Проблема человека в европейской иррационализме 19в. (Ницше, Шопенгауэр, С. Кьеркегор и т.д.)



С середины 18 в. в европейской философии господствующее положение занимает рационалистическое направление. Рационалистическое понимание проблем сохраняется и в 20 в. Примером такого влияния являются различные школы "философии науки".

В середине 19 в. в западноевропейской философии появляются и выходят на передний план иррационалистические концепции.

Наиболее полное и всестороннее развитие в светской западноевропейской философии иррационализм получает со второй половины 19 в. Его влияние на развитие философии ощущается на протяжении всего 20 в.

Иррационализм, как философское направление не связан ни с какими конкретно-историческими процессами - в его концепциях, школах и течениях отражаются такие стороны бытия и мироощущения человека, которые оказываются не выраженными в рамках рационализма.

Распространение иррационалистических идей происходит в связи с разочарованием в тех идеалах, которые провозглашал рационализм.

В середине 19 в. люди убедились в том, что прогресс науки и техники сам по себе не ведет к реализации вековых идей человечества. Люди перестали видеть в мировом историческом процессе проявление и осуществление высшего разума. В философии, литературе, искусстве утверждается мысль о беспочвенности надежд на то, что объективное движение мирового процесса гарантирует осуществление собственно человеческих целей.

Неверие в конструктивно-созидательные силы человека, исторический и социальный пессимизм, скептицизм - это основные черты умонастроений второй половины 19 в. - начала 20 в.

В иррационализме духовное отождествляется со спонтанными, бессознательными импульсами, эмоционально-волевыми и нравственно-практическими структурами субъекта.

Иррационализм и «философия жизни» - это направления неклассической немецкой философии.

Представители неклассической идеалистической философии ставили своей целью критиковать немецкую классическую философию, особенно Гегеля, используя старые подходы. Они объясняли мир с позиций идеализма, но идеализма Платона, Аристотеля и других представителей доклассической философии.

Главная идея иррационализма заключается в том, что окружающий мир – это разрозненный хаос, который не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтролен разуму и подчиняется другим движущим силам, например, аффектам и воле.

В учениях Ф. Ницше и А. Шопенгауэра воля понимается как самополагающая сила, обусловливающая весь жизненный процесс человека.

Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) является основоположником иррационалистической философии 19 века.

На философские взгляды Шопенгауэра оказали влияние идеи Платона и Канта, но в большей степени - философия и религия Древней Индии. Шопенгауэр ссылается на Веды, упанишады, буддизм, использует термины "майя" (видимость, иллюзия), "нирвана" (остывание, угасание) и др. Он переосмысливает кантовскую "вещь в себе", представив ее как "волю к жизни" - некую недоступную познанию сущность мира.

Центральным понятием философии Шопенгауэра является воля. Стихийная, ничем не ограниченная, ничем не предопределяемая Мировая Воля является, по мнению Шопенгауэра, основополагающим началом мироздания. Шопенгауэр наделяет Волю универсально-космическими функциями. Воля - универсально-космический феномен, а каждая сила в природе как воля. Воля, по Шопенгауэру – это абсолютное начало, основа всего сущего, идеальная сила, способная определять все сущее и влиять на него. Воля также есть высший космический принцип, который лежит в основе мироздания. Проявляясь в живой и неживой природе, воля не "раскалывается" на множество воль, а представляет собой единую мировую волю. Все сущее - природа, человек, социальные институты и предметные формы культуры представляют собой лишь ступени объективации Воли.

Фридрих Ницше(1844 – 1900) - продолжатель традиций Шопенгауэра, считается основоположником родственной иррационализму «философии жизни».

Центральным понятием данной философии является понятие жизни, которая понимается как мир в аспекте его данности познающему субъекту, единственная реальность, существующая для конкретного человека.

Цель философии, по Ницше, помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.

В основе, как жизни, так и окружающего мира лежит воля.

Ницше выделяет несколько видов воли человека: «воля к жизни», воля внутри самого человека («внутренний стержень»); неуправляемая, бессознательная воля – страсти, влечения, аффекты; «воля к власти».

Воле к власти Ницше уделяет особое внимание. Он считает, что «воля к власти» в большей или меньшей степени присуща каждому человеку. По своей природе «воля к власти» близка к инстинкту самосохранения, является внешним выражением внутреннего стремления человека к безопасности и движущей силой многих поступков человека.

