ЛЕКЦИЯ 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БРАКА



ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ: КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ


Жукова М.В., Запорожец В.Н.

Психология семьи и семейного воспитания: конспекты лекций

 

 

ISBN

 

Учебное пособие разработано в соответствии с учебными программами курсов по выбору студентов и направлено на подготовку будущих педагогов к работе с семьей.

В учебном пособии представлены конспекты лекций по основным аспектам психологии семенных отношений и семейного воспитания: раскрываются исторические и правовые основы семьи и семейного воспитания, этапы становления супружеских и детско-родительских отношений, анализируются проблемы функционально-ролевого взаимодействия в семье, особенности жизненных циклов семьи и профилактики конфликтов. Значительное внимание в пособии уделяется проблемам семьи как института социализации ребенка и проблемам семейного консультирования.

Книга адресована студентам, магистрантам, преподавателям высших учебных заведений, а также всем, кого интересуют проблемы семьи и семейного воспитания.

 

 

ББК


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СЕМЬИ И БРАКА.. 4

1.1. Предмет и задачи курса. 4

1.2. Эволюция брачно-семейных отношений в истории общества. 5

1.3. Тенденции развития современной семьи. 9

ЛЕКЦИЯ 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БРАКА.. 12

2.1. История зарубежного семейного права. 12

2.2. Семейное право в России. 17

2.3. Основные документы, регламентирующие правовые отношения в современной России. 22

ЛЕКЦИЯ 3. СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.. 22

3.1. Понятие малой группы. Ее характеристики. 22

3.2. Особенности семьи как малой первичной группы.. 23

3.3. Типология семей. 27

ЛЕКЦИЯ 4. ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СЕМЬЕ.. 31

4.1. Семейная функция как деятельность, удовлетворяющая     потребности членов семьи. 31

4.2. Традиционные и современные функции семьи. 34

4.3. Динамика функций семьи. 36

4.4. Семейная роль как условие функционирования семейной системы.. 38

4.5. Структура семейных ролей. 40

4.6. Патологизирующие роли как нарушение функционирования семьи. 46

ЛЕКЦИЯ 5. ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ.. 47

5.1. Период предбрачного ухаживания как фактор стабильности брака. 47

5.2. Мотивы вступления в брак. 53

5.3. Любовь как ведущий мотив вступления в брак. 57

5.4. Факторы стабильности брака в первые годы супружеской жизни. 60

ЛЕКЦИЯ 6. ПРОБЛЕМА СУПРУЖЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ.. 65

6.1. Понятие супружеской совместимости. 65

6.2. Уровни супружеской совместимости. 69

6.3.Супружеская адаптация как способ достижения совместимости в браке. 74

Лекция 7. ПРОБЛЕМЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СЕМЬИ.. 80

7.1. Определение понятия «жизненный цикл семьи». 80

7.2. Периодизация жизненного цикла семьи. 81

7. 3. Семейные кризисы – закономерное явление ее динамики. 90

ЛЕКЦИЯ 8. ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ.. 94

8.1. Понятие о супружеском и семейном конфликте. 94

8.2. Виды и стадии семейных конфликтов. 98

8.3. Психотравмирующие последствия семейных конфликтов: 104

ЛЕКЦИЯ 9. СЕМЬЯ КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.. 105

9.1. Социализация и воспитание. 105

9.2. Роль отца в социализации детей. 108

9.3. Роль матери в социализации детей. 113

9.4. Прародители и сиблинги как социализаторы.. 115

ЛЕКЦИЯ 10. ХАРАКТЕР ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ. РОЛЬ ПРАРОДИТЕЛЕЙ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ.. 120

