Параметр должен лежать в пределах 1,08 : 1,10 нужно немного поднять время реверберации на НЧ, для речи наоборот полезнее подавить.



ü Баланс – понятие, служащее для оценки громкости отдельных инструментов и групп инструментов, по отношению к общей громкости оркестра. Баланс должен быть как между разными группами инструментов, так и между оркестром и солистами. Баланс зависит от особенностей околосценического пространства, размещения оркестрантов, от исполнительской концепции дирижера, звукорежиссерского решения и др.

ü Ансамбль – это то, на сколько музыканты слышат друг друга – понятие включающее в себя стройность, слаженность совместного исполнения в том числе ритмическую точность и синхронность исполнения отдельных партий. Чувство ансамбля зависит от слышимости собственного исполнения и взаимной слышимости, что определяется в значительной степени конструкцией сцены и поверхности вблизи нее.

· Существует также ряд мешающих факторов.

ü Эхо -заметное на слух повторение прямого звука. Это колоссальный дефект зала. Эхо-это запаздывающее отражение. Если звук приходит в пределах 80мс, то это не нарушает локализацию, все что больше этого значения воспринимается как отдельный источник – это и есть эхо.

ü Пархающее эхо – многократная периодическая последовательность эха, создающая тональную окраску звука («гребенчатый фильтр»). Сильный эффект наблюдается при длинных параллельных стенах, что характерно для многих современных залов.

ü Мешающие шумы – уровень шумов в зале определ. динамич. диапазон воспринимаемого муз. или речевого сигнала (слабые уровни сигнала маскируются шумом) . Уровень шумов в помещении зависит от нескольких причин: проникновение внешних шумов от транспорта и др. именно для борьбы с этими шумами применяются различны способы звуко и виброизоляции при строительстве концертных залов и студий. Возникновение внутренних шумов (вентиляция, осветительные и другие системы, а также шумы публики). Общий уровень шумов в хороших залах должен соответствовать международным нормам т.е. быть ниже кривой nc 20. (В Мариинке nc 20) .

ТРЕБОВАНИЯ К ТЕАТРАЛЬНО-КОНЦЕРТНЫМ ЗАЛАМ

· Общая классификация современных помещений для прослушивания музыки и речи следующая: 1)Помещения с естественной акустикой – прямой контакт зрителя с исполнителем и формирование структуры отражений за счет свойств зала. По акустическим параметрам такие помещения могут быть разделены на: лекционные залы и аудитории для передачи речи, театральные залы (драматические и оперные театры), концертные залы (филармонические и эстрадные), помещения религиозного назначения. Во всех этих залах очень маленькая вместимость – это единственный недостаток; 2) Помещения с системами озвучивания – звук подается в записанном виде (например, кинотеатр). В помещениях этого типа звук не поступает непосредственно от исполнителя к слушателю, а предварительно проходит сложную систему обработки при звукозаписи и звуковоспроизведении; 3) Помещения совмещенные (естественный звук + система звукоусиления) – Система звукоусиления – микрофон-громкоговоритель. Есть проблема обратной связи. Помещения этого типа могут иметь значительные размеры и вмещать большое количество слушателей, при этом качество звука поступающего к слушателям значительно определяется уровнем техники звукоусиления. Назначение залов многоцелевое (речь, музыка и т.д.); 4) Помещения для записи и обработки звука. К ним относятся павильоны для синхронных съемок, для записи музыки – тон-ателье с трансформирующейся архитектурой, ателье для дубляжа – небольшие ателье для речи, ателье для сведения, радиовещательные и телевизионные студии. Это особый вид помещений со специальными требованиями к акустическим характеристикам и соответственно к их конструкциям.

Также современные концерты проходят на открытых помещениях – на стадионах, открытых эстрадах и т.д. что также выдвигает требования к акустическим параметрам.

· Акустика лекционных залов и аудиторий. В залах такого типа требования к высокой разборчивости. Разборчивость, это степень, с которой человек понимает смысл речи. Разборчивость бывает: фразовая, словесная, слоговая и фонемная.

ü Субъективная оценка разборчивости.Фразовая разборчивость не используется в стандартах. В современных стандартах используется слоговая разборчивость. Слоговая разборчивость больше 80% = хороший зал. Проверка происходит так: выходит диктор, читает слоги, а эксперты записывают, затем проверяются результаты. Реверберация вредна для разборчивости, должно быть много прямого звука и 1-х отражений.

