Методы качественного исследования.



Метод наблюдения.

© Методологические условия и варианты.

Концепция ре­альности, создаваемая представителями какой-либо культуры, не доступна напрямую новичкам или чужакам. Для того, чтобы понять культуру, необходимо прежде всего изучить язык, но даже имея общий язык с нашими информантами, мы порой не знаем, что означают конкрет­ные слова в конкретных ситуациях. Определяя социальную реаль­ность, люди «конструируют» ее: используемые классификации, «ярлыки» и спо­собы означивания, задают смысловые горизонты действия для членов данной социальной группы или культуры.

Чтобы понять смыслы человеческого существования, описать мир повсе­дневности с точки зрения инсайдера, необходимо участвующее наблюде­ние, прямой доступ к изу­чаемой реальности в форме личного опыта участника. Наблюдатель становится посредником между различными социальными мирами, расширяю­щим горизонты культурных традиций и способствующим их коммуникации.

Важным условием сбора данных является выработка у себя эт­нографической дистанции. Это подразумевает попытки смотреть на при­вычные практики так, словно бы они были чужими, подмечая такие их особенности и свойства, которые в обычных обстоятельствах кажутся ес­тественными. Являясь «аборигенами», мы часто проходим мимо каких-то событий, которые людям со стороны могут показаться важными и инте­ресными. Поэтому такое значение имеет опыт постоянных обсуждений с коллегами, обладающими другим жизненным опытом.

В самом начале исследования необходимо сформулировать общую идею, проблему, которая затем будет уточняться с перспективы инсайде­ров. Обзор литературы тоже важен на начальной стадии, хотя играет меньшую роль при определении проблемы для участвующего наблюдения. Однако, в процессе изменения и уточнения проблемы неплохо вновь и вновь обращаться к соответствующей литературе.

Как же возникает исследовательская проблема, и что способствует ее формулированию? Рассмотрим два варианта: во-первых, когда у нас есть примерные представления, чтоизучать, и во-вторых, когда мы знаем, гдемы хотели бы проводить наблюдение.

  • От проблемы к контексту.Проблема может проистекать из наших собственных личных интересов, она может быть почерпнута в научных дискуссиях, возможно, весьма абстрактного свойства, возможно, это тема, возникшая в иных ис­следованиях или поставленная перед нами другими людьми (в том числе, государственными чиновниками, политиками, общественными активиста­ми или фондом).
  • От контекста к проблеме.В других случаях мы вначале принимаем решение о том, где, в какой среде проводить наблюдение, а потом форму­лируем исследовательские вопросы.
  • Личный опыт и интересы как предпосылка (основание) выделения предмета наблюдения.

В. Боггз, исследовавший мир латиноаме­риканского джаза и особенно той его разновидности, которую иногда называют «сальса» (своеобразный синтез латиноамериканского бита и негритянского джаза), смог постепенно перейти от многолетнего увлечения и непосредствен­ной включенности в это музыкальное движение к формулировке социологи­ческого проекта, направленного на анализ расовых и классовых аспектов музыки. Однако переход этот был нелегким и потребовал изрядных усилий: не существует легкого способа превращения личного интереса в профессиональную вовлеченность ученого[32]

Журнали­стское расследование ситуации нередко принимает форму включенного наблю­дения.Так например, в1960-х годах, молодой и честолюбивый журналист Том Вулф предпринял квазиэтнографическое исследование сообщества хиппи, называвших себя «веселыми шалунами». Ядро этой коммуны составляли Кен Кизи (автор знаменитого романа «Кто-то пролетел над гнездом кукушки») и его друзья-хиппи. Позднее Вулф написал книгу о своем опыте общения с хиппи[33].

Иногда для того, чтобы получить доступ в ситуацию включенного наблюдения, достаточно просто «слоняться поблизости».ЭллиотЛайбоу, участвовавший в большом исследовательском проекте по изучению практики воспитания детей в семьях с низким доходом, проводил включенное наблюдение за мужчинами из этих семей, чтобы дополнить данные семейного интервьюирования. Книга, написанная Лайбоу на полученном материале, стала одной из ключевых работ по этнографии города[34].

П.Аткинсонотмечает, чтопризнакомствестакимиработамичитатель невольно вовлекается в сложный процесс конструирования и реконструирования реальности[35]. Этнографическая монография У. Уайта «Обществонауглуулицы»[36], несмотря на сугубо реалистическое детализированное описание социальной жизни итало-американских уличных группировок, оказалась настоящим произведением искусства. Повествование и описание, примеры, характеристики и поясняющие комментарии складываются в искусный и искусственный продукт, и мир, в который входит читатель, уже не является непосредственно переживаемым опытом “общества на углу улицы”.

