Тому, кто всегда помнит обо Мне, не составляет труда достичь Меня, о сын Притхи, ибо он постоянно занят преданным служением.



 

КОММЕНТАРИЙ: В этом стихе обозначена цель, которую достигают чистые преданные, занимаясь бхакти-йогой и служа Верховной Личности Бога. В предыдущих стихах говорилось о четырех типах преданных: тех, кто попал в беду, любознательных, стремящихся к материальной выгоде и философах-эмпириках. Там также шла речь о различных путях, ведущих к освобождению: карма-йоге, гьяна-йоге и хатха-йоге. В этих системах йоги есть элемент бхакти, однако в данном стихе говорится непосредственно о чистой бхакти-йоге, лишенной примесей гьяны, кармы или хатхи. Слово ананйа-четах указывает на то, что преданный, достигший уровня чистой бхакти-йоги, не желает ничего, кроме Кришны. Чистый преданный не стремится попасть на райские планеты и не пытается сравняться с Богом, растворившись в брахмаджьоти, иными словами, он не стремится к освобождению из материального плена. У чистого преданного нет никаких желаний. В Чайтанья-чаритамрите чистый преданный назван нишкама: у него нет корыстных устремлений. Только он один может достичь истинного умиротворения, а не тот, кто стремится к личной выгоде. Тогда как гьяна-йоги, карма-йоги и хатха-йоги хотят чего-то для себя лично, у чистого преданного есть только одно желание: доставить удовольствие Верховной Личности Бога. Поэтому Господь говорит, что Его легко достичь тому, кто неуклонно занимается преданным служением.

  Чистый преданный постоянно занят служением Кришне в одной из Его личностных форм. У Кришны великое множество полных экспансий и воплощений, таких как Рама и Нрисимха, и преданный по своему выбору может сосредоточить свой ум на любой из трансцендентных форм Верховного Господа и служить Ей с любовью и преданностью. Такой преданный не встречает на своем пути ни одной из тех проблем, которые возникают у тех, кто занимается другими видами йоги. Бхакти-йога очень простой, чистый и легкий метод духовного самоосознания. Начать можно с повторения Харе Кришна. Господь милостив ко всем, но как мы уже говорили, Он особенно благоволит к тем, кто постоянно занимается преданным служением. Таким преданным Господь оказывает всяческую помощь и содействие. В Ведах (Катха Упанишад 1.2.23) сказано: "йам эваиша вринуте тена лабхйас / тасйаиша атма вивринуте танум свам - тот, кто полностью предался Верховному Господу и занимается преданным служением, может постичь Его таким как Он есть". Как сказано в Бхагавад-гите (10;10), дадами буддхи-йогам там - Господь дает преданному столько разума, чтобы он в конечном итоге мог достичь Его в Его духовной обители.

     Отличительным качеством чистого преданного является то, что он постоянно думает о Кришне, независимо от времени и места, и никогда не забывает о Нем. Для него не должно существовать никаких препятствий. Он должен заниматься служением везде и всегда. Некоторые утверждают, что преданный должен оставаться в святых местах, таких как Вриндаван, или в одном из святых городов, где жил Господь, но чистый преданный может жить всюду и, занимаясь преданным служением, везде создать атмосферу Вриндавана. Шри Адваита сказал однажды Господу Чайтанье: Там, где Ты, о Господь, там Вриндаван.

  Слова сататам и нитйашах (всегда, постоянно, каждый день) указывают на то, что чистый преданный все время помнит о Кришне и медитирует на Него. Таковы качества чистого преданного, которому легче всего достичь Господа. Бхакти-йога - это система йоги, которой Гита отдает предпочтение перед всеми другими видами йоги. Существует пять типов бхакти-йогов: 1) шанта-бхакта, преданный, находящийся в нейтральных отношениях с Господом; 2) дасйа-бхакта, преданный, который связан с Господом отношениями слуги и Господина; 3) сакхйа-бхакта, который служит Господу как Его друг; 4) ватсалйа-бхакта, выступающий в роли отца или матери Господа; 5) мадхурйа-бхакта, который относится к Верховному Господу как к возлюбленному. Чистый преданный, к какой бы категории он ни относился, постоянно занят трансцендентным любовным служением Верховному Господу и никогда не забывает о Нем, поэтому ему не составляет труда достичь Господа. Как чистый преданный ни на мгновение не забывает о Верховном Господе, так и Верховный Господь ни на мгновение не забывает о Своем чистом преданном. Это великое благо получает тот, кто повторяет маха-мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе/ Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе.

