XII. Садхана крама – методы практики



 

Садхана – это попытка исследовать единство индивидуальной сущности с сущностью универсальной и достичь его по возможности в самые короткие сроки.

Садхака должен стремиться к совершенству в своей садхане.

Прежде чем рассмотреть йогу в ее практическом аспекте, рассмотрим садхана краму , различные методы в практике.

Должен заметить, что определить понятие садханы крайне сложно, поскольку она чисто субъективна. Я уже упоминал о том, как мой гуру познакомил меня с йогой в 1934 году, когда мне было 15 лет. Знакомство это состоялось на чисто физическом уровне. Поскольку я был крайне негибким во всем, гуру был уверен, что асаны – мой предел. Но как бы то ни было, для меня даже в таком нежном возрасте его уроки были йогой.

Со скудным практическим и нулевым теоретическим багажом я на полгода был отправлен в Пуну обучать учащихся школ и колледжей, в основном в рамках занятий физической культурой. В йогашале в Майсоре йогу преподавали преимущественно на телесном уровне. И я начал обучать в том же духе.

Судьбе было угодно, чтобы я учился на собственном опыте. Я стал задумываться о поведенческих паттернах собственного тела, мозга, ума, интеллекта и наблюдал за этим у своих учеников. Зачастую в процессе практики мое тело и ум были сами по себе, вне сотрудничества друг с другом. Сама практика была нецеленаправленной. Если другие слои моего существа не возражали, во время занятий я тщательно исследовал свой ум. Подчас тело усердно старалось, но казалось, что интеллект головы и сердца в этом не участвует. Такая практика истощала физические силы и силу воли. Нередко я поддавался негативным мыслям. Чтобы преодолеть их, я занимался более интенсивно в надежде, что в темноте забрезжит свет.

Чтобы исследовать самого себя, я экспериментировал. Так, иногда включал в работу тело, но не включал ум. Иногда, наоборот, занимался исключительно «от ума», наблюдая за реакциями тела и изучая их. Таким образом я взял за привычку мысленно переключаться на тело, когда ум не желал работать, и задействовал ум, когда у тела не было сил продолжать. К тому же я часто отстранялся от тела и ума, воспринимая их отдельно от себя, и непосредственно включал в практику Сущность. Все это я использовал как практические инструменты развития.

Этот метод привнес ясность и укрепил мою уверенность в себе. Его отличает целостность, поскольку он предполагает совместное участие тела, ума и сущности в установлении равновесия между вниманием, вытяжением и расширением внутри самих себя. Практикуя асаны подобным образом, я сумел интегрировать грубое, физическое тело с тонким телом, то есть с умом, а в дальнейшем – достичь интеграции с Сущностью, которая образует тело каузальное. Плотное, наружное тело (стхула шарира ) – это скелет и мышцы. Физиологическое тело, органы действия, чувства восприятия и наружный ум часто остаются связанными с внешним слоем. Разворачиваясь на 180 градусов, наружный ум преобразуется во внутренний, именуемый антарендрией. Антарендрия манас, буддхи, ахамкара и читта образуют тонкий слой (сукшма шарира ) внутреннего ума. Дхармендрия (совесть) и сакара пуруша , созерцатель внутри формы (ахам-акара, дживатман, атман , исполненный жизни) образуют каузальное тело (карана шарира ). Для пуруши все они являются инструментами просветления. Вместе с тем их нередко используют для того, чтобы привязать сакара пурушу к мыслительным волнам сознания (см. Й-с., I. 4).

Десятилетия практики привели к тому, что сейчас мое тело (поле, кшетра ) моментально посылает сигнал созерцателю (игрок на поле, кшетраджня ), если какая-то его часть окажется без внимания.

