Индивид, индивидуальность, личность



Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» нередко употребляются как синонимы для описания человека. Однако в них есть важные различия. Эти понятия характеризуют человека с разных сторон. Индивид - это характеристика человека, как отдельного представителя биологического рода людей. Индивидуальность - характеристика человека как носителя неповторимых, своеобразных, только ему присущих качеств, которые позволяют отличить его от других представителей человеческого рода. Индивидуальность включает в себя как унаследованные так и благоприобретенные свойства. Личность определяется как носитель социальных качеств. Человек становится личностью в процессе усвоения социального и культурного опыта данного общества (такой процесс в социологии называется социализацией). Только человека с сформировавшимся мировоззрением, ценностными установками и моральными принципами можно назвать личностью. Личность - это итог взаимодействия человека и общества.
Личность неоднородна, что позволяет говорить о ее структуре:
1) физическая личность или физическое Я - это телесная организация человека, которая требует заботы, защиты, тренировки и самодисциплины; существование физического Я во многом определяется духовной стороной жизни человека.

2)социальная личность - это совокупность социальных ролей человека, которые он играет в различных социальных группах. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, семье, дружбе, любви и т. д. формируют социальную структуру личности.

3)духовная личность - ценности и идеалы - составляет тот невидимый стержень, ядро личности, на котором она держится, и вокруг которого выстраивается. Именно духовный стержень придает силу человеку и позволяет выжить в самых тяжелых условиях, напротив, утеря его ведет к саморазрушению личности, потере смысла жизни.
Все эти стороны личности образуют единую систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать главенствующее значение.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.
Первый тип - «деятели» - охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, руководители и предводители. Для таких личностей главное - активное действие, изменение мира и других людей, включая самого себя.
Второй тип - «мыслители». Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Размышление требует одиночества и определенной дистанцированности от общества и происходящих событий. Третий тип - люди чувства и эмоций, которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Г.Гейне) проходит через их сердца. Это деятели литературы и искусства, их гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные прогнозы и прорицания мудрецов. Мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом. Судьба их как правило трагична.

Четвертый тип - гуманисты и подвижники, которые видят свое предназначение в любви к людям и всему живому, в активной помощи людям. Они очень тонко чувствуют чужую боль и сделали делом своей жизни милосердие. «Спешите делать добро» - их жизненный принцип. А. Швейцер, Ф.П.Гааз, Мать Тереза, тысячи их последователей и в истории и нашей действительности - живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, вероисповедания и других признаков. Евангельская заповедь: «Люби ближнего твоего, как самого себя» находит в их деятельности непосредственное воплощение.

Билет 21

Рационализм нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза)

Рационализм– совокупность философских направлений, признающих разум основой познания и поведения людей и полагающих, что разумность устройства, логический порядок вещей – это неотъемлемая, необходимая характеристика всего мироздания. Согласно рационалистическим учениям всеобщность и необходимость – логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума, либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих только в виде задатков, предрасположений ума.

Один из основателей рационализма Нового времениР. Декарт (1596–1650) стремился разработать универсальный метод познания, исходя из рационализма (лат. rationalis – разумный, целесообразный, обоснованный), признающего единственным источником достоверного знания разум. Декарт полагал, что в человеческом познании имеется ряд врожденных идей, в первую очередь, идея Бога. Основным методом познания Декарт считал дедукцию, т. е. следование от общего к частному. Содержание рационального метода (дедукция) состоит у Р. Декарта в анализе, разложении полученных знаний на отдельные компоненты, доведенные до уровня очевидного. Образцом научного знания, которому должна подражать философия, является математика (математическая дедукция).

По Декарту, единственное, в чем мы не можем сомневаться, это в том, что мы обладаем сознанием, и в том, что существуем – Cogito ergo sum (лат. «Я мыслю, следовательно существую»). Для различия истинного и неистинного знания человек должен использовать разум. В работе «Рассуждение о методе» Р. Декарт излагает основные принципы своего метода: 1) нельзя принимать за истинное то, что не является очевидным; 2) следует делить исследуемую систему на множество частей и каждую подвергать тщательному анализу;

3) следует вести исследование от простого к сложному; 4) необходимо проводить конечное обобщение всех объектов исследования, ничего не упускать из вида, приходить к синтезу.

Бог у Декарта является гарантом возможности постижения истины. Только он может вселить в души людей мысль о совершенном существе. Он дал природе изначальные законы движения и может сохранять и поддерживать мир своей волей. Философ считал, что Бог заранее создал людей греховными и ошибающимися.

Одной из основных черт философии Р. Декарта является дуализм. Он полагал, что в мире существуют две независимые друг от друга субстанции: духовная и материальная, душа и тело.

Б. Спиноза (1632–1677) преодолел дуализм Декарта. Он доказывал, что мир вечен и представляет собой единую, неделимую субстанцию, которая вечна во времени и бесконечна в пространстве.

Как рационалист, он считал, что в самом разуме заключено соответствие образуемых идей с сущностью познаваемых вещей. Критерием истины для Спинозы является разум. Универсальным методом познания выступает математика, а именно – геометрия. Спиноза исследовал человеческое познание с позиции рационализма. Спиноза считает, что познание вещей следует начинать с познания их идей в разуме. А идеи в разуме – это результат интеллектуальной интуиции, ведь только интуиция открывает истину. Из этих истин с помощью дедукции можно выводить новые более частные истины и расширять знания. Таким образом, источник истинного знания – разум, в нем заключено соответствие идей вещам, то есть в разуме содержится критерий истины (ясность и отчетливость).

Спиноза отрицал наличие у человека врожденных идей, но признавал врожденную способность приобретать знания. Важнейшая задача человека – совершенствовать эту способность. В работе «Трактат об очищении (усовершенствовании) интеллекта» он выделяет четыре способа получения знания: 1) знание понаслышке (метод религии); 2) знания из беспорядочного опыта, это случайные наблюдения, житейские знания, они не определяются разумом; 3) научный путь – выяснение причинно-следственных связей (это рассудочное знание, которое оперирует общими понятиями); 4) интуиция (знание, заключенное в общих понятиях, единственное, которое способно познать сущность или природу вещей). У Спинозы полная объективность достоверных идей делает природу и мир полностью познаваемыми. Такую гносеологическую позицию называют панлогизмом.

Спиноза разработал монистическое учение о материальности мира. Мир – это единая неделимая природа, существующая в двух формах – материальной и идеальной, которые слиты в единую субстанцию. Субстанция одна, но атрибуты (качества), которые выражают ее сущность, – бесчисленны. Природа – это Бог, она причина самой себя, это вечное бытие, которое вытекает из ее сущности. Бог внутренне присущ природе. Субстанция выражает единство мира, а модусы или ее состояние – его многообразие. Каждая вещь – это модус субстанции (ее состояние) и одновременно модус атрибута протяжения (вещь). Одновременно есть идея, соответствующая этому телу вещи – модус атрибута мышления. Существуют параллельно модусы протяжения и модусы мышления. Наиболее сложный модус – это сам человек. Он есть одновременно мыслящая душа и протяженное тело. Говоря о движении материи, Спиноза утверждал, что оно вытекает из самой сущности материальной субстанции. При этом движение и время присущи конечным модусам, единичным вещам.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 319; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!