РЦ в Смутное время начала XVII в.



Смутное время — обозначение периода истории России с 1598 по 1613 год, ознаменованного стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом. После смерти Ивана Грозного (1584) его наследник Феодор Иоаннович был неспособен к делам правления, а младший сын, царевич Дмитрий, пребывал в младенческом возрасте. Со смертью Дмитрия (1591) и Фёдора (1598) правящая династия пресеклась, на сцену выдвинулись второстепенные боярские роды — Юрьевы, Годуновы. Четыре года, с 1600 по 1603 были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре выпадал снег. Разразился страшный голод, жертвами стало до полумиллиона человек. Люди обращались к грабежу и разбою, усиливая общий хаос. Начало Смуты относится к усилению слухов, будто бы законный царевич Дмитрий жив, из чего следовало, что правление Бориса Годунова незаконно. Самозванец Лжедмитрий, объявивший польскому князю Вишневецкому о своём царском происхождении, вошёл в тесные отношения с польским магнатом, воеводой сандомирским Ежи Мнишеком и папским нунцием Рангони. В начале 1604 года самозванец получил аудиенцию у польского короля, а 17 апреля принял католичество. Король Сигизмунд признал права Лжедмитрия на русский трон и дозволил всем желающим помогать «царевичу». За это Лжедмитрий обещал передать Польше Смоленск и Северские земли. За согласие воеводы Мнишека на брак его дочери с Лжедмитрием, тот также обещал передать своей невесте во владение Новгород и Псков. Мнишек снарядил самозванцу войско, состоящее из запорожских казаков и польских наёмников. В 1604 году войско самозванца пересекло границу России, многие города (Моравск, Чернигов, Путивль) сдались Лжедмитрию, войско московского воеводы Ф. И. Мстиславского было разбито у Новгород-Северского. В разгар войны Борис Годунов скончался (13 апреля 1605 г.); армия Годунова практически немедленно изменила его преемнику, 16-летнему Фёдору Борисовичу, который был свергнут 1 июня и 10 июня убит вместе с матерью. В этот период Церковь стала символом национального сопротивления и победы. Первый русский патриарх Иов (1589 - 1605) проявил твердую позицию в отношении Лжедмитрия I и предал его анафеме. В 1605 г., после избиения, Иов был заточен в Успенском монастыре. Грек Игнатий был возведен Лжедмитрием I на патриаршество, но авторитета не имел. В 1606 г. его сместили и возвели Гермогена. Иов был возвращен из ссылки и Гермоген с Василием Шуйским провели акцию покаяния народа в совершенных грехах. Публично, во главе с царем, патриархом и боярами, москвичи покаялись. В Тушино, при Лжедмитрии II, появляется патриарх Филарет Никитич. Гермоген совместно с Филаретом ведет переговоры с поляками о призвании на московское царство королевича Владислава, с условием принятия им православия, иметь православную жену и не иметь сношений с Римом. От Гермогена поляки требовали анафемы 1-му ополчению, но он благословил его. В 1611 г. его арестовали и уморили голодом. Когда в 1613 г. шли выборы нового царя, не последнюю роль сыграло то, что отец Михаила Романова был патриархом.

Заслуги русских монастырей Высокими подвигами отличились в смутное время и насельники русских монастырей, которые были настоящими крепостями и давали у себя надежный приют окрестному населению. Кириллов монастырь пять лет отбивался от нападения врага. Соловецкий монастырь переслал в Москву более 17 тысяч рублей. Троицкая обитель пожертвовала более 65 тысяч рублей и много ценных вещей из своей ризницы и церковной утвари. Ссентября 1608 г. ей пришлось выдержать 16ти масячную осаду от тридцатитысячного польского войска при наличии 2300 своих защитников. В последние дни правления Шуйского архимандритом у Троицы стал святой Дионисий, при котором весь монастырь обратился в богадельню. В то же время в келье архимандрита сидели писцы писали грамоты, призывая всех к очищении земли от врагов. Одна такая грамота, послужила главным толчком к поднятию вто­рого земского ополчения. Патриотическое движение скоро перешло в открытую борьбу с врагами Отечества. Для одушевления воинов из Казани был принесен список с чудотворной иконы Божией Матери. 22 октября 1612 г. Москва была взята и затем совершенно очищена от поляков и литовцев.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 166; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!