10.1.Историческое преобразование детско-родительских отношений. 121

10.2. Типы семейного воспитания. 122

10.3. Роли ребенка в семье. 129

10.4. Роль прародителей в семейном воспитании. 130

10.5. Типичные ошибки родителей. 134

11.1. Понятие неблагополучной семьи. 141

11.2.Психология ребенка из алкогольной семьи. 143

11.3 Семьи с нарушениями общения. Проблемы конфликтных семей. 150

11.4. Семьи со скрытой формой неблагополучия. Типы внутренне неблагополучных семей. 156

ЛЕКЦИЯ 12. ОСНОВЫ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.. 162

12.1. Основные принципы консультирования семьи. 162

12.2. Традиционные модели семейного консультирования. 163

12.3. Профессиональная позиция консультанта его функции. 165

12.4. Психологическая помощь семье, ожидающей ребенка. 168

12.5. Консультирование семьи по проблеме развода. 169

12.6. Консультирование по поводу сложностей во взаимоотношениях с детьми. 171

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 192

ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ СЕМЬИ И БРАКА

Относительно всякого брака пусть соблюдается одно

предписание: каждый человек должен заключать брак,

 полезный для государства, а не только

наиболее приятный для самого себя.

Платон

1.1. Предмет и задачи курса

Психология семьи – относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой.

Предметом психологии семьиявляются функциональная структура семьи, основные закономерности и динамика ее развития, развитие личности в семье.

Задачи курса:

1) Теоретические (исследование закономерностей становления и развития функционально-ролевой структуры семьи на различных стадиях ее жизненного цикла; изучение добрачного периода, особенностей поиска и выбора брачного партнера; изучение психологических особенностей супружеских отношений; изучение психологических особенностей детско-родительских отношений; изучение роли семейного воспитания в развитии ребенка на различных возрастных стадиях;

2) Консультационные:

- психологическое консультирование по вопросам брака, включая выбор брачного партнера и заключение брака;

- консультирование по вопросам супружеских отношений (диагностика, коррекция, профилактика);

- психолого-педагогическая помощь семье в кризисных ситуациях и при разводах;

- психолого-педагогическое консультирование, диагностика, профилактика и коррекция детско-родительских отношений;

- психолого-педагогическое консультирование по вопросам воспитания и развития детей и подростков (диагностика, профилактика, коррекция нарушений и отклонений в развитии);

- психологическая помощь в вопросах усыновления и воспитания приемных детей;

- психолого-педагогическая профилактика отклонений и нарушений развития детей и подростков, воспитывающихся в условиях депривации общения с близким взрослым);

- психолого-педагогическое сопровождение становления родительства.

1.2. Эволюция брачно-семейных отношений в истории общества

Брак и семья — общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, однако, данные понятия не являются тождественными.

Русское слово «брак» восходит к древнерусскому «брачити», что означает «отбирать», т. е. выбирать хорошее, нужное и отбрасывать плохое, ненужное. Это порождает некоторую двусмысленность термина, которым в юридической сфере обозначают семейный союз, а в производственной — испорченную, некачественную продукцию.

В украинском, белорусском, польском, чешском и некоторых других славянских языках эти два явления спутать гораздо труднее, потому что брачный союз обозначается термином «шлюб», который берет свое начало от древнеславянского слова «сълюб», обозначающего торжественное обещание. «Слюбитись» — означает договориться.

Брак представляет собой санкционированную обществом форму отношений между полами и к потомству, т. е. средство регуляции половых отношений и воспроизводства населения (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Статья 21 Кодекса о браке и семье гласит:

1. Браком является семейный союз женщины и мужчины, зарегистрированный в государственном органе регистрации актов гражданского состояния.

2. Проживание одной семьей женщины и мужчины без брака не является основанием для возникновения в них прав и обязанностей супругов.

3. Религиозный обряд брака не является основанием для возникновения у женщины и мужчины прав и обязанностей супругов, кроме случаев, когда религиозный обряд брака состоялся к созданию или восстановлению государственных органов регистрации актов гражданского состояния.

Брак – особый социальный институт, исторически обусловленная, социально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям. Брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи.

