Цель и предмет качественного анализа.
♣ Общая цель качественного анализа– реконструирование интерпретаций путем исследования знания и поведения акторов: как они мыслят (понимают) ту или иную ситуацию, что и как они делают? - Найти способы понимания как повседневных так и нетипичных (новых, индивидуальных, локальных) ситуаций.
♣ Предмет качественного анализа – осмысленные модели поведения.
♣ Методические процедуры качественных методов:
· Мысленный эксперимент.
· Триангуляция:
Ø уточнение смысла высказывания респонтента;
Ø сопоставление интерпретаций явления различными исследователями с целью нахождения общего смыслового знаменателя.
Термин «триангуляция» призван подчеркнуть сходство со способом определения удаленности или месторасположения некоторого объекта, используемым в геодезии или радиопеленгации.
· Контекстуальность интерпретации: каждое взаимодействие, акт поведения или наблюдаемый факт должны рассматриваться в контексте их протекания.
5. Groundedtheory(обоснованная теория) как логика качественного исследования.[22]
© Основная идея качественного исследования состоит в том, чтобы за счет использования определенных процедур индуктивным путем (от «сырых» данных — «наверх»)вывести теорию изучаемого явления.Groundedtheory на русский язык переведена как обоснованная теория, хотя, на наш взгляд, правильнее было бы перевести укорененная теория, т.е. теория, корнями уходящая в первичные данные, «вырастающая» из них. Каждый последующий сбор данных (содержание интервью) зависит от гипотез, выдвинутых на этапе обработки информации предыдущих интервью и наблюдений.Эта стратегия исследования предполагает постоянное движение от сбора данных к концептуализации (созданию теории) и обратно: от концептуализации к сбору данных. В подходе «обоснованной», или «укорененной» теории абстракция осуществляется от «сырых данных» через коды, категории, представляющие главные аналитические идеи, к более крупным аналитическим схемам, теоретическим умозаключениям, касающимся полевого материала. Результатом теории является изображение (описание) жизненного мира или ситуации.
|
|
© Основные этапы построения обоснованной теории:
· Поиск кодов в тексте интервью или наблюдения.Код – название (индикатор) определенного класса событий или поведенческих актов. Процедура кодирования в исследованиях этого типа представлена тремя составляющими:
Ø Открытое кодирование. Содержательная цель — производство концептов (понятий), которые кажутся адекватными собранным ранее. Концепты здесь — называние, «наклеивание ярлыков» слову, фразе, фрагменту текста. Выявление значимых аспектов жизненного мира
|
|
Ø Осевое кодирование - анализ, проводимый вокруг одной категории (а не нескольких одновременно), и поиск элементов парадигмы кодирования. Термин «осевой» здесь означает «вращение вокруг оси» одной категории.
Ø Селективное (выборочным) кодирование - систематическое кодирование в рамках центральной категории.
· Составление диаграммы связей, смысловых отношений между кодами.Создание смысловых схем (memos) для центральных кодов с применением мысленного эксперимента, позволяющего выявить множество свойств, измерений ивариаций кода, а также дать их интерпретацию в непосредственном контексте интервью и более широком структурном контексте.
· Категоризация собранного материала. Категория – название класса индикаторов.
· Составление картины (схемы) реальности из полученных категорий.
Параллельно с кодированием идет написание аналитических мемос(письменных комментариев исследователя в виде небольших эссе) относительно исследования, чувств исследователя, его идей, кодов, осмысления теоретической литературы. Процедура написания дальнейших аналитических мемоссводится к объединению результатов открытого или осевого кодирования, фиксированию взаимосвязи между крупными категориями, суммированию и интегрированию предыдущих мемос. Исследователь постоянно должен задавать генерирующие (термин А.Страусса.) вопросы: что происходит в поле, чем отличается данный случай от другого? что означает данное слово, или предложение, или действие в «нормальном» понимании? что оно еще может означать? где еще можно обнаружить подобные явления?
|
|
|
6. Общая характеристика типов качественных исследований:
этнографический, психосемантический, кейс-стади.