Также, согласно Ницше, каждый человек (как и государство) осознанно или неосознанно стремится к расширению своего «Я» во внешнем мире, экспансии «Я».

Философия Ницше (особенно ее главные идеи – «воля к жизни», «воля к власти») была предшественницей ряда современных западных философских концепций, в основе которых лежат проблемы человека и его жизни – прагматизма, феноменологии, экзистенциализма и др.

Учение датского философа С.Кьеркегора сводится к то­му, что действительность не отождествляется с мышлением, поскольку она немыслима. Самые глубокие истины - жизнь, смерть, не познаются логикой, а переживаются непосредст­венно. Философия и есть переживание вечного в конечном существовании, индивидуальной судьбе личности.

Переживание - это любовь, вера, тоскa, страх, они и со­ставляют мир существования человека, и это существование выше всяких законов и закономерностей. Основной тезис религиозного экзистенциализма Кьеркегора - разум приво­дит человека к отчаянию, вера спасает и дает надежду.

 

Билет 17

Натурфилософия Возрождения.

В эпоху Возрождения, однако, не остается без внимания, особенно в XVI в., природа. Понимание природы имеет новую специфику: христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный потусторонний характер, он как бы сливается с природой. Такая натурфилософия есть пантеизм. Это религиозное и философское учение, отождествляющее Бога и мировое целое. В эпоху Возрождения были сделаны выдающиеся научные открытие в области географии (открытие и изучение новых территорий), астрономии (Н. Коперник, Г. Галилей), анатомии (А. Везалий).

Примером этого служит творчество гениального художника, инженера, ученого — естествоиспытателя, философа — Леонардо да Винчи (1452-1519). Получив образование в художественных мастерских, он быстро становится первоклассным мастером живописи. Его картины "Джоконда", "Тайная вечеря" и другие представляют главные шедевры ренессанского времени. Сфера его инженерных интересов необозрима. Им впервые высказаны идеи ткацкого станка, парашюта, вертолета, подводной лодки, гидротехнических шлюзов и другие. Являясь непримиримым противником схоластической учености, основу научной деятельности видел в практике, разрабатывал методику целенаправленного опыта — эксперимента. Глубоко осмыслил значение и роль науки в познании ("Наука — полководец, а практика — солдаты"). По праву вошел в историю науки как пионер современного естествознания

Важнейшим научным открытием рассматриваемого периода является гелиоцентрическая система Николая Коперника (1473-1543), заложившая основы научной астрономии. "Коперникианский переворот" подорвал многовековое господство Аристотелевско-птоломеевской космологии, утверждавшей центральное место Земли и ее неподвижность, повлек далеко идущие выводы о несостоятельности религиозных представлений, способствовал формированию научного мировоззрения, оказал решающее воздействие на дальнейшее развитие естествознания

Идеи Н.Коперника получили свое всестороннее развитие в натурфилософии великого итальянского мыслителя Джордано Бруно (1548-1600), воплотившего в своем творчестве наиболее полно и глубоко такие важные черты гуманистической философии как пантеизм, диалектичность, острое чувство гармонии природы, ее бесконечности. Радикальный пантеизм мыслителя, т.е. абсолютное отождествление бога и природы, что отрицало постулат вероучения о сотворенности мира — причина его непримиримого конфликта с церковью, сыгравшего трагическую роль в его судьбе. Основополагающим в его учении является понятие Единого, являющегося и причиной бытия, и самим бытием вещей. Бог как бы "переселяется" в природу, которая воспринимает такие его качества, как бесконечность в пространстве и времени, творческий характер и другие. Исходя из неразрывности бога и природы, придавал последней активную роль, утверждал, что материя "творит все из своего лона". Так, например, Дж.Бруно отказывается от признания абсолютного центра Вселенной: бесконечность Единого исключает саму возможность подобного центра. Тем самым снимаются различные теолого-схоластические ограничения бесконечности Вселенной, окружающего мира. Натуралистический пантеизм Дж.Бруно сыграл важную роль и нашел продолжение в европейском свободомыслии XVIII-XIX вв. Галилео Галилей (1564-1642) — великий ученый-естествоиспытатель завершает развитие науки периода Ренессанса и открывает страницу европейского экспериментально-математического естествознания. Противник схоластической учености Галилей, основал механистическое истолкование мира, придерживался взглядов деизма. В результате сформулированных им доказательств гелиоцентрическая система Н.Коперника и Дж.Бруно превращается из гипотезы в доказательную теорию. Пересмотрев прежние физические взгляды, которые находились под сильным влиянием схоластики, ученый создает динамику — учение о движении тел. Открытие законов механики, а также законов движения планет вокруг Солнца (И.Кеплер), познание которых было основано на математических методах приводит к окончательному отказу от элементов антропоморфизма. Понятие закона природы приобретает строго научное содержание. Галилей сформулировал свои основные идеи в "Диалоге о двух главнейших системах мира — птоломеевой и коперниковой". Инквизиция под угрозой сожжения принудила ученого формально отречься от своих "заблуждений", но ничто не могло остановить поступательное развитие науки
49. Социальное и биологическое в человеке.