Прилагая разнообразные усилия – иногда нужные, иногда нет, я стал различать, когда и каким образом синергичные друг другу ощущения от кожи до созерцателя и от созерцателя до кожи могут быть сведены воедино. Сегодня моя практика осуществляется без усилий, я не ощущаю разницы между телом и созерцателем. Я занимаюсь так, что первоэлементы и их инфраструктурные свойства (танматры ) распределяются равномерно, не отклоняясь и не варьируя. При этом ум, разум и сознание пребывают в постоянном контакте с движениями тела. Таким образом, в практике я отдаю себя и садхану на милость невидимой силы, Господа, который обитает внутри каждого из нас. Вот на каком этапе садханы я нахожусь в настоящий момент.

В течение первых трех лет, последующих после моего переезда в Пуну, местные органы образования продлевали мое пребывание на каждые полгода. За это время мои занятия стали посещать и взрослые. Их физические и эмоциональные проблемы открыли мне глаза и прояснили ум. Я увидел, каким образом могу помочь им в решении их затруднений при помощи асан . Я привел свой мозг в контакт с телом, и они стали работать сообща. Я начал заниматься таким образом, чтобы мозг добрался до внутреннего тела и ощутил происходящие в нем изменения. Так мой мозг научился чувствовать и переживать внутренние реакции.

В процессе внутреннего поиска я вынужден был действовать, рефлексировать, ре-рефлексировать и реагировать, чтобы обнаружить, как диапазон действий и вибраций расширяется и охватывает каждую мышцу. Это порождало чувство удовлетворения. Если я начинал испытывать неудовлетворение или меня одолевали негармоничные, негативные чувства, я находил способ избавиться от них.

Мое внутреннее исследование обернулось тем, что я научился оценивать действия в любом участке суставов, сухожилий, связок, мышц и капилляров. Экспериментальным способом, путем проб и ошибок я стал постепенно понимать работу тела, а вместе с этим и то, какого рода преобразования должны происходить с умом. И я сподвигал на это тех, кто приходил ко мне с соматопсихическими и психосоматическими заболеваниями. Наблюдая за тем, какие изменения происходили с телом и умом моих учеников, я все глубже проникал в предмет своей работы.

Поначалу я был полон тревог, терпел неудачи и разочарования. Из-за этого меня постоянно одолевали сомнения, стоит ли продолжать свои изыскания. Тем не менее я практиковал усиленно и непрерывно, и с годами подобная работа укрепила мой ум и позволила ему принять вызов, который бросали боль, неудачи и разочарования. С несокрушимой силой воли я начал исследовать и изучать собственную практику, пока мой ум не обрел уверенность. С этой уверенностью я продолжал свои занятия, пока тело не обрело привлекательность, а ум – элегантность.

Я улавливал неправильные движения болезненных мышц и суставов, сравнивая их с правильными движениями тех же участков тела с другой стороны, которые ощущались как приятные. После этого я выходил из асаны и выполнял ее снова, внося такие поправки в позу, которые позволяли развивать проблемную сторону. При этом движения каждой мышцы и сухожилия вместе с движением энергии и разума в них выравнивались словно на весах правосудия.

 

 

тат-пратишедха-артхам эка-таттва-абхьяса (I. 32)

Лейтмотивом моей садханы стало внесение поправок в негармоничную структуру тела. Кроме того, практикуя асаны с целенаправленным усилием, я стал улавливать движение или отсутствие такового в различных оболочках тела.

 

 

Садхана крама

 

Садхана – ключевое понятие йоги. Оно предполагает усилие, но фактически ощущение усилия как такового отсутствует в садхане . Если действие нуждается в очищении (шодхана ), то для садханы требуется пытливый, критический ум. Чтобы избавиться от недостатков тела и выполнить асану так, чтобы она исполнилась благодати (шобхана ), необходимо высушивание и впитывание (шошана ). Когда усилие, исполненное усилия, преобразуется в состояние без усилия, практикующий переживает спокойствие и легкость шаманы . Если соблюдать эти четыре правила (шодхана, шошана, шобхана и шамана ) с самого начала и при этом правильно выполнять каждую асану, пранаяму и дхьяну , можно пережить состояния, описанные в контексте сампраджнята самадхи в сутре I. 17: витарка-вичара-ананда-асмита-рупа-анугамат сампраджнята . Трактуя эту сутру, я соотношу шодхану с уровнем витарки , логического рассуждения; шошану – с вичарой , исследованием и синтезом; шобхану – с анандой , миловидностью тела; шаману – с ослепительной элегантностью асмита-рупа-праджня (осознавание Сущности). Таким образом эти четыре аспекта садханы становятся полем (кшетра ) для садхака .