ª Этнографический тип качественного социологического исследования
У социальной этнографии, этнологии, культурной и социальной антропологии, социологии культуры один предмет – феномены культуры как представления людей об окружающей их реальности. Здесь культура понимается как способ существования и смысловой универсум всякой группы людей, объединенных общими условиями жизни, труда, интересами или проблемами. Целью герменевтической социологии является не простое описание феноменов сознания, а понимание смысла действий, совершаемых людьми. М.Вебер писал, что предметом понимающей социологии «является прежде всего поведение, которое, во-первых, по субъективно предполагаемому действующим лицом смыслу соотнесено с поведениемдругих людей, во-вторых, определено также этим его осмысленным соотнесением и, в-третьих, может быть, исходя из этого (субъективно) предполагаемого смысла, понятно объяснено»[23].
|
|
В. Дильтей мог бы выразить суть этнографического метода как движения к пониманию социально-типичного через детальное описание единичного: умственное и духовное состояние целой эпохи может быть представлено в одном индивиде[24]
Цель этнографического исследования - через детальное описание единичного — конкретных повседневных практик — «выйти» на традиционную для нее исследовательскую задачу — познание типического в социальном явлении.
Исследовательским приёмом стало выражение известного английского социолога М.Хаммерсли«сделать знакомое неизвестным»[25].В этом девизе содержится две идеи. Первая состоит в том, что исследуется знакомый, рядом находящийся мир: трущоб, рынков, промышленной организации, крестьянского труда, детской преступности и т.д. Вторая — в том, что только взгляд на привычное как странное, неизвестное, другое, чужое, только остранение исследователя (термин известного советского культуролога В.Шкловского. — А.Г.) помогает «сломать» привычное, непроблематичное в рутине повседневности изучаемой социальной общности, понять смыслы, которые кроются за видимым социальным и организационным порядком.
Основные черты качественного исследования этнографического типа:
- Стремление к более подробной, детальной, всесторонней репрезентации реальности.
- Акцент прежде всего на методе включенного наблюдения.
- Большое значение придается фигуре самого исследователя,его способности войти в контакт с теми, чьи жизненные миры он изучает, его открытости новому, его умению слушать и слышать, его способности находиться «вне» и «внутри» изучаемого опыта одновременно, его воображению, наконец.
- Результат этнографического исследования — чаще всего монтаж - бриколаж, попытка из мозаики собранных данных составить целостную «картинку» культуры изучаемой общности. Исследователь здесь — своеобразный монтажник (bricoleur), использующий различные части-источники для монтажа (bicolage) целого. Термин этот, введенный в оборот Г.Зиммелем и подхваченный крупнейшими современными социологами Ж.Бодрийяром и К.Леви-Строссом.
- Большое значение имеет первоначальная процедура поиска посредников, способных ввести человека в группу, сообщество, а затем помочь войти в контакт с «ключевыми фигурами», хранителями знаний о традициях данного сообщества. Современный английский исследователь К.Робсон называет их «проводниками».
Чикагская школа подчеркнула роль “включения” социального исследователя в жизнь объекта (Р. Парк. Город; У.Уайт. Общество на углу улицы; Г.Беккер Мальчики в белом).
В её рамках были созданы тексты, в которых автору-исследователю, кроме изложения фактов, полученных в ходе полевой работы, удается представлять свой субъективный взгляд. Повествовательный характер научного описания, акцент на субъективных переживаниях участников исследования (информантов и ученого), обязательно присутствующий в тексте индивидуальный опыт исследователя и, наконец, практика включенного наблюдения, – все это стало признаками этнографической работы социолога. Используются и количественные данные, которые Г.Беккер называл “квазистатистика”: “включенный наблюдатель должен пользоваться возможностью собирать данные так, чтобы их можно было преобразовать в легитимные статистические. Однако обстоятельства полевой работы обычно препятствуют этому... Поэтому то, что получает наблюдатель, лучше назвать квазистатистикой. Его выводы, хотя и неявно числовые, не требуют точной квантификации”[26] Примером такой работы может быть книга У.Уайта «Общество на углу улицы»: повествование и описание, примеры, характеристики и поясняющие комментарии складываются в искусный и искусственный продукт, и мир, в который входит читатель, уже не является непосредственно переживаемым опытом автора, а становится социально-этнографическим описанием “общества на углу улицы”.
К. Гирц, называя описание определенного события, ритуала и обычая “thick” (“плотным”, “насыщенным”), полагает, что все антропологические работы были и остаются интерпретациями интерпретаций[27].Центральной задачей теории является воссоздание восприятия той или иной ситуации её участниками[28]. При этом границы между социальными и гуманитарными науками сделались зыбкими, обществоведы стали применять гуманитарные модели, теории и методы анализа. “Золотая эра” стабильных и достаточно догматичных социальных наук закончилась, появились новые формы научного дискурса: истолкование документального фильма как художественного произведения Майлера, подобное этнографии притчевое изложение Кастанеды, теоретические трактаты Леви-Стросса, напоминающие романы о путешествиях.