Брак – это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющих целью создание семьи и порождающих между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

Брак является основой формирования семьи.

Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

В социальной психологии семья рассматривается как малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство. Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порождение (родители-дети), брачные отношения (муж-жена).

Известный отечественный психолог В.Н.Дружинин рассматриваясе­мью как объект психологического исследования, предлагает понятия «нормальная — аномальная семья» и «идеальная – реальная семья».

 «Нормальная семья» – семья, которая обеспечивает требуемый минимум благосостояния, социальной защиты и продвижения ее членам и создает потребные условия для со­циализации детей до достижения ими психологической и физической зрелости.Таковой является семья, где ответствен­ность за семью как целое несет отец. Все остальные типы се­мей, где это правило не выполняется, автор считает ано­мальными.

Понятие «идеальная семья» опре­деляется как нормативная модель семьи, которая принимаетя обществом и отражается в коллективных представлениях культуре, главным образом религиозной. Это, в частности, обозначает, что психологическая структура нормативной православной семьи (в структуру входят особенности распре­деления власти, ответственности и эмоциональной близости между отцом, матерью и детьми) значительно отличается от структуры католической, протестантской и мусульманской семей. Типы идеальных семей исследуются, главным образом, культурологами.

Под реальной семьей понимается конкрет­ная семья как реальная группа и объект исследования. В.Н. Дру­жинин подчеркивает, что при упоминании семьи как предме­та исследования необходимо ясно осознавать, о каком типе семьи идет речь. Таким образом, психологи исследуют реаль­ные семьи с точки зрения их отклонения от нормы.

Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессии, государства. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи.

Между браком и семьей все же существуют различия. Брак является правовым договорным отношением между двумя лицами противоположного пола. Семья охватывает больший или меньший круг лиц, связанных кровнородственными отношениями как биологическим фактором. В то время как брачные отношения во времени нестабильны, ибо могут быть прекращены в связи с разводом, семейные отношения, однажды возникнув, остаются неизменными. Если брачные отношения между женой и мужем прекращаются, то между их совместными детьми и каждым из них в отдельности они остаются. Брачная связь, пока она длится, только внешне принимает вид семьи.

Таким образом, семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку объединяет не только супругов, но и их детей, а также родственников, проживающих совместно.

Психология семейных отношений сложилась как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы семейных отношений. К настоящему времени сложились следующие направления в изучении семейных отношений: эволюционизм, функционализм, биологизм, сциентизм. К настоящему времени сложились следующие направления в изучении семейных отношений: эволюционизм, функционализм, биологизм, сциентизм.

Брак и семья – категории исторические. В истории человечества сменилось немало форм организации половых отношений, определяемых уровнем социально-экономического развития общества. Опираясь на этнографические исследования, можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной.

Первоначальной формой брака являлась эндогамия (от греч. «эндо» – внутри и «гамос» – брак), предполагавшая свободные связи внутри рода, регулируемые биологическими факторами, что привело к конфликтам внутри рода и возникновению социальных «табу». Вследствие этого возникла такая форма как экзогамия (от греч. «экзо» – вне и «гамос» – брак), запрещающая  браки внутри «своих» родов и определяющая необходимость вступать в него с членами других общностей. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.

Затем сформировался полигамный брак: многоженство (полигиния) и многомужество (полиандрия). В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).

Развитие общества, рост производительных сил определили переход к парному браку, моногамии (единобрачние: один муж — одна жена). Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца.

В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции: почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу; на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину); динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

В цивилизованном обществе основной формой брака является моногамия (один муж – одна жена).   

1.3. Тенденции развития современной семьи

«Современная» семья, зародившаяся на рубеже XIX-XX вв., обладает рядом специфических особенностей, отражающих общие закономерности и достижения прогрессивного развития общества.

С.И. Голод выделяет три исторических типа семьи: патриархальный (традиционный), детоцентристский (современный), супружеский (постсовременный).

