И.Кант о человеке, свободе и нравственности.



Иммануи́л Кант — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма Воззрения Канта о человеке отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 г.). Главная её часть состоит из трех разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.Человек — это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание.
человек — это высшая ценность, это личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Он не проявляет его лишь тогда, когда человек рассматривает свое «Я» не как весь мир, а лишь как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.« Относись к человеку как к цели, а не как к средству. Человек может иметь неосознанные представления — «тёмные». Во мраке сознания может протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений. От сексуального чувства (страсти) мутится разум. По мнению Канта на чувства и желания накладывается нравственная и культурная норма.Анализу Канта подверглись такие способности человека, как талант и гений. Талант, проявленный в изобретении и открытии, — высший уровень дарования, реализация данных от природы способностей. Гений — высшая степень творческой одарённости, проявленная в изобретении и открытии нового.
Критика теоретического разума лишь одна сторона новой философии Канта, другая не менее важная — критика практического разума, под которым понимается нравственность, моральное сознание. Основу нравственных норм составляет априорный принцип, придающий им всеобщий и необходимый характер — категорический императив. Содержанием последнего является сознание общечеловеческого нравственного долга в отличие от чувственных, эмпирических, субъективных склонностей к выполнению нравственного закона. Одна из максим категорического императива гласит: "Поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом". Практический разум (нравственность) главенствует над теоретическим (знание).
По мнению Канта, мир вещей закрыт в себе для теоретического разума (для науки), но не значит, что не доступен для человека, т.к. человек – житель 2 миров: чувственновоспиринм. – природа и умопостигаем. – мир свободы. Свобода не зависит от причин природного мира. Человек может быть выше природы. В сфере свободы действует практический разум, который руководствует действия человека (воля, а не мышление). Человеческая воля автономна, определяется своими собственными законами, а не внешними причинами. Человек – высшая ценность, нельзя использовать другого человека, т.к. он цель сам по себе. Всегда относится к человеку и самому себе как к цели и никогда как к средству. Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

57. Основные методологические концепции социального познания.
Социопознание включает в себя наблюдение, социальный эксперимент, эмпирические социологические исследования. Результатом этих методов являются социальные факты, которые становятся затем предметом социально-философского, исторического и социологического анализа.

Социальное наблюдение включает в себя постановку цели и программы наблюдения, восприятие и осмысление наблюдаемого объекта в соответствии с поставленной целью и планом, описание итогов наблюдения в системе суждений, понятий, умозаключений. Например, выборы губернатора, отношение к чеченской войне и т. п.

Социальным экспериментом называется метод, который ставит исследуемый социальный объект в условия, отвечающие определенной цели. В отличие от социального наблюдения экспериментатор активно вмешивается в жизнедеятельность наблюдаемого объекта. В конкретно-социологическом исследовании эта позиция выражается в тех вопросах, которые социолог ставит опрашиваемым устно или в анкетах и от которых зависит их ответ. Объектом социального эксперимента может быть общество, например Россия в условиях пролетарско-социалистической революции. В этом социальном эксперименте была проверена гипотеза Маркса-Энгельса о возможности построения коммунизма в феодально-капиталистической стране путем пролетарской революции. Этот эксперимент длился 74 года и завершился отрицательным результатом.

Результатом эмпирического социопознания являются социальные факты. Социальный факт выступает для наблюдателя в виде непредвзятого описания происходящего события (локального или исторического) в форме текста (публикации) , состоящего из суждений, графиков, статистических таблиц и т. п. Эти факты получаются историками, социологами, а затем осмысливаются социальными философами.

Билет 26
26. Философская система Г.В. Гегеля.

Философская система делится Гегелем на три части: 1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа.

В «Логике» Г. Гегель рассматривает систему понятий, которые определяют структуру и направление развития любого мирового процесса. Для Г. Гегеля все множество вещей и событий окружающего мира является проявлениями единого мирового разума, который выступает в виде развивающейся системы понятий. Поэтому в мире нет и не может быть ничего неразумного, все представляет собой проявление божественного разума и подчинено логике понятий. Гегелевские понятия представляют собой объективные духовные образования, которые можно сравнить с платоновскими идеями. Как у Платона учение о бытии есть учение о множестве идей, из которых состоит космический ум, так и у Г. Гегеля логика представляет собой учение о множестве понятий, из которых состоит мировой разум. Важнейшее из таких понятий - понятие бытия, из которого путем постановки и разрешения противоречий диалектически развиваются понятия становления, количества, качества, меры и т.д. Г. Гегель справедливо полагает, что без этих понятий невозможно помыслить ни про одну вещь, следовательно, они составляют условие бытия каждой вещи и мира в целом. Действительно, любая вещь представляет в мышлении человека как обладающая качественными, количественными, структурными характеристиками. Развитие категорий происходит от абстрактного к конкретному, то есть каждая следующая категория более конкретна и богата по содержанию, чем предыдущая.

Вторая часть системы, «Философия природы», показывает, в духе натурфилософии Шеллинга, каким образом система понятий «Логики» порождает и определяет ход природных процессов. Природа, таким образом, предстает как опредмечивание или «инобытие» мирового разума. Главная задача этой части - показать единство и взаимосвязь всех явлений природы как закономерных моментов развития мирового разума. К преимуществам «Философии природы» следует отнести стремление Г. Гегеля синтезировать в единое целое множество данных различных естественных наук, привести в систему знания о природе. Кроме того, одним из важных достоинств учения о природе является попытка объяснить природные процессы как моменты развития единого организма.

Третья, наиболее известная и влиятельная часть системы Г. Гегеля - «Философия духа», которая рассматривает возникновение и развитие человека, общества и знания. Первый раздел, субъективный дух» посвящен рассмотрению развития индивидуального сознания. Второй раздел, «объективный дух», рассматривает возникновение и развитие общества. В 1821 году, учитывая колоссальный интерес к проблемам объективного духа, Г. Гегель опубликовал на эту тему отдельную работу под названием Философия права». Членом общества, правоспособной личностью человек становится лишь тогда, когда приобретает частную ценность. Именно в собственности воля личности обретает наивное воплощение. Такой первый экономический акт социализации Г. Гегель именует «абстрактным правом», подчеркивая тем самым его поверхностный характер. Углубление личностного начала и совершенствование правовых отношений происходит на второй стадии объективного духа, которая характеризуется как Моральность», право субъективной воли, которое основано на внутреннем убеждении личности. Мораль представлена Г. Гегелем как субъективная и, следовательно, односторонняя и неполноценная сторона объективного духа. Полноценная реализация личности возможна лишь на третьей стадии, «нравственности», когда субъективные моральные представления личности получают подкрепление в объективных законах общества. Здесь человек выступает уже не как отдельная личность, а как гражданин, жизнь которого подчинена не только внутренним велениям морального закона, но и внешним объективным законам общества. Нравственное состояние гражданина реализуется в трех формах: семье, гражданском обществе и государстве.

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 609; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!