Садхана стамбха (столпы садхака и садханы)



 

Чтобы обрести это состояние, нужно помнить о четырех столпах практики, служащих трамплином для прыжка на завершающий уровень садханы .

 

 

шраддха-вирья-смрити-самадхи-праджня-пурвака итарешам (I. 20)

Садхаки подразделяются на четыре типа (мриду, мадхьяма, адхиматра, тивра ), а практика покоится на четырех столпах. Это: а) доверие (шраддха ); б) физическая, нравственная, ментальная и интеллектуальная сила воли (вирья ); в) воспоминания и постоянные отпечатки, которые накапливаются в процессе практики и образуют память (смрити ); г) глубокая созерцательная осознанность при достижении души (самадхи праджня ). Это четыре фундаментальных столпа практики.

 

Таким образом, садхана крама закладывает прочную основу для практики, предупреждая дисгармонию в теле и садхане или избавляя от нее. Она также оберегает садхаку и содействует ему на первых четырех ступенях йоги – ямы, ниямы, асаны и пранаямы . Результат на этих ступенях обеспечивается дружелюбием, состраданием, радостью и беспристрастием по отношению к успеху и неудаче. Когда дисгармония исчезает, в стремлении к целостности жизни садхака приближается к внутренним вратам ума.

 

Примечание

 

Я настоятельно призываю постоянно перечитывать сутры, посвященные садхане :

I. 12, 14, 32, 33; II. 15, 16, 30, 32, 33, 35, 36, 37, 38 и IV. 3.

 

 

XIII. Адхапатана рекха в садхане – лезвие бритвы йоги

 

В некоторых сутрах Патанджали призывает садхаку проявить осторожность, чтобы не лишиться милости йоги из-за гордыни в связи с успехом.

Толкователи йогических трактатов и мастера йоги обращают особое внимание на изречение из упанишад , в котором практика йоги уподобляется хождению по лезвию бритвы или балансированию на краю обрыва. Это сравнение вполне уместно. Ниже я перечисляю сутры, в которых Патанджали описывает лишение милости йоги.

Девять антарай – болезнь, вялость, лень, нерешительность, халатность, недостаток суждения, иллюзии, неспособность до конца довести выбранное дело и неспособность сохранить достигнутое (I. 30) – вызывают печали и скорби (II. 3). Колеблющееся сознание, исполненное болезненных и неболезненных, воспринимаемых и невоспринимаемых мыслей (I. 5), порождает усталость, уныние и затрудненное дыхание (I. 31), неважно, отдаем мы себе в этом отчет или нет. На фоне невежества это, в свою очередь, вовлекает созерцателя на объекты окружающего мира (I. 4). Возможно также, что имитатор (ахамкара ) обязан своей силой нарушениям, которые омрачают созерцателя.

В силу всего этого необходимо усмирять вритти . Если этого не делать, малая сущность попадает в ловушку читты и читта вритти . Фактически малая сущность настолько допускается в работу читты , что начинает воспринимать себя частью сознания.

Как малая, так и Большая сущность пребывают в одной и той же обители. Малая сущность легко попадает в ловушку волн и движений сознания (читта вритти ), а это нарушает гармонию совести, я-деятеля и ума (антарендрия ), омрачая великолепие созерцателя.

 

 

вритти-сарупьям итаратра (I. 4)

Пренебрегая собственной природой, пуруша с помощью сакара рупы (форма) связывается с объектами чувств и под влиянием этого забывает, что Он находится в собственной обители.

 

Подобно тому, как пламя окутывает дым, зеркало покрывается пылью, а эмбрион – амнионом, пуруша опутывается этими препятствиями, а буддхи – психосоматическими и соматопсихическими нарушениями. Все это сказывается как на малой, так и на большой сущности (см. Б-г., III. 38 ).

Даже если садхака достигает самадхи , ему следует продолжать практику во избежании гордыни от успеха. Второе предостережение Патанджали – вирама пратьяя , которая является сиддхи , достижением. Вирама пратьяя – это своего рода плато между сабиджа и нирбиджа самадхи . Если по достижении манолаи (которое, безусловно, является большим прогрессом в йоге) садхака начинает пренебрегать практикой, он лишает себя возможности достичь маноджаи . Кроме того, подобное пренебрежение может стать причиной падения.