К концу XIX века между художественной литературой и социальной наукой сложились четкие стилевые и жанровые разграничения. Однако в Чикагской школе с ее акцентом на таких подходах к этнографическим материалам, как lifestories (жизненные истории) и slices-of-life (срезы жизни), происходит развитие интерпретативной методологии, сближающей этнографию с романом.Идея такой методологии, как указывает П.Кло,– создание текстов, в которых автору-исследователю, кроме изложения фактов, полученных в ходе полевой работы, удается представлять свой субъективный взгляд[37].

Следует упомянуть также более редкий случай, когда ученый, вынужденно и по дале­ким от науки причинам оказавшийся в некоторой ситуации, решает использовать эту ситуацию в исследовательских целях. В сущности, именно таким образом оказался на Тробриандовых островах выдающийся антрополог Б. Малиновский, интернированный как подданный враждебной державы.

В отечественной социологии методом включённого наблюдения занималсяП. А. Алексеев, который, чтобы не потерять интеллектуальную форму после суда и увольнения из исследовательского института, наблюдал и анализировал поведение рабочих на промышленном предприятии где работал сам[38].

Участвующее наблюдение характеризуется гибкой логикой определений исследовательской проблемы. От исследова­теля ожидается постоянное переопределение понятий, поиск новых инди­каторов и переформулировка гипотез. Основные понятия определяются феноменологически: в аспекте того, что те или иные идеи и действия зна­чат для людей в конкретных ситуациях. Для того, чтобы подобрать инди­каторы, с помощью которых эти понятия могут быть выявлены и зафикси­рованы, нужно предпринять поиск смыслов, соответствий и связей непо­средственно в полевом контексте. Иными словами, понятия должны быть сформулированы в перспективе инсайдера, исследователь стремится найти их множественные проявления и показатели, чтобы понять, что означает идея и как она применяется в исследуемом сообществе.

В отличие от позитивистского проекта, примером которого является анкетный опрос, в участвующем наблюдении понятия редко определяют операционально, практически никогда не измеряют их количественно и не анализируют данные статистически. Дело в том, что операциональные оп­ределения предполагают то, что будет найдено, и тем самым искажают смыслы инсайдера, следовательно, можно ожидать непонимания.

Первый шаг в описании культуры, субкультуры или «образа жизни» — это инвентаризация ключевых понятий, используе­ мых представителями культуры.Для участвующего наблюдателя необходимо обнаружить и уяснить именно те понятия, которыми пользуются «туземцы», а не подходить к по­лю с готовыми формулами и названиями-клише.Полезно составить специальный тезаурус или глоссарий, для чего необходимо анализировать услышанные и запи­санные специальные термины, обращаясь к представителям субкультуры с просьбой описать, объяснить, как используются те или иные слова. Иногда подобные вопросы задавать не представляется возможным, поэтому нужно просто наблюдать за тем, как применяются символы - вербальные или не­вербальные жесты и высказывания, как они связаны с теми или иными действиями, что они означают и в каких случаях применяются.

Итак, в полевом исследовании очень важно обращать внимание на жаргон организаций, групп или субкультур. Люди, которые взаимодейст­вуют друг с другом в течение какого-то времени, разрабатывают общие символы и терминологию. Новые слова появляются благодаря особым со­бытиям, предположениям или отношениям. Жаргон дает исследователю ключи к тому, что важно для членов группы и как они видят мир.

© Методические требования к наблюдению:

· сохранение «естественного словаря» учас­тников;

· фиксация невербаль­ного поведения;

· анализ пространственного располо­жения участников взаимодействия.

Данные полевого исследования обычно представляют собой полевые заметки. Иссле­дователь должен иметь ежедневную привычку делать заметки сразу после того, как он покинет поле. Очень полезно фиксировать не только наблю­даемые факты, но и переживаемые чувства, а также возникающие сообра­жения по поводу смысла происходящего.