Патриархальный типсемьи базируется на жесткой половозрастной субординации и отсутствии личностной избирательности на всех стадиях жизненного цикла семьи. Патриархальная семья основана на отношениях доминирования — подчинения: авторитарной власти мужа, зависимости жены от мужа и детей от родителей, – абсолютной родительской власти и авторитарной системе воспитания.

Детоцентристский тип семьи основан на приоритетности ее воспитательной функции, относительном равноправии супругов, высокой близости отношений как супругов, так и родителей и детей. Воспитание детей — главный смысл жизни семьи. Детоцентристская семья характеризуется малодетностью, планируемостью рождения детей, ограниченностью репродуктивного периода (5 —10 лет).

Супружеский тип семьи — новый тип, складывающийся на протяжении последних десятилетий. Характерными особенностями такой семьи является забота о развитии каждого из ее членов как автономной личности в системе эмоционально насыщенных, интимных, содержательно-духовных отношений в семье, где цель воспитания детей уже не доминирует, уступая место ценностям личностного роста и самореализации всех членов семьи.

Особенности современной семьи (С.И. Голод):

1. Особая роль родительства, как института первичной социализации человека.

2. Основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное принятие и поддержка.

3. Семейная система является достаточно открытой. Правовые, этические, религиозные, социально-психологические барьеры для расторжения брака сведены сегодня к минимуму.

4. Переход от расширенной семьи к нуклеарной (родители и дети), которая становится наиболее типичным вариантом семейной системы.

Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис выделяют следующие психологические особенности российских семей:

1. Высокая степень материальной, психологической, эмоциональной зависимости членов семьи друг от друга;

2. Спутанность семейных ролей, их недостаточная дифференцированность и согласованность;

3. Дистанцированность и низкая эмоциональная включенность мужа в жизнь семьи;

4. Борьба за власть между поколениями вследствие совместного проживания и неясности границ семейной системы.

Выделяют ряд тенденций в развитии семьи, отчетливо проявившихся в последние десятилетия (О.А. Карабанова):

- снижение рождаемости;

- диспропорция в продолжительности жизни мужчин и женщин;

- увеличение числа разводов;

- возрастание числа детей, воспитывающихся без семьи или в условиях

- депривации общения с родителями и близкими взрослыми с сироты, воспитанники интернатов, круглосуточных детских садов, беспризорники и т.д.);

- демократизация и эгалитаризация отношений в семье, прежде всего в супружеских отношениях, переход от жесткой фиксации ролей к взаимозаменяемости супругов, партнерству, помощи и взаимной поддержке;

- возрастание числа несовершеннолетних родителей – подростковое родительство;

- рост числа преступлений на семейно-бытовой почве;

- увеличение числа бездетных семей, в которых статус «семья без детей» – сознательный выбор супругов;

- появление так называемых «двухкарьерных » семей, т.е. семей, где оба супруга, а не только муж, как в традиционной семье, ставят перед собой задачи профессиональной карьеры, роста и самореализации.

В последнее время возрастает количество людей, стремящихся к альтернативным формам устройства собственной жизни, трансформируется отношение к браку. 

Р. Зидер выделяет следующие альтернативные формы брачно-семейных отношений:

- одиночество;

- незарегистрированное сожительство;

- сознательно бездетный брак;

- открытый брак;

- внебрачный секс;

- свингерство;

- интимная дружба;

- гомосексуальность;

- групповой брак, жилые сообщества, коллективные семьи.

Однако за последние годы наметился явный, безусловно положительный сдвиг в пользу выбора семьи как формы партнерского союза, оптимальной для обеспечения необходимых условий личностного роста и саморазвития. Ценность семьи, ее рейтинг определенно растет.


ЛЕКЦИЯ 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БРАКА

Если человек взял жену и не заключил с ней договора,

то эта женщина – не жена

Законы Хаммурапи

Первый брак – закон, второй – прощение,

третий – законопреступление,

четвертый – нечестие, свинское есть житие.