Второй после шобханы шаг, шошана , связан с вичарой, когда во все проанализированные участки аккуратно вносятся поправки. Это стадия погруженности, которая оборачивается анандой , соотносимой с шобханой (выполнение, исполненное благодати). В этой погруженности усилия и экспрессия исчезают, и садхака пребывает в простом, чистом состоянии асмита праджни , в котором нет ни приобретений, ни потерь, ни избытка, ни недостатка.

При подлинной садхане практикующий напитывает плоть потоком крови, натирает умом каждую клетку и вычищает разум, сжигая семена разрушения. Все это способствует мягкому, равномерному протеканию праны , наполняющей жизнью саму сердцевину существа.

Достичь этого помогают асаны , в которых кости, суставы, ткани и волокна принимают правильное положение без растяжения, перелома и сжатия.

Асаны предназначены, наконец, для того, чтобы распространить Пламя Сущности по всему телу, словно Сущность сама исполняет их с помощью своих агентов – тела, ума, разума и сознания.

Этот опыт – нектар садханы , и вкусить его должен каждый садхака .

По Патанджали, глубокая йогическая садхана имеет два аспекта: полное предание Высшему Существу (Ишвара пранидхана ) и аштанга-йога . Если первый аспект предполагает путь отрешенности (вайрагья ), свободу от мирских радостей и присоединение к Ишваре , то второй подразумевает метод практики (абхьяса крама ).

Не забывайте, что два аспекта практики не существуют по отдельности, а дополняют друг друга. Они связаны между собой как части одного йогического процесса. Если восемь составляющих аштанга-йоги ведут к постижению собственной сущности окольными тропами, то Ишвара пранидхана (I. 23) предлагает прямую дорогу к этой цели.

 

 

Ишвара-пранидханат ва (I. 23)

Ишвара пранидхана – это полная отдача себя на милость Господа, который является первым и главнейшим гуру, пребывающим за пределами страданий, действий и их плодов.

 

Такое предание себя Господу не под силу обычному садхаке . Этим объясняется необходимость в аштанга-йоге , втором аспекте садханы . Патанджали говорит о ней как о крия йоги , при которой практика (абхьяса ) и отрешенность (вайрагья ) проявляются через тапас, свадхьяю и Ишвара пранидхану (II. 1). Это садхана трая , три грани садханы .

 

Садхана крия

 

Я рассматриваю садхана крию с трех точек зрения – садхана трая, садхана крама и садхана стамбха .

1. Садхана трая : к трем уровням садханы относятся бахиранга, антаранга и антаратман . Когда бахиранга и антаранга сливаются воедино, они достигают своего апогея в антаратман садхане , поскольку любая функция и любое действие проистекает из антаратмана, и кульминируют в нем.

2. Садхана крама : это последовательное разделение на тапас, свадхьяю и Ишвара пранидхану .

3. Садхана стамбха , столпы практики: это основные качества, которые садхака должен развить, дабы достичь цели йоги, видения созерцателя. Здесь два аспекта садханы, Ишвара пранидхана и аштанга-йога , сближаются, позволяя ощущать благоухание и вкус практики.

 

 

тапа-свадхьяя-Ишварапранидханани крия-йога (II. 1)

Тапас – это действие в йоге. Этот термин также обозначает рвение, страсть к изучаемому предмету. Свадхьяя – это усиление интеллекта вместе с разумом в практике асаны, пранаямы и дхьяны. Ишвара пранидхана – это контакт с сердцевиной существа (пуруша ), переплетение с ним и ощущение его присутствия в клетках тела.