Что я вижу Что я чувствую Как я это понимаю
     

 

© Контрольный лист для фиксации полевых наблюденийпо Дж. Спрэдли[39]

1) пространство: физическое местоположение или местоположения;

2) актор (деятель): люди, участвующие в происходящем;

3) деятельность: совокупность взаимосвязанных действий, совершаемых людьми;

4) объект: наличествующие физические предметы;

5) акт: отдельные действия, совершаемые людьми;

6) событие: множество взаимосвязанных деятельностей, ведущихся людьми;

7)время: временное упорядочивание происходящего;

8) цель: то, чего люди стремятся достичь;

9) чувства: ощущаемые и выражаемые эмоции.

По мере фокусировки темы, от наблюдения к наблюдению эти общие вопросы должны быть дополнены более конкретными, напри­мер, «почему здесь так много женщин?» или «интересно, что думает кон­дуктор трамвая о нас, пассажирах?».

Помимо дневниковых записей можно использовать записывающие аудио- и видеотехнологии.

 

© Основные характеристики метода участвующего наблюдения по Д. Йоргенсену.

· Интерес к смыслам и интеракциям с перспективы инсайдеров и членов особых ситуаций и контекстов.

· Акцент на «здесь-и-теперь» в повседневных ситуациях и кон­текстах.

· Теория и анализ применяются с целью понимания и интерпре­тации человеческого существования.

· Логика и процесс исследования открытые, гибкие, постоянное переопределение того, что представляется проблематичным, с опорой на сбор данных в конкретном контексте человеческого существова­ния.

· Исполнение роли участника, что предполагает установление и поддержание отношений с представителями изучаемого сообщества в поле.

· Применение наблюдения наряду с другими методами сбора данных.

 

© Проблема валидности результатов наблюдения.Включенное наблюдение, как и другие методы социологического исследова­ния, сталкивается с проблемами внешней и внутренней валидности, т. е., как и в случае эксперимента или выборочного обследования, социолог должен ка­ким-то образом определить, могут ли его результаты быть обобщены и перене­сены на другие подобные группы (внешняя валидность). Он должен также убедиться в том, что его результаты не являются побочным продуктом самого про­цесса наблюдения (внутренняя валидность), т. е. следует учесть возможные источники смещений: изменение ситуации, изменение респондентов в ходе исследования, реактивные эффекты и т. п.

Отказ от абстрактных, формальных теорий не означает отказа от теоретичес­ких понятий и перехода к простому описанию обыденного опыта. Интерпретация осмысленных социальных действий также не требует от исследователя какой-то сверхъестественной способности сопереживания и «вчувствования» в чужой опыт. Смыслы и нормы социального действия по своей сути интерсубъектив­ны, т. е. не могут быть сведены к неповторимым индивидуальным состояниям, переживаниям или мнениям. Они изначально ориентированы на возможность понимания, коммуникации и сотрудничества и неотделимы от языка, использу­емого для их описания. Исследователь имеет дело с совокупностью значений и символов, используемых людьми для самоописания и самоанализа своих по­ступков, и обладает возможностью их понимания, поскольку сам постоянно включен в этот процесс производства смыслов. Выбирая из нескольких воз­можных интерпретаций верную, он анализирует наблюдаемую социальную практику приблизительно так же, как комментатор анализирует текст. Альтернативных интерпретаций текста много, но не бесконечно много.Последнее верно и для социальной практики, и для социальных институтов, порождаемых этой практикой и ее воплощающих. Они открыты для понимания, поскольку с само­го начала нацелены на понимание, ориентированы на других людей.

Если представить данное исследователем описание каких-то ситуации как «внешнее» описание, то описание виде­ния ситуации, которое дают участники, можно назвать«внутренним» описанием. В этой когнитивной ситуации возникает вопрос о соотношении теоретических и обыденных понятий, используемых в этих двух типах описания. Для решения этого вопроса сторонники интерпретативного подхода обычно используют разграничение «отдаленных-от-опыта» и «близких-к-опыту» понятий.«Близкими-к-опыту», в формулировке К. Гирца, можно назвать те понятия, ко­торые сам исследуемый (информант) мог бы «естественно и без спе­циальных усилий использовать для определения того, что он сам или его ближ­ние видят, чувствуют, думают, представляют себе и т. п., и которые он мог бы без труда понимать, когда эти понятия сходным образом применяются други­ми».«Отдаленными-от-опыта» являются те понятия, которые «разного рода специалисты — психоаналитик, экспериментатор, этнограф, и даже священник либо идеолог, — используют в достижении своих научных, философских или практических целей. „Любовь" — это близкое-к-опыту понятие; „фиксированность либидо на определенном объекте" — отдаленное-от-опыта. „Социальная стратификация" и, возможно, для большинства людей даже „религия" (не гово­ря уж о „религиозной системе") являются отдаленными-от-опыта, тогда как „каста" или „нирвана" — по крайней мере, для буддистов и индуистов — это близкие-к-опыту понятия»[40].

