Основной вопрос философии. Структура и функции философии.



Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию).

Материя и сознание (дух) - две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии - онтологическая и гносеологическая.

Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично — материя или сознание?

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

Будучи рациональной деятельностью, философия имеет свою собственную структуру, порожденную ее проблемным полем:

- Онтология – учение о бытие (проблемы устройства мира, соотношение идеального и материального)

- Гносеология – теория познания (вопросы о возможностях и границах нашего познания, об истине и лжи, влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты, способы и методы познания).

- Эпистемология – тоже теория познания, но рассматривает строго научное познание

- Аксиология – теория ценностей (вопросы о благе, ценностях, смыслах и т.д.)

- Социальная философия, рассматривающая общество как макросистему (развитие общества, взаимоотношения общества и личности)

- Антропология – учение о человеке (природа, сущность человека и т.д.)

- История философии, где рассматривается изменение философии во времени

- Праксиология – учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни.

- Этика, эстетика, философия истории, философия религии, философия права, философия науки и т.д.

Функции философии:

- Мировоззренческая функция способствует формированию целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

- Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

- Познавательная: вырабатывает понятийный аппарат, изучает формы мышления, законы и сам механизм познания. Учит предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

- Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.

- Социальная функция - объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы.

- Воспитательно-гуманитарная функция способствует укреплению морали, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

- Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Специфика философской антропологии. Генезис понятия «человек» в истории философии.

Основные подходы к изучению человека.

- Интровертивный: человек осмысляется «изнутри», анализируются его сущностные характеристики

- Экстравертивный: человек анализируется «извне», с позиций общества или природы

Проблема антропогенеза (учение о происхождении человека)

· Креационная (от Бога);

· Космическая;

· Эволюционная.

Понимание человека в истории философии.

В философии Древнего мира человек мыслится как часть Космоса. Например, древнеиндийская философия рассматривает человека как порождение управляющей первоосновы, пребывание человека в физическом мире связано с реализацией закона причинности (кармы), который строго регламентирует жизнь человека. Древнекитайская философия также отмечает особое место человека в природной иерархии, человек должен существовать в гармонии с Землей и Небом, познавая Дао (Путь Вселенной).

Античная философия также пронизана идеей гармонии и меры, в том числе в отношении человека – микрокосма, состоящего из души и тела как элементов Космоса. Очень большое значение придается разуму человека, его способности к самопознанию (Сократ). Платон говорил о принадлежности человека к двум мирам: миру вещей и миру идей, а Аристотель подчеркивал общественную сущность человека.

Средневековая философия понимала человека как венец творения, т.е. не просто сотворенное Богом существо, но и наделенное при творении особыми качествами («по образу и подобию Бога») – разумом и свободой воли, возвышающими человека над прочими живыми существами.

Эпоха Возрождения заговорила о человеке как высшей ценности (гуманизм), предпочитая реальные заслуги и творческие достижения личности родовитым предкам и унаследованным состояниям.

Новое время сделало акцент на познании как главной человеческой деятельности («Знание – сила»). Сущностью человека мыслители (Декарт, Паскаль, Спиноза и др.) считали мышление.

Немецкая классическая философия(НКФ) у Канта вопрос «Что такое человек?» формулируется как основной вопрос философии. Человек, по Канту, принадлежит двум мирам: миру природы и миру свободы (нравственности). Для Гегеля человек – созидатель культуры. Определяющим для НКФ является представление о человеке как субъекте духовной деятельности, создающем мир культуры, как носителе общественного сознания, идеального всеобщего начала – духа, разума (абстрактный гуманизм). Фейербах осуществляет антропологическую переориентацию философии, ставя в центр человека, понимаемого им в первую очередь как телесно-чувственное существо.

О понимании человека в философии 19-20 вв. К. Маркс понимал человека как совокупность общественных отношений, как существо деятельное (в смысле производящее, практическое). Человек реализует в истории свои цели и потребности, но обусловлен практикой и общественными отношениями.

В 20 в. произошло становление философской антропологии – особой отрасли философского знания, занимающейся изучением человека. По Шелеру, философская антропология – это наука о метафизическом происхождении человека, о его физическом, духовном и психическом начале в мире, о тех силах, которые им движут и которые приводит в движение он. Основой для выводов философской антропологии стали общие догадки Ф. Ницше о том, что человек не является биологическим совершенством, что он – нечто несостоявшееся, биологически ущербное.

Проблема смысла жизни.

- Гедонистический: смысл жизни – в получении удовольствия (Эпикур, локаятики, Л. Валла и др.).

- Религиозный: смысл жизни – в служении Богу, создавшему человека по своему образу и подобию, и в спасении (земная жизнь ради вечной жизни).

- Экзистенциальный. По мнению философов – экзистенциалистов человек создает самого себя, обретает свою сущность уже существуя. Никто кроме данного конкретного человека не может за него осуществить его превращения в человека. Именно он несет ответственность, если его превращение в человека так и не состоится. Таким образом, смысл жизни человека – в самореализации, самостановлении, в осуществлении собственной свободы и подлинности своего существования, (например, через творчество).

- Социоцентристский: смысл жизни человека - в гармонизации общества, уничтожении отчуждения и подневольного труда, построении справедливого общества (К. Маркс).

- Когнитивистский: смысл жизни – в познании и самопознании. Его разделяли Сократ («Познай себя»), Спиноза (человек становится счастливым только познавая Бога-природу), Гегель (смысл жизни – в самопознании, точнее, в том, чтобы через разум человека мировой разум познал себя).

 

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 535; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!