 

Садхана – это приобретение знания о собственной сущности через духовные тексты и подтверждение полученного извне знания на практике (свадхьяя ). Предание себя Господу – это Ишвара пранидхана . Все вместе – акты йогической садханы . Фактически три акта йоги символизируют корневую мантру аум. Аум – это джапа , молитва, которой присущи артха , цель и средство, и бхавана , чувство, испытываемые от мантры . Первая буква, акара, соответствует тапасу , вторая, укара,свадхьяе , а третья, макара , символизирует Ишвара пранидхану .

В этой главе я не ссылаюсь на сутры II. 43–II. 45, в которых Патанджали определяет тапас, свадхьяю и Ишвара пранидхану как элементы ниямы . Скорее я обращаю внимание на то, как эти три фактора поднимают человека на более высокие, благородные ступени садханы в соответствии со своим содержанием (смотрите таблицу).

Тапас – это бахиранга садхана, свадхьяя – антаранга садхана, Ишвара пранидхана – антаратман садхана. Аннамая и пранамая коши , скелетно-мышечное и органическое тело, представляют собой наружные оболочки (бахиранга ) сущности; маномая и виджнянамая коши , ментальное и интеллектуальное тело, представляют собой внутренние оболочки (антаранга ), а анандамая коша представляет собой глубинную оболочку (антаратман ).

 

Сущность – это главным образом семя, которое помогает садхаке контролировать наружные оболочки (бахиранга ) и очищать внутренние (антаранга ), чтобы он смог проникнуть глубже, отследить и постичь Сущность. Для этого необходимо пройти четыре стадии садхана крамы, поскольку эти внешние аспекты содержат в себе и средства, и цель.

 

Тапас

 

Тапас объединяет яму, нияму, асану и пранаяму . Это решительное усилие в садхане :

 

 

татра стхитау ятна абхьяса (I. 13)

Он начинается с устойчивой, исполненной усилий практики ради того, чтобы искоренить загрязнения (мала ) тела, а затем усмирить и успокоить движения сознания (читтавритти ), дабы достичь однонаправленного внимания (экаграта читта ).

 

са ту диргха-кала-найрантарья-саткара-асевита дридха-бхуми (I. 14)

Чтобы заложить прочный фундамент для осуществления дальнейших усилий, практику нужно продолжать усердно и старательно в течение длительного времени. При этом практиковать следует интенсивно и глубоко.

 

крама-аньятвам паринама-аньятве хету (III. 15)

Это требует постоянного изучения изменений и преобразований внутри ума, разума и сознания при одновременном, последовательном прохождении на практике ее стадий, описанных в садхана краме .

 

Опытность в усмирении сознания достигается путем устойчивого усилия. Это определяется в сутре III. 9 и последующих:

 

 

вьюттхана-ниродха-самскарайо абхибхава-прадурбхавау ниродха-кшана-читта-анвая ниродха-паринама (III. 9)

Переживая глубокие спокойные впечатления, которые возникают между прибывающими и убывающими мыслительными волнами, посредством наблюдения человек должен не только увеличивать мгновения тишины, но также делать их устойчивыми, продолжительными, естественными и лишенными усилий.

 

тасья прашанта-вахита самскарат (III. 10)

Это устойчивое, без усилий, естественное спокойствие помогает сознанию двигаться к духовному поглощению, самадхи паринаме .

 

сарва-артхата-экагратайо кшая-удаяу читтасья самадхи-паринама (III. 11)

Несмотря на устойчивость усилия, волнам ума естественно прибывать и убывать незаметно для человека. Таким образом, важно поддерживать однонаправленное внимание (I. 13) на фоне длительной, непрерывной и бдительной практики (I. 14).