ü Локализация – способность слуховой системы определить положение источника звука. Первые отражения, которые приходят в пределах 80мс, не нарушают локализацию. В залах с эхо локализация нарушается.

ü Сохранение тембра голоса. Зал должен быть построен так, чтобы Т = 0,6:0,8:1 + много первых отражений и мало поздних.

ü Низкий уровень шума. NC 30 для аудиторий.

ü При создании аудитории: трудно добиться много прямого звука (у оратора есть предел громкости), скользящее поглощение (когда слушатели являются поглотителями). Расположение слушателей должно быть таким, чтобы звук не двигался вдоль голов 1) подъем слушательских мест ступенчато; 2) оратор должен находиться на платформе над уровнем слушателей; 3)желательно делать над головой щиты (отражающие) высотой 1,7м над головой. Щиты делают из дерева. Они располагаются под наклоном, чтобы ранние отражения приходили к слушателю. Можно делать потолок, который будет отражателем. 4)Часть зала с оратором должна быть отражающей, а со слушателями поглощающей.

ü Рекомендуемые размеры зала без системы звукоусиления: L длина=20 m ; B

ширина=15 m ; H высота=7,5м.

ü Объем на одного зрителя V / N =5м кубических.

· Акустика залов драматических театров. Главная задача – опять же обеспечение разборчивости, но акустические требования к залам драматических театров существенно отличаются от требований к лекционным залам и аудиториям. Это вызвано следующими причинами: 1) в театральном действии важно донести также и эстетическую информацию, что требует точной передачи тембра голоса; 2) голос актера (профессионально поставленный) позволяет обеспечить большой   динамический диапазон (соответственно большую громкость в зрительном зале до 100дБ); 3) если на сцене много мягких декораций, часть излучаемой энергии не попадает в зал, а поглощается на сцене; кроме того актеры находятся в движении, поэтому часть энергии также не попадает в зал; 4)драматическое действие часто сопровождается музыкой, нужен баланс между разборчивостью музыки и речи; 5) видимость-актер должен постоянно находиться в зрительном и в слуховом контакте с аудиторией. Все это требует, чтобы уровень прямого звука и 1-х отражений был очень высок.

ü Время реверберации должно быть больше чем в лекционных залах.

ü Зал драматического театра может быть разделен на 2 части с разными акустическими параметрами: околосценическую часть (с сильными ранними отражениями) и зрительскую часть (обеспечивающую хорошее рассеивание и поглощение звука).

ü Выбор размера и формы зала:

-Длина L =26-30м. для сокращения этого расстояния часто используются балконы и ярусы. При правильном проектировании балконов, глубина балконов D не должна превышать удвоенной высоты зала H : D < или= 2Н

-Ширина зала В = 20-22м.

-Высота зала Н=обычно 8-14м. Это связано в 1-ю очередь с высотой портала сцены и устройством осветительной системы, а во вторых с обеспечением оптимального времени запаздывания 1-х отражений от потолка, которое для драматических театров рекомендуется выбирать в пределах 15-20мс. Рекомендуется также размещать несколько звукоотражающих панелей на участках потолка примыкающих к порталу сцены. Используются панели выпуклой формы, чтобы отражения попадали на все места зрительного зала. Материал панелей - дерево. Размеры панелей должны быть больше длины волны отражаемого звука.

ü Большое значение для получения сильных первых отражений имеет оборудование сцены. Мягкие декорации увеличивают поглощение звука. Использование твердых декораций (фанера), расположенных не слишком далеко от источника звука (не более 7м) может увеличить уровень полезного сигнала.

ü Ширина зала и форма боковых стен у сцены имеет также очень большое значении в формировании структуры 1-х боковых отражений. Максимальное время запаздывания, от которых не должно превышать 35мс. Поскольку площадки 1-х отражений располагаются в основном на 1/3 части боковых стен, форма плана зала может быть трапецеидальной с расширением до 24-26м.

Большое влияние на равномерность прихода 1-х отражений от боковых стен к зрительским местам, оказывают размеры и форма простенков между порталом сцены и боковыми стенами. Если они слишком большие, на некоторых местах образуется акустическая тень.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 386; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!