Человек, как и все другие живые существа — часть природы и продукт природной, биологической эволюции. Как и всякое живое существо, человек является своеобразной метаболической системой, существующей за счет обмена веществ с окружающей средой. Он дышит, потребляет различные природные продукты, существует как биологическое тело в пределах определенных физико-химических, органических и других условий окружающей среды. Как природное, биологическое существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

Человеку, как и животному, свойственны инстинкты, жизненные (витальные) потребности. Существуют также и биологически запрограммированные схемы поведения человека как специфического биологического вида. Биологические детерминанты определяютсянабором генов у человека, балансом вырабатываемых гормонов, обменом веществ и другими биологическими факторами. Все это характеризует человека как биологическое существо, определяет его биологическую природу.

Но вместе с этим он отличается от любого животного, и прежде всего следующими чертами:

1. производит свою собственную окружающую среду – культуру – материальную (жилище, одежду, орудия труда) и духовную, а животное не производит, только использует то, что есть в наличии;

2. изменяет окружающий мир не только по мерке своей утилитарной потребности, но и по законам познания этого мира, равно как и по законам нравственности и красоты, животное же может изменять свой мир только по потребности своего вида;

3. может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе своей воли и фантазии, действие животного же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности (голод, инстинкт продолжения рода, групповые, видовые инстинкты и т. п.);

4. способен действовать универсально, животное же лишь применительно к конкретным обстоятельствам;

5. свою жизнедеятельность делает предметом осмысления, целенаправленно изменяет её, планирует, животное же тождественно своей жизнедеятельности и не отличает ее от себя.

Человек как бы выходит за пределы своей биологической природы. Он способен на такие действия, которые не приносят ему никакой пользы, ему свойственен альтруизм, он различает добро и зло, справедливость и несправедливость, способен к самопожертвованию и к постановке таких вопросов, как “Кто я? ”, “Для чего я живу? ”, “Что я должен делать? ” и др.

Человек - не только природное, но и общественное существо, живущее в особом мире - в обществе, культуре, которые социализируют человека. Он рождается с набором биологических черт, присущих ему как некоторому биологическому виду. Человеком же разумным становится под действием общества. Он научается языку, воспринимает общественные нормы поведения, пропитывается общественно значимыми ценностями, регулирующими общественные отношения, выполняет определенные общественные функции и играет специфические социальные роли.

Все его природные задатки и чувства, включая слух, зрение, обоняние становятся общественно-культурно ориентированными. В нем развиваются новые, не только природные, но и социальные духовно-практические чувства. Это, прежде всего, чувства социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.

Все вместе эти качества, как прирожденные, так и приобретенные в социуме характеризуют биологическую и социальную природу человека.

Человек отличается от животных прежде всего способностью рассуждать и мыслить, то есть наличием своего внутреннего духовного мира. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о буду­щем, мечтая и строя планы. Мышление это высшая ступень человеческого по­знания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непо­средственно восприняты человеком.

Человек должен удовлетворять не только свои материаль­ные, но и духовные потребности. Духовный (внутренний) мир человека формируется под влия­нием того общества, в котором живет человек. Средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе является, прежде всего, язык.

К тому же человек может отражать действительность не только с помощью языка и речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.

Человек ценен для общества прежде всего своими социально значимыми каче­ствами, которые в своей совокупности характеризуют личность.Чтобы стать лич­ностью, надо обладать разумом, самосознанием, способностью отвечать за свои поступки и действия.

 

Билет 18


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 1076; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!