 

тата пуна шанта-удитау тулья-прятьяяу читтасья экаграта-паринама (III. 12)

Практику нельзя прекращать, даже если однонаправленное внимание (экаграта ) или ощущение самадхи становятся постоянными (см. также I. 20).

 

Тапас – это шоддхана крия садханы .

 

Свадхьяя

 

Внимательность, рефлексия и ре-рефлексия в практике жизненно необходимы для развития мастерства садханы . Без них нельзя избавиться от невидимых загрязнений, омрачающих разум.

 

 

тат-пратишедха-артхам эка-таттва-абхьяса (I. 32)

Неприятные ощущения, неправильные действия или негармоничные чувства (свойства випарьяи, викалпы, раги и двеши ), а также недостатки собственной практики должны быть устранены или исправлены не только на фоне однонаправленного внимания, но также с различающим наблюдением и рефлексией. В процессе садханы должен ощущаться общий поток энергии (прана ) и осознанности (праджня ), который растекаются мягко и непрерывно, наполняя каждую клеточку тела.

 

Садхана , в которой равновесие и восприимчивость сочетаются с рефлексией и помогают достичь интеллектуального мастерства (теджас ), позволяет садхаке слить воедино грубые (притхви и ап ) и тонкие (ваю и акаша ) элементы созерцателя.

Поскольку макрокосм – это отображение микрокосма, и наоборот, пять элементов соотносятся с пятью оболочками (коши ) Сущности. Аннамая , скелетно-мышечное тело, соответствует элементу притхви; пранамая , органическое тело, – элементу ап ; ум – элементу теджас ; интеллектуальная оболочка – элементу ваю , а ананда , Сущность, – элементу акаши .

Все пять оболочек на фоне взаимодействия и согласования элементов позволяют постичь созерцателя.

Это предполагает шошана крию садханы с самоизучением (свадхьяя ).

Свадхьяя присутствует на всех ступенях йоги от ямы до дхьяны , особенно в пратьяхаре, дхаране и дхьяне, однако без постоянной практики тапаса, совершая одну лишь свадхьяю, полноценная садхана невозможна.

 

Ишвара пранидхана

 

Интересно, что в первой главе Патанджали связывает йогу с бхакти-маргой , рассказывая, как успокоить движения сознания через полное предание себя Господу. Быть может, осознавая, что это под силу далеко не каждому, он знакомит нас с последовательным и расширенным методом в форме аштанга-йоги .

 

 

самадхи-сиддхи Ишвара-пранидханат (II. 45)

Садхака может испытать самадхи и достичь совершенства в нем путем полного предания себя Господу (Ишвара ).

 

Благодаря последовательному, ритмичному корректированию садханы паньчабхуты тела, чувств, ума и разума качественно преобразуются, а оболочки тела очищаются, открывая путь к вершинам совершенства. Тело, ум, разум и сознание очищаются и становятся прозрачными, словно бриллиант. Я убежден, что существует тесная связь между тремя cтупенями, рассматриваемыми в главе II (тапас, свадхьяя и Ишвара пранидхана ), и преобразованиями (паринама ) в садхане .

 

 

этена-бхута-индриешу дхарма-лакшана-авастха-паринама вьякхьята (III. 13)

Позвольте объяснить это более подробно. Бытие имеет тамастическую природу (дхарма ). Его следует подтолкнуть к раджасическому состоянию, чтобы оно перешло к Очищению (лакшана ). Для этого нужно развивать и совершенствовать все покровы Сущности. Тогда Очищение превращается в ослепительное, саттвическое состояние Бытия. В этом заключается апогей (авастха ) садханы. Утвердившись на вершинах садханы , можно с легкостью сдать себя на милость Господа (III. 56).

В этом заключается шобхана крия садхана крамы .

