глубина сцены, а если потолки высокие, то для обеспечения первыми отражениями исполнителей и зрителей необходимо ограничить площадь эстрады ширина не более 15м высота не более 10м.

ü В современных больших залах, где оркестр размещается на просторной сцене, используются акустические раковины, состоящие из системы звукоотражающих поверхностей. Принцип – сторона с музыкантами должна быть отражающей, а сторона со зрителями-рассеивающей и поглощающей.

ü Зрительская (дальняя) дальняя часть зала: требования к обеспечению высокой степени рассеяния звука, для создания достаточно большого общего t реверберации. Возможностей для реализации таких форм зала достаточно много.

ü Чаще всего для концертных залов используются следующие формы:

-высокая прямоугольная форма ( Shoebox ) – старейшая форма используемая как в музыкальных залах, так и в крупнейших концертных залах.

-веерообразная форма c расходящимися стенами и кривыми потолками ( fan )

-Форма с параллельными стенами, высокими потолками, криволинейной задней стеной ( horseshoe )

- террасообразная форма ( vineyard ) зала разделенного на уменьшающиеся, асимметрично поднимающиеся блоки.

-специальная геометрическая форма ( geometric)

ü В современных залах, кот. имеют большие объёмы, рассеяние зв. достигается членением стен и потолка под разными углами, либо расположением на этих поверхностях спец. архитектурных элементов, способствующих рассеянию звука (диффузоры Шрёдера как пример). В кач-ве материалов для отделки стен и потолка, в 1-ю очередь акустич. раковины и ближайших к сцене поверхностей, обычно используется дерево, что способствует созданию красивого тембра.

ü Обязательным требованием к акустике концертных залов является низкий уровень внешних и внутренних шумов nc 20.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 823; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!