Йогапхала (результаты практики аштанга-йоги)



 

На пути к окончательному пункту назначения садхака претерпевает в процессе садханы глубокую трансформацию, которую следует воспринимать как побочный эффект. Не отвлекаясь на него, нужно продолжать свою садхану , интегрировав этот эффект с тем, чтобы он содействовал достижению главной цели йоги: утверждению сознания в его первоначальной чистоте, чтобы оно стало тождественно созерцателю (чити ). В этом и заключается основной результат практики йоги.

 

 

хеям дукхам анагатам (II. 16)

Страдания, которые пребывают в дремлющем состоянии, могут проявиться позднее, но это можно предупредить путем регулярной практики йоги. Практика йоги помогает также развить силу и выносливость, чтобы вытерпеть боль, которую нельзя исцелить.

Если говорить о воздействии йоги на грубом уровне, то она выступает как наука и искусство, позволяющие предупредить болезни и страдания. В этом смысле к йоге можно прибегать как к оздоровительной системе, достигая апогея в божественном здоровье и мудрости.

 

Таким образом, практикующий, предотвратив препятствия, должен продолжать развивать силу и выносливость, чтобы ему не угрожали помехи, которые возникают в процессе садханы. Он также должен развивать искусность своих помыслов и поступков, чтобы восстановить целостность всех слоев, окутывающих созерцателя.

В сутре II. 34 говорится о том, что физические (адхибхаутика рога ), психические (адхидайвика рога ) и духовные (адхьятмика рога ) страдания возникают из-за неправильного понимания, агрессии, злобы и жадности, будь они крита , осуществленные напрямую (адхьятмика ), карита , допускаемые (адхидайвика ), или анумодита , поощряемые. Страдания создают бреши в теле, чувствах, уме, разуме и сознании. Патанджали направляет нас, не только уберегая от ловушек, но и призывая использовать свои достижения как ориентир для развития правильных мыслей и поступков через аштанга-йогу .

 

 

сукшма-вишаятвам ча алинга-парьявасанам (I. 45)

Тончайшая частица природы – это сознание (читта ). С помощью йогической садханы нужно научиться растворять его в космическом сознании (махат ), чтобы они вместе смогли раствориться в источнике природы, мула пракрити , а созерцатель воссиял из своей обители: тада драшту сварупе авастханам (I. 3).

 

Разобравшись со связью между индивидуальным (читта ) и универсальным сознанием (махат ), садхака использует тело, органы действия, чувства восприятия, ум, разум и сознание, чтобы обрести добросовестность сознания. Он возвращает гуны в состояние идеального равновесия и прекращает любые действия, приносящие боль (IV. 30).

 

 

пракаша-крия-стхити-шилам бхута-индрия-атмакам бхога-апаварга-артхам дришьям (II. 18)

Благодаря непрерывной, сфокусированной практике, осуществляемой на фоне наблюдения и погруженности, садхака перестает попадать в ловушку удовольствия чувств и направляется к чистому видению души (см. тад-артха эва дришьясья атма (II. 21)); принципы природы существуют в этом состоянии исключительно для того, чтобы помочь созерцателю оставаться освобожденным.

 

праятна-шаитхилья-ананта-самапаттибхьям (II. 47)

Когда исчезает сопротивление и усилие, исполненное усилия, преобразуется в усилие без усилий, садхака становиться бдительным и претерпевает изменения и трансформации. Кроме того, он соприкасается с бесконечным и бессмертным пурушей , обитающим внутри как чити шакти (атма шакти ), преобразуя двойственный ум в ум однородный, простой и неискушенный, лишенный невежества и высокомерия.

 

Вот каким образом в практике йоги рождается союз пракрити и пурушеи . Йога становится инструментом, с помощью которого снимается шелуха с внутренних слоев:

 

 

сва-свами-шактьо сва-рупа-упалабдху-хету самьога (II. 23)

Союз созерцателя со зримым жизненно важен для созерцателя, без него он не сможет обнаружить свою истинную природу. Можно достичь этого состояния через йогическое знание и практику, в процессе которой 24 принципа природы начинают растворяться в источнике природы, позволяя утвердиться созерцателю (смотрите вивека-кхьяти авиплава хана-упая (II. 26)).

 

дриг-даршана-шактьо эка-атмата ива асмита (II. 6)

Созерцатель извечно чист. Когда чистый созерцатель соединяется с праной , он в качестве индивидуальной сущности отождествляется с вритти . При этом читта принимает отождествленного созерцателя за чистого созерцателя, обитающего внутри.

 

бхувана-джнянам сурье самьямат (III. 27)

Когда обретается чистота тела и достигается свобода от колебаний мыслительных волн, пуруша , созерцатель, обитающий в теле, сияет словно Солнце, чей свет никогда не гаснет.

 

тасья бхумишу винийога (III. 6)

Обретая посредством йоги знание, основанное на опыте, садхака должен использовать свою мудрость в повседневной деятельности и делиться ею со своими собратьями.

 

Мой путь йоги – это путь не монаха и не домохозяина. Мой путь годится для всех.

Я преданный, ревностный практик, которому было суждено жить в этом мире и делиться своим знанием с вами. Я живу в миру, сталкиваюсь с требованиями и ожиданиями своей семьи и общества и стараюсь отвечать на них. Вместе с тем я остаюсь преданным собственной садхане , и моя преданность рождается в глубинах моего существа.

 

 

ритамбхара татра праджня (I. 48)

Когда садхака погружается в практику, он претерпевает внутренние изменения и очищение, которые рождают зрелую, взвешенную мудрость. Обратите внимание на связь этой сутры со следующей.