 

Непрерывная, ревностная практика садханы обеспечивает трансформацию садхака. Садхана (тапас ) становится его дхармой ; трансформация, которая ведет к очищению, становится его лакшаной в форме знания о своей сущности (свадхьяя , и затем он обретает высшее единство сознания с Сущностью, состояние подлинности, авастхи . Здесь внутренний голос Сущности предлагает единство с Ишварой , достигая апогея в бхакти . В этом заключается окончательная цель садханы .

 

 

саттва-пурушайо шуддхи-самье кайвальям ити (III. 56)

Когда элементы тела, ума и разума преображаются и возносятся до уровня просветляющего разума созерцателя, разделение между кшетра и кшетраджня исчезает и остается лишь ослепительная осознанность (праджня ). В этом заключается совершенство садханы .

Это шамана крия садхана крамы .

 

Аштанга-йога совмещает в себе искусство (кала ), науку (виджняна ) и философию (веданта, праджнята ).

Патанджали относит к кале , искусству жизни, предписания ямы и ниямы . В известном смысле асаны также можно рассматривать как искусство. С другой стороны, они наряду с пранаямой и пратьяхарой выступают в качестве экспериментальной науки (виджняна ). Дхарана, дхьяна и самадхи , будучи связанными с Сущностью, полностью экспериментальны, основаны на опыте (праджнята ).

 

 

траям экатра самьяма (III. 4)

Патанджали называет дхарану, дхьяну и самадхи в целом интегрированным единством (самьяма ).

 

траям-антарангам пурвебхья (III. 7)

Он оговаривает, что последние три аспекта йоги по сравнению с предыдущими пятью являются антаранга . Я глубоко убежден, что асана, пранаяма и пратьяхара подразумевают бахиранга самьяму . Я делаю этот вывод на том основании, что Патанджали говорит об антаранга самьяме , объединяя в одно целое дхарану, дхьяну и самадхи . Поскольку яма и нияма являются универсальными предписаниями, касающимися образа жизни, то эти элементы йоги относятся к кале , то есть искусству проживания жизни.

 

Три структурных элемента аштанга-йоги способствуют трансформации садхаки и позволяют ему осознать уровень, которого он достиг в своей садхане . Кроме того, садхака получает возможность сосредоточиться на более тонких и благородных состояниях сознания.

 

 

нирмана-читтани асмита-матрат (IV. 4)

Сконструированное сознание (паринама читта , или нирмита читта ) прорастает из ощущения Я-деятеля, ахамкары . Когда это сконструированное, искусственное сознание преобразуется в сознание, исполненное чистоты абсолютной Самости, то это возделанное сознание распознается как асмита или сасмита («са» – «благодатный»; «асмита» – «сущность», «я», смотрите также I. 17). Это кутастха читта , или, по-другому, нирмана читта , преобразующаяся в дивья читту .

 

шрута-анумана-праджнябхьям анья-вишая вишеша-артхатват (I. 49)

В этом состоянии приходит знание из первых рук и мудрость, которые отличаются от знания, получаемого из книг, откровений или путем умозаключений, и превосходят его (I. 7).

 

тасья-апи ниродхе сарва-ниродхат нирбиджа самадхи (I. 51)

Он отсеивает все переживания и чувства, ощущаемые до сих пор, которые гаснут, словно огонь, когда из него вытаскивают дрова. В момент, когда очищенная читта преображается в созерцателя, он переживает состояние без семени (нирбиджа самадхи ).

 

Это антаратмический аспект йоги, апогей садханы , который достигается, когда остатки следов и впечатлений полностью испаряются из сознания.

Позвольте обратиться теперь к Бхагавад-гите:

 

 

паттрам пушпам пхалам тоям йо ме бхактья праяччхати / тад ахам бхакти-упахритам ашнами праята-атмана // (Б-г., IX. 26)

На первый взгляд эта шлока кажется незамысловатой: «Лист, цветок, плод или воду, если кто Мне приносит с любовью, Благоговейное приношение это Я принимаю от смиренного духом».

Садхака – это бхакта на избранном им поприще, поэтому этот стих имеет отношение ко всем нам.