Биографический метод.

Главной чертой биографического метода можно считать сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека (иногда — группы, организации) и на субъективном, личностном подходе к опи­санию человеческой жизни, карьеры, истории любви и т. п. В центре внимания социолога здесь оказывается документальное, или устное, описание событий с точки зрения самого участника событий, т. е. те сведения, которые в медицине называют субъективным анамнезом.

Используя биографический метод, социолог становится в неко­тором роде социальным историком. История социальных институтов и соци­альных изменений здесь раскрывает себя через рассказы людей об их собственной жизни.Множество отредактированных «историй жизни» становится иллюстра­тивным или доказательным материалом в теоретическом по сути ис­следовании.

© Возможно, как минимум два варианта биографических исследований:[41]

 1. Исследования социальной обусловленности жизненных путей, социальных механизмов регулирования жизненных траекторий, нацеленные на вопрос: как общество определяет жизненный путь. Здесь изучается, образно говоря, «социальный лабиринт», по которому идёт человек по жизни.

2. Исследования, направленные на понимание способа построения личного опыта и внутренней структуры матриц объяснения/толкования жизненного пути. Здесь изучается способ построения личностной идентичности. «Однако не следует соглашаться с тем, что для построения социологической теории несущественно то, что связано с индивидуальной судьбой. Цепочки негативных событий, как-то: потеря работы, алкоголизм, психическое заболевание, нельзя понять вне того обстоятельства, что они прямо затрагивают идентичность носителя биографии и действуют именно в аспекте личной судьбы. Многое, иногда даже все, зависит от того, как носитель биографии воспринимает взаимосвязь отрицательных событий, и как он их теоретически перерабатывает».[42] В этой перспективе жизненный путь считается хотя и результатом субъективных решений, но все же зависящим от социальных событий, от, образно выражаясь, «коллективной судьбы» поколения, возрастной группы, социальной когорты, к которой принадлежит человек. Результатом такого исследования является идеальный тип некоторой совокупности людей, оказавшихся в сходных жизненных обстоятельствах. Жизненный путь анализируется с той позиции, что события в жизни индивида не являются ни чисто случайными, ни результатом воплощения чисто субъективных замыслов. Личностная активность оказывается определенным образом упорядочена, подчинена определенным социальным условиям и обстоятельствам. При этом индивиды не просто испытывают внешние влияния, но интерпретируют и перерабатывают их. В рамках такого варианта биографического метода делается попытка встать на точку зрения действующего субъекта и воссоздать тот мир, в котором он живет и который когнитивно конструирует.

«Основная же проблема, которой озабочены исследователи, использующие биографический метод, заключается в том, каким образом из конкретной биографической истории вылущить эти конституирующие социальную типику моменты», или, по словами Ф. Шютце, «когнитивные фигуры»[43].

Люди оценивают свою жизнь, и результаты этого входят в структуру личностной идентичности. Поэтому представления людей о степени успешности/неуспешности своей жизни является важным моментом социальной биографии. Но значение имеет не только финальный результат, но и сам процесс формирования идентичности, который представляет собой вычленение из потока жизни его отдельных фрагментов и придание им статуса события. Не любой факт биографии является событием в глазах человека. Но то, чему придаётся значение, можно считать вехами жизненного пути. В анализе нарративов «Подробно описываются не только «внешний» процесс события, но и «внутренние реакции», опыты носителя биографии в отношении событий и их интерпретативная переработка по образцам толкования»[44].

© Таким образом, социологический анализ биографии состоит из трёх этапов.

  1. Структуралистский анализ: выделение значимых событий жизни, так называемых «фактов»  биографии.
  2. Герменевтический анализ: «интерпретация интерпретаций» - понимание индивидуального смысла событий и способов «объяснения» действий, процесса конструирования личной идентичности.
  3. Типологическое обобщение индивидуальных смыслов, мотивов, интерпретаций событий: создание типологических вариантов жизненных путей, ответ на вопрос: какой возможен набор вариантов жизненного пути для определённой категории людей.

© Процессы, происходя­щие в жизни отдельного человека.