Свод канонического права 1551 г

2.1. История зарубежного семейного права

Около восьми тысяч лет до нашей эры произошли глубокие культурные изменения, оказавшие радикальное влияние на брак. Постепенно повышалось значение владения собственностью. Одновременно развивались законы и о наследовании.

Историки утверждают, что институт брака появился более четырех тысяч лет назад. Первая документально подтвержденная брачная церемония, соединявшая одного мужчину и одну женщину, была отмечена в Месопотамии примерно в 2450 году до н. э.

Первыми письменными законами о браке были законы Хаммурапи – свод гражданского и уголовного права, появившийся в Древнем Вавилоне.    Брак в Вавилоне, как и везде, считался законным при соблюдении определенных юридических формальностей: необходимо было заключить брачный контракт, причем при свидетелях (обычно устный), а иначе этот брак не имел законную силу. Тексты брачных контрактов, нанесенные клинописью на глиняные таблички, обжигались и хранились на случай возможных в будущем конфликтов. Существовали разные типы брачных договоров, в том числе и контракт, оговаривающий срок действия и цель.

Поскольку в браке большую роль играло имущество, в Законах Хаммурапи подробно рассматривается проблема имущественных отношений между супругами: о приданом и брачном выкупе, о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака, об имуществе жены. Брак, таким образом, являлся одновременно и экономической сделкой, определенным контрактом между мужем и женой. Большая роль уделялась наследованию имущества детьми. Развод, для мужчины был допустим в следующих случаях: если жена оскорбляла мужа, унижала его достоинство, разоряла семью. Женщина могла расторгнуть брак и уйти к другому мужчине, если супруг попал в плен, и у жены не осталось средств для существования. Но если муж освобождался из плена, жена должна была вернуться к нему. Также женщина имела право на развод, если сыновья притесняли ее и оскорбляли. При этом она забирала преданое и возвращалась к отцу.

Во всех древних культурах жених платил выкуп за невесту, который, в случае развода по инициативе мужа, как и дети, родившиеся в браке, переходил к жене. При отказе мужа выполнять эти условия женщина могла обратиться в суд для сохранения своих законных прав.

Постепенно женщина становилась ценностью, которая требовала гарантий. Это новое отношение к браку отражено в документе, датированном 135 г. н. э. и найденном в пещере у Мертвого моря: «…Ты становишься моей женой, а я твоим супругом отныне и навеки, согласно закону Моисееву. Если я оставлю тебя, я должен вернуть тебе твой утренний дар (т. е. приданое) в размере 200 динаров…».

В Древнем Египте брак заключался, как правило, по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты. Обычай, а потом и закон наделял обоих супругов правом на расторжение брака. Если развод инициировал муж, то жене надлежало отдать часть ее приданого, а также часть имущества семьи. Если же расторгнуть брак хотела жена, закон также предусматривал, что она в праве получить некоторую долю семейного имущества.
    Древнеиндийские светские и религиозные трактаты («Законы Ману», «Артхашастра», различные эпосы, такие как «Рамаяна», «Махабхарата») дают нам представление об индийской семье «кутумбе», как о большой и патриархальной. Такая семья возглавлялась Отцом, который был при этом также «гуру» - учителем, старшим в семье и руководившим ею, причеммужчинам принадлежал значительно больший объем прав. Муж имел право на расторжение брака, несмотря на то, что религиозный брак считался священным и неприкосновенным союзом мужчины и женщины, скрепленным по воле Высшей силы. Развод по инициативе жены производиться не мог, однако допускалось расторжение брака по взаимному согласию супругов, а также в случае, если один из них испытывал страх перед другим.