Для меня как для бхакты йоги, патра , листья символизируют ум (манас ), пушпа , цветы – разум (буддхи ), пхала , плоды – сознание (читта ), а тоя , вкус (раса ) – ахамкару .

Обратите особое внимание на последние слова этого стиха – они имеют огромное значение для таких садхак , как мы с вами. Это слова о том, кто полностью отделил ахамкару от читты и тем самым лишился эгоизма, стал чист сердцем и чужд греха.

 

Дхарма читты – это чинтана. Чинтана обозначает рефлексию на объективные мысли, которые могут быть исполнены печали или радости.

Поднести лист, цветок, плод или воду, пребывая в благодатном состоянии читты, – значит сдать себя на милость Господа, который с любовью принимает сей дар.

По моему мнению, лист символизирует ум, который колеблется подобно листьям на ветру, неважно, наполняют его чувственные или духовные мыслительные волны. Если чувственные мысли ведут к негативному мышлению, духовные ведут к позитивному. Листья шевелятся на ветру. В то же время, колыхаясь, они помогают дереву впитывать энергию для здорового роста.

Большинство людей совсем не думает о том, чтобы преобразовать суетливый ум в конструктивное однонаправленное внимание. Для развития чистого, беспристрастного ума ум необходимо возделывать. Если сознание пребывает в чувственных радостях (бхогартха ), жизнь оканчивается в скорби. Если посредством йогической практики мысли устремляются в сторону вечного блаженства (апарварга ), сознание преображается и исполняется зрелой мудрости. Таким образом, оно превращается в сознание, лишенное греха.

Когда это происходит, разум распускается подобно цветку, который превращается в ароматный плод. Я называю это парипаква читтой (сознание, поспевшее целиком и полностью).

Чтобы развить зрелость сознания как плод джняны или кармы , ум, буддхи и читту следует напитать ахамкарой , которая представляет из себя тоям , воду. Подобно воде, которая стекает вниз, ахамкара (Я-деятель), чье вместилище находится в мозге, должна устремиться вниз, дабы напитать сознание, обитающее в области сердца, таким образом, чтобы раса , вкус, увлажнила читту помыслами, исполненными духовной мудрости.

Если поднести Господу асану или пранаяму с чистым умом, зрелым разумом, рассеянной ахамкарой и поспевшим сознанием, Господь примет их с любовью и разделит радость садхаки .

Садхаке необязательно подносить лист, цветок, плод или воду – достаточно поднести асану или пранаяму и сделать это от чистого сердца и чистого ума.

Великие ачарьи прошлого и такие святые, как Шри Рамакришна и Шри Рамана из Арунакалы, были способны на полную Ишвара пранидхану . В отличие от них, нам, простым смертным, может, и не удастся отдать себя на милость Господа в этой жизни, и нам потребуются следующие жизни, чтобы достичь этой цели (смотрите сутру III. 23){55}.

 

 

набхи-чакре кая-вьюха-джнянам (III. 30)

Созерцание набхи чакры , или, по-другому, манипурака чакры, является бахиранга самьямой (асана, пранаяма и пратьяхара ). В нем рождается полноценное, чистое знание и понимание всего тела.

 

Изучение ума, разума, я-деятеля и сознания путем дхараны, дхьяны и самадхи рождает:

 

 

пратибхат ва сарвам (III. 34)

Ясность интеллекта головы,

 

хридае читта-самвит (III. 35)

и чистоту разума сердца,

 

мурдха-джьотиши сиддха-даршанам (III. 33)

и наставления на духовном пути от великих мастеров, гуру.

 

саттва-пурушайо атьянта-асамкирнайо пратьяя-авишеша бхога пара-артхатват сва-артха-самьямат пуруша-джнянам (III. 36)

Когда чисты разум и сознание, садхака не только постигает различие между разумом и душой, но и соприкасается с духовным миром в состоянии полного отсутствия эгоизма.

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 208; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!