 

прасамкхьяне апи акусидасья сарватха вивека-кхьяте дхарма-мегха самадхи (IV. 29)

Человек, свободный от неприязни и недугов, сохраняет постоянную сфокусированную осознанность от скелетно-мышечного тела до духовного царства. При этом он живет в добродетели, которая нисходит на него подобно потоку ливня. Обратите внимание на сходство между ритамбхара праджней (I. 48) и дхарма-мегха самадхи (IV. 29).

 

тата клеша-карма-нивритти (IV. 30)

Он преодолевает все типы действия. Карма – это действие в целом. Действия, имеющие мотив, относятся к викарме , благие действия – к сакарма , а действия без амбиций и побуждений – к нишкама карма . Патанджали утверждает, что отныне действия, совершаемые с идеальной точностью, помогают людям освободиться от разрушения и страданий. Их действия не приносят вред ни им самим, ни окружающим.

 

йога-анга-ануштханат ашуддхи-кшае джняна-дипти авивека-кхьяте (II. 28)

Такой способ преданной практики, включающей все аспекты йоги, полностью избавляет от загрязнений, позволяя венценосной мудрости сиять во всей славе и открывая доступ к семи состояниям праджни – осознанности.

 

Он говорит о величайшем воздействии йоги самыми простыми словами:

 

 

тасья саптадха пранта-бхуми праджня (II. 27)

Чтобы достичь непрерывного потока внимательной осознанности, нужно обладать исчерпывающим знанием о различных оболочках созерцателя: шарира-джняна, индрия-джняна, прана-джняна, маноджняна, буддхи парипаква-джняна (поспевший разум), читта-джняна и атма-джняна . Йога Васишта и Вьяса по-разному толкуют праджни {63}.

 

 

Пракрити пуруша джая

 

В Вибхути-паде Патанджали не только подробно перечисляет йогические достижения, но и описывает последовательное покорение пракрити и пуруши :

 

А. Бхута джая – господство над элементами

 

 

стхула-сварупа-сукшма-анвая-артхаваттва-самьямат бхута-джая (III. 45) {64}

Внутреннее распространение внимания вместе с пониманием назначения союза внутреннего тела с наружным дает господство над элементами (бхуты ).

 

Б. Танматра джая – господство над инфраструктурными свойствами элементов

 

 

тато’ нима-ади-прадур-бхава кая-сампат тад-дхарма-анабхигхата ча (III. 46) {65}

Как я уже упоминал, многие связывают эту сутру с ашта-сиддхи (восемь сверхъестественных сил). Я же думаю, что она предполагает господство над инфраструктурными (ану ) свойствами элементов (танматры ), то есть танматра джаю , поскольку речь в ней идет о богатстве тела (кая сампат ) и господстве над чувствами восприятия.

 

В. Шарира джая – господство над телом

 

 

рупа-лаванья-бала-ваджра-самхананатвани кая-сампат (III. 47)

Совершенство тела заключается в свойственных ему красоте, изяществе, силе, плотности и блеске.

 

Г. Индрия джая – господство над органами действия и чувствами восприятия

 

 

грахана-сварупа-асмита-анвая-артхаваттва-самьямат индрия-джая (III. 48) {66}

Интеграция индрий в асане и пранаяме дарует господство над органами действия, чувствами восприятия и умом.

 

Д. Маноджая – господство над умом и сознанием

 

 

тата мано-джавитвам викарана-бхава прадхана-джая ча (III. 49) {67}

Поскольку ум – наружный слой сознания, когда над ним устанавливается господство, господство устанавливается и над сознанием. Благодаря господству над умом и сознанием индивидуальный ум преобразуется в универсальный, космический ум, космический разум (махат ).

 

Е. Постижение созерцателя

 

 

саттва-пуруша-аньята-кхьяти-матрасья сарва-бхава-адхиштхатритвам сарва-джнятритвам ча (III. 50) {68}

Когда постигается различие между знанием природы и знанием созерцателя, на поверхность всплывает мудрость созерцателя.

 

Ж. Атмаджая – видение созерцателя

 

 

пуруша-артха-шуньянам гунанам пратипрасава кайвальям сва-рупа-пратиштха ва чити-шакти ити (IV. 34) {69}

Тогда появляется исполненная света душа, созерцатель, которая подчиняет махат и утверждает себя в своей естественной чистоте.

Цель йоги заключается в том, чтобы дать садхаке представление о 24 принципах природы, дабы он смог прожить оставшуюся жизнь, освещенный пламенем души.

Пребывая в состоянии высшего знания и мудрости, освещенный пламенем души, он делится своим знанием (винийога ) с теми, кто пришел к нему за помощью.

 

Сегодня учебные заведения, обучающие йоге, предлагают получить диплом, степень, стать магистром и даже доктором йоги. Патанджали, несмотря на великую атма-даршану, академическим языком говорит о получении дипломов и степеней в йоге.

Внимательно читая, начиная с сутры III. 45, становится ясным, что основатель йоги предполагал несколько степеней квалификации в йоге. Сутры 45 и 47 – дипломную квалификацию, сутры 46 и 48 – степень бакалавра, сутры 49 и 50 – магистра, а 55 и 56 – доктора йоги. Все ли учебные заведения придерживаются описанной Патанджали системы? Я не уверен.

Таким образом, йога, начинаясь с понятия колеблющихся мыслительных волн, раскрывает способы развить устойчивость и обрести безмолвие сознания, чтобы жить в пламени души, отдавая все свое существо на милость Сришти-карты – Всевышнего Господа.

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 178; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!