Гуманизм философии Возрождения.



Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность),

Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческа Петрарка . В его творчестве - начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В трактате «О невежестве собственном и многих других» он решительно отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость.

В упомянутом трактате проявляется принципиально новый подход к оценке античного наследия. По убеждению Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении гуманизма к античному наследию.

Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.

Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек воспринимался тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало нормам, принятым в корпорации. Он утверждал себя через максимально деятельное включение в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок - такова общественная доблесть, требовавшаяся от индивида. Человек эпохи Возрождения постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.

Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Ярким воплощением этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции - равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью.

Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) в своей яркой «Речи о достоинстве человека» помещает его в центр мира:

Утверждается, что Бог (вопреки церковной догме) не создал человека по своему образу и подобию, но предоставил ему возможность творить самого себя. Кульминацией гуманистического антропоцентризма становится мысль Пико о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем пожелает.

Природа и сущность человека в философии Э. Фромма.

Фромм выдвигает свое понимание сущности и природы человека, основанное на попытках выявления и раскрытия условий человеческого существования. В его понимании человек – это единственное животное, для которого собственное существование составляет проблему. Человеческое существо не может избежать этой проблемы, оно обязано разрешить ее.

При этом Фромм исходит из того, что сущность человека представляет противоречие между бытием "брошенного в мир не по своей воле" человека и тем, что он выходит за пределы своей биологической природы благодаря способности "осознания себя, других, прошлого и настоящего". Он выводит характер формирования того или иного типа личности не из прямого воздействия социальной среды, а из двойственности человеческого существования: "экзистенциальной" и "исторической". "Человеческая натура это не сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений, но и не безжизненный слепок с матрицы социальных условий: это продукт исторической эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами"[7].

К экзистенциальной составляющей человеческого бытия Фромм относит два факта. Человек, по его словам, изначально находится между "жизнью и смертью, ...он брошен в этом мире в случайном месте и времени" и "выбирается из него опять же случайно". При этом существует противоречие между тем, что каждое человеческое существо является носителем всех заложенных в нем потенций, но не может реализовать их в результате кратковременности своего существования. Человек не может избежать этих противоречий, но реагирует на них различными способами, соответственно своему характеру и культуре.

Исторические противоречия, по Фромму, имеют совершенно иную природу. Они не являются необходимой частью человеческого существования, а создаются и разрешаются человеком или в процессе его собственной жизни, или в последующие периоды истории.

Таким образом, человек рассматривается Фроммом как "незавершенное, неполное существо", бытие которого характеризуется внутренними противоречиями, и в тоже время человек – "существо, находящееся в активном поиске своего оптимального развития даже несмотря на то, что этот поиск может оказаться безуспешным, поскольку внешние условия часто неблагоприятны".

Современное производство, утверждает Фромм, ориентировано на безграничное потребление, формирует человека, стремящегося потреблять как можно больше. Это приводит к углублению экономических и экологических проблем и в конечном счете – к катастрофе. Торжество ориентации на обладание порождает деструктивные тенденции не только в экономике, но и в развитии культуры, политической и повседневной жизни. Патологическое потребительство привело к крайне ущербному духовному миру человека. Культ эгоизма в индустриальном обществе приводит к порождению заведомо несчастных людей: одиноких и ощущающих свою зависимость. Ученый постоянно подчеркивает, что приведенное состояние не является врожденным, а формируется в результате воздействий социальных условий. Следствие этого Фромм видит в фундаментальном изменении ценностей и установок человека.

Альтернативой обладания является бытие – истинная природа личности, имеющая в качестве своих предпосылок независимость, свободу, критический разум. Ее основная черта – это внутренняя активность. Философ пишет, что быть активным, значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми – хотя и в разной степени – наделен каждый человек. "Быть" – означает вырваться из тьмы своего одиночества и эгоизма. Ориентированность на бытие состоит из таких качеств личности как потребность отдавать, делиться с другими, стремление к единению. Ориентация на бытие, утверждает Фромм, характерна для общества, которое называется гуманным, демократическим обществом. Однако, приводя понятие "гуманистическое общество", Фромм не дает системное представление о его признаках, не анализирует механизмы его построения.

Билет 19


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 454; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!