ГЛАВА 8 Достижение Всевышнего



 

Б.Г. Текст 8;1

 

арджуна увача

ким тад брахма ким адхйатмам ким карма пурушоттама

адхибхутам ча ким проктам адхидаивам ким учйате

арджунах увача - Арджуна сказал; ким - что; тат - такое; брахма - Брахман; ким - что; адхйатмам - душа; ким - что; карма - кармическая деятельность; пурушауттама - о Верховная Личность; адхибхутам - материальный космос; ча - и; ким - что; проктам - называют; адхидаивам - полубогами; ким - кого; учйате - называют.

 

Арджуна спросил: "О мой Господь, о Верховная Личность, что такое Брахман? Что такое душа? Что называют кармической деятельностью? Что представляет собой этот материальный космос? Кто такие полубоги? Прошу Тебя, расскажи поведай мне об этом.

 

КОММЕНТАРИЙ: В этой главе Господь ответит на вопросы Арджуны, начиная с вопроса о том, что такое Брахман. Он также расскажет о карме (деятельности ради ее плодов), о преданном служении, о принципах йоги, а также о чистом преданном служении. В Шримад-Бхагаватам сказано, что Абсолютную Истину познают в трех аспектах: Брахмана, Параматмы и Бхагавана. Кроме того, живое существо, индивидуальную душу также называют Брахманом. Арджуна также спрашивает Кришну об атме, а это слово может относиться к телу, душе и уму. Согласно ведическому словарю, слово атма означает ум, душу, тело, а также чувства.

  Арджуна называет Верховного Господа Пурушоттама, Верховной Личностью; это значит, что он задает свои вопросы не просто другу, но Верховной Личности, которую считает высшим авторитетом, способным дать ясные и точные ответы на все вопросы.

 

Б.Г. Текст 8;2

 

адхийаджнах катхам ко 'тра дехе 'смин мадхусудана

прайана-кале ча катхам джнейо 'си нийататмабхих

адхийаджнах - Владыка жертвоприношений; катхам - как; ках - кто; атра - здесь; дехе - в теле; асмин - этом; мадхусудана - о Мадхусудана; прайана-кале - в момент смерти; ча - и; катхам - как; джнейах аси - помнят о Тебе; нийата-атмабхих - те, кто обуздал ум и чувства.

 

Кто Владыка всех жертвоприношений и каким образом, о Мадхусудана, Он пребывает в этом теле? И каким образом те, кто занимается преданным служением, помнят о Тебе в момент смерти?"

 

КОММЕНТАРИЙ: Слова Владыка жертвоприношений могут относится к Индре или Вишну. Вишну является повелителем главных полубогов, в том числе Брахмы и Шивы, а Индра главой полубогов, осуществляющих функции управления. Индре и Вишну поклоняются, совершая ягьи. Однако здесь Арджуна спрашивает о том, кто является истинным Владыкой жертвоприношений и каким образом Господь пребывает в теле живого существа.

  Арджуна называет Господа Мадхусудана, так как Кришна однажды убил демона по имени Мадху. По сути дела, подобные вопросы, которые похожи на сомнения, не должны были бы возникнуть в уме Арджуны, поскольку Арджуна преданный Господа, обладающий сознанием Кришны. Поэтому все эти сомнения подобны демонам. Поскольку Кришна умеет расправляться с демонами, Арджуна называет Его Мадхусудана; тем самым он как бы просит Кришну уничтожить демонов сомнений, которые возникли у него в уме.

  Большое значение имеет употребленное в этом стихе слово прайана-кале, поскольку все, что мы делаем в жизни, будет подвергнуто проверке в момент смерти. Арджуна просит Кришну рассказать ему о тех, кто постоянно занят деятельностью в сознании Кришны. Что происходит с ними в последние мгновения их жизни? В момент смерти происходит нарушение всех функций тела и ум перестает действовать должным образом. В таком состоянии человек может и не вспомнить о Верховном Господе. Великие преданный Господа Махараджа Кулашекхара в своих молитвах говорит: Мой дорогой Господь, я думаю, мне лучше умереть сейчас, пока я здоров, чтобы лебедь моего ума нашел путь к лотосу Твоих стоп. Эта метафора употреблена здесь потому, что лебедь, птица живущая на озерах, любит зарываться в стебли лотоса, стремясь добраться до самого цветка. Махараджа Кулашекхара говорит Господу: Сейчас мой ум спокоен и я вполне здоров. Если я умру теперь же, думая о Твоих лотосных стопах, то наверняка достигну цели преданного служения. Если же мне придется дожидаться естественной смерти, я не знаю, что случится со мной, потому что тогда телесные функции будут нарушены, меня будет мучить удушье и я не уверен, что смогу произнести Твое имя. Поэтому позволь мне умереть немедленно. Арджуна спрашивает Кришну о том, как человек может сосредоточить ум на Его лотосных стопах в момент смерти.

