Антропологический материалзим Л. Фейрбаха.



Фейербах - последовательный и воинствующий материалист. Для него в
мире существует лишь одно бытие - материя. Для него "Материя" и

"Бытие" понятия тождественные, и он часто употребляет одно понятие
вместо другого. Существование независимого от материи или наряду с материей духа он не признавал. Философ был основателем

антропологического принципа в философии, который потом плодотворно использовался в разнообразнейших философских школах 19-20 веков. Фейербах считает, что все философские проблемы следует разрешать через человека, полагая в центр человека. А потому материализм Фейербаха точнее было бы назвать материализмом антропологическим. Согласно Фейербаху, единственными объективными реальными вещами являются природа и человек. Он призывает перейти от размышлений о потусторонних сущностях, как это делают идеалисты, к изучению природы и человека. Основой философии, ее исходным пунктом должен быть человек, а не абсолютная идея. Поэтому Фейербах сам назвал свою философию «антропологией». Фейербах делает попытку, исходя из антропологического материализма, рассмотреть различные формы общественного сознания и прежде всего религию. Не Бог создал человека, а человек Бога. Буквально все вопросы бытия и познания Фейербах рассматривает исходя из человеческой сущности как природной, ибо он не противопоставляет человека природе, а считает человека частью природы. Приступая к характеристике природы, Фейербах указывает, прежде всего, на ее материальный характер. Природа телесна, материальна, чувственна. Материя вечна, не имеет начала и конца, т.е. бесконечна; она никем не сотворена. Причина природы находится в самой природе. Проблемы религии всегда занимали центральное место в творчества Фейербаха. Причину происхождения религии Фейербах усматривал в страхе и зависимости человека от природы и законов общественной жизни. Религия, по Фейербаху, порождается теми земными условиями, в которых находится человек. "Религия - это сон человеческого духа, но и во сне человек находится не на небе, а на земле",- писал он. Раздумья над сущностью человеческого су­щества Л. А. Фейербах начинает с критики религии. Философ рассматривает Бога как идеализированного человека. Все атрибуты Бога — человеческие идеалы, которые не на­шли воплощения в реальной жизни. Посколь­ку человек — многомерное существо, которое органически объединяет в себе физическое тело, разум, эмоции, чувства, потребности и т. п., воз­никает опасность создания иллюзорного мира, например, с помощью страха, который созда­ет абсолютных Богов, служащих человечес­кому эгоизму в поиске путей удовлетворения желаний. По мнению философа, человек выступает основой всего, что существует. Противопоставление гегелевскому идеализ­му реализуется у Фейербаха в формировании, по его же мнению, истинной философии. Та­кая философия должна основываться на мате­риализме, причем таком, который ориентиро­ван не просто на природу, а главным образом на человека, не только на разум, а и на чув­ственность. Настоящая суть реальности видит­ся Фейербаху не в самой по себе природе, а природе, которая выступает как «базис чело­века». Началом нового, материалистического периода в творчестве Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом голу он окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом. “Темой всех моих позднейших сочинении, - говорит Фейербах, - является человек как субъект мышления, тогда как прежде мышление само было для меня субъектом и рассматривалось мною как нечто самодовлеющее”. В произведении “К критике философии Гегеля” Фейербах впервые целиком и навсегда переходит на позиции материализма. Фейербах открыто склоняется к атеизму и намечает проблему психогенезиса религиозных догматов, как своеобразных метафизических иллюзий человеческого ума. В позднейших сочинениях Фейербах в ещё более резкой форме развивает свой сенсуализм, натурализм и антропологизм. Он уже склоняется к материализму и в этом отношении является одним из первых представителей неоматериализма, вышедшего из «крайней левой» гегельянства
60. Формационный и цивилизационный подход к пониманию исторического процесса.

В настоящее время наиболее популярными являются формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса.

Авторство теории общественно-экономических формаций принадлежит К. МАРКСУ.

Общественно-экономическая формация - это определенный тип общества, цельная социальная система, функционирующая на основе определенного способа производства.

Таких формаций К. Маркс выделяет пять: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и будущая коммунистическая.

В структуре формации определяющее место принадлежит экономическому базису (производственным отношениям). Базис определяет настройку, которая включает в себя политические, культурно-просветительные, религиозные взгляды, организации и учреждения. Главным элементом настройки является государство.

В конце 19 века возник цивилизационный подход к пониманию истории. Он был разработан в трудах О. КОНТА, Г. СПЕНСЕРА, А. ТОЙНБИ, У. РОСТОУ. По их представлениям, основу общественной жизни составляют более или менее изолированные друг от друга цивилизации, которые проходят в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение, расцвет, старение, упадок.

Цивилизация - это социальная и культурная общность людей и народов. Она включает в себя преобразованную человеком природу и средства этого преобразования. Во всемирной истории насчитывается 21 цивилизация. Некоторые из них уже не существуют. Например, Вавилонская, Древнеегипетская, Центральноамериканская, Византийская и др., а из существующих ныне выделяются Западная. Арабская, Славянская, Китайская, Дальневосточная и др.

Цивилизационный подход к пониманию истории имеет множество достоинств. Он помогает понять многовариантность истории. С его помощью можно выделить различия между современными цивилизациями, например, отличить Китайскую цивилизацию от Западной и пр.

Сторонники теории цивилизаций выделяют следующие этапы истории:

1) традиционное общество (докапиталистическое);

2) эпоха перехода к индустриальному обществу (17 - 18 века);

3) индустриальное общество (с середины 19 века);

4) постиндустриальное общество (с 60 годов 20 века).

В традиционном обществе преобладает примитивное сельское хозяйство, отсутствует промышленность. Переходная эпоха - это период промышленных революций, развитие науки, появление основных отраслей индустрии. В индустриальном обществе происходит бурное развитие промышленности, возникновение новых отраслей индустрии на базе научно-технической революции, рост роли квалифицированного труда.

Постиндустриальное общество - это общество высокого массового потребления. На первое место выходит развитие сферы услуг, производство товаров массового потребления на основе высоких технологий и при широком использовании компьютерной техники.

Цивилизационный подход к истории не лишен некоторых недостатков. В частности в нем не учитывается связь между различными цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.

Формационная и цивилизационная теории при внимательном рассмотрении имеют много общего. Они отводят главную роль в развитии общества материальному фактору. Общественный прогресс обеспечивается постоянным совершенствованием орудий труда, техники, технологии. Технический прогресс невозможен без развития науки. Вслед за развитием науки и техники меняется, совершенствуется социальная структура общества.

Билет 29


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 235; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!