Появилась этнография города, направленная на изучение сообществ “гражданской инаковости” (civilotherhood), удаленных в культурном смысле от известных, «официальных» сообществ, направленная на мир социальных проблем «социокультурных меньшинств»: мир трущоб и городских окраин, отдельных организаций и магазинов, на социокультурные особенности той или иной профессиональной, возрастной, гендерной или субкультурной группы, например, этнография пожилых, рокеров, угонщиков автомобилей, стюардесс и пожарных, детской преступности и сообществ наркоманов. В отличие от этнографии в традиционном смысле, стремящейся к рациональной реконструкции социальных порядков в “аборигенных” сообществах, этнографический метод в социологии дает возможность установить смыслы, скрытые за социальными и организационными порядками современных сообществ. Объектом исследования могут быть любые группы людей, включенных в осмысленное поведение. Приоритетом остается смысл их деятельности.Собственно этнический фактор здесь выступает на равных с другими культурно специфицирующими факторами, поэтому этнография в такой трактовке является социологическим подходом.
Соотношение между опросом и этнографическим методом. Когда возникает необходимость показать количественные различия между артикулированными мнениями по вопросам, хорошо осознаваемым данным сообществом, применение опросных процедур представляется предпочтительным. Однако этнографический метод оказывается незаменимым при выявлении типичного в уникальных ситуациях. Он может быть эффективным инструментом изучения групп, организаций и субкультур, делая доступными те стороны их жизни, которые не могут быть исследованы с помощью количественных подходов.
«Общепринято в социальных науках считать этнографию “мягкой”, а опросы “жесткими”. Опросы дают жесткие, надежные, неуступчивые, устойчивые, строгие, однозначные, точные, беспристрастные и заслуживающие доверия данные, тогда как этнографические данные являются гибкими, ненадежными, выразительными, спорными, капризными, фривольными, изменчивыми, уступчивыми, двойственными, мягкими или легкомысленными. Короче, опросы мужественны и объективны, а этнография женственна и субъективна»[29]
Резюме: социальная этнография - термин, обозначающий как наблюдение за поведением социальной группы, так и его описание. Основным способом этнографического исследования является включенное наблюдение.
ª Психосемантический тип исследования.
В основе психосемантикилежит идея различения значения и смысла предмета или знака (обозначения предмета). В процессе общения разные люди могут пользоваться разной системой понятий. Конкретные объекты, к которым можно отнести понятие, у каждого из общающихся индивидов могут, в принципе, не совпадать. Присущая языку зависимость от своеобразия культурных систем и ставит проблему понимания.
Поскольку у предметов имеется, как правило, ряд значений, то люди выбирают одно из них – руководствуясь при этом своим личностным, субъективным смыслом. Субъективное представление значений является областью исследования психосемантики: почему люди выбирают то или другое значение?
· В семантике констатируется факт существования различных значений в разных грамматических контекстах.
· В психологии констатируется факт существования неосознанного выбора того или иного значения.
· В социологии этот уровень психики весьма приблизительно фиксируется аффективным (эмоциональным) компонентом социальной установки, наряду с которым существует когнитивный компонент. Представляется, что в социологической интерпретации значениям соответствует когнитивный уровень социальной установки, а личностным смыслам - аффективный компонент.
Таким образом, необходимо учитывать переплетение в индивидуальном сознании двух реальностей: отраженной непосредственно в виде субъективных переживаний и ощущении и опосредованно - через систему общественно выработанных способов осознания (через языковые формы).Такая двойственность индивидуального сознания - факт, хорошо известный в психологии. Именно в этой области возникли представления о жизненном пространстве К.Левина, теория личностных конструктов Дж.Келли, теория личностных смыслов А.Н.Леонтьева.
Значение фиксируется в языке, оно надиндивидуально, объективно и непсихологично. Смысл - индивидуален и субъективен, имеет психологическую природу. В принципе его можно вербализовать: субъект может сформулировать специфику своих переживаний и понимания.Однако, личностный смысл не имеет прямых аналогов в языковых единицах. Человек подбирает лишь значение, т.е. то, что осознается, что включено в культурные языковые схемы.
Основной формализованный метод психосемантики - построение субъективного семантического пространства (СП): создание системы знаков (подбор слов), передающих индивидуальный смысловой фон, контекст понимания предмета. Построение СП - это попытка передать понятие в простейших, филогенетически и онтогенетически первичных формах восприятия и эмоций, которая выводит нас из системы социальной нормированности, общественной конвенции в мотивационно-потребностную сферу субъекта. Из сферы значений когнитивного уровня в сферу смыслов аффективного уровня.