 

 

вирама-пратьяя-абхьяса-пурва самскара-шеша анья (I. 18)

Несмотря на то, что в состоянии манолаи созерцатель пребывает в отдохновении, это еще не маноджая . Это промежуток между сабиджа и нирбиджа самадхи , состояние пустоты (шунья ), от которого нужно проследовать к маноджае , состоянию не-пустоты (ашунья ). В противном случае возникает состояние анавастхитатвы (неспособность сохранить прогресс).

 

бхава-пратьяя видеха-пракрити-лаянам (I. 19)

Из-за переживания бестелесности в вирама пратьяе садхака может принять это состояние пустоты за апогей. На этом этапе он может слиться с махатом , космическим сознанием, первым принципом мула пракрити . Патанджали в очередной раз подчеркивает, что растворение индивидуального ума в махате не является окончательной целью.

 

сукшма-вишаятвам ча алинга-парьявасанам (I. 45)

Слившись с первым принципом природы (махат ), садхака может задержаться на этой стадии, полагая, что садхана на этом завершается.

 

тата мано-джавитвам викарана-бхава прадхана-джая ча (III. 49)

Индивидуальный ум устремляется к своему хозяину, космическому уму. В этой трансформации индивидуальный ум (манас ) вырывается из когтей чувств и сливается с космическим сознанием (махат ).

 

стхани-упанимантране санга-смая-акаранам пунараништа-прасангат (III. 52)

Небесные существа или соблазняющие люди могут пленить садхаку на этой стадии, превратив его в свою жертву. Тогда садхака лишается милости йоги. Но если он устоит перед этим искушением, а также перед искушением сверхъестественными силами и продолжит свою йогическую практику, то ему удастся уничтожить соблазн в зародыше и попасть в обитель созерцателя (кайвалья ).

 

те-самадхау упасарга вьюттхане сиддхая (III. 38)

Патанджали предупреждает, что даже достижение самадхи может стать помехой для садхаки , если он пленится успехом. Мудрец подчеркивает, что, хотя такое достижение вызывает огромное восхищение у окружающих и воспринимается как сиддхи , истинный садхака не должен стать жертвой этих успехов.

 

дриг-даршана-шактьо эка-атмата ива асмита (II. 6)

Невозделанный разум может выдавать себя за созерцателя, порождая сумятицу и замешательство.

 

нирмана-читтани асмита-матрат (IV. 4)

От сумятицы можно избавиться через правильное суждение, которое приходит в процессе изучения. Благодаря этому разум может преобразоваться до уровня сасмиты , или, по-другому, нирмана читты . Когда разум становится зрелым, имитатор (эго) исчезает из сердца садхаки и садхака переживает подлинное «ты есть то».

 

Природа исполняет разные роли, и для нас, как для людей и особенно как для садхак, в этом скрывается главная трудность. Природа может устремляться как к созерцателю, так и к объектам желания. То, какие опасности таит в себе многоликость природы, прекрасно описано в главе II и вообще во всем тексте Бхагавад-гиты.

К примеру, Кришна говорит Арджуне: «Ты… сожалеешь о тех, кому сожаленья не надо» (Б-г, II. 11); «Касания плоти… приносят страдание, радость, жар, холод, непостоянны они: приходят – уходят» (Б-г, II. 14); «Кто все желания сердца отбросил <…>, найдя в самом себе радость, тот именуется стойким в познанье» (Б-г, II. 55). И напоследок: «Как черепаха вбирает члены, так он отвлекает все чувства. От их предметов, стойко его сознанье» (Б-г, II. 58).

 

 

пракаша-крия-стхити-шилам бхута-индрия-атмакам бхога-апаварга-артхам дришьям (II. 18)

Ступая по обеим краям лезвия бритвы, садхака лицезрит как благие, так и дурные стороны природы и учится не привязываться ни к тому, ни к другому. Пракрити вместе со своими элементами может заманить в ловушку мирской жизни и чувственных удовольствий (бхогартха ). Но через отвлечение мыслей от устремленности чувств к наслаждениям пракрити может привести к свободе и блаженству (апаварга ).

 

Воздействие йоги зависит от побуждений того, кто ее практикует. Заниматься можно с целью окунуться в чувственные удовольствия или с целью обрести просветление и избавиться от мирских наслаждений. Если возделывать разум до уровня зрелости и учиться прояснять мотивацию, можно заложить прочное основание для обретения блаженства уже в этой жизни.

