Соотношение философии и мифа.



Философия как социокультурный феномен. Специфика философского знания.

Философия – это теоретическое знание, вопрошающее о предельных смыслах бытия на теоретическом уровне. Понятие «философия» введено Пифагором и означает буквально любовь к мудрости.

Философия – это не готовое знание, это поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия, фундаментальные, всеохватные, объединяющие жизнь людей и окружающую их действительность в единое целое, указывая на необъятную связь человека со Вселенной.

Цель философии – показать/создать картину должного мира.

Появление философии связано с появлением рационального сознания, поэтому на протяжении длительного периода времени философия и наука были тесно связаны, до 17 в. философия включала в себя весь комплекс научного знания.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, т.к. оно:

• имеет очень много общего с прочими формами культуры, особенно с научным знанием (предмет, методы, логико-понятийный аппарат);

• однако не может быть отождествлено никакой из прочих форм культуры.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний. Философское знание имеет следующие особенности:

• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

• носит предельно общий, теоретический характер;

• философия рациональна, основана на разуме, требует обоснований и аргументации;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных знаний (понятийное мышление);

• во многом субъективна — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов. Не приемлет авторитетов, основана на свободомыслии;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

 

Соотношение философии и науки.

Является ли философия наукой?

Первое. Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, которые образуют систему, реализуется принцип доказательности в науке; выводы науки должны проходить практическую проверку. В философия также есть систематичность, доказательность, проверяемость. Эти признаки были выработаны именно в философии. Философы стараются проверять свои выводы фактами.

Второе. Главная ценность науки–истина. Поскольку в философии ей уделяют первостепенное внимание, то философия - наука( «философия»–любовь к мудрости, истине).

Третье. Любая наука имеет научный аппарат (методы, теорию и т.д.) Философия имеет научный аппарат.

Принцип научности требует, чтобы категории были строго определены. В философии категории имеют «размытые» края. С точки зрения применимости этих категорий–это основное достоинство. С помощью категорий человек может изменить свое отношение к миру, т.к. изменить мир он не в состоянии. Философия–наука особенная–проблемы философии неразрешимы. Если проблема разрешилась–то это уже проблема другой науки. Каждое поколение заново решает философские проблемы.

 

Соотношение философии и религии.

Философия и религия частично совпадают по своему предмету, — но они различны по методам, которыми осваивают этот предмет. Религия опирается на непосредствен-ный опыт, это сама жизнь, которая не опосредуется формальной логикой, она интуитив-ная и иррациональная. Философия, напротив, активно пользуется логикой, она все же является познанием жизни, а не самой жизнью. Религия предполагает необъятность Бога, философия же пытается его понять. Религия осознает Бога как живую личность, для фи-лософии это практически невозможно. Таков характер связи религии и философии.

Впрочем, не следует философию сводить к рационально-логическому мышлению, даже в его абсолютном смысле. Философия тем и отличается от отдельных наук, она не столько логическая аргументация, сколько наблюдение и описание картины бытия в целом. А это возможно лишь тогда, когда в основе философии лежит религиозная ин-туиция. Религиозное чувство тайны и глубины бытия является первым и необходимым условием развития философии.

Таким образом, совпадая по своему предмету и имея единственный источник своего развития, религия и философия отличаются по конечным формам своего существо-вания и по своему содержанию. Религия является познанием и жизнью в общении с Бо-гом. Философия есть познание Бога, но вместе с тем (а иногда и в первую очередь) — познание мира, познание жизни. Философия привносит законченность и целостность в наше мировосприятие и понимание жизни, которая имеет, собственно, религиозную ос-нову; она является необходимой связью между знанием высшего и низшего, но она не может заменить религию

Для религии характерна вера в трансцендентность и авторитет. Религии не нужны доказательства. Философия же, напротив, нуждается в доказательствах.

 

Соотношение философии и мифа.

Философская мысль зарождалась в лоне мифологии как первой формы обществен-ного сознания. В своем изначальном содержании философия практически совпадает с религиозно-мифологическим мировоззрением.

Мифология – система преданий, сказаний, легенд, при помощи воображения объ-ясняющая протекание и происхождение природных и социальных процессов. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой. Миф – образная вариация художественного эпоса с явно выраженным тяготением к героико-фантастическому воспроизведению явлений действительности, сопровождаемому конкретно-чувственной персонификацией психических состояний человека.

Структура мифа:

– познавательный компонент – миропонимание: происхождение сущего, этиология мира и т. п.;

– предписательно-побудительный компонент – принципы жизнедействия: ценно-сти, установки, инструкции, директивы, идеалы;

– практический компонент – миродействие: социальное взаимодействие, межинди-видное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п. В мифологии впервые в ис-тории человечества ставится ряд философских вопросов: – как возник мир; – как он раз-вивается; – что такое жизнь; – что такое смерть и др.

Мифология являла собой попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Мифология – начальная форма миро-воззрения, она выражала наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру. Мифологическое мировоззрение – си-стема взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном пережива-нии мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием больши-ми группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них. Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фанта-зии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 1464; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!