В Древней Иудее браки часто заключались между двоюродными братьями и сестрами, чтобы сохранить неделимым семейное имущество. Высоко ценилась девственность, было запрещено кровосмешение, брат умершего или другой ближайший родственник должен был жениться на вдове. Муж имел право по своей инициативе расторгнуть брак с женой. Процедура происходила следующим образом: супруг должен был направить супруге письмо, содержащее сообщение о разводе «сефер критут». После вручения такого письма муж отсылал супругу из дома. Женщина при этом возвращалась в дом своего отца, дети же оставались в доме бывшего мужа. Предполагается, что при расторжении брака муж обязан был выплатить жене некоторую денежную компенсацию.

Греческая цивилизация тяготела к двум основным центрам – Афинам и Спарте. Эти города-государства существенно различались по способу управления, правам и обязанностям граждан, отношению к браку и брачному законодательству. Брак в Спарте был «открытым» в отличие от афинского, который являлся в высшей степени ограничительным.

Спартанские женщины, особенно принадлежащие к высшим слоям общества, имели значительную политическую силу, а также пользовались большой свободой. Некоторые из спартанских женщин имели по два дома и по два мужа, несмотря на то, что общепринятой формой в то время была моногамия. В Спарте женщины имели очень мало домашних обязанностей и пользовались большой свободой.

 Афинские женщины финансово и юридически зависели от отцов или мужей. В их обязанности входил уход за детьми и поддержание в «чистоте» семейного рода. На протяжении веков муж в Афинах имел право убить жену, если она ему изменила.

Первые законы Римского права о браке приписываются Ромулу. Римское право различало два вида брака: «cum manu», когда жена становилась собственностью мужа, частью его имущества, развод при таком виде брака мог производиться только по инициативе мужа; и «sine manu», в котором жена оставалась либо под властью своего отца, либо самостоятельным лицом. Такой брак необходимо было возобновлять ежегодно. Если женщина прожила в течение года в доме у мужа, то она переходила под его власть. Чтобы этого избежать, ей нужно было раз в год на три ночи покинуть дом супруга. Расторжение такого брака происходило при согласии сторон, а также по заявлению мужа или жены.

Фактически протяжении почти всей римской истории мужья, сменяя отцов, обладали абсолютной полнотой власти над женами. Как и в Афинах, муж в Древнем Риме имел право убить жену, не выполнявшую своих супружеских обязанностей или нарушившую строгие правила поведения. Римское право разрешало карать женщину смертью, если она изменила мужу, выпила специальное средство, чтобы прервать нежелательную беременность, или подделала ключи от винного погреба мужа.

В конце V века н. э. Западная Римская империя была завоевана северными племенами варваров (476 г.). Эти племена постоянно вторгались и потрясали Римскую империю на протяжении IV и V веков. Соответственно каждое племя приносило свои представления о браке, свои брачные обряды.

Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность как мужа, так и жены строго карались моралью и законом. Франкские же племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует в целом ради семьи, ради экономического и сексуального удобства.

Таким образом, тысячелетия брак был инструментом обеспечения экономической, политической и половой иерархии, главной целью брака был правильный выбор родни по линии супруга или супруги. Даже законные жены и дети были лишены многих элементов правовой защиты.

В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки. Стали возможны браки, основанные на добровольном союзе супругов.

В эпоху Ренессанса брак по-прежнему оставался финансово-хозяйственным соглашением.

До конца XVIII века брак служил инструментом объединения состояний, формировании военных коалиций, закрепления минных договоров для высших классов. Представители среднего класса заключали брак с целью обзавестись «связями» и решить материальные проблемы за счет приданого невесты, а низшие же классы – крестьяне и ремесленники – приобретали таким образом новых работников в семью и налаживали связи с соседями.

Идеи Просвещения, поставили под сомнение право старшего поколения и государства диктовать условия молодым и сделали возможным свободный выбор партнера, основанный на любви, совместимости характеров, заботе друг о друге и о детях.