 

Б.Г. Текст 8;15

 

мам упетйа пунар джанма духкхалайам ашашватам

напнуванти махатманах самсиддхим парамам гатах

мам - ко Мне; упетйа - вернувшись; пунах - снова; джанма - рождение; духкхаалайам - юдоль страданий; ашашватам - бренный; на -; апнуванти - никогда; маха-атманах - приходят; самсиддхим - совершенства; парамам - высшего; гатах - достигнув.

 

Вернувшись ко Мне, великие души, йоги, занимающиеся преданным служением, никогда не возвращаются в этот бренный материальный мир, юдоль страданий, ибо они достигли высшей ступени совершенства.

 

КОММЕНТАРИЙ: Этот бренный материальный мир является юдолью страданий, связанных с рождением, старостью, болезнями и смертью, поэтому тот, кто достигает высшего совершенства и попадает на высшую планету, Кришналоку, или Голоку Вриндавана, не хотят возвращаться сюда. Говоря о планете Всевышнего, Веды называют ее авйакта, акшара и парама гати: эта планета находится за пределами материального мира и является непостижимой, тем не менее она высшая обитель, которой достигают махатмы (великие души). Махатмы получают трансцендентное послание от преданных, достигших духовного самоосознания; таким образом они постепенно поднимаются на уровень преданного служения в сознании Кришны и оказываются настолько поглощенными этим трансцендентным служением, что утрачивают всякое желание попасть на какую бы то ни было из материальных или духовных планет. Их единственным желанием является Кришна и общение с Ним. Вот что такое высшее совершенство жизни. В этом стихе речь идет о персоналистах, преданных Верховного Господа Кришны. Такие преданные, обладающие сознанием Кришны, достигают высшего совершенства жизни. Иными словами все они являются необыкновенно возвышенными душами.

 

Б.Г. Текст 8;16

 

а-брахма-бхуванал локах пунар авартино 'рджуна

мам упетйа ту каунтейа пунар джанма на видйате

а-брахма-бхуванат - до планеты Брахмалока; локах - планетные системы; пунах - вновь; авартинах - возвращаясь; арджуна - о Арджуна; мам - ко Мне; упетйа - придя; ту - но; каунтейа - о сын Кунти; пунах джанма - новому рождению; на - никогда; видйате - не подвергаются.

 

Все планеты материального мира от высшей и до низшей являются юдолью страданий, где не прекращается череда рождений и смертей. Однако тот, кто достигнет Моей обители, о сын Кунти, уже никогда не родится вновь.

 

КОММЕНТАРИЙ: Все йоги - карма, гьяна, хатха и т.д. - должны постепенно подняться на уровень бхакти-йоги, или сознания Кришны; только тогда они смогут достичь трансцендентной обители Кришны, чтобы никогда уже больше не вернуться в материальный мир. Те, кто попадают на высшие материальные планеты, планеты полубогов, вновь оказываются в круговороте рождения и смерти. Подобно тому как люди, живущие на земле, поднимаются на высшие планеты, так и обитатели высших планет, Брахмалоки, Чандралоки и Индралоки, попадают на землю. Совершая жертвенные обряды панчагни-видйа, которые рекомендованы в Чхандогья Упанишад, человек поднимается на Брахмалоку, но если там он не развивает в себе сознания Кришны, то оказывается вынужденным вновь вернуться на землю. Те, кто находясь на райских планетах, совершенствуются в сознании Кришны, постепенно поднимаются все выше и выше и во время разрушения вселенной переносятся в вечное духовное царство. Шридхара Свами в своем комментарии к Бхагавад-гите приводит следующий стих:

брахмана саха те сарве сампрапте пратисанчаре

парасйанте критатманах правишанти парам падам

"Когда материальная вселенная подвергается разрушению, Брахма и его преданные, постоянно занятые деятельностью в сознании Кришны, переносятся в духовный мир и достигают духовных планет в соответствии с желанием каждого".

 

 

Б.Г. Текст 8;17

 

сахасра-йуга-парйантам ахар йад брахмано видух

ратрим йуга-сахасрантам те 'хо-ратра-видо джанах

сахасра - одна тысяча; йуга - эпох; парйантам - включая; ахах - день; йат - тот, который; брахманах - Брахмы; видух - они знают; ратрим - ночь; йуга - эпох; сахасра-антам - также через тысячу; те - они; ахах-ратра - день и ночь; видах - которые обладают знанием; джанах - люди.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 145; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!