Жизнь человека, вплетенная в жизнь социума, представляет собой структурируемый процесс. Выделяют следующие процессы.

· интенциональные— это проекты, жизненные цели, намеренно сделанные шаги, которые должны выводить из нежелательной ситуации, формы действий, нацеленные на то, чтобы узнать новое;

· институционаальные — это посещение школы, последова­тельность образовательных шагов, семейный цикл, профессио­нальная карьера.

© Виды биографического интервью:

· открытое интервью: интервьюер выступает в роли любопытно­го знакомого, который задает наводящие вопросы по ходу по­вседневного разговора.

· нарративноеинтервью: собеседника просят подробно рас­сказать историю своей жизни в свободной форме, но в хроно­логической последовательности событий;

· лейтмотивное интервью: респонденту помогают сразу подойти к определенной теме и придерживаться ее впоследствии;

Эти виды интервью можно рассматривать и как этапы (стадии) процесса интервью.

© Источники информации:

· Рассказы самих людей. Автобиографические данные должны интерпрети­роваться в контексте сведений, полученных из иных источников.

· Частная архивная документация: дневники, частные записи, мемуары, личные письма, записи разговоров и т. п.

· Функциональные личные докумен­ты: расписания, черновики, планы работы, записи финансовых поступлений и расходов.

· Официальные архивные документы: записи актов гражданского состояния (рождения, смерти, браки), правительственные документы, данные социальной статистики, архивы политических, общественных организаций и администра­тивных органов.

 

© Модели анализа биографии:

· Причинная модель: выявление факторов, обусловивших изучаемую модель поведения.

Модель причинной взаимосвязи, полученная в результате исследования, долж­на содержать в себе некие предсказания относительно того, когда найденное отношение будет выполняться либо не выполняться. Причинное объяснение предполагает создание прогностической модели поведения.

Применение причинных моделей к анализу «историй жизни» требует использования процедур аналитической индукции. Аналитическая индукция пред­полагает систематические сравнения между группами, подвергавшимися и не подвергавшимися воздействию интересующих исследователя причинных фак­торов. В обосновании метода аналитической индукции решающую роль играют именно негативные случаи, не подтверждающие исследовательс­кую гипотезу - принцип фальсификации. «Руководящим принципом отбора случаев для проверки теории должна быть максимизация шансов для обнаружения ре­шающего негативного примера. Исследователь, располагающий рабочей гипо­тезой, которая относится к его данным, начинает осознавать, какие конкретные области критически важны. Если его теория ошибочна или неточна, он знает, что ее слабые места будут выявлены отчетливее и скорее при переходе к исследованию этих критических областей»[45]Исследуя механизмы наркотической зависимости от опиатов, сам Линдсмит поначалу выдвинул гипотезу о том, что эта зависимость формируется как соб­ственно психологическая, и те пациенты, которые не знают о том, что получа­ют наркотикосодержащие препараты, не станут от них зависимы. В конечном счете Линдсмит пришел к следующему объяснению: 1) зависимость возникает в результате «синдрома отмены», а не в результате физико-химических изменений, вызванных приемом наркотика; 2) условием формирования зависимости является использование наркотикосодержащих препаратов для снятия абстинентного синдрома, причем последний осознается и явно интерпретируется как таковой и связывается с культурными образцами наркозависимого поведения.

· Интерпретативная модель ориентирована не столько на выведение об­щих объяснений и причинных закономерностей, сколько на понимание субъектив­ного смысла событий с точки зрения деятеля. Этот подход ориентирует исследо­вателя на поиск смысла социального поведения с точки зрения самих деятелей, на создание наблюдателем теории, отражающей собственные «теории» наблю­даемых. Если воспользоваться формулировкой К. Гирца, целью здесь является «не экспериментальная наука, ищущая закон, а интерпретативная наука, наце­ленная на поиск смысла».

· Модель «идеальных типов». М. Вебер понимал под идеальным типом некую социокультурную модель, служа­щую орудием теоретического понимания. Идеальный тип — это не гипотеза, и не исторически конкретное описание фактов, а сугубо теоретическая, абстрактная конструкция, которая может и не существовать в реальности, но позволяет ученому понять и объяснить реальность. Идеальный тип — это отнюдь не что-то более со­вершенное и идеально соответствующее норме. Это скорее намеренно преувели­ченное и одностороннее описание собственной точки зрения социолога, его виде­ния смысла поступков деятелей: «Этот мысленный образ сочетает определенные связи и процессы исторической жизни в некий лишенный внутренних противоре­чий космос мысленных связей. По своему содержанию данная конструкция носит характер утопии, полученной посредством мысленного усиления определенных элементов действительности... Задача исторического исследования состоит в том, чтобы в каждом отдельном случае установить, насколько действительность близка такому мысленному образу или далека от него…»[46]

 

 

Интервью.