В 1804 году был принят Кодекс Наполеона – один из величайших памятников истории права, который базируется на традициях Римского права, в котором сделаны попытки уравнения личных и имущественных прав мужчин и женщин, а также супругов между собой. В Кодексе, например, подчеркивалось, что «муж и жена обязаны к взаимной верности, помощи и поддержке», тем не менее, полного равноправия между ними не было: «муж обязан оказывать покровительство своей жене, а жена – послушание мужу». Расторжение брака не приветствовалось, однако оформить развод можно было по соглашению сторон. Права супругов были не равны: муж имел право развестись с женой в случае ее супружеской измены, но жена могла требовать развода только если муж, изменяя, держал свою сожительницу в их общем доме.

В настоящее время в браке действует еще немало ограничений, в некоторых странах брак остается строго организуемым, находится под контролем.

2.2. Семейное право в России

В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX в. Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д. Н.Дубакин, М. М. Ко­валевский и другие дали глубокий анализ семейно-брачных отно­шений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению се­мейного кодекса «Домостроя» — литературного памятника XVI в.

Сведения о семейном укладе народов, населявших территорию России до принятия христианства, весьма немногочисленны и отрывочны. У одних славянских племен уже сложилась моногамная семья, у других же еще сохранялась полигамия. Семейные отношения регулировались в этот период обычным правом.

Существовало несколько способов заключения брака:

- похищение невесты женихом без ее согласия, а позднее, по сговору с ней;

- покупка невесты у ее родственников

- привод невесты ее родственниками в дом к жениху.

Таким образом, брак, как правило, заключался без согласия невесты, по соглашению между родственниками и женихом или его родственниками. Однако, Уставе Ярослава содержался запрет выдавать замуж силой.

Отношения между родителями и детьми в Древней Руси, как и всюду в этот период, строились на отцовской власти. В дохристианский период жены имели свое имущество. При обручении в сговорной записи могли устанавливаться условия, определяющие права и обязанности супругов по поводу имущества в браке и после его прекращения.

С принятием христианства происходит заимствование византийского брачно-семейного законодательства, В России начинает действовать свод законов, получивший название Кормчей книги.

Был установлен возраст вступления в брак: 15 лет для жениха и 13 лет для невесты, не приветствовалась большая разница в возрасте, запрещались близкородственные браки, а также между лицами, состоящими в духовном родстве, основанном на совершении обряда крещения, а также браки при наличии другого нерасторгнутого брака.

Личные отношения между супругами с принятием христианства также меняются. Замужняя женщина рассматривается уже не как имущество мужа, а как относительно самостоятельное лицо, замужние женщины пользовались относительной свободой. Московский период ознаменовался наступлением так называемой «эпохой терема», когда женщины из верхних слоев общества не общались практически ни с кем, кроме ближайших родственников.

Основой отношений между мужем, женой и детьми является власть мужа и отца. Во время брака муж владел и пользовался имуществом жены, но не мог им распоряжаться без ее согласия.

Родительская власть на Руси была весьма сильна, убийство детей не рассматривалось в качестве серьезного преступления. По Уложению 1648 г. за убийство ребенка отец приговаривался к году тюремного заключения и церковному покаянию. Дети же, убившие своих родителей, подвергались смертной казни.

Принуждение детей к повиновению осуществлялось самим отцом с помощью домашних наказаний. Домострой рекомендует в этом случае «биение жезлом и сокрушение ребер». Государство принципиально в эти отношения не вмешивалось.

Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии семейного права. Прежде всего усиливается роль светского законодательства, в основном императорских указов. Решающее значение стало придаваться добровольности вступления в брак. Это положение затем получило закрепление в Своде Законов Российской Империи. 

Указом 1714 г. Петр попытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии.

В петровские времена смягчается власть родителей над детьми: родители уже не вправе насильственно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.