Невежество (авидья ) создает опасности на пути йоги. Я классифицировал эти опасности и сгруппировал вместе со способами их преодоления.

Обратите внимание на причину невежества:

 

 

витарка химса-адая крита-карита-анумодита лобха-кродха-моха-пурвака-мриду-мадхья-адхиматра дукха-аджняна-ананта-пхала ити пратипакша-бхаванам (II. 34)

Алчность, злоба и безрассудные страсти порождают невежество (авидья ) и ведут к насилию напрямую или через искушение.

Эти реакции могут быть слабыми, умеренными или сильными, приводя к бесконечной боли и сомнительному знанию.

 

тасам анадитвам ча ашиша нитьятват (IV. 10)

Поскольку страдания и невежество существуют с незапамятных времен, желания (васаны ) также существуют с незапамятных времен. Путем йогической дисциплины следует аккуратно и рассудительно развивать собственное мышление. Тогда семена невежества (авидья ) будут уничтожены в зародыше, а бесконечные страдания и желания будут остановлены. Так садхака посеет семена видьи и благодаря этому сможет следовать путем мокши .

 

Невежество (авидья ) – это причина сожалений и печалей (тасья хету авидья – II. 24). Йога видья , или йогическое знание, не только искореняет авидью , но и открывает пути к избавлению (мокша ).

Обратимся к сутре II. 25:

 

 

тад-абхават самьйога-абхава ханам тад-дрише кайвальям (II. 25)

Невежество, которое связывает созерцателя со зримым, уничтожается путем непосредственного достоверного зания, основанного на опыте и исполненного мудрости.

 

драштри-дришьяйо самьйога хея-хету (II. 17)

Из-за слияния зримого (пракрити ) с созерцателем (пуруша ) возникают вритти, клеши и антараи , искажающие сознание. В этой сутре сказано, что избавиться от этих нежелательных последствий можно, если отказаться от ненужного соединения. И хотя Патанджали определяет это как единственный способ, он вместе с тем предлагает другое средство, при помощи которого можно использовать пракрити для эволюции пуруши .

 

сва-свами-шактьо сва-рупа-упалабдхи-хету самьйога (II. 23)

Патанджали показывает, каким образом можно использовать инструменты, вызвавшие нежелательное слияние, для постижения Господина сознания посредством йога видьи . Этот способ предполагает взвешивание и оценку разума сознания и его уравновешивание с осознанностью созерцателя (праджня ).

 

 

На краю пропасти

 

Садхака подходит к самому краю обрыва и балансирует на нем по достижении экаграты , однонаправленного внимания (дхарана ), в котором мыслительные волны не возникают и не прекращаются.

 

 

тата пуна шанта-удитау тулья-пратьяяу читтасья экаграта-паринама (III. 12)

Наблюдение за поднимающимися и опадающими мыслительными волнами и пребывание в стороне от них путем поддержания устойчивости ума, разума и сознания, и непрерывное осуществление всего этого на фоне полной внимательной осознанности является экагратой .

Абсолютная внимательная осознанность может вызвать интеллектуальное опьянение, гордыню.

 

тат-чхидрешу пратьяя-антарани самскаребхья (IV. 27)

Интеллектуальная гордыня из-за знания взращивает ядовитые сорняки. Она распространяется и создает трещины в развитом буддхи и читте , через которые проникают страдания.

 

ханам эшам клешават уктам (IV. 28)

Таким образом, с целью оградить себя от опасности нужно усилить внимание и отринуть гордыню. Когда сорняки выдергиваются с корнем, практикующий достигает кайвальи .

 

тад-вайрагьят апи доша-биджа-кшае кайвальям (III. 51)

Когда садхака отрешается от успеха, который приходит в форме сиддхи , семя порока теряет свою силу и путь к кайвалье очищается.

 

саттва-пурушайо шуддхи-самье кайвальям ити (III. 56)

Для того чтобы прийти к избавлению, садхаке следует достичь совершенства в йоге так, чтобы чистота разума природы стала тождественна чистоте неизменной осознанности созерцателя (праджня ).

 

На вершине этого совершенства он переживает атма-прасадану (I. 47), и его сознание преобразуется из авидья читты в дивья читту – божественное сознание.

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 183; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!