Патриарх Адриан (1690-1700 гг.)



17 марта 1690 года патриарх Иоаким скончался. Преемником его былпоставлен Казанский митрополит Адриан (1690-1700 гг.), близкий к покойному патриарху человек и такой же ревнитель Православия, но менее образованный и еще более приверженный к старине. К реформаторской деятельности царя Адриан не мог относиться сочувственно, потому что она ставила Россию в тесную связь с Западом. В своихокружных посланиях к пастве патриарх крайне резко высказывался против иноземцев с их обычаями, против курения: табака, против брадобрития, даже повторив на последнее проклятие Стоглава. Патриарху Адриану не могли нравиться требования царя - оставить ношение русской национальной одежды - кафтана, отмена обряда шествия на осляти, перенесение начала нового года с первого сентября на первое января. Патриарх не встречал со стороны царя никакого доверия и симпатии. Когда же, против новых реформ восстал народ и разразился очередной стрелецкий бунт (1698 г.), Петр был доведен до неумолимого озлобления против враждебного его планам духа благочестия. И едва патриарх Адриан, по древнему обычаю "печалования", вздумал походатайствовать за стрельцов, явившись к царю с иконою Богоматери, царь с гневом велел ему уйти прочь и поставить образ на место. "Я не меньше тебя, - говорил он, - чту Бога и Его Пречистую Матерь, но мой долг казнить злодеев, умышлявших против общего блага". Гнев царя не пощадил и его собственного семейства: царевны Софья и Марфа, побуждавшие к бунту стрельцов, и царица Евдокия были пострижены в монашество. Патриарх поневоле должен был замолчать. И только еще один раз, стоя уже одною ногою в могиле, он возвысил свой голос в защиту прежнего строя церковного суда, когда Петр вознамерился произвести реформу церковного суда на началах, выраженных еще в "Уложении" Алексея Михайловича. Все судебные дела между людьми церковного ведомства, если только они не касались предметов веры и Церкви, вновь отнесены были к ведомству гражданского суда. Только преступления по делам веры и Церкви и бракоразводные дела были оставлены по-прежнему в ведении церковного суда. Патриарх распорядился составить по этому вопросу обширную записку - "Статьи о святительских судах", - где тщательно были собраны все документы, служившие основанием судебных прав РЦ, начиная с Номоканона, древних княжеских уставов и ханских ярлыков, и внушалось царю не нарушать преданий старины. Но голос патриарха уже не мог остановить тенденции к ограничению прав церковного ведомства со стороны государства, начавшейся гораздо раньше и только с особенной силой проявившейся в царствование Петра I. Патриарх не мешал царю, но царь не переставал смотреть на него подозрительно, как на нравственный оплот всех недовольных его нововведениями. В последнее время патриарх оставил даже Москву и жил в своем любимом Перервинском монастыре. Потеряв расположение Петра, Адриан не приобрел его и у старорусской партии, враждебно настроенной к реформам царя. Последняя желала видеть в патриархе строгого и смелого обличителя новых порядков и потому непочтительно отзывалась о первосвятителе, что "он бережет мантии да клобука белого, за тем и не обличает". В октябре 1700 года Адриан скончался, и преемник ему уже не был назначен, патриаршее управление в РЦ прервалось на два с лишним столетия.

Упразднение патриаршества в 1700 г.

В 1700 году в России происходили исторические события, в ходе которых складывался новый облик государства; реформировалось войско, строился флот, на западноевропейский лад перекраивались куль­тура и быт высшего слоя русского общества. Среди преобразований Петра особенно важной по своим последcтвиям была церковная реформа, ибо главная черта Петербургского периода – абсолютизм государственной власти, существенно отличавшийся от старомосковского самодержавия с его традиционным обычным правом и главное, неподчиненной светскому государю высшей церковной властью. Властной рукой Петра Православная Цер­ковь была отодвинута от главного русла национальной жизни.

В 1721 г. была создана Духовная коллегия, стоявшая в ряду других коллегий и вскоре переименованная в Святейший правительствующий Синод. Тем самым подчеркивалось особое положение этой коллегии, близость ее статуса к Сенату. Однако расширения компетенции Синода не произошло, из нее изымались наиболее важные гражданские и уголовные дела, связанные с церковными проблемами. Но политическая, административная и экономическая самостоятельность Церкви сохранялась, особенно на уровне местных органов. В 1726 г. была предпринята неудачная попытка разделить Синод на два департамента: первый, состоявший из членов Синода, находящихся на жалованье (не получавших доходов от епархий), должен был управлять богослужебно-каноническими делами Церкви; второй, состоявший из светских чиновников, должен был решать судебные и административно-хозяйственные вопросы церковного управления. Это был проект бюрократизации церковного управления. В 1744 г. архиерейские домовые правления (исполнительные органы архиереев в епархиях) были преобразованы в консистории. В них входили светские чиновники-секретари, в присутствии находились пять духовных лиц. Реорганизация местных церковных органов была произведена по аналогии с реорганизацией Синода. Новые политические взаимоотношения абсолютистского государства и Церкви требовали правовой регламентации имущества Церкви и правового статуса духовенства. Необходимо было решить вопросы административной власти епископов, местных органов управления и церковных судов. Важным фактором в этом урегулировании стала секуляризация церковных земель в 1762—1764 гг. Еще Петр I в 1720 г., закрыв Монастырский приказ, вернул многие земли монастырей в хозяйственное управление архимандритов и игуменов. Но 20-летняя практика управления церковными землями, которую осуществлял Монастырский приказ (1770—1720), не прошла даром: церковное хозяйственное управление стало восприниматься как производное, осуществляемое с санкции государства и находящееся под его контролем. Готовились предпосылки для секуляризации церковных имуществ. В 1723 г. учреждена Камер-контора Синодального правления, преобразованная в 1726 г. в Коллегию экономии Синодального правления. На нее возлагался сбор недоимок с церковных имений. В 1738 г. Коллегия из ведения Синода была передана в ведение Сената, в 1744 г. вновь возвращена Синоду под названием Синодальная канцелярия экономического правления. За этими переменами стоял один факт — хозяином церковных имуществ становилось государство, Синод был лишь управителем.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 264; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!