 В 1830г. повышается возраст для вступления в брак до 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты. Брак, заключенный без согласия родителей, тем не менее, признавался действительным, но дети лишались права наследовать имущество родителей по закону, если родители их не простили.

В конце 19 - начале 20 веков семейные отношения, права и обязанности супругов регулировал Свод Законов Российской Империи. К непременным условиям вступления в брак относилось согласие сочетающихся лиц на брак и достижение брачного возраста (лицам мужского пола - 18 лет, женского - 16 лет, а в Закавказье «природным жителям» – по достижении женихом 15, а невестой - 13 лет.).

Большое значение придавалось материальным обязанностям мужчины по содержанию семьи («…доставлять жене пропитание и содержание по состоянию и возможности своей».

Действовал принцип раздельности имущества, супругам разрешалось распоряжаться своей собственностью независимо друг от друга. Отдельной собственностью жены признавалось ее приданое, которое рассматривалось как самостоятельный «юридический институт».

До самой революции брачное законодательство России не было светским. Российские законодатели упорно отказывались от проведения реформ, признанных необходимыми всеми ведущими специалистами в области гражданского права.

Особенно негативным было отношение законодателей к введению гражданского брака. Гражданский брак не только не допускался в самой Российской Империи, Россия так никогда формально и не признала гражданские браки, заключенные в странах, где они существовали. В 1902 г. Россия отказалась подписать Гаагскую конвенцию, так как она предусматривала взаимное признание браков, заключенных в иностранных государствах по их законам.

Личные права и обязанности супругов также претерпели существенные изменения: изменилось положение женщин в обществе, власть мужа, формально сохранившаяся до 1917 г., приобретает более цивилизованные формы. Муж мог распоряжаться имуществом жены только по ее доверенности как обычный представитель.

Право родителей применять физические наказания в отношении детей так и не было отменено в дореволюционной России. Начиная с XVIII в., оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить детей, а также ответственностью за доведение их до самоубийства.

Родители не только имели право, но и обязаны были воспитывать своих детей. Воспитание состояло в приготовлении детей к полезной деятельности: определению сыновей на службу, а дочерей – замуж. Родители должны были также предоставлять содержание несовершеннолетним детям в соответствии со своими возможностями.

Таким образом, семейное законодательство дореволюционной России в целом находилось примерно на том же уровне развития, что и законодательство большинства европейских стран.

Почти сразу же после Октябрьской революции 1917г. были проведены две важнейшие реформы семейного законодательства. Вышел декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Согласно этому декрету, единственной формой брака для всех граждан России независимо от вероисповедания стало заключение гражданского брака в государственных органах.

Условия вступления в брак значительно упростились: достаточно было достижения брачного возраста (16 лет для женщин и 18 лет для мужчин) и взаимного согласия будущих супругов.

Препятствиями к браку признавались: наличие у одного из супругов душевного заболевания, состояние жениха и невесты в запрещенных степенях родства (запрещались браки между восходящими и нисходящими родственниками, родными братьями и сестрами), а также наличие другого нерасторгнутого брака.

Вслед за первым декретом был принят второй не менее значительный акт –декрет «О расторжении брака».

30 июля 1969 г. был принят Кодекс о браке и семье РСФСР. В соответствии с этим Кодексом признавался только зарегистрированный брак. Имущественные отношения супругов регулировались нормами, закреплявшими режим общей совместной собственности супругов. Заключение брачного договора, направленного на изменение этого режима, не допускалось.

2.3. Основные документы, регламентирующие правовые отношения в современной России

В связи с кардинальными изменениями в экономической и социальной жизни нашей страны возникла насущная потребность срочного изменения ряда институтов семейного законодательства. В связи с этим 22 декабря 1994 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Кодекс о браке и семье РСФСР».

В 1994 г. Государственной Думой РФ и была создана рабочая группа по подготовке нового Семейного кодекса, который был принят Государственной Думой РФ 8 декабря 1995 г.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 511; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!