 

Б.Г. Текст 8;3

 

шри-бхагаван увача

акшарам брахма парамам свабхаво 'дхйатмам учйате

бхута-бхаводбхава-каро висаргах карма-самджнитах

шри-бхагаван увача - Господь, Верховная Личность Бога, произнес; акшарам - нетленное; брахма - Брахманом; парамам - трансцендентное; свабхавах - вечную природу; адхйатмам - душой; учйате - называют; бхута-бхава-удбхава-карах - создавая материальные тела живых существ; висаргах - сотворение; карма - деятельностью ради ее плодов; самджнитах - называют.

 

Господь, Верховная Личность Бога, сказал: "Нетленное трансцендентное живое существо именуют Брахманом, а его вечную природу называют адхьятмой, душой. Деятельность, в процессе которой живые существа создают свои будущие материальные тела, называют кармой, или деятельностью ради ее плодов.

 

КОММЕНТАРИЙ: Брахман не подвержен разрушению, он существует вечно и никогда не меняет своей природы. Но выше Брахмана находится Парабрахман. Брахманом называют индивидуальное живое существо, а Парабрахманом Верховную Личность Бога. Изначальное положение живого существа отличается от его положения в материальном мире. Оскверненное материальным сознанием, живое существо стремится утвердить свое господство над материальной природой, а обладая духовным сознанием, сознанием Кришны служит Верховному Господу. Когда сознание живого существа становится материальным, ему приходится постоянно менять тела в материальном мире. Это называется кармой, сотворением разнообразных материальных тел силой материального сознания.

  Веды называют живое существо дживатмой и Брахманом, но никогда не говорят о нем как о Парабрахмане. Живое существо (дживатма) может занимать разные положения: иногда, погружаясь во тьму материальной природы, живое существо отождествляет себя с ней, а иногда оно отождествляет себя с высшей, духовной природой. Поэтому его называют пограничной энергией Верховного Господа. В зависимости от того, с какой материальной или духовной природой живое существо отождествляет себя, оно получает материальное или духовное тело. Находясь в материальном мире, оно может обладать телом, принадлежащим к любой из 8 400 000 форм жизни, но в духовном мире у него только одно тело. В материальном мире живое существо может появиться на свет в теле человека, полубога, зверя, птицы и т.д., в зависимости от его кармы. Чтобы достичь райских планет, которые также находятся в материальном мире, и изведать райских удовольствий, живое существо иногда совершает жертвоприношения (ягьи), но когда запас его благочестивой деятельности истощается, оно вновь возвращается на землю и получает тело человека. Этот процесс получил название кармы.

  Ведические жертвоприношения описаны в Чхандогье Упанишад. На алтарь жертвоприношений приносится пять видов различных даров, которые затем превращаются в пять видов жертвенного огня. Эти пять видов огня символизируют райские планеты, облака, землю, мужчину и женщину, а пять видов жертвенных даров являются символами веры, полубога луны, дождя, зерна и семени.

  При проведении жертвоприношения живое существо приносит определенные виды жертв, чтобы достичь определенных райских планет, куда в конечном счете и попадает. Когда запас его плодов, которые живое существо получило, совершая жертвоприношения, иссякает, живое существо возвращается на землю в виде дождя, а затем принимает форму зерна; это зерно, съеденное мужчиной, превращается в семя, которое попадает во чрево женщины, и живое существо снова получает тело человека, чтобы вновь совершать жертвоприношения, еще раз повторяя тот же самый цикл. Так живое существо вечно остается в материальном мире, рождаясь и умирая вновь и вновь. Однако человек, обладающий сознанием Кришны, не совершает подобных жертвоприношений. Он занимается непосредственно деятельностью в сознании Кришны и тем самым готовит себя к тому, чтобы вернуться домой, к Богу.