© Типология интервью.

ª По форме.

· Стандартизованное - фиксированные вопросы, задающие ответам четко определенные рамки.

· Полустандартизованное- фиксированные вопросы, допускающие открытые ответы. Неструктурированное интервью, которое называют также нестандар­тизованным или неформальным, больше напоминает дружескую, повсе­дневную беседу. Не существует заготовленного списка или порядка вопро­сов, которые бы направляли диалог, нельзя применить одинаковый набор стимулов ко всем информантам. Этот тип интервью более подходит для разведывательного исследования, когда мало что известно о конкретной проблеме, так как предоставляет информацию по всему спектру и содер­жанию проблемы, а также разнообразию и глубине чувств, связываемых людьми с конкретной проблемой или явлением.

· Дискурсивные интервью: с респондентом общаются на равных, как с “экспертом по самому себе” и просят оценить предлагаемые интервьюером интерпретации данных.Дискурс здесь — размышление, способ конструирования реальности.

· Групповое интервью: здесь генерируется большой объем информации по теме за короткий промежу­ток времени. Примером группового интервью является фокус-группа.

ª По цели.

· Тематические интервью: вопросы направлены на выяснение какой-либо сквозной темы.

· Проблемно-ориентированное интервью, в ходе которого порядок открытых вопросов диктуется самим ходом беседы.

· Нарративные интервью: открытые вопросы побуждают интервьюируемого рассказывать о переживаниях, сопутствующих определеным событиям или действиям. Можно, например, спросить о самых важных событиях в жизни интервьюируемого или просто попросить рассказать о своем жизненном пути.В идеале вводный вопрос должен вызвать полное повествование, чтобы интервьюеру оставалось только слушать и иногда подавать знаки одобрения (“угу”, кивать и т.д.), заинтересованности (“очень интересно”, “не могли бы вы об этом рассказать поподробнее”) и т.п. Главный методологический принцип нарратива - принцип завершенности образа: рассказчик старается, чтобы у слушателей каждый отдельный элемент нарратива сложился в целостную картинку (Gestalt).

· Глубинные интервью полезны для того, чтобы получить интерпретации относительно установок, ценностей и убеждений. Эти интервью чаще все­го проводятся с несколькими хорошо информированными респондентами, а не с большим количеством людей. Зачастую выделяется специальная группа «ключевых информантов» - тех представителей социальной груп­пы, находящейся в центре исследовательского внимания, которые лучше артикулируют и рефлексируют культурные смыслы, действия и отноше­ния, рассказывая о себе и других. Можно называть этих людей «ключевы­ми акторами» (действующими субъектами).

· Клинические интервью, применяемые при терапии и в психологии развития.

© Принципы формулировки вопросов по П. Лазарсфельду.

· Необходимо, чтобы все вопросы попадали в тематическую и концептуальную область, важную для теории и исследовательских вопросов социо­лога.

· Следует формулировать и упорядочивать вопросы таким об­разом, чтобы они соответствовали опыту респондентов.

· Интервьюер должен открывать действительные смыслы, ко­торые лежат позади ответов информанта. Например, если мать гово­рит, что ее ребенок «медлительный ученик», исследователь не дол­жен предполагать, что он знает, что означает этот термин. Лучше всего попросить респондента объяснить, расширить, привести при­меры, сравнить и противопоставить понятие или тип с другими по­нятиями или типами.

 

© Типы вопросов.

· Описательные- очень широкие и вводные. Начиная с «вопросов широкого круга», можно получить от информанта объемный и богатый нарратив. Затем следуют вопросы малого круга, фокусируясь на меньшей единице опыта. Интервьюер может спросить о примерах или опыте, при­обретенном в конкретном месте. Эти типы вопросов позволяют исследова­телю почувствовать язык и мир информанта.

· Структур­ные - осуществляют дальнейшую фокусировку на проблеме исследования и позволяют исследователю определить, как информанты организуют куль­турное знание.

· Контрастные вопросы применяются для того, чтобы от­личить друг от друга понятия, события, процессы, людей в измерениях смысла (значения).

 


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 252; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!