Патриарх Иоаким (1674-1690 гг.)



По низложении Никона во главе РПЦ стояли такие лица, которые нисколько не походили на него характером и от которых царская власть могла не опасаться притязаний, на участие в управлении Гос делами. Преемником Никона стал Иоасаф II. Он был старец кроткий и благочестивый, не позволили ему выделиться в чем-либо за время его служения Церкви в сане первосвятителя. Он известен только по книжным исправлениям, которые продолжались и в его время, наряду со все более совершенствующимся книгопечатанием. Так же тихо и незаметно прошло 10-месячное управление следующего патриарха Питирима. Но третий (после Никона) патриарх Иоаким, преемник Питирима, ознаменовал свое правление активной деятельностью на пользу Церкви. Патриарх Иоаким (1674-1690 гг.) происходил из рода бояр Савеловых. В молодости он был на военной службе, но на 35-м году своей жизни оставил ее и поступил в Киево-Межигорский монастырь. Патриарх Иоаким отличался практическим характером и незаурядными административными способностями. Одним из первых дел его было осуществление определений собора 1667 года о неподсудности духовенства мирскому суду, которые исполнялись далеко не в полной мере. Затем патриарх обратил внимание на материальные средства духовенства. По ходатайству патриарха велено было отмерить участки земли из помещичьих и вотчинных земель. Также в интересах материального обеспечения духовенства патриарх Иоаким определил для всех епархиальных властей общую норму в собирании церковной дани с подведомственных им лиц (духовенства) и учреждений, ибо со времени учреждения патриаршества и особенно при Никоне сборы эти значительно усилились и, кроме того, всецело зависели от произвола местных епархиальных властей. В отношении к церковным вотчинам правительство оказалось менее уступчивым, чем в вопросе о церковном суде. Определения "Уложения" по этому предмету были оставлены во всей силе и после 1667 года. Желая извлечь из церковных вотчин как можно более государственной и общественной пользы; кроме того, посылало в монастырь на пожизненное содержание своих раненых и престарелых служителей и требовало от духовных учреждений усиления благотворительной деятельности. В 1678 г. положено было увеличить патриаршие богадельни в Москве, в том же году от царя Феодора вышло распоряжение произвести подробную перепись церковных имений. Собор 1682 г., по предложению царя, определил разобрать всех нищих в городах и всех требующих призрения разместить по церковным богадельням и больницам. Налаживая административно-экономическую жизнь духовенства, патриарх Иоаким заботился и об упорядочении жизни церковно-канонической. Для устранения некоторых различий в совершении Литургии и других церковных служб пересмотрены были чины Литургий Василия Великого и Иоанна Златоуста, исправлен и напечатан Типикон, который и в настоящее время существует почти в том же виде. На соборе 1673 г. отменено было совершение обряда шествия на осляти в епархиях, совершение его оставлено за одним патриархом; кроме того, патриарх Иоаким произвел поправку в обряде омовения ног, упразднив в нем место Иуды. Особенно ревностно патриарх Иоаким заботился об охранении Православия. Он зорко следил за иностранцами и юго-западными учеными, проживающими в Москве, и всеми мерами противодействовал распространению идей, враждебных православной вере. Иоаким сильно озабочен был уврачеванием недавно появившегося, и усиливавшегося старообрядчества. Гражданским властям вменялось в обязанность оказывать духовенству всякое содействие в борьбе с расколом: вместо старопечатных книг положена бесплатная выдача новоисправленных книг; запрещено было основание новых пустынь, служивших часто пристанищем раскола, пустыни вблизи селений закрывались, а храмы их обращались в приходские церкви. Вместе с внешними мерами патриарх Иоаким действовал на раскольников путем увещания. Плодом его ревности в этом направлении явилось сочинение "Цвет духовный". Последний год патриаршества Иоакима совпал с первым годом самостоятельного царствования Петра Великого. Умирая, патриарх оставил духовное завещание, в котором умолял царей Петра и Иоанна не допускать православных до дружбы с еретиками, не давать иноземцам начальства при полках; не дозволять в России постройки еретических церквей и не ходить иноземных обычаев. Такое неприязненное отношение к иноземцам не могло не казаться Петру опасным и он сохранил об Иоакиме недобрую память, что оказало немалое влияние на его отношения и к патриаршеству.


Дата добавления: 2019-07-15; просмотров: 215; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!