  Философы-имперсоналисты в своих комментариях к Бхагавад-гите без всяких на то оснований заявляют, что, приходя в материальный мир, Брахман принимает форму дживы; чтобы подтвердить это, они ссылаются на седьмой стих из пятнадцатой главы Бхагавад-гиты. Однако в этом стихе Господь также называет живых существ Своими вечно отделенными частицами. Такая отделенная частица Бога, живое существо, может пасть в материальный мир, но с Верховным Господом, которого называют Ачьюта, этого не происходит никогда. Поэтому утверждение о том, что Верховный Брахман принимает форму дживы является неприемлемым. Необходимо всегда помнить о том, что в Ведах Брахманом называют живое существо, в отличие от Парабрахмана, Верховной Личности Бога.

 

Б.Г. Текст 8;4

 

адхибхутам кшаро бхавах пурушаш чадхидаиватам

адхийаджно 'хам эватра дехе деха-бхритам вара

адхибхутам - материальным проявлением; кшарах - постоянно изменяющуюся; бхавах - природу; пурушах - вселенскую форму, включающую в себя всех полубогов, таких как бог солнца и бог луны; ча - и; адхидаиватам - называют адхидаива; адхийаджнах - Сверхдуши; ахам - Я (Кришна); эва - безусловно; атра - в этом; дехе - теле; деха-бхритам - из всех воплощенных живых существ; вара - о лучший.

 

О лучший из всех воплощенных живых существ, постоянно изменяющуюся материальную природу называют адхибхута [материальным космосом]. Вселенскую форму Господа, которая включает в себя всех полубогов, таких, например, как бог солнца и бог луны, называют адхидаива. А Меня, Верховного Господа, который в форме Сверхдуши пребывает в сердце каждого живого существа, именуют адхийаджна [Владыкой жертвоприношений].

 

КОММЕНТАРИЙ: Материальная природа постоянно изменяется. Все материальные тела обычно проходят шесть стадий развития: они появляются на свет, растут, существуют в течении некоторого времени, производят побочные продукты, а затем стареют и погибают. Материальную природу называют адхибхута. Она создается в назначенный срок и в назначенный срок уходит в небытие. Концепция вселенской формы Верховного Господа, которая включает в себя всех полубогов и их планеты, получила название адхидаивата. Кроме того, в материальном теле, наряду с индивидуальной душой находится Сверхдуша, которая является полной частью Господа Кришны. Сверхдуша, которую называют Параматма или адхийаджна, пребывает в сердце каждого живого существа. В связи с этим особого внимания заслуживает слово эва, поскольку, употребляя его, Господь подчеркивает, что Параматма не отлична от Него Самого. Сверхдуша, Верховная Личность Бога, находящаяся рядом с индивидуальной душой, является свидетелем ее поступков, и Она же наделяет индивидуальную душу определенным типом сознания. Сверхдуша предоставляет индивидуальной душе возможность действовать по своему усмотрению и наблюдает за ее действиями. Функции, выполняемые различными формами Верховного Господа, естественным образом становятся понятными тому, кто, очистившись от материальной скверны, обрел сознание Кришны и поднялся на уровень трансцендентного служения Господу. Гигантская вселенская форма Господа, которую называют адхидаивата, является объектом медитации для неофитов, которые не могут увидеть Верховного Господа в аспекте Сверхдуши. Неофиту рекомендуют медитировать на вселенскую форму, или вират-пурушу, ноги которой являются низшими планетами, глаза Солнцем и Луной, а голова высшей планетной системой.

 

Б.Г. Текст 8;5

 

анта-кале ча мам эва смаран муктва калеварам

йах прайати са мад-бхавам йати настй атра самшайах

анта-кале - в конце жизни; ча - также; мам - обо Мне; эва - безусловно; смаран - помнит; муктва - оставляя; калеварам - тело; йах - тот, кто; прайати - отправляется; сах - он; мат-бхавам - Моей природы; йати - достигает; на - не; асти - может быть; атра - в этом; самшайах - сомнений.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 143; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!