Ч.Осгуд, создавший одну из наиболее распространённых методик построения СП – семантический дифференциал (СД), полагал, что СД помогает измерять так называемое коннотативное значение(в отличие от денотативного), т.е. не объективные характеристики, а "состояния, которые следуют за восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символами"[30]. Денотативное значение объективно, межличностно, познавательно, т.е. имеет характеристики когнитивного уровня сознания; коннотативное - субъективно, индивидуально, ценностно, т.е. описывается в тех же терминах, что и аффективный уровень.
Простейшим вариантом СД является расположение объекта (указание его места) на биполярной шкале, полюсами которой являются прилагательные-антонимы: например, хороший-----плохой, приятный-----неприятный, тёплый-----холодный и т.п.
Подчеркнем, что шкалы СД не описывают реальность, а являются метафорическим выражением состояний и отношений субъекта.
ª Keй ccmaд u как тип качественного исследования
Термин «кейс-стади» (casestudy) буквально переводится с английского как изучение случая.В разных теоретических традициях существует целый ряд близких терминов: метод случая (casemethod), монографическое изучение (monographicstudy), монографический подход (monographicapproach).
Основными чертами данной исследовательской практики являются:
- социальный феномен, случай (case) изучается здесь в его реально существующем контексте
- множественность источников информации означает здесь разнообразиеиспользуемых методов
© Кейс- стади как стратегия исследования.
«Сasestudy- исследовательская стратегия, направленная на глубокий, полный и комплексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического объекта (случая). Очевидным достоинством метода является возможность получения более глубокой информации о латентных процессах, скрытых механизмах социальных отношений; только с помощью такого качественного подхода можно реконструировать сферу неформальных отношений, существующих между людьми»[31].
Что можно выбрать в качестве случая (case) для социологического исследования? Вообще говоря, случаем можно считать любой вычленяемый элемент действия или жизненного контекста, поддающийся реконструкции и имеющий свою собственную историю.
Особенностью данной стратегии является то, что она основана на принципах исследовательской, методологической и временной триангуляции как способе повышения надежности данных в качественном исследовании.
Исследовательская триангуляция выражается в том, что каждая ситуация, каждый факт наблюдается и описывается несколькими исследователями.
Методологическая триангуляция означает использование различных методов в изучении каждой конкретной ситуации. Чаще всего - сочетание всех основных методов: наблюдения, интервью и анализа документов.
Временная триангуляция осуществляется благодаря тому, что процессы отслеживаются в течение достаточно длительного времени. Это даёт возможность возвращаться к прежним наблюдениям, интерпретируя их с привлечением новых фактов.
© Виды кейс стади
По критерию цель исследования:
- объяснительное (causal) кейс-стади — разработать теорию, объясняющую изучаемый случай, т.е. теорию, описывающую причины (факторы), его порождающие
- описательное (descriptive) кейс-стади - описать изучаемый «случай». Итогом такого исследования может быть исследовательский комментарий или «плотное», насыщенное описание «случая»;
- разведывательноекейс-стади - исследовательская стратегия такого вида используется в ситуации, абсолютно неизвестной исследователю
По критерию характер самого «случая»
- индивидуальное кейс-стади, где кейсом выступает одна личность
- исследование, где «случаем» выступает определенное сообщество
· исследование, где «случаем» выступает социальная группа
· исследование, где в качестве «случая» изучаются организации и социальные институты; для этих исследований характерно множество различных фокусов исследовательского интереса: трудовые отношения, результаты управленческих и организационных мероприятий, процессы освоения нововведения, адаптации к меняющейся реальности;
· исследования, где в качестве «случая» рассматривается определенное событие, определенное отношение (отношение «врач — пациент» или события определенного преступления, стихийного бедствия, несчастного случая).
© Дизайн (план) кейс-стадипо К.Робсону:
· разработкаконцептуальной схемы; какие же черты важны, какие связи, скорее всего, значимы, существенны и, наконец, какие данные он намерен собирать и анализировать.
· выделение исследовательских вопросов;
· определение выборочной стратегии; Определить выборочную стратегию исследования значит ответить на целый ряд существенных для исследователя вопросов: кого опрашивать, наблюдать; где, в каких условиях будет происходить сбор информации; когда и что (какие события, действия, процессы) должны исследоваться?
· подбор методов сбора данных.
Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 292; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!