Типы общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное



Традиционное общество — общество, которое регулируетсятрадицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественныйуклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальныхобщностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном натрадициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном видесоциокультурные устои жизни. Традиционное общество — аграрное общество.

Индустриа́льное о́бщество — общество, сформировавшееся в процессе и в результате индустриализации, развития машинного производства, возникновения адекватных ему форм организации труда, применения достижений научно-технологического прогресса. Характеризуется массовым, поточным производством, механизацией и автоматизацией труда, развитием рынка товаров и услуг, гуманизацией экономических отношений, возрастанием роли управления, формированием гражданского общества..

Индустриальное общество — это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделение труда и рост его производительности, высокий уровень конкуренции, ускоренное развитие предпринимательского ресурса и человеческого капитала, развитие гражданского общества и систем управления всех уровней, широкое развитие средств массовой коммуникации, высокий уровень урбанизации и рост качества жизни.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределение рабочей силы: занятость населения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населения в промышленности до 80-85 %, также происходит прирост городского населения.

Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. Впервые ввел предпринимательский ресурс в качестве ведущего фактора развития Йозеф Шумпетер. В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество.

Постиндустриа́льное о́бщество — это общество, в экономикекоторого, в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения,приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственнымресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силойэкономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемостьи креативность работника.

Билет 27

Диалектика Гегеля.

Диалектика в гегелевском смысле термина — это теория, согласно которой нечто — в частности, человеческое мышление, — в своем развитии проходит так называемую диалектическую триаду: тезис, антитезис и синтез.

Сначала — некая идея, теория или движение, — тезис. Тезис, скорее всего, вызовет противоположение, оппозицию, поскольку, как и большинство вещей в этом мире, он, вероятно, будет небесспорен, то есть не лишен слабых мест.

 Противоположная ему идея (или движение) называется антитезисом, так как она направлена против первого — тезиса. Борьба между тезисом и антитезисом продолжается до тех пор, пока не находится такое решение, которое в каких-то отношениях выходит за рамки и тезиса, и антитезиса, признавая, однако, их относительную ценность и пытаясь сохранить их достоинства и избежать недостатков.

Это решение, которое является третьим диалектическим шагом, называется синтезом.
59. Философские концепции исторического процесса.

Концепции исторического развития:

 

1. Концепция циклического развития истории (фаталистическая концепция истории). Древние греки считали, что ход истории имеет циклический характер, подобно тому, как из года в год сменяют друг друга 4 времени года: весна, лето, осень и зима. Для них история простое повторение изначально предопределенных событий, ход которых человек не в силах изменить, следовательно, в их понимании история лишена собственных смысла и цели. Геродот. Она исключает влияние человека на ход её развития, так как исходит из того, что всё в истории подчинено необходимости. Она так же не может прогнозировать картину общества будущего, так как считает, что в истории отсутствует цель.

 

2. Провиденциальная концепция истории (христианская). Согласно этой концепции история берет начало с момента сотворения человека и его грехопадения. В христианской концепции история обретает смысл, ибо направлена к определенной цели. Человек рассматривает здесь только как инструмент в руках бога. Содержание этой концепции на столько таинственно, что сегодня её отрицают как ненаучную. Систематизировал эту концепцию блаженный Августин.

 

3. Духовная концепция (концепция поступательного развития). Согласно этой концепции движущей силой истории признавался скорее человек, чем божественное проведение. Утверждалось, что история развивается по прямой. Её развитие зависит от развития духовности человека. Вольтер, Кант, Гегель, Вико.

 

4. Исторический материализм. Движущей силой истории является развитие производительных сил, а не развитие разума или духа. Сегодня, очевидно, что эта концепция ошибочна. Коммунистические государства не только не стали царством свободы, но наоборот явились государствами диктатуры, попирающие человеческую природу. К. Маркс

 

5. Концепция истории с точки зрения философии жизни. Дильтей, Заммель утверждали, что история развивается по мере развития жизни. Согласно философии жизни страдания и несчастия, имевшие место в истории, суть неизбежные явления, сопровождающие развития жизни. Следовательно на вопрос о том каким образом человек может освободить себя от страданий и несчастия философия жизни не дает.

 

6. Культурологическая концепция истории. Шпенглер утверждал, что фундаментом истории является культура. Он рассматривал культура как организм и считал, что культура переживает периоды возникновения, расцвета и умирания, причем умирание культуры неизбежно.

 

 

Характерной чертой концепции истории Тойнби является то, каким образом человек отвечает на брошенный ему вызов, зависит от его абсолютно свободной воли. Следовательно, ход истории не предопределим, и человек может выбирать свое будущее. Ещё одной характерной чертой является включение в неё Бога, о котором в современном обществе, казалось бы, забыли.

Традиционные концепции истории. Рассматривают историю с точки зрения двух аспектов. Аспекта воссоздания и аспекта восстановления, а так же исторического движения, так же имеющего 2 аспекта: линейно-поступательно и круговое, т.е. движение по спирали.

